Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 2. Культура речи и ее составляющие



2015-11-11 1335 Обсуждений (0)
Тема 2. Культура речи и ее составляющие 0.00 из 5.00 0 оценок





План темы:


        1. Функции языка.

        2. Формы речи и их особенности.

        3. Нормы русского литературного языка.

        4. Типы нормативных словарей и принципы работы с ними

        5. Русский речевой этикет.


Основные понятия: язык, речь, функции языка, особенности устной и письменной речи, языковая норма, речевая ошибка, типы норм, варианты нормы, речевой этикет.


2.1.Функции языка:

коммуникативная (или функция общения) – основная функция языка, использование языка для передачи информации;

познавательная (или гносеологическая функция) – весь многовековой опыт человечества доступен каждому благодаря книгам;

мыслительная (или когнитивная, от лат. cognitio – «познание» – мысли формируются у нас в голове с помощью языка;

информативная (или аккумулятивная функция) – передача информации и её хранение;

экспрессивная (или эмоциональная функция) – выражение чувств, эмоций;

идентификационная (или репрезентативная) – отождествление себя с определенным народом, соотнесение с временным контекстом, социальной группой и т.д.

Важнейшая функция языка – коммуникативная. Коммуникация – значит общение, обмен информацией. Иными словами, язык возник и существует прежде всего для того, чтобы люди могли общаться.

Язык любого народа – это его историческая память, воплощенная в слове. Тысячелетняя духовная культура, жизнь народа своеобразно и неповторимо отражаются в языке, в его устной и письменной формах, в памятниках различных жанров. И, значит, культура языка, культура слова предстает как неразрывная связь многих и многих поколений.

Родной язык – душа нации, первостепенный и наиболее очевидный ее признак. В языке и через язык выявляются такие важнейшие особенности и черты, как национальная психология, характер народа, склад его мышления, самобытная неповторимость художественного творчества, нравственное состояние и духовность.

Язык – явление социальное. Им нельзя овладеть вне социального взаимодействия, т.е. без общения с другими людьми. Хотя процесс социализации в значительной мере основан на имитации жестов - кивков, манеры улыбаться и хмуриться, - язык служит основным средством передачи культуры. Другой его важной чертой является то, что на родном языке практически невозможно разучиться говорить, если его основной словарный запас, правила речи и структуры усвоены в возрасте восьми или десяти лет, хотя многие другие аспекты опыта человека могут быть полностью забыты. Это свидетельствует о высокой степени приспособляемости языка к потребностям человека; без него общение между людьми осуществлялось бы значительно примитивнее.


2.2. Если язык – это система знаков и символов, то речь – это процесс пользования языком. Речь является реализацией языка который и обнаруживает себя только через речь.

Речевая деятельность, связанная с использованием языка, одна из важнейших в жизни человека – существа мыслящего, думающего, познающего, общающегося, рассуждающего, объясняющего, спорящего, убеждающего.

Речевое общение во всех его формах, видах, жанрах, типах позволяет человеку получать в готовом виде социальный опыт, осмысленный и систематизированный предшествующими поколениями. Общение как любая деятельность человека имеет ряд побудительных мотивов. Среди них –познание окружающего мира, познание самого себя и как результат познания – корректировка своего поведения.

Сила воздействия слова, как оказывается, не зависит напрямую от силы его звучания. Действенность и результативность слова определяются целесообразностью, предполагающей учет говорящим условий и места общения, адресат. Речевые коммуникативные умения, обеспечивающие целесообразный, коммуникативно-мотивированный выбор слов, соотнесены, как показывает анализ, с жизненной позицией, взаимосвязаны с формой поведения.

Разобщенность людей, непонимание друг друга накладывают свой отпечаток на их речевое поведение, языковое сознание, деформируя личность. Нравственные формы поведения, общекультурный уровень среды определяют речевое поведение, обусловленное определенным набором коммуникативных умений.

Если человек говорит кратко и внушительно, негромко и задушевно, сухо и деловито, это нравится людям, как и ровная, простая, ясная, веская речь, когда у говорящего есть отчетливые мысли. Отчетливая мысль, облеченная в ясную и простую форму, не часто встречается.

Потребность поделиться раздумьями, необходимость высказать мысли, желание обсудить сомнения, разрешить их - стремления специфически человеческие, и чем более развит интеллект, чем выше культура, самосознание личности, тем больше потребность в общении, во взаимодействии с себе подобными.

Речь имеет общественно-историческую природу. Люди всегда жили и живут коллективно, в обществе. Общественная жизнь и коллективный труд людей вызывают необходимость постоянно общаться, устанавливать контакт друг с другом, воздействовать друг на друга. Это общение осуществляется при помощи речи. Благодаря речи люди обмениваются мыслями и знаниями, рассказывают о своих чувствах, переживаниях, намерениях.


Общаясь друг с другом, люди употребляют слова и пользуются грамматическими правилами того или иного языка. Язык есть система словесных знаков, средство, с помощью которого осуществляется общение между людьми.

Речь – это процесс использования языка в целях общения людей. Язык и речь неразрывно связаны, представляют собой единство, которое выражается в том, что исторически язык любого народа создавался и развивался в процессе речевого общения людей. Связь между языком и речью выражается и в том, что язык как орудие общения существует исторически до тех пор, пока люди говорят на нем. Как только люди перестают использовать тот или иной язык в речевом общении, он становится мертвым языком. Таким мертвым языком стал, например, латинский.

Познание закономерностей окружающего мира, умственное развитие человека совершается путем усвоения знаний, выработанных человечеством в процессе общественно-исторического развития и закрепленных с помощью языка, с помощью письменной речи. Язык в этом смысле есть средство закрепления и передачи от поколения к поколению достижений человеческой культуры, науки и искусства. Каждый человек в процессе обучения усваивает знания, приобретенные всем человечеством и накопленные исторически.

Особенности устной и письменной формы речи. Речевое общение происходит в двух формах – устной и письменной. В условиях реальной коммуникации наблюдается их постоянное взаимодействие. Любой письменный текст может быть озвучен, т.е. прочитан вслух, а устный текст – записан на магнитофонную пленку.

В чем состоит различие устной и письменной форм речи? Они имеют свои характеристики, которые сводятся к особенностям средств выражения.

Устная речь – это звучащая речь, которая функционирует в сфере непосредственного общения людей

Письменная речь – это созданная людьми вспомогательная знаковая система, которая используется для фиксации звукового языка (звуков речи это самостоятельная система коммуникации. Она служит средством общения людей в том случае, когда непосредственное общение невозможно (когда они разделены пространством и временем).

Основные различия между устной и письменной речью представлены в следующей схеме:

Устная речь Письменная речь:
- спонтанна; - ориентирована на присутствие собеседника. - продуманна; - ориентирована на восприятие высказывания в отсутствие собеседника
- неполные предложения; - передача эмоций при помощи интонации, мимики, жеста; - слабая структурная оформленность, допустимость повторений, отступлений, уточнений и речевых ошибок в процессе речи - полные и в меру необ-ходимости распространенные предложения; - передача эмоций при помощи знаков препинания; - четкая структурная оформленность, строгая логичность и точность изложения мыслей, отсутствие речевых ошибок

Типы речи. В основе устной и письменной речи лежат функционально-смысловые типы речи – определенные способы изложения, отвечающие задачам говорящего относительно представления обсуждаемого предмета. Задача статической характеристики предмета решается в описании, характеристика предмета в развитии, в динамике дается в повествовании, анализ проблемы как предмета речи – в рассуждении. Все три типа речи выработаны естественным путем в процессе развития мышления и языка. Каждый из них лежит в основе отдельных речевых жанров (ср.: построенная на описании инструкция, повествовательный жанр рассказа и научная статья, основанная на рассуждении).

Упражнения (3)

Морфологические нормы

Морфология изучает формы слова, то, как слова изменяются. Поэтому если кто-то говорит: поехай, помахай, ширше, улыбаюся, у ней, то он нарушает морфологические нормы русского языка. Для того чтобы говорить правильно, нужно знать как. Изучение морфологических норм включено сейчас в школьную программу. В ЕГЭ образованию форм слова посвящено специальное задание - А3.

 

Как правильно?

Как правильно?

Осталось ответить на 20 вопросов

1. Я знаю много ... .

    • басней
    • басен

2. Маша купила ... шампунь.

    • новый
    • новую

3. Евро сейчас ... .

    • неустойчивый
    • неустойчивое
    • неустойчивая

4. Верно или нет?
Отец покупает самые новейшие модели гаджетов.

    • да
    • нет

5. Верно или нет?
У моей мамы двое сестёр.

    • да
    • нет

6. Верно или нет?
Мой прадед родился в тысяча девятьсот одиннадцатом году.

    • да
    • нет

7. Верно или нет?
Эти свитера мне не нравятся.

    • да
    • нет

8. Верно или нет?
Наш класс будет писать контрольную после них.

    • да
    • нет

9. Верно или нет?
Пожалуйста, выложь яблоки из сумки.

    • да
    • нет

10. Верно или нет?
Сейчас мы пробоваем решить задачу самостоятельно.

    • да
    • нет

11. Правильно ли образована форма глагола лечь: ляжь?

    • да
    • нет

12. Правильно ли образована форма глагола положить: положь?

    • да
    • нет

13. Правильно ли образована форма глагола поздороваться: поздоровалася?

    • да
    • нет

14. Правильно ли образована форма местоимения она: (увлечен) ей?

    • да
    • нет

15. Правильно ли образована форма местоимения она: (у) ней?

    • да
    • нет

16. Правильно ли образована форма местоимения она: (посреди) её?

    • да
    • нет


2015-11-11 1335 Обсуждений (0)
Тема 2. Культура речи и ее составляющие 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 2. Культура речи и ее составляющие

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1335)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)