Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Судебная система. Органы контроля. В 1990-е гг. в законодательство Украины были внесены изменения




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В 1990-е гг. в законодательство Украины были внесены изменения, направленные на превращение судов из придатка карательной системы в сильную, независимую власть, стоящую на страже прав и свобод личности. Принят ряд законов, создающих гарантии независимости судей, их материального обеспечения, защиты от угрозы какого-либо давления. Созданы арбитражные суды и Конституционный суд.

Конституция 1996 г. предусматривает, что правосудие на Украине отправляется только судом; присвоение этих функций другими органами и должностными лицами не допускается. Создание чрезвычайных и особых судов запрещено. Судопроизводство осуществляется Конституционным судом и судами общей юрисдикции. Система судов общей юрисдикции строится по принципам территориальности и специализации (ст.125 Конституции). Наивысший судебный орган в системе судов общей юрисдикции - Верховный суд Украины. Высшими судебными органами специализированных судов являются соответствующие высшие суды. В соответствии с законом действуют апелляционные и местные суды.

Согласно Закону "О судоустройстве Украины" систему судов общей юрисдикции в соответствии с Конституцией Украины составляют местные суды, апелляционные суды, высшие специализированные суды, Верховный суд Украины (ст.20). Местные суды действуют в границах района, города (кроме городов районного подчинения), района в городе, нескольких районов или района и города одновременно, если иное не предусмотрено законом (ст.21). Апелляционные суды действуют в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе, если иное не предусмотрено законом (ст.28). В апелляционных судах могут создаваться соответствующие судебные палаты для рассмотрения дел в апелляционном порядке, а также судебные палаты для рассмотрения дел в первой инстанции. Высшие специализированные суды действуют как суды кассационной инстанции по отношению к решениям местных и апелляционных судов, а в случаях, предусмотренных законом, как суды апелляционной инстанции - к решениям апелляционных судов, принятым в первой инстанции, а также пересматривают дела по вновь открывшимся обстоятельствам. Верховный суд Украины действует в составе судебных палат, президиума и пленума.



К общим относятся также военные суды, действующие на областном уровне. Военные суды гарнизонов действуют в качестве местных судов, военные суды регионов и военно-морских сил - в качестве апелляционных судов.

Помимо судов общей юрисдикции и Конституционного суда на Украине с 1991 г. существует система арбитражных судов, осуществляющих правосудие в области хозяйственных отношений. Арбитражный суд является независимым органом в разрешении всех хозяйственных споров, возникающих между юридическими лицами, государственными и другими органами, а также в рассмотрении дел о банкротстве. В единую систему арбитражных судов входят Высший арбитражный суд Украины, Арбитражный суд Автономной Республики Крым, арбитражные суды областей, городов Киева и Севастополя. Верховной радой Украины по представлению председателя Высшего арбитражного суда могут образовываться и другие звенья арбитражных судов (городские, межрайонные, районные арбитражные суды и т.п.).

Правосудие отправляется профессиональными судьями, народными заседателями и присяжными (по определенным делам). Судьи могут осуществлять правосудие единолично, народные заседатели и присяжные действуют только в составе коллегии.

Судьей может быть гражданин не моложе 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы в области права не менее 3 лет, проживающий на Украине не менее 10 лет, знающий украинский язык. Судья не может принадлежать к политической партии, профсоюзу, заниматься политической деятельностью, иметь представительский мандат, выполнять иную оплачиваемую работу, кроме преподавательской, научной, творческой. Судьи специализированных судов помимо юридического образования должны иметь специальную подготовку. Они осуществляют правосудие только коллегиально. Правосудие осуществляется профессиональными судьями, народными заседателями и присяжными (по определенным делам). Судьи могут осуществлять правосудие единолично, судьи специализированных судов, народные заседатели и присяжные действуют только в составе коллегии.

Судьи занимают должности бессрочно, кроме судей Конституционного суда и назначаемых на должность судьи впервые. Судья освобождается от должности органом, который его избрал или назначил, в случае: окончания срока; достижения судьей 65 лет; невозможности исполнять свои полномочия по состоянию здоровья; нарушения судьей требований относительно несовместимости; нарушения судьей присяги; вступления в законную силу обвинительного приговора в отношении него; прекращения его гражданства; признания его безвестно отсутствующим или объявления умершим; подачи судьей заявления об отставке.

Первое назначение на должность профессионального судьи сроком на 5 лет осуществляется Президентом Украины. Все другие судьи, кроме судей Конституционного суда, избираются Верховной радой бессрочно в порядке, установленном законом. Председатель Верховного суда избирается на должность и освобождается от должности путем тайного голосования пленумом Верховного суда.

Народные заседатели апелляционных судов избираются Верховным советом Автономной Республики Крым, областным, Киевским и Севастопольским городскими советами, на территории которых находится соответствующий суд, сроком на 5 лет по представлению председателя апелляционного суда.

Вопросы внутреннего самоуправления судейского корпуса решает Высший совет юстиции, который, согласно Конституции, вносит представление о назначении судей или об освобождении их от должностей; принимает решения относительно судей и прокуроров, нарушивших требования несовместимости; осуществляет дисциплинарное производство в отношении судей Верховного суда и высших специализированных судов и рассматривает жалобы на решение о привлечении к дисциплинарной ответственности судей апелляционных и местных судов, а также прокуроров.

Высший совет юстиции состоит из 20 членов. Верховная рада, Президент Украины, съезд судей Украины, съезд адвокатов Украины, съезд представителей юридических высших учебных заведений и научных учреждений назначают в Высший совет юстиции по 3 члена, а всеукраинская конференция работников прокуратуры - 2 членов Высшего совета юстиции. В состав Высшего совета юстиции входят по должности председатель Верховного суда, министр юстиции и генеральный прокурор Украины. Действует Закон "О Высшем совете юстиции" от 15 января 1998 г.

Органом конституционного контроля является Конституционный суд Украины (КС). Он состоит из 18 судей, назначаемых в равной пропорции (по 6 судей) Президентом Украины, Верховной радой и съездом судей Украины. Судья КС назначается на 9 лет без права быть назначенным на повторный срок. Председатель КС избирается на специальном пленарном заседании Суда из состава КС путем тайного голосования только на один трехгодичный срок.

К полномочиям КС относится решение вопросов о соответствии Конституции Украины (конституционности) законов и иных правовых актов Верховной рады; актов Президента Украины; актов Кабинета министров Украины; правовых актов Верховной рады Автономной Республики Крым, официальное толкование Конституции и законов Украины. По этим вопросам КС выносит решения, которые обязательны к исполнению на территории Украины, окончательны и не могут быть обжалованы.

Помимо этого КС по обращению Президента или Кабинета министров Украины дает заключения о соответствии Конституции Украины действующих международных договоров Украины или тех международных договоров, которые вносятся в Верховную раду Украины для дачи согласия на их обязательность. По обращению Верховной рады КС дает заключение о соблюдении конституционной процедуры расследования и разбирательстве дела о смещении Президента Украины с поста в порядке импичмента.

Несмотря на определенные достижения судебно-правовой реформы принцип независимости судебной власти на Украине по-прежнему далек от реализации. Суды не обеспечены самым необходимым, поставлены в зависимость от исполнительных органов. Низкая заработная плата и тяжелые условия работы привели к образованию большого числа вакансий судейских должностей и понижению уровня квалификации судей. Суды общей юрисдикции не справляются с огромным потоком дел, что сильно ограничивает доступ граждан к правосудию.

Прокуратура Украины составляет единую систему, которая, согласно ст.121 Конституции: поддерживает государственное обвинение в суде; представляет интересы гражданина или государства в суде в случаях, определенных законом; надзирает за соблюдением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание, досудебное следствие; надзирает за соблюдением законов при исполнении судебных решений по уголовным делам, а также применении иных мер принудительного характера, связанных с ограничением личной свободы граждан. С принятием Конституции 1996 г. украинская прокуратура утратила важнейшую функцию - надзор за соблюдением и применением законов ("общий надзор") и функцию предварительного следствия. Эти полномочия прекращаются по мере принятия нового законодательства об органах по контролю за соблюдением законов и формирования системы досудебного следствия.

Прокуратуру возглавляет генеральный прокурор Украины, который назначается на должность с согласия Верховной рады и освобождается от должности Президентом Украины. Верховная рада может выразить недоверие генеральному прокурору, что влечет его отставку. Срок полномочий генерального прокурора и подчиненных ему прокуроров - 5 лет.

Правовую помощь гражданам и организациям оказывает адвокатура. Адвокатом может быть гражданин Украины, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по специальности юриста или помощника адвоката не менее 2 лет, сдавший квалификационные экзамены, получивший свидетельство о праве на занятие адвокатской деятельностью и принявший присягу адвоката Украины. Лицо вправе заниматься адвокатской деятельностью индивидуально, открыть свое юридическое бюро, объединяться с другими адвокатами в коллегии, адвокатские фирмы, конторы и иные объединения, действующие в соответствии с Законом "Об адвокатуре" от 19 декабря 1992 г. и уставами таких объединений. Регистрация адвокатских объединений производится в Министерстве юстиции.

Высшим органом государственного финансово-экономического контроля на Украине является Счетная палата Верховной рады Украины.

Парламентский контроль за соблюдением конституционных прав и свобод человека и гражданина осуществляет уполномоченный Верховной рады Украины по правам человека.

 

Литература

 

Уголовный кодекс Украины / Пер. с укр. В. Ю. Гиленченко. СПб., 2001.

 

Уругвай




Читайте также:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (424)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7