Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Государственное устройство. Словения - унитарное государство




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Словения - унитарное государство. Административно-территориальное деление - 62 района.

Форма правления в Словении по Конституции 1991 г. парламентарная республика. Политический режим - демократический.

Законодательная власть принадлежит однопалатному парламенту Государственному собранию, которое состоит из 90 депутатов, избираемых гражданами на 4 года. За итальянским и венгерским меньшинствами закреплено право быть представленными как минимум одним депутатом в парламенте.

Право законодательной инициативы принадлежит правительству, индивидуально депутатам Государственного собрания и не менее чем 5 тыс. избирателей. Законы могут приниматься как парламентом, так и непосредственно гражданами на референдуме. По общему правилу для принятия закона парламентом требуется простое большинство присутствующих на заседании депутатов. Закон должен быть обнародован Президентом Республики не позднее чем через 8 дней после его принятия.

Помимо парламента в Словении имеется также Государственный совет - совещательный орган, представляющий социальные, экономические, деловые, профессиональные и местные интересы. В соответствии с Законом "О Государственном совете", принятым в 1992 г., 22 кандидата избираются муниципалитетами для представительства местных интересов. Остальные 18 общественными организациями для представительства, в соответствии со ст.96 Конституции, интересов работодателей (4 советника), наемных рабочих (4 советника), крестьян, ремесленников и лиц свободных профессий (4 советника), работников непроизводственной сферы (6 советников). Члены Государственного совета избираются сроком на 5 лет.



Государственный совет обладает правом отлагательного вето: он может требовать, чтобы Государственное собрание пересмотрело любой закон в течение 7 дней после его принятия и до обнародования. При повторном рассмотрении закон считается окончательно принятым, если за него проголосовало абсолютное большинство всех избранных депутатов (исключая случаи, когда Конституция требует квалифицированного большинства). Государственный совет также вправе вносить законопроекты на рассмотрение Государственного собрания, давать заключения по всем вопросам, входящим в компетенцию Государственного собрания, требовать назначения референдума по вопросам общественного значения, проведения расследования (по тем же вопросам).

Глава государства - Президент Республики, избираемый непосредственно населением на 5-летний срок. Никто не может занимать этот пост более 2 сроков подряд.

Президент является главнокомандующим Сил обороны Словении, он назначает выборы Государственного собрания, обнародует законы, назначает и отзывает послов и консулов, принимает верительные грамоты от иностранных дипломатических представителей, осуществляет право помилования, присваивает государственные награды и почетные звания, выполняет другие обязанности, предусмотренные Конституцией. В случае войны или чрезвычайной ситуации, если Государственное собрание не может немедленно собраться, Президент по требованию Правительства издает декреты, имеющие силу закона. Такие декреты должны быть представлены на утверждение парламенту, как только он соберется на свое заседание.

Исполнительная власть принадлежит Правительству, состоящему из Премьер-министра и министров государства. Правительство и его отдельные министры независимы в рамках своей компетенции. Последние подотчетны Государственному собранию.

Кандидатура Премьер-министра предлагается Государственному собранию Президентом после консультаций с лидерами различных политических групп в парламенте. Премьер-министр избирается большинством голосов всех депутатов тайным голосованием. Если предложенный кандидат не получает необходимого большинства голосов, Президент может продолжить консультации в течение еще 14 дней и предложить Государственному собранию того же или нового кандидата. Помимо этого кандидаты могут быть предложены политическими группами Государственного собрания или группой из не менее чем 10 депутатов. При этом кандидатура, предложенная Президентом, голосуется первой. Если Премьер-министр вновь не избран, парламент может решить продолжить избрание, но уже большинством голосов от числа присутствующих депутатов. Если в 2 последующих голосованиях никакой кандидат не получит необходимого числа голосов, Президент должен распустить Государственное собрание и назначать новые выборы.

Министры назначаются и освобождаются Государственным собранием по предложению Премьер-министра. Они несут коллективную ответственность за работу Правительства и персональную ответственность за свою собственную деятельность.

Государственное собрание может (большинством голосов всех депутатов) избрать нового Премьер-министра. Такое голосование считается вотумом недоверия Правительству ("конструктивный вотум") и влечет его отставку. Вотум недоверия может быть вынесен большинством и от числа присутствующих депутатов, если данный Премьер-министр был избран таким большинством.

Премьер-министр может требовать голосования Государственным собранием о доверии Правительству. Если такой вотум не получит большинства голосов всех избранных депутатов, Государственное собрание должно в 30-дневный срок или выбрать нового Премьер-министра, либо выразить доверие действующему Премьер-министру в новом голосовании. Если этого не случится, Президент Республики должен распустить Государственное собрание и назначить новые выборы. Премьер-министр может объединить голосование о вотуме доверия Правительству с голосованием по определенному закону или другому вопросу.

Государственное собрание по требованию не менее чем 10 депутатов может подать интерпелляцию (запрос) относительно работы Правительства или отдельного министра. Если по итогам такой интерпелляции большинство всех избранных депутатов вынесет вотум недоверия Правительству или соответствующему министру, то Правительство или такой министр считаются уволенными Государственным собранием.

 

Правовая система

 

Общая характеристика

 

Правовая система Республики Словении входит в романо-германскую правовую семью и имеет общие черты с правовыми системами других бывших союзных республик Югославии.

До Второй мировой войны Словения, как и другие части Югославии, имела свою собственную, обособленную правовую систему, которая сложилась в результате длительного австрийского владычества. В частности, основу гражданского права Словении составлял австрийский ГК с новеллами периода Первой мировой войны; уголовное право также основывалось на австрийском законодательстве (до 1929 г.). В 1946 г. новое, коммунистическое правительство Югославии решило покончить с правовым партикуляризмом страны, отменив все старое законодательство (за исключением некоторой его части, не противоречившей принципам нового строя). До принятия новой Югославской конституции 1974 г., расширившей компетенцию союзных республик, основные отрасли права находились в ведении федерации. Со второй половины 1970-х гг. в Словении, как и других югославских республиках, стало приниматься собственное гражданское и уголовное законодательство в рамках основ законодательства, установленных федерацией. Это законодательство (в определенной мере) и по сей день составляет основу правовой системы Словении.

После смены общественного строя в 1990 г. и провозглашения независимости в 1991 г. правовая система Словении, как и других бывших социалистических стран, переживает период бурных преобразований, направленных на создание правовой базы для демократического государства со свободной рыночной экономикой.

В настоящее время основным источником права в Словении являются законы и другие нормативные акты. Высший нормативный акт - Конституция; за ней следуют законы, принятые парламентом; декреты, изданные правительством во исполнение законов, подзаконные акты, изданные министерствами во исполнение законов и декретов правительства, и подзаконные акты, издаваемые органами местного самоуправления для решения вопросов, входящих в их компетенцию.

Законы и другие подзаконные акты также должны соответствовать общепризнанным принципам международного права и нормам международных соглашений, участником которых является Словения. Ратифицированные и опубликованные международные соглашения применяются в Республике Словении непосредственно.

Основным центром в области изучения права, а также подготовки юридических кадров в Словении является юридический факультет университета в Любляне.

 




Читайте также:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1533)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7