Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Научные основы профессионального подбора



2015-11-11 932 Обсуждений (0)
Научные основы профессионального подбора 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Непосредственное отношение к индивидуальному подбору профессий по психофизиологическим показателям имеют типы нервной системы или высшей нервной деятельности.

Высшая нервная деятельность – это объединенная деятельность коры больших полушарий и подкорковых образований мозга, обеспечивающая сложные отношения организма с миром. Низшей нервной деятельностью называют функции подкорковых образований и нижележащих отделов центральной нервной системы, благодаря которым осуществляется слаженная деятельность внутренних органов и устанавливаются простые отношения организма с внешним миром.

Одним из основных видов высшей нервной деятельности является условный рефлекс, а низшей нервной деятельности – безусловный рефлекс.

Нервная система имеет сложное строение. Различают центральную и периферическую нервную систему.

Центральная нервная система (ЦНС) – это головной и спинной мозг. Эта система формирует и регулирует поведение и мыслительную деятельность.

Периферическая нервная система (ПНС) – нервы, по которым распространяются нервные импульсы с периферии в нервные центры и, наоборот, из нервных центров к периферическим органам. Кроме того, есть вегетативная нервная система (ВНС), регулирующая жизнь организма, деятельность его внутренних органов, выполняющих функции жизнеобеспечения.

В строении головного мозга выделяют: конечный мозг – это большие полушария, в них находятся центры, регулирующие движение, позу; кора больших полушарий – это орган индивидуального поведения человека как мыслящего существа, способного оценить обстановку и спрогнозировать будущее.

При исследовании высшей нервной деятельности было установлено, что люди обладают общими признаками и свойствами, т.е. имеют общий тип нервной системы, но имеют также индивидуальные особенности, которые определяют частный тип высшей нервной деятельности.

Общность типа нервной системы определяется характером протекания процессов торможения и возбуждения.

Возбуждение – сложный биоэлектрический процесс, состоящий из множества импульсов и приводящий в действие тот или иной орган или его элемент (мышца сокращается, железа вырабатывает секрет и т.д.).

Торможение – сложный биоэлектрический процесс, который ослабляет или прекращает деятельность того или иного органа.

В зависимости от протекания этих важнейших физиологических процессов нервная система характеризуется силой, уравновешенностью и подвижностью.

Силой нервной системы называют ее работоспособность, т.е. способность нервных клеток к значительному напряжению возбуждения и его производного процесса − торможения. То есть сильная нервная система способна выдерживать большую нагрузку в течение длительного времени.

Уравновешенность – взаимное отношение силы возбуждения и торможения.

Подвижность нервной системы определяет скорость перехода от одной деятельности к другой. Чем легче и быстрее процесс возбуждения переходит в противоположный процесс − торможение, тем с более подвижной нервной системой мы имеем дело.

Основываясь на свойствах силы – слабости нервных процессов, их уравновешенности и подвижности, И. П. Павлов предложил следующую классификацию общих типов нервной системы:

1) слабый тип, характеризующийся слабостью процессов торможения и возбуждения (меланхолик);

2) сильный неуравновешенный тип, у которого имеется сильный процесс возбуждения и относительно слабый процесс торможения (холерик);

3) сильный уравновешенный тип, живой тип (сангвиник);

4) сильный уравновешенный тип, но с инертными нервными процессами, спокойный тип (флегматик).

Важно отметить, что указанные три свойства нервной системы присущи как человеку, так и животным, но применительно к человеку они оказываются весьма усложненными, вследствие того, что они формируются под непосредственным воздействием социальной среды и, прежде всего, в процессе общественно-полезной деятельности.

Наряду с выделением основных свойств нервном системы по силе, уравновешенности и подвижности нервных процессов, для оценки индивидуальных особенностей личности важно учесть так же соотношение первой и второй сигнальных систем.

Высшая нервная деятельность основана на функциях двух сигнальных систем. Анатомической основой первой сигнальной системы являются анализаторы больших полушарий (зрительной, слуховой и т.д.). Для первой сигнальной системы раздражителями являются сигналы первой степени, то есть непосредственно воспринимаемые органами чувств реальные предметы, явления. В результате мозг формирует соответствующие условные рефлексы в виде образов и действий.

То есть первая сигнальная система – это деятельность больших полушарий мозга, с помощью которой вырабатываются и осуществляются условные рефлексы на сигналы первой степени.

Анатомической основой второй сигнальной системы служит речедвигательный аппарат, тесно связанный со зрительным и слуховым анализаторами, а раздражителями этой системы являются сигналы второй степени, то есть слово (произносимое, видимое, слышимое).

То есть вторая сигнальная система – это деятельность коры и больших полушарий мозга человека, которая обеспечивает выработку и осуществление условных рефлексов на сигналы второй степени.

Коренное отличие второй сигнальной системы – новый принцип использования физиологических средств для приспособительного поведения – моделирование с помощью речи. Этот принцип обеспечивает быстроту, экономичность и большую точность приспособительного поведения, а главное – возможность предвидения.

Конкретный человек может иметь любую вариацию силы, уравновешенности, подвижности нервной системы (общий тип) и вместе с тем может принадлежать к любому из частных типов высшей нервной деятельности (художественному, мыслительному или среднему).

Благодаря двум сигнальным системам, и в силу давних постоянно действовавших разнообразных образов жизни, людская масса разделилась на художественный, мыслительный и средний типы.

У людей, относящихся к художественному типу, преобладает первая сигнальная система. Противоположное соотношение характерно для мыслительного типа. Здесь имеет место преобладание второй сигнальной системы. Представители этого типа воспринимают действительность иначе, они «дробят ее и тем как бы умертвляют, делая из нее какой-то временный скелет и затем только постепенно, как бы снова собирают ее части и стараются их таким образом оживить, что вполне им все-таки так и не удается».

Наконец, был выделен еще средний тип. Для него характерно то, что в своей высшей нервной деятельности, он в должной мере соединяет работу обеих сигнальных систем.

Классификация по соотношению первой и второй сигнальной систем определяет частный тип высшей нервной деятельности.

Хотя само содержание поведения человека не зависит от типа высшей нервной деятельности, динамические показатели деятельности человека в значительной степени определяются индивидуальными особенностями нервной системы.

Так, тип нервной системы накладывает определенный отпечаток на работоспособность человека, способность экономно разграничивать и расчленять явления во времени и пространстве, определяет скоростные характеристики (быстроту) деятельности человека.

В то же время, наличие индивидуально-типологических (классифицированных) особенностей высшей нервной деятельности не дает оснований для деления людей на группы с разной степенью полноценности. Недостаток в одном каком-либо качестве компенсируется более высокими способностями в другом. Например, слабый тип при не высокой работоспособности обладает тонкой чувствительностью и реагирует на незначительные изменения в объекте своей деятельности. Инертный тип имеет свой характерный стиль трудовой деятельности. Люди этого типа любят системность и план. Свои недостатки, связанные с плохой подвижностью нервной системы, они компенсируют планированием. Холерик плохо переносит монотонность, поэтому разнообразит работу, переключаясь с одной деятельности на другую.

Следовательно, выявление индивидуально-типологических особенностей личности важно и для самого человека, так как может быть учтено им в своей деятельности.

Научной основой профессионального подбора является также учение о психических способностях. Способность – это психологические свойства, обуславливающие успех в той или иной деятельности. Каждый человек обладает способностями в сенсорной (чувствительной), интеллектуальной, двигательной сферах, но они имеют и индивидуальные различия. Задатки способностей есть у всех людей. Но эти задатки не предопределяют, а служат основой способности как прижизненно формируемого явления. Процесс формирования способностей неотделим от эмоций, играющих первостепенную роль в самооценке личности, определения направления поиска, в выборе путей достижения цели.

 

Восприятие

Восприятие– это психический процесс преобразования стимулов (зрительных, осязательных, обонятельных и др.) в образ. Нередко восприятие употребляется и в значении продукта, конечно­го результата психического процесса преобразования, а именно: как психическая модель раздражения, наглядная данность (что уже воспринято с помощью зрения, слуха, осязания и др.)

По способности к восприятию одни люди относятся к аналитическому, а другие к синтетическому типу. Первые легко улавливают и схватывают детали, но испытывают затруднения, пытаясь охватить явление в целом. Люди с синтетическим складом восприятия наоборот, легко и быстро схватывают объект как целое явление, но испытывают трудности при его детальном рассмотрении.

Кроме того, в способности к восприятию различают субъективный и объективный тип.

Люди первого типа вносят в восприятие свое личное отношение, свои собственные переживания. Обладая объективным типом восприятия, человек, наоборот, отражает в своей психической деятельности тот или иной объект или явление строго объективно.

Так как восприятие связано с работой различных анализаторов – зрительных, осязательных (тактильных), двигательных и др., то признаков или критериев по которым возможны оценки восприятия достаточно много и они тесно связанны между собой. Например, намотчица катушек в процессе намотки осуществляет зрительный контроль за качеством. В зависимости от толщины проволоки тактильный контроль может выполнять либо основную, либо вспомогательную роль.

Внимание

Внимание– сложное психическое явление, отражающее способность сосредоточенной психической деятельности на одном или нескольких объектах. При характеристике качественной и количественной стороны внимания психологи пользуются определенными понятиями.

Направлением внимания называют объект, на котором происходит сосредоточение психической деятельности. Объектом внимания могут быть предметы и явления внешнего мира, а также мысли, переживания, представления.

Объем внимания– количество объектов, на которых одновременно может быть удержано внимание (обычно, не более 5–6).

Переключение внимания – это намеренный перенос внимания с одного объекта на другой (переход от одной операции к другой, от одного вида деятельности к другому).

Концентрация внимания – это степень сосредоточения внимания на данном объекте.

Устойчивость внимания – это продолжительность сосредоточения психической деятельности на каком-либо объекте (объектах). При высокой концентрации внимания устойчивость внимания обычно не превышает 15–20 минут.

Широта распределения внимания – это способность одновременного контроля состояния объекта, процесса по нескольким параметрам.

В связи с техническим прогрессом, с внедрением автоматов, сложных агрегатов значительно возрастает требование к таким свойствам внимания, как его концентрация, объем и устойчивость. Большое значение имеет умение правильно распределять и переключать внимание в процессе труда.

Память

Память – это способность хранить свой индивидуальный жизненный опыт в виде временных связей и при соответствующей обстановке применить их.
То есть это психологический процесс формирования, хранения и воспроизведения связей между предметами и явлениями окружающего мира.

Различают кратковременную (оперативную) память и долговременную.

Кратковременная – сведения и знания, необходимые для выполнения конкретного задания, решения задачи на текущем отрезке времени.

Долговременная – весь объем информации, сведений, знаний и конкретных переживаний, которыми обладает данный человек.

Если механизм кратковременной памяти известен (циркуляция нервных импульсов по замкнутым нейронным цепочкам на время выполнения задания), то работа долговременной памяти описывается на уровне гипотез (биохимический способ хранения информации, физико-химическая перестройка синапсов).

Характерной чертой мозга человека является наличие двух родов памяти – смысловой (логической) и чувственной (образной). Первый вид памяти – смысловой, это память на мысли. Второй вид памяти вызывается воздействием на органы чувств – зрительные, слуховые и др. Люди обладают иногда неодинаковым типом памяти – зрительной, осязательной, обонятельной, моторной. Но чаще имеют смешанный тип памяти. Человек, обладающий зрительной памятью, вспоминает информацию в виде зрительных образов. Он хорошо запоминает тексты, читая про себя. При развитой слуховой памяти у человека всплывают звуковые подробности, характерные для вспоминаемой информации. Человек с моторным типом памяти стремится все, что нужно запомнить, записать. Люди со слабым зрением имеют хорошую осязательную память и т. д.

Мышление

Как термин, мышление употребляется в различном значении. Обычно мышлением называют способность человека мыслить. Часто мышлением называют результаты этой мыслительной деятельности, т.е. мысли. В более узком смысле мышление – это специфический, интеллектуальный процесс, в результате которого создаются новые знания.

На основе этой способности человек не только строит гипотезы, но и оценивает их достоверность, степень риска. По этим критериям выделают 5 типов мышления:

1) импульсный – чрезвычайно продуктивен на гипотезы, но не оценивает и не контролирует их достоверность и связанный с ними риск;

2) азартный – принимает решения с ясным пониманием риска;

3) уравновешенный – в равной мере считается как с решением, так и с контролем за его исполнением;

4) осторожный – каждое решение оценивает с точки зрения риска;

5) инертный – принимает решение только тогда, когда уверен в успехе.

Нужно иметь в виду, что животным, в частности высокоразвитым представителям, присуща мыслительная деятельность. Эта их деятельность осуществляется первой сигнальной системой, обеспечивающей выработку условных рефлексов на сигналы первой степени, формирование образов и конкретное мышление, мышление образами и действиями.

Вторая сигнальная система присуща только человеку, и позволяет ему осуществлять приспособительное поведение на основе моделирования внешнего мира с помощью речи, слов. Мышление является важнейшей специфической функцией второй сигнальной системы.

Эмоции

Эмоциями называют переживания человеком своего отношения к окружающему миру и к самому себе.

Эмоции связаны с избыточной нервной пульсацией и предназначены для предохранения мозга от перенапряжения и «поломки» его нервных структур, особенно хрупких на уровне коры больших полушарий.

Эмоции являются не только средством регуляции нервно-психического напряжения, но и способом деятельности мозга. Такой способ деятельности существенно дополняет другие важнейшие отправления мозга и позволяет рационально использовать весь мобилизированный информационный и энергетический потенциал для получения качественно нового продукта психической активности – самооценку своего поведения.

В каждом эмоциональном проявлении человека различают:

1) объективное выражение эмоционального состояния в виде внешних реакций: голосовых реакций, мимики, жестов, своеобразного дыхания, деятельности сердца, состояния сосудов и т.д.

2) само переживание, или чувство, т.е. субъективное самоощущение эмоционального состояния, которое и является основой самооценки личности.

Именно эмоции в каждый конкретный момент окрашивают психическую деятельность в различные субъективные тона положительного или отрицательного, радостного или печального, легкого или трудного. Без эмоций психическая деятельность была бы бесцветной.

Выполнение работы, в условиях дефицита времени, при отсутствии у исполнителя необходимой квалификации и малом профессиональном опыте, при неблагоприятных санитарно-гигиенических условиях труда, а также в случае высокой личной ответственности, вызывает у исполнителя нервно-эмоциональное напряжение, признаками которого являются отрицательные эмоции.

Негативное влияние на организм при таком напряжении проявляется не только в отрицательных эмоциях. Кроме этого, происходит нецелесообразная дополнительная трата энергетических ресурсов по причине выхода эмоционального возбуждения на внутренние органы. По этой причине значительно быстрее развивается утомление, снижается работоспособность и увеличивается потребность в отдыхе.

Наряду с психическими способностями (память, внимание, восприятие, мышление и др.), человек характеризуется способностями, связанными с функционированием различных анализаторов (зрительного, слухового и т.д.), работой опорно-двигательного, мышечного аппарата. В зависимости от вида профессиональной деятельности к таким способностям могут предъявляться различные требования. Например, к зрительному – цветоразличение, к двигательному аппарату – точность выполнения движений.

Следует принять во внимание, что эти способности также реализуются за счет нервно-психических процессов, т.к. жизнедеятельность всего организма происходит под управлением нервной системы человека.

Итак, мы рассмотрели ряд важнейших психических способностей человека.

Возникает вопрос – на какую существенную сторону профессионального поведения человека влияют индивидуальные особенности высшей нервной деятельности.

Следует учитывать, что «чистые» психологические типы имеют место только в теоретических концепциях в виде моделей. В реальных условиях, как правило, встречаются «смешанные» психологические типы, в которых могут проявляться в более или менее выраженной форме черты и свойства как одного типа, так и другого.

В различных профессиональных сферах успех и высокую эффективность имеют люди с разными индивидуально-психологическими особенностями. Поэтому важно определить профессиональную направленность личности с позиций ее желаний, стремлений, потребностей, мотивов и интересов, сформировать профессиональную пригодность на уровне профессиограммы, как первого шага в процессе актуализации личности в профессии.

Наличие профпригодности на уровне максимальной приближенности к профессиограмме позволяет специалисту совершенствоваться в условиях выполнения реальной трудовой деятельности, выполняя ее все более эффективно на основе творчества. В процессе профессионального становления личности формируются не только отдельные функциональные системы и психические процессы, позволяющие достичь высоких результатов в работе, но изменяется и постепенно развивается профессиональное мышление, складывается профессиональный тип личности с определенными ценностными ориентациями, характером, особенностями профессионального поведения, общения и образа жизни. В целом, профессия накладывает свой отпечаток и на внешний облик человека. Например, всегда можно узнать представителей таких профессий, как педагогическая деятельность, художественная и артистическая деятельность, юридическая деятельность и др. Время, необходимое для формирования профессиональной подготовки личности, зависит от форм и методов профессионального обучения, условий выполняемой профессиональной деятельности и индивидуальных способностей, объективности оценки уровня квалификации специалиста и адекватности самооценки.

Для оценки профессионального личностного типа применяют методику Джона Голланда. Согласно его концепции он выделил 6 типов социальной направленности личности.

1. Реалистический тип – несоциальный, ориентированный на настоящее, эмоционально стабильный, занимающийся конкретными объектами (вещами, инструментами, машинами), отдает предпочтение занятиям, требующим моторной ловкости, конкретности. Развиты математические, невербальные (не речевые, не словесные) способности. Рекомендуются профессии: механик, электрик, инженер, агроном и т.д.

2. Интеллектуальный тип – несоциален, аналитичен, рационален, независим, оригинален. Преобладают теоретические ценности, любит решать задачи, требующие абстрактного мышления, интеллектуал. Гармонично развиты вербальные и невербальные способности. Рекомендуются профессии научного характера: ботаник, астроном, математик, физик и т.д.

3. Социальный тип – обладает социальными умениями, нуждается в контактах. Черты его характера: стремление поучать и воспитывать, психологический настрой на человека, гуманность. Представитель данного типа старается держаться в стороне от интеллектуальных проблем; активен, но часто зависим от мнения группы людей. Проблемы решает, опираясь на эмоции, чувства, умение общаться. Обладает хорошими вербальными способностями. Рекомендуются профессии: врач, учитель, психолог и т.д.

4. Конвенциальный тип – предпочитает четко структурированную деятельность. Характер стереотипный, конкретный, практический. Не проявляет критичность, оригинальность, консервативен, зависим, не любит смену деятельности. Слабо развиты организаторские способности, преобладают математические способности. Рекомендуются профессии, связанные с канцелярией и расчетом.

5. Предприимчивый тип – избирает цели, которые позволяют проявить энергию, энтузиазм, импульсивность, любит приключения. Представитель данного типа доминантен, любит признание, любит руководить. Ему не нравится практический труд, а также занятия, требующие интеллектуальных усилий, усидчивости. Хорошо решает задачи, связанные с руководством, статусом и властью, агрессивен и предприимчив, обладает хорошими вербальными способностями. Рекомендуются профессии: артист, журналист, телеоператор, заведующий, директор, дипломат и т.д.

6. Артистический тип – опирается на эмоции, воображение, интуицию; имеет сложный взгляд на жизнь. Независим в решениях, оригинален. Высоко развиты моторные и вербальные способности. Для представителей данного типа характерен высокий жизненный идеал с утверждением своего «я». Он несоциален в том смысле, что не придерживается условностей общества. Рекомендуются творческие занятия: музыка, рисование, литературное творчество и т.д.

Аналогичная классификация профессий по Климову:

· «Человек – Природа»;

· «Человек – Техника»;

· «Человек – искусство»;

· «Человек – Знаковая система»;

· «Человек – Художественный образ».

1. «Человек – Природа». Объектом труда являются живые организмы, растения, животные и биологические процессы. Составляющие профессии: агроном, зоотехник, ветеринар, садовод, лесник и т.д.

2. «Человек – Техника». Объектом труда служат технические системы, машины, аппараты и установки, материалы и энергия. Составляющие профессии: радиомеханик, токарь, слесарь, шофер, тракторист, инженер и т.д.

3. «Человек – Человек».Объектом труда являются люди, группы, коллективы. Важным для индивидуума этой группы профессий является наличие коммуникативных и организаторских способностей. Специальности: сфера обслуживания, медицина, педагогика, юриспруденция и т.д.

4. «Человек – Знаковая система». Объектом труда являются условные знаки, шифры, коды, таблицы. Составляющие профессии: корректор, программист, машинистка, статистик, экономист, математик и т.д.

5. «Человек – Художественный образ». Объектом труда являются элементы искусства и художественности. Составляющие профессии: ювелир, фотограф, музыкант, художник, искусствовед, писатель, артист и т.д.

Заметим, что приведенные классификации не являются строго замкнутыми. Современное общество налагает на индивидуума необходимость обладать различными способностями, следовательно, и профессии могут включать в себя объекты из различных групп. Например, профессия учителя математики относится как к группе «Человек – Человек» или «Социальный тип», так и к группе «Человек – Знаковая система» или «Конвенциальный тип».

Профессиональный подбор возможен только тогда, когда известны важнейшие психофизиологические особенности профессии. Т.е. необходимой научной основой профессионального подбора является психофизиологический анализ, описание и характеристика профессионально важных признаков различных профессий – профессиография.

Профессиографияпризвана выявить объективные и субъективные причины неспешности и затруднений субъекта труда при выполнении работы,
а также способы его адаптации к профессиональной деятельности. В итоге должны быть выявлены требования, предъявляемые профессией к личностным способностям и психофизиологическим возможностям человека.

Результаты профессиографии конкретной профессии называют профессиограммой.

Профессиограмма – сводка (обобщение) знаний о профессии и о системе требований, предъявляемых человеку. Профессиограмма включает в себя перечень тех навыков и знаний, которыми должен обладать исполнитель, предпочтительные психофизиологические качества исполнителя в сенсорной, интеллектуальной, двигательной сферах и т.д. Рассмотрим в качестве примеров профессиограммы для трех профессий – резчика пневматических ножниц (ручной механизированный труд), машиниста поезда (управление высокоскоростным транспортным средством) и менеджера по торговле (управленческая деятельность).

Психологическая характеристика профессиональной деятельности резчика пневматических ножниц выглядит следующим образом.

Психологическая характеристика работы резчика – 1.

Осуществление трудовых операций протекает при непосредственном зрительном и тактильном контроле. Зрительная перцепция (восприятие) активно участвует при контроле, корректировке и установке размеров, когда необходима визуальная фиксация незначительных отклонений (до долей мм). Тактильный контроль осуществляется в основном при прижатии листа к упорной планке для достижения равномерного, с определенным усилием соприкосновения листа с упорной планкой, что обеспечивает нужный размер нарезанных заготовок.

Психологическая характеристика работы резчика – 2.

При данной работе требуется и некоторая сосредоточенность внимания, так как высокий темп работы (в среднем 25 листов в минуту) не допускает отвлечения. Эффективность труда резчика целиком зависит от слаженности и четкости рабочих движений. Профессиональный навык, в сущности, заключается в выработке ус­тойчивой сенсомоторной (чувствительно-двигательной) координации. Это связано с тем, что резчик должен уметь как можно быстрее прижать лист к упорной планке, а, почувствовав это, нажать на педаль, затем отложить лист в сторону и снова взять новый лист.

Психологическая характеристика работы резчика – 3.

В целом работа довольно проста, она состоит из небольшого набора несложных операций. Однако быстрый темп их выполнения при неизменной рабочей позе, большое количество перерезаемых за смену заготовок (до 12 тыс. шт.), вызывают значительное напряжение мышц спины, нижних и верхних конечностей и эмоциональное напряжение.

Таким образом, профессиограмма резчика ориентируется на предпочтительные качества исполнителя по

· зрительному и тактильному восприятию;

· сосредоточенности внимания;

· устойчивой сенсомоторной координации;

· физической выносливости;

· эмоциональной устойчивости.

Психологическая характеристика профессиональной деятельности машиниста поезда выглядит следующим образом.

Машинист товарного состава должен перегнать состав до пункта назначения. Он управляет движением поезда, следит за дорогой, сигналами с железнодорожного полотна, от приборов, от диспетчеров. Такого рода деятельность носит монотонный характер, что рассеивает внимание. Соответственно требует активизации определенных волевых качеств, то есть затрат психической энергии. Важным действием является сложная процедура остановки состава. Эта операция требует наличия у машиниста многих автоматизированных навыков, скоординированных операций и действий, а также определенных психофизических способностей. В пути на протяжении всего рейса машинист должен быть готов к экстренным ситуациям, что также является сильным стрессовым фактором. Вместе с пилотом поезда в кабине тепловоза есть помощник пилота. Он выполняет поручения пилота, следит за показателями приборов, может на некоторых участках брать на себя управление поездом. Присутствие в кабине управления второго человека является положительным психологическим фактором, способным компенсировать негативные последствия, вызываемые монотонностью процесса слежения.

Ядром деятельности «управление» условно является схема: «сигнал – ана-лиз – действие».

Рассмотрим составляющие пункты.

«Сигнал»машинист получает массу специальной и побочной информации. Первая является сугубо профессиональной. К ней относятся сигналы семафоров и других дорожных знаков-указателей, показатели приборов и сообщения, получаемые от диспетчеров через радиосвязь и от помощника или второго машиниста. К побочной информации относятся все другие сообщения и сигналы. Действие этого фактора имеет как негативное влияние на основную, профессиональную деятельность, дестабилизируя и разрушая её, так и позитивное.

«Анализ» полученную (получаемую) информацию машинисту требуется оперативно обработать и оценить (проранжировать) по степени важности относительно к текущей обстановке, сделать соответствующий вывод, а затем принять решение к действию. Важно отметить, что на анализ специальной информации «стратегического» характера, как правило, имеется относительно большой временной промежуток, а вот на «тактическую» – то, что касается сигналов, требующих сиюминутного исполнения, время очень ограничено.

«Действие»непосредственная реакция, исполнение принятого решения. Может быть «простой реакцией», «сложной», но чаще сложное многооперационное действие частично автоматизированное.

На каждом из выделенных этапах требуются определенные качества: собственно профессиональные, психические, психофизиологические, психологические.

Условия (производственные факторы) труда машиниста, которые должны быть учтены:

· шумовой фактор;

· монотонность;

· вибрация;

· нервно-психическая нагрузка;

· временной фактор (ограниченный временной интервал на принятие и исполнение решения, длительность нагрузок);

· нагрузка на зрение.

Требования, предъявляемые к профессии машинист поезда:

· устойчивость внимания;

· высокая скорость переключения внимания;

· высокая скорость простой сенсомоторной реакции;

· способность оценивать скорость и расстояние;

· способность оценивать временные промежутки;

· способность быстро принимать правильные решения.

Психологическая характеристика профессиональной деятельности менеджера по торговле выглядит следующим образом.

Менеджер по торговлеосуществляет управление предпринимательской или коммерческой деятельностью предприятия, учреждения, организации (в зависимости от масштаба предпринимательской или коммерческой деятельности менеджер осуществляет управление по одному или нескольким направлениям этой деятельности), направленной на удовлетворение нужд потребителей и получение прибыли за счет стабильного функционирования, поддержания деловой репутации и в соответствии с предоставленными полномочиями и выделенными ресурсами. Исходя из стратегических целей деятельности предприятия, учреждения, организации планирует предпринимательскую или коммерческую деятельность. Осуществляет контроль за разработкой и реализацией бизнес-планов и коммерческих условий, заключаемых соглашений, договоров и контрактов, оценивает степень возможного риска.

Анализирует и решает организационно-технические, экономические, кадровые и социально-психологические проблемы в целях стимулирования производства и увеличения объема сбыта продукции, повышения качества и конкурентоспособности товаров и услуг, экономного и эффективного использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов. Осуществляет подбор и расстановку кадров, мотивацию их профессионального развития, оценку и стимулирование качества труда. Организует связи с деловыми партнерами, систему сбора необходимой информации для расширения внешних связей и обмена опытом. Осуществляет анализ спроса на производимую продукцию или услуги, прогноз и мотивацию сбыта посредством изучения и оценки потребностей покупателей.

Участвует в разработке инновационной и инвестиционной деятельности, рекламной стратегии, связанной с дальнейшим развитием предпринимательской или коммерческой деятельности.

Обеспечивает рост прибыльности, конкурентоспособности и качества товаров и услуг, повышение эффективности труда. Осуществляет координацию деятельности в рамках определенного направления (участка), анализ эффективности, принимает решения по наиболее рациональному использованию выделенных ресурсов. Привлекает к решению задач консультантов и экспертов по различным вопросам (правовым, техническим, финансовым и др.).

Условия деятельности:работа связана с частой сменой условий, возможны командировки и ненормированный рабочий день.

Квалификационные требования: должен знать основные принципы и правила классификации продукции и товаров, требования к их качеству, рынок, его типы, состояние и перспективы развития спроса и предложения, системы маркетинговой информации, стратегию коммуникации, стимулирования сбыта, банковскую и налоговую систему, организацию финансового планирования деятельности предприятия, законодательные и нормативные правовые акты, рыночную экономику, предпринимательство и ведение бизнеса, конъюнктуру рынка, порядок ценообразования, налогообложения, основы маркетинга, теорию менеджмента, макро- и микроэкономики, делового администрирования, биржевого, страхового, банковского и финансового дела; теорию и практику работы с персоналом и т.д.; основы законодательства о труде; передовой отечественный и зарубежный опыт в области менеджмента; правила и нормы охраны труда.

Средства деятельности:использует электронные, функциональные средства труда.

Требования к профессионально важным качествам:хорошая память, аналитические способности, высокий уровень притязаний, коммуникативные и организаторские способности, эмоциональная устойчивость, эстетический вкус, высокий уровень интеллекта.

Медицинские противопоказания:работа не рекомендуется людям, имеющим психические и нервные заболевания.



2015-11-11 932 Обсуждений (0)
Научные основы профессионального подбора 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Научные основы профессионального подбора

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (932)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)