Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Контроль за достижением целей



2015-11-11 2282 Обсуждений (0)
Контроль за достижением целей 5.00 из 5.00 3 оценки




Планирование - это целенаправленный вид управляющего воздействия, осуществление которого рассматривается как составная часть процесса управления.

Направление планирования зависит от его классификации: по степени охвата (общее и частичное), содержанию в аспекте предпринимательской деятельности (стратегическое - поиск новых возможностей и продуктов, тактическое - предпосылки для известных возможностей и продуктов, оперативное - реализация данной возможности), предмету (объекту) планирования (целевое, средств - потенциал, оборудование, материалы, финансы, информация; программное, действий), сферам функционирования (производство, маркетинг, финансы), охвату (глобальное, контурное, макровеличин, детальное), срокам (кратко-, средне-, долгосрочное), жесткое и гибкое.

Планирование даёт ответы на следующие вопросы:

1) Каково положение организации в настоящее время. Для этого нужно оценивать положение в области финансов, производства и других сферах.

2) Каковы должны быть цели организации. Оценивая возможности и угрозы в окружающей среде, следует определить цели организации. Следует четко определить: объект планирования (что планируется), субъект планирования (кто планирует), период (горизонт) планирования (на какой срок), средства планирования (например, компьютерное обеспечение), методику планирования (как планировать), согласование планов (каких, с кем и на каких условиях. Подход менеджмента к планированию может быть осуществлен постановкой критериев и задач планирования, определением средств планирования, методов согласования планов, направлений и методов планирования.

1.3 Этапы планирования

Планирование предполагает принятие конкретных решений о функционировании развитии производственной системы. Это позволяет обеспечить ее эффективное функционирование и развитие в будущем, уменьшить их неопределённость. Такие решения принято относить к плановым, которые могут быть связаны с постановкой определённых параметров.

В принятии таких решений состоит процесс планирования в широком смысле. В узком - планированием является сопоставление специальных документов - планов, определяющих конкретные шаги организации в деле осуществления принятых решений.

Зачастую в планах отражаются: прогнозы развития организации; промежуточные и конечные цели и задачи, стоящие перед ней и её отдельными подразделениями; механизмы координации текущей деятельности и распределения ресурсов; стратегии на случай чрезвычайных обстоятельств.

Понятие целей и планов - неотъемлемая часть любого общества. Цель - это желаемое состояние будущего, достичь которого, и пытается организация.

Значение целей определяется тем, что каждая организация существует ради некого результата, а цели позволяют как определить его, так и довести информацию до сотрудников и общества. План является маршрутом движения организации к поставленным целям, включающим в себя схемы распределения ресурсов, различные графики, промежуточные задачи. Термин планирование объединяет цели и планы то есть это процесс определения целей организации и средств их достижения.

Постановка целей начинается с высшего менеджмента организации. Первый этап процесса планирования предполагает изложение миссии и формулировку стратегических целей компании. Цели выражают конкретные отдельные направления деятельности организации. Важность определения целей связана с тем, что они являются фундаментом для менеджмента, планирования, организации, мотивации, контроля; определяют способы повышения эффективности деятельности организации; лежат в основе принятия любого делового решения; служат руководством для формирования конкретных плановых показателей.

Ценности и цели высшего руководства накладывают отпечаток на деятельность и поведение фирмы. Ценности формируются нашим опытом, образованием и социально-экономическим фоном. Ценности направляют и ориентируют руководителей при принятии критических решений.

Общие наблюдения и социологические исследования подтверждают, что поведение не является свободным от воздействия ценностных ориентаций; как индивиды, так и организации проявляют предпочтение к определённым типам поведения. Они выражают такое предпочтение, следуя определённой линии поведения, даже если это означает потери с точки зрения результатов.

Прежде всего, при планировании необходимо определить цели организации.

Основная общая цель организации - чётко выраженная причина её существования и обозначается как её миссия. Все цели вырабатываются для осуществления этой миссии.

Иными словами, миссия это основная цель, ради достижения которой компания создаётся.

Из этого следует, что на вершине иерархии и корпоративных целей находится миссия, или обоснование деятельности организации, то есть описание её ценностей, устремлений и причин для чего она существует. Четко сформулированная миссия является фундаментом вытекающих из неё целей и планов.

Миссия фирмы должна рассматриваться с точки зрения определения основных потребностей потребителей и их эффективного удовлетворения, руководство фактически создаёт клиентов для поддержки организации в будущем.

Существует только одно обоснованное определение цели предпринимательства - создание клиента. Если предпринимательство берёт на себя миссию создания клиентов, оно также получит прибыль, необходимую для своего выживания, если исключить плохое управление при осуществлении этой миссии.

Заявление о миссии называется общее определение основных направлений бизнеса и операций организации, отличающих её от других компаний. В изложении миссии обычно описываются потенциальные рынки и потребители компании, указываются основные точки приложения её усилий. Из заявления о миссии общественность может почерпнуть информацию о корпоративных ценностях, отношении организации к сотрудникам, политике повышения качества продукции и уровня обслуживания, расположении подразделений компании. Как правило, в заявлении о миссии раскрываются и приоритетные цели, и философия компании.

Значение миссии для организации и её сотрудников очень велико. Выработанные на её основе цели служат критериями для принятия управленческих решений. Ведь если отсутствует основная цель организации, то у её руководителей нет логически обоснованного выбора альтернативы.

При отсутствии миссии организации, её руководители могут иметь в качестве основы для принятия решений только свои индивидуальные ценности. В результате может произойти разброс усилий сотрудников, а не единство цели, имеющее существенное значение для успеха организации.

Миссия детализирует статус организации и обеспечивает направление и ориентиры для определения целей и стратегии на различных организационных уровнях. То есть, миссия - это цель, для которой организация существует и которая должна быть выполнена в плановом периоде. Особое значение миссии для деятельности предприятия заключается в том, что она является основой для всех плановых решений фирмы, для дальнейшего определения её целей и задач. Миссия создаёт уверенность, что организация преследует не противоречивые, ясные, сравнимые цели; помогает сосредоточить усилия работников на выбранном направлении, объединяет их действия; обеспечивает понимание и поддержку среди внешних участников организации.

Постановка целей предполагает указание периодов времени, за который они должны быть достигнуты, иными словами, определение крайних сроков, дат, к которым необходимо получить поставленные результаты.

Таким образом, все цели и планы компании имеют определённый временной горизонт. Поэтому по срокам выполнения планы принято разделять на долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные.

Долгосрочные (свыше пяти лет) относятся в основном к категории стратегических планов.

Среднесрочные (от года до пяти лет) выполняются в виде различного рода программ и заключаются в определении тактических целей.

Краткосрочные (до года), включают оперативные цели отделов и работников, а также имеют форму бюджетов, сетевых графиков.

Планирование охватывает все уровни управления и помогает предпринять и упростить действия, которые приведут к достижению целей организации. Так же снижает риск неопределенности внешней и внутренней среды организации, помогает оптимально делегировать полномочия и распределить ресурсы внутри фирмы. Важные цели планирования включают в себя достижение определенного уровня прибыли, повышение производительности труда, возможность организации выйти на новый рынок сбыта и т.д.

Эффективное выполнение функции планирования предполагает:

получение сведений об основных общеэкономических и рыночных условиях, влияющих на рынок самой фирмы и ее конкурентов, в частности, сведений о прошлых продажах и прибылях;

определение оптимальной товарной структуры производства с учетом научно-технического прогресса и факторов спроса;

оперативный учет наличных ресурсов и гибкое маневрирование ими;

установление контроля за выполнением планов, и, своевременную корректировку плановых заданий в случае необходимости.

2. Принципы и виды планирования

2.1 Принципы планирования

Впервые общие принципы планирования сформулированы А. Файолем. В качестве основных требований к разработке программы действий или планов предприятия им были сформулированы пять принципов:

· принцип необходимости планирования означает повсеместное и обязательное применение планов при выполнении любого вида трудовой деятельности. Этот принцип особенно важен в условиях свободных рыночных отношений, поскольку его соблюдение соответствует современным экономическим требованиям рационального использования ограниченных ресурсов на всех предприятиях;

· принцип единства планов предусматривает разработку общего или сводного плана социально-экономического развития предприятия, то есть все разделы годового плана должны быть тесно увязаны в единый комплексный план. Единство планов предполагает общность экономических целей и взаимодействие различных подразделений предприятия на горизонтальном и вертикальном уровнях планирования и управления;

· принцип непрерывности планов заключается в том, что на каждом предприятии процессы планирования, организации и управления производством, как и трудовая деятельность, являются взаимосвязанными между собой и должны осуществляться постоянно и без остановки;

· принцип гибкости планов тесно связан с непрерывностью планирования и предполагает возможность корректировки установленных показателей и координации планово-экономической деятельности предприятия;

· принцип точности планов определяется многими факторами, как внешними, так и внутренними. Но в условиях рыночной экономики точность планов трудно соблюсти. Поэтому всякий план составляется с такой точностью, которую желает достичь само предприятие, с учетом его финансового состояния, положения на рынке и других факторов.

В современной практике планирования, помимо рассмотренных классических, широкую известность имеют общеэкономические принципы.

1. Принцип комплексности. На каждом предприятии результаты экономической деятельности различных подразделений во многом зависят от уровня развития техники, технологии, организации производства, использования трудовых ресурсов, мотивации труда, доходности и других факторов. Все они образуют целостную комплексную систему плановых показателей, так что всякое количественное или качественное изменение хотя бы одного из них приводит, как правило, к соответствующим изменениям многих других экономических показателей. Поэтому необходимо, чтобы принимаемые плановые и управленческие решения были комплексными, обеспечивающими учет изменений как в отдельных объектах, так и в конечных результатах всего предприятия.

2. Принцип эффективности требует разработки такого варианта производства товаров и услуг, который при существующих ограничениях используемых ресурсов обеспечивает получение наибольшего экономического эффекта. Известно, что всякий эффект в конечном итоге заключается в экономии различных ресурсов на производство единицы продукции. Первым показателем планируемого эффекта может служить превышение результатов над затратами.

3. Принцип оптимальности подразумевает необходимость выбора лучшего варианта на всех стадиях планирования из нескольких возможных альтернатив.

4. Принцип пропорциональности, т.е. сбалансированный учет ресурсов и возможностей предприятия.

5. Принцип научности, т.е. учет последних достижений науки и техники.

6. Принцип детализации, т.е. степени глубины планирования.

7. Принцип простоты и ясности, т.е. соответствия уровню понимания разработчиков и пользователей плана.

 

Стратегическое (долгосрочное или перспективное) планирование заключается в основном в определении главных целей деятельности компании и ориентировано на определение намечаемых конечных результатов с учетом средств и способов достижения поставленных целей и обеспечения необходимыми ресурсами. При этом разрабатываются также новые возможности фирмы, например, расширение производственных мощностей путем строительства новых предприятий или приобретения оборудования, изменение профиля предприятия или радикальное изменение технологии. Стратегическое планирование охватывает период в 10-20 лет, имеет отдаленные последствия, влияет на функционирование всей системы управления и основывается на огромных ресурсах.

Тактическое (среднесрочное) планирование заключается в определении промежуточных целей на пути достижения стратегических целей и задач. При этом детально разрабатываются средства и способы решения задач, использование ресурсов, внедрение новой технологии.

Операционное (оперативное или текущее) планирование предполагает разработку планов-графиков и обеспечивает выполнение тактических планов.

Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разборке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей.

Стратегия - представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение её целей.

Многие крупные компании в современных условиях стали уделять все большее внимание развитию стратегического планирования как инструменту централизованного управления. Такое планирование предусматривает разработку общих принципов ориентации фирмы на перспективу; определяет стратегическое направление и программы развития, содержание и последовательность осуществления важнейших мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей. Стратегическое планирование помогает принимать решения по комплексным проблемам деятельности фирмы в международном масштабе: определение направлений и размеров капиталовложения и источников их финансирования; диверсификация производства и обновления продукции; формы осуществления заграничных инвестиций в условиях приобретения новых предприятий; совершенствование организации управления по отдельным подразделениям и кадровой политике.

 

Под прогнозом понимается система научно обоснованных представлений о

возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях его развития.

Прогноз выражает предвидение на уровне конкретно-прикладной теории, в то же

время прогноз неоднозначен и носит вероятностный и многовариантный характер.

Прогнозирование предполагает описание возможных или желательных аспектов,

состояний, решений, проблем будущего. Планирование основано на принятии

решений о проблемах, выявленных на стадии прогнозирования, на учете всех

критических аспектов будущего.

В качестве основных отличий прогнозирования от планирования можно назвать

следующие:

прогнозирование осуществляется в условиях с высокой долей неоп­ределенности

или случайности;

объектом прогнозирования чаще всего являются совокупность хо­зяйственной

системы и внешней среды;

прогнозирование в большей степени ориентировано на исследова­ние развития

внешней среды хозяйственной системы, носит системный ха­рактер;

прогнозирование носит информационный, консультативный харак­тер, принятие

решения необязательно, в то время когда планирование но­сит директивный

характер;

при прогнозировании в связи с большим периодом упреждения и неопределенностью

используются более общие расчетные или экспертные нормы [3, c.34].

Таким образом, прогнозирование по своему составу шире планиро­вания, так как

включает не только показатели деятельности хозяйствую­щего субъекта, но и в

большей степени учитывает изменяющиеся парамет­ры внешней среды.

Прогнозирование соотносится с более широким понятием - предвидением.

Предвидение опережает отражение действи­тельности и основано на познании

законов природы, общества и мышления. В зависимости от степени конкретности и

харак­тера воздействия на ход исследуемых процессов различают следующие его

формы: гипотеза, прогноз, план.

Важней­шим средством для этого служит прогноз как связующее звено между общенаучным предвидением и планом.

Прогноз и план взаимно дополняют друг друга. Формы со­четания прогноза и

плана могут быть самыми различными: про­гноз может предшествовать разработке

плана (в большинстве случаев), следовать за ним (прогнозирование последствий

при­нятого в плане решения), проводиться в процессе разработки плана,

самостоятельно играть роль плана, особенно в крупно­масштабных экономических

системах (регион, государство), когда невозможно обеспечить точное

определение показате­лей, т.е. план приобретает вероятностный характер и

практи­чески превращается в прогноз.

Планирование нацелено на обоснование принятия и пра­ктической реализации

управляющих решений. Цель прогнози­рования - прежде всего создать научные

предпосылки для их осуществления. Эти предпосылки включают: научный анализ

тенденций развития экономики; вариантное предвидение пред­стоящего ее

развития, учитывающее как сложившиеся тенден­ции, так и намеченные цели;

оценку возможных последствий принимаемых решений. Обоснование направлений

социаль­но-экономического прогнозирования заключается в том, что­бы, с одной

стороны, выяснить перспективы ближайшего или более отдаленного будущего в

исследуемой области, руковод­ствуясь реальными экономическими процессами,

сформиро­вать цели развития, а с другой - способствовать выработке

оп­тимальных планов, опираясь на составленный прогноз и оценку принятого

решения с позиций его последствий в про­гнозируемом периоде.

Прогнозирование экономических процессов осуществляет­ся в тесном единстве с

другими видами прогнозирования: социальным, политическим, демографическим,

научно-техничес­ким, развитием базы естественных ресурсов и др.

При разработке плана необходимо соблюдать ряд требова­ний, важнейшими из

которых являются:

Оптимальность, предполагающая такой вариант плана, когда потребности в

ресурсах наименьшие, а конечный резуль­тат по финансовым и другим критериям

лучший и, как правило, сроки осуществления события минимальные.

Определенность, при которой установленные показатели и другие условия должны

быть конкретизированы по величине и срокам выполнения, обоснованными и

реализуемыми.

В плане должны быть четко определены цели и задачи. План оформляется в виде

специального документа. После его принятия соответствующим органом управления

начинается организационная работа по практической реализации плана.

Исключительно важно при этом обеспечить полное и скоорди­нированное

выполнение предусмотренных действий всеми участниками процесса, так как любое

отклонение в каком-либо из звеньев технологической цепи скажется на

последующем и в целом на конечном результате, т.е. в итоге не будет

реализована поставленная задача.

Наряду с категориями "прогноз" и "план" широкое распрос­транение имеют и ряд

других: мероприятие, программа, кон­цепция. Имея общую экономическую природу,

каждая из них часто выступает составной частью прогноза или плана, в то же

время сохраняя и свою самостоятельность.

Современные условия хозяйствования требуют максималь­ного расширения сферы и

совершенствования методов прогно­зирования и планирования. Чем выше качество

прогнозов и планов, тем более весомым будет их вклад в общественное

раз­витие.

Важными задачами, которые обычно ставятся перед исполнителями при

прогнозировании и планировании, разработке соответствующей концепции,

программы, мероприятия, явля­ются сохранение и развитие высокоэффективной

структуры экономики, обоснование и регулирование темпов роста выпус­ка

продукции, высокой степени ее конкурентоспособности на рынке, обеспечение

эффективного использования материаль­ных, энергетических, трудовых и

финансовых ресурсов, доста­точного уровня доходов и социальной защищенности

населения, поддержание имеющихся и налаживание новых многообразных

экономических связей в масштабах региона, го­сударства и с внешним миром.

Таким образом, экономическое прогнозирование– это получение информации о

состоянии экономических показателей анализируемого объекта по средством

системы методов.

Под методологией планирования и прогнозирования понима­ется система подходов,

принципов, показателей, методик и методов разработки и обоснования прогнозов

и плановых решений, а также логика планирования и прогнозирования.

Методология базируется на экономической теории, изучающей закономерности и

законы развития общества, основные положения и тенденции воспроиз­водственных

процессов, и развивается и совершенствуется по мере развития самой

экономической теории.

Применительно к экономике Республики Беларусь методология планирования и

прогнозирования должна обеспечивать достиже­ние поставленных целей и решение

конкретных задач в сложив­шейся экономической ситуации.

Показатели планов и прогнозов представляют собой форму количественного

выражения принимаемых плановых и прогноз­ных решений.

Методика представляет собой совокупность рабочих методов и приемов,

используемых для осуществления конкретных плановых и прогнозных расчетов и

различных показателей плана и прогноза. Она носит частный характер, находится

в соподчинении с методо­логией планирования и прогнозирования и входит в нее

как составная часть.

Важнейшим элементом методологии государственного плани­рования и

прогнозирования является логика. Логика планирования и прогнозирования есть

упорядоченная последовательность и обоснованность действий, связанных с

разработкой планов и прог­нозов.

Главной идеей логики планирования и прогнозирования вы­ступает определение

исходного пункта, от которого начинается и которому подчиняется весь процесс

разработки планов и прогнозов. К основным составляющим логики можно отнести

следующее:

формулирование системы целей планирования и прогнозиро­вания;

анализ исходного уровня, т. е. состояние прогнозируемого и планируемого

объекта в прошлом и настоящем, уточнение параметров и оценка уровня его

развития;

изучение потребностей общества, их объема и структуры в плановом и

прогнозном периоде;

определение ресурсов общества тех, которые есть и которые могут быть созданы

в плановом, либо прогнозном периоде;

согласование ресурсов и потребностей общества и выработка плановых или

прогнозных решений.

Однако, несмотря на общность методологических основ, с определенной степенью

условности можно говорить о методологии планирования и методологии

прогнозирования, о принципах и методах планирования и принципах и методах

прогнозирования, то связано с той ролью, которую выполняют планирование и

прогнозирование как формы государственного регулирования. И ели планирование

(директивное, индикативное, стратегическое) отражает конкретное решение в

отношении планируемого объекта, о прогнозирование дает вероятностную оценку

его состояния в будущем, различные пути и способы его развития, либо служит

основой для принятия планового решения.



2015-11-11 2282 Обсуждений (0)
Контроль за достижением целей 5.00 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Контроль за достижением целей

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2282)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)