Ситуационные задачи.
Задача №1
С целью изучения пищеварения в тонкой кишке был проведен следующий эксперимент. В 2 пробирки налили одинаковое количество кишечного сока и добавили по 10 капель раствора крахмала. Во 2-ю пробирку дополнительно опустили полоску тонкой кишки крысы.
Задания:
|
Назовите отделы тонкого кишечника
|
Назовите особенности строения слизистой оболочки тонкого кишечника.
|
Какие основные типы пищеварения вам известны? Назовите их особенности
|
В какой из пробирок быстрее произойдет гидролиз крахмала?
|
Задача №2
Мальчик получил ушиб медиальной группы мышц бедра.
Задания:
|
Назовите мышцы медиальной группы бедра.
|
Какие движения выполняют мышцы медиальной группы бедра?
|
В каких суставах осуществляются движения мышцы медиальной группы бедра?
|
Назовите типы суставов нижней конечности и их особенности.
|
Задача №3
В стационар поступил взрослый с травматическим повреждением правой половины груди. При осмотре хирургом установлено, что рана расположена на уровне XI ребра по среднеподмышечной линии.
Задания:
|
Назовите и покажите на скелете границы легких
|
Назовите листки плевры.
|
Объясните роль отрицательного давления в грудной клетке.
|
Будет ли это ранение сопровождаться пневмотораксом?
|
Задача №4
Во время операции при вскрытии пораженных костных ячеек сосцевидного отростка черепа у ребенка с гнойным воспалением среднего уха возникло сильное венозное кровотечение.
Задания:
|
Назовите и покажите на муляжах поврежденную кость черепа
|
Назовите части этой кости
|
Объясните особенности венозного оттока из полости черепа.
|
Какой венозный синус черепа оказался поврежденным при оперативном вмешательстве?
|
Задача №5
У ребенка при обследовании обнаружена недостаточность клапанов аорты (полулунные клапаны не полностью закрывают устье аорты).
Задания:
|
Покажите на муляже сердца клапан аорты и объясните его строение
|
Укажите направление движения крови в сердце в момент систолы и диастолы левого желудочка.
|
Укажите направление движения крови в сердце в момент систолы и диастолы левого желудочка у данного больного.
|
Задача №6
У ребенка сходящееся косоглазие.
Задания:
|
Какие черепные нервы обеспечивают движения глазных яблок? Назовите их. Укажите место выхода из черепа.
|
Объясните зоны иннервации этих нервов.
|
Какой нерв поврежден?
|
Задача №7
Ребенок подвернул стопу и произошел перелом латеральной лодыжки.
Задания:
|
Назовите и покажите на скелете поврежденную кость.
|
Сухожилия каких мышц могут пострадать при этой травме?
|
Какие движения будут нарушены?
|
Задача №8
В больницу поступил мужчина с травматическим поражением хрусталика и стекловидного тела правого глаза.
Задания:
|
Назовите и покажите на муляже оболочки и внутренние среды глаза
|
Поясните механизм световосприятия..
|
Сохранится ли световосприятие у этого мужчины?
|
Задача №9
В травмпункт доставлен ребенок с нарушением речи, зиянием ротовой щели, нарушением прикуса и смещением зубного ряда.
Задания:
|
О травматическом повреждении каких костей черепа следует предполагать? Найдите и укажите на черепе данную кость
|
Назовите и покажите основные анатомические образования названных костей.
|
Назовите и покажите костные образования, участвующие в формировании стенок полости рта.
|
Задача №10
Больному мужчине необходимо введение лекарственного препарата в венозное русло.
Задания:
|
Назовите и покажите на плакатах и муляжах поверхностные и глубокие вены верхней конечности
|
Какую поверхностную вену верхней конечности целесообразно использовать медицинской сестре для указанной манипуляции?
|
Задача №11
У ребенка возникла необходимость ревизии брюшной полости.
Задания:
|
Назовите и покажите на таблицах и муляжах мышцы, участвующие в образовании стенок брюшной полости. Лентовидные мышцы
|
В какой части брюшной стенки можно провести самый бескровный разрез? Ответ обоснуйте. Белая линия
|
Задача № 12
У мужчины, поступившего в больницу после автодорожной катастрофы, произошел перелом пирамиды правой височной кости с повреждением лабиринта.
Задания:
|
Найдите в черепе и покажите пирамиду височной кости.
|
Назовите и покажите на муляжах и таблицах отделы слухового анализатора и их основные анатомические образования Он включает в себя волосковые клетки уха,слуховой нерв, нейронные образования и центры слуха в височной доле мозга
|
Какие нарушения слуха последуют у данного больного? Глухота при поперечном переломе. Тугоухость при переломе пирамиды правой височной кости
|
Задача №13
При падении у пострадавшего произошел открытый перелом костей предплечья. Костными осколками оказались повреждены мышцы передней группы предплечья.
Задания:
|
Назовите и покажите на таблицах мышцы передней группы мышц предплечья. I. Передняя группа:
1.— поверхностный слой — mm. brachioradialis, pronator teres, flexor carpi radialis, palmaris longus, flexor digitorum superficialis, flexor carpi ulnaris;
2.— глубокий слой — mm. flexor pollicis longus, flexor digitorum profundus, pronator quadratus;
|
Назовите и покажите на скелете лучезапястный сустав. Поясните его строение. Лучезапястный сустав образован слегка вогнутой суставной поверхностью лучевой кости и несколько выпуклым проксимальным рядом костей запястья, который составлен из ладьевидной кости, полулунной, трехгранной и гороховидной...
|
Какие нарушения возникнут в функции лучезапястного сустава при выключении из работы указанной группы мышц? По функции передняя группа мышц предплечья — это сгибатели (их семь) и пронаторы (их два); задняя группа — это разгибатели (их девять) и супинатор.
|
Задача № 14
У ребенка при обследовании обнаружена недостаточность митрального клапана (митральный клапан не полностью закрывают левое предсердно- желудочкового отверстия).
Задания:
|
Покажите на муляже сердца митральный клапан и объясните его строение
|
Укажите направление движения крови в сердце в момент систолы и диастолы левого желудочка.
|
Укажите направление движения крови в сердце в момент систолы и диастолы левого желудочка у данного больного.
|
Задача №15
У больного после воспаления седалищного нерва наступило осложнение в виде паралича задней группы мышц бедра.
Задания:
|
Назовите и покажите на плакатах и муляжах седалищный нерв.
В каком сплетении он образуется? Нерв крестцового сплетения
|
Назовите и покажите на плакатах и муляжах мышцы бедра задней группы Полусухожильная мышца . semitendinosus, Полуперепончатая мышца М. semimembranosus, Двуглавая мышца бедра М. biceps femoris, Подколенная мышца М. popliteus,
|
Какие нарушения в движении нижней конечности будут сопровождать данное осложнение? следует отнести потерю чувствительности в больной ноге, приводящей к постепенной потере подвижности конечностей.
|
Задача №16
К врачу обратился больной с жалобой на увеличение размеров кисти руки. При осмотре увеличение не только костей, но и стоп, носа, нижней челюсти.
Задания:
|
Объясните, с нарушением функции, какой железы внутренней секреции связано данное состояние? Назовите железу и покажите ее на плакате нарушением функции передней доли гипофиза
|
Назовите гормоны, вырабатываемые данной железой , и объясните их физиологическое действие. Аспаротоцин вазопрессин (антидиуретический гормон, АДГ) (депонируется и секретируется) вазотоцин валитоцин глумитоцин изотоцин мезотоцин окситоцин
|
Как называется нарушение функции железы у больного? Как изменена функция железы? Акромегалия.
|
Задача №17
Частое в клинической практике воспаление слизистой оболочки носа иногда сочетается с воспалением верхнечелюстной пазухи (гайморит). Это происходит в связи с имеющимся сообщением этих двух полостей.
Задания:
|
Назовите и покажите на черепе кости, участвующие в образовании полости носа. Выделите из них воздухоносные кости
|
Укажите, каким отверстием и в какой носовой ход открывается гайморова пазуха?
|
Какие функции полости носа будут нарушены при рините и гайморите? Воспаление слизистой оболочки., нарушающие носовое дыхание
|
Задача № 18
У больного выявлены симптомы недостаточности кровоснабжения шейного отдела спинного мозга и ствола головного мозга.
Задания:
|
Назовите и покажите на плакатах и муляжах артерии, участвующие в кровоснабжении двумя внутренними сонными артериями и двумя позвоночными артериямиголовного мозга.
|
При патологических изменениях, каких артерий могут возникать подобные состояния? Дайте анатомическое обоснование.
|
Назовите и покажите на муляжах отделы, образующие ствол головного мозга. – из промежуточного мозга; - из среднего мозга, включающего ножки мозга и пластинку крышки; - из заднего мозга, включающего мост и мозжечок; и - из продолговатого мозга.
|
Задача №19
Для предсказания течения родов у женщины определили размеры и форму таза. Согласно полученным данным, истинная (гинекологическая) конъюгата составила 10 см., прямой размер выхода из полости малого таза – 9,5 см.
Задания:
|
Назовите нормативы размеров большого и малого таза женщин.
|
Укажите анатомические точки, между которыми проводят эти измерения.
|
Оцените измерения данной женщины.
|
Задача №20
В приемный покой больницы поступил ребенок с жалобами на, возникающую после глотания пищи, боль за грудиной, которая сопровождается кашлем. При рентгенологическом обследовании было обнаружено в стенке пищевода на уровне V грудного позвонка инородное тело.
Задания:
|
Назовите и покажите на таблицах и муляжах пищевод и его отделы. : шейную, грудную и брюшную части.
|
Назовите функциональные особенности пищевода, строение стенок, скелетотопию и отношение к внутренним органам.. моторная функция , Стенка пищевода построена из слизистой оболочки, подслизистой основы, мышечной и адвентициальной оболочек.
|
В области какого сужения пищевода произошло повреждение его стенки? бронхиальное
|
Задача № 21