II. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА Оглавление Стр. I. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА.. 4 II. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ... 7 III. Вопросы к зачету.. 14 IV. ЛИТЕРАТУРА.. 15 1 ПОНЯТИЕ МЕНЕДЖМЕНТА.. 15 Менеджмент и руководство организациями людей.. 16 2. ШКОЛЫ МЕНЕДЖМЕНТА.. 18 3. МОДЕЛИ МЕНЕДЖМЕНТА.. 19 4. ТЕНДЕНЦИИ СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА.. 21 5. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ СИСТЕМ... 22 6. ОРГАНИЗАЦИЯ КАК СИСТЕМА.. 23 7. ВНЕШНЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ.. 24 8. ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ И ЕЕ ЭЛЕМЕНТЫ... 25 9. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ.. 26 10. ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ.. 27 11. ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ.. 28 12. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ.. 29 13. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ.. 30 14. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ.. 31 15. ОРГАНИЗАЦИЯ КАК УПРАВЛЯЕМАЯ СИСТЕМА.. 32 16. ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ОРГАНИЗАЦИИ.. 33 17. ПОНЯТИЕ ЛИДЕРСТВА.. 34 18. КОНЦЕПЦИИ ЛИДЕРСТВА.. 35 19. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ СТИЛЕЙ УПРАВЛЕНИЯ.. 36 20. ПОНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ.. 37 21. ПРОЦЕСС ПОДГОТОВКИ И ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ.. 38 22. МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ПРОБЛЕМ... 39 23. МЕТОДЫ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ.. 40 24. МЕТОДЫ ВЫБОРА АЛЬТЕРНАТИВНЫХ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ.. 41 25. МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ.. 42 26. ДЕЛЕГИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ.. 43 27. ПОНЯТИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ.. 44 28. ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ФОРМУ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ.. 45 29. СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР.. 46 30. ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ.. 47 31. СУЩНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ.. 48 32. СХЕМЫ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ОТНОШЕНИЙ.. 49 33. ЛИНЕЙНАЯ И ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ.. 50 34. ЛИНЕЙНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ И ЛИНЕЙНО-ШТАБНАЯ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ 51 35. ДИВИЗИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ.. 52 36. МАТРИЧНАЯ СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ.. 53 37. ИНТЕГРАЦИЯ В МЕНЕДЖМЕНТЕ.. 54 38. СУЩНОСТЬ КОММУНИКАЦИИ.. 55 39. ВИДЫ КОММУНИКАЦИИ.. 56 40. СТУПЕНИ ПРОТИВОРЕЧИЙ ПРИ КОММУНИКАЦИЯХ.. 57 41. ВЗАИМОСВЯЗЬ КОММУНИКАЦИИ И ИНФОРМАЦИИ.. 58 42. СУЩНОСТЬ МОТИВАЦИИ.. 59 43. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ.. 60 44. ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ.. 61 45. МИССИЯ ОРГАНИЗАЦИИ.. 62 46. ПОНЯТИЕ ЦЕЛИ. «ДЕРЕВО ЦЕЛЕЙ». ОРГАНИЗАЦИИ.. 63 47. КЛАССИФИКАЦИЯ ЦЕЛЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ.. 64 48. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ.. 65 49. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ СТРАТЕГИИ.. 66 50. СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ.. 68 51. ПОНЯТИЕ, ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ.. 69 52. СИСТЕМА ПЛАНОВ ПРЕДПРИЯТИЯ.. 70 53. КОНТРОЛЬ И РЕГУЛИРОВАНИЕ В МЕНЕДЖМЕНТЕ.. 71 54. ВИДЫ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ В ОРГАНИЗАЦИИ.. 72 55. СОДЕРЖАНИЕ И ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ В ОРГАНИЗАЦИИ.. 73 56. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕНЕДЖМЕНТА.. 74 57. ЭТИКА МЕНЕДЖМЕНТА.. 75 58. УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ В ОРГАНИЗАЦИИ.. 76 59. ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ... 77 60. КАДРОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.. 78 61. УПРАВЛЕНИЕ СЛУЖЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ПРОДВИЖЕНИЕМ ПЕРСОНАЛА 79 62. МАРКЕТИНГ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА.. 80 63. УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ.. 81 66. УПРАВЛЕНИЕ РИСКОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ.. 82 67. УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ.. 83 68. СУЩНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ... 84 69. ВИДЫ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ КУЛЬТУР.. 85 70. КОМПОНЕНТЫ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ... 86 71. СТАДИИ РАЗВИТИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ... 87 V. глоссарий.. 88
I. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА Тема 1 Введение Цели и задачи курса. Менеджмент как наука и практика управления. Роль менеджмента в организации. Развитие производительных сил и управления. Традиционное управление. Управление промышленной стадии. Управление постиндустриальной стадии. Особенности управления в информационном обществе. Тема 2 Организация и управление Организация Понятие организации. Формальные и неформальные организации. Предпринимательская (коммерческая) организация. Миссия организации. Основные элементы организации. Связь организации с внешней средой. Организация как открытая и закрытая система. Роль человека и группы в организации. Внешняя и внутренняя среда организации Менеджмент и внешняя среда организации: внешняя среда прямого воздействия; внешняя среда косвенного воздействия. Менеджмент и внутренняя среда организации. Менеджмент и менеджеры Содержание понятия менеджмент. Управляющая и управляемые подсистемы. Субъект и объект управления. Менеджмент как функция, как процесс, как отношения управления, как система. Синергический эффект. Менеджер. Роли менеджера. Разделение труда менеджеров по вертикали и горизонтали. Аппарат управления. Организационная система и система управления Характеристика организационной системы по типам организационного взаимодействия: по характеру организационного взаимодействия с внешней средой (механистическая и органическая), по характеру взаимодействия структурных подразделений, по характеру взаимодействия с человеком (корпоративная и индивидуалистическая). Система управления организацией и ее основные подсистемы: структурно-функциональная, информационно-поведенческая, подсистема саморазвития. Общие принципы развития системы управления. Управление по целям. Стратегическое, тактическое и оперативное управление. Тема 3 Эволюция теории управления Развитие производительных сил и управления. Научная и административная школы Основные теории и концепции. Вклад научной и административной школы в современную теорию управления. Школы человеческих отношений и поведенческих наук Основные теории и концепции. Содержательные и процессуальные теории мотивации. Вклад школ человеческих отношений и поведенческих наук в современную теорию управления. Процессный, системный и ситуационный подходы Содержание и этапы развития процессного подхода. Сущность системного подхода. Концепция ситуационного управления. Прагматическая школа. Направление социальной ответственности Разработки прагматической школы. Концепция социальной ответственности бизнеса. Корпоративная социальная ответственность. Глобальный договор. Многофакторные (синтетические) теории управления: теория 7 S. Теория Z, Концепция сбалансированной оценочной ведомости и др. Тема 4 Функции управления Функции организации и общие функции управления Функции организации - специальные функции управления определенным ресурсом. Общие функции управления и управленческий цикл. Основное содержание процессов управления: производством, маркетингом, финансами, персоналом, учетом и анализом. Общая функция - планирование Функция планирования. Стратегическое, тактическое и оперативное планирование. Принципы планирования. Основные этапы планирования. Система планов. Общая функция - организация Основные задачи и компоненты функции организации. Функция организации и проектирование работы. Взаимозависимости работ. Этапы проектирования работы. Методы и модели проектирования работы. Выбор модели проектирования работы. Общая функция - мотивация Понятия мотива и содержание функции мотивации. Требования к механизму мотивации. Стимулы, регуляторы и мотивы. Основные методы мотивации труда. Концепция партисипативного управления. Особенности мотивации специалистов и менеджеров. Общая функция - контроль Понятие функции контроль. Упреждающий и результирующий контроль. Задачи стратегического, тактического и оперативного контроля. Сферы и объекты контроля. Этапы реализации контроля. Принципы и эффективность контроля. Тема 5 Методы управления Организационно-распорядительные, экономические и социально-психологические методы менеджмента. Тема 6 Процессы коммуникации, влияния и принятия решений Коммуникации Понятие коммуникации. Вербальная и невербальная коммуникации. Процесс коммуникации. Коммуникационные сети. Коммуникационные стили. Влияние и власть Понятие власти. Источники власти. Авторитет. Доверие. Лидерство. Отношения управления менеджера и лидера. Содержание и цикличность типов отношений управления. Отношения управления в хозяйственных системах. Стиль руководства. Принятие решений Проблемы и решения. Рациональность решения. Поведенческие модели принятия решений. Рациональная организация процесса принятия решения. Подходы к участию в принятии решений. Факторы, оказывающие влияние на принятие решений. Основные требования, предъявляемые к решению. Методы и методики, используемые в процессе принятия решений. Тема 7 Проектирование организационной структуры Ситуационные факторы и элементы проектирования организации Ситуационные факторы проектирования организации: оценка внешней среды; технология работ; стратегический выбор; поведение работника. Элементы проектирования организации: разделение труда и специализация; департаментизация и кооперация; связи и координация: масштаб управляемости и контроля; иерархия и звенность; распределение прав и ответственности; централизация и децентрализация; дифференциация и интеграция. Основные типы организационных структур Линейно-функциональная (традиционная) структура. Дивизиональная структура. Матричные структуры (проектная и матричная). Новые подходы в проектировании организаций Эдхократическая организация. Многомерная организация. Предпринимательская организация. Организация, ориентированная на рынок. Партисипативная организация. Сетевые организационные структуры II. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ
III. Вопросы к зачету
IV. ЛИТЕРАТУРА Основная литература
1. Тележников, В.И. Менеджмент: учеб. пособие / В.И. Тележников. – Минск: БГЭУ, 2008. – 509 с. 2. Поршнев, А.Г., Румянцев, З.П., Саломатин, Н.А. Управление организацией / А.Г. Поршнев. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 716 с. 3. Виханский, О.С., Наумов, А.И. Менеджмент: учебник / О.С. Виханский. – М.: Экономист, 2005. – 670 с.
Дополнительная литература 4. Аакер, Д. Стратегическое рыночное управление: пер. с англ. / Д. Аакер. – Спб.: Питер, 2007. – 496 с. 5. Балдин,И.В. Менеджмент : учебно-методическое пособие / И. В. Балдин, И. А. Оганесян, Г. Е. Ясников ; Частный институт управления и предпринимательства. - Минск : Частный институт управления и предпринимательства, 2010. - 131 с. 6. Бухвалов, А.В. Финансовые вычисления для менеджеров : учебное пособие / А. В. Бухвалов, В. В. Бухвалова. - 3-е изд., испр. и доп. - СПб. : Высшая школа менеджмента, 2010. - 368 с. - (Высшая школа менеджмента). 7. Глушаков,В.Е. Общий менеджмент : учебное пособие / В. Е. Глушаков. - 2-е изд. - Минск : РИВШ , 2010. - 108 с 8. Головина, Г.В. Деловая культура руководителя : учебно-методическое пособие / Г. В. Головина, А. А. Прокопчук. - М. : Литера, 2010. - 160 с. - (Современная библиотека ; Вып.80). 9. Дойль, П., Штерн, Ф. Маркетинг, менеджмент и стратегии: пер. с англ. / П. Дойль, Ф. Штерн. – Спб.: Питер, 2007. – 544 с. 10. Друкер, П.Ф. Практика менеджмента: пер. с англ. / П.Ф. Друкер. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2007. – 400 с. 11. Ковалев, В. В. Финансовый менеджмент. Конспект лекций с задачами и тестами : учебное пособие / В. В. Ковалев, Вит. В. Ковалев. - М. : Проспект, 2011. - 504 с. 12. Малюк, В.И. Менеджмент: деловые ситуации, практические задания, курсовое проектирование : практикум / В. И. Малюк. - М. : КНОРУС, 2010. - 304 с. 13. 14. Мильнер, Б.З. Теория организаций: учебник / Б.З. Мильнер. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 797 с. 15. Петрунин, Ю.Ю., Борисов, В.К. Этика бизнеса: учеб. пособие / Ю.Ю. Петрушин, В.К. Борисов. – М.: Издательство Проспект, 2007. – 347 с. 16. Питерс, Т.Дж., Уотерман, Р.Х. В поисках совершенства: уроки самых успешных компаний США / Т.Дж. Питерс, Р.Х. Уотерман. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2008 – 560 с. 17. Фатхутдинов, Р.А. Производственный менеджмент : учебник / Р. А. Фатхутдинов. - 6-е изд. - СПб. ; М. : Питер, 2008. - 496 с. : ил. - (Учебник для вузов). 18. Менеджмент: практикум для студентов специальности 1-25 01 07 "Экономика и управление на предприятии" / Семенов Б. Д. [и др.] ; Национальный банк Республики Беларусь, УО "Полесский государственный университет". - Пинск : ПолесГУ, 2011 эл. опт. диск (CD-ROM).
ПОНЯТИЕ МЕНЕДЖМЕНТА Менеджмент (от англ. management — управление) как процесс управления организацией, будь то искусство или способ руководства, планирования и контроля, используется практически во всех сферах деятельности организации. На практике руководитель организации, частной или государственной, коммерческой или бесприбыльной, для того, чтобы выполнить свои задачи и достичь поставленных целей, должен применять технические и финансовые средства, а также человеческий потенциал. Для этого он должен осуществлять четыре ключевых вида деятельности: планирование, выстраивание организационных связей, мотивацию и контроль, которые в целом и представляют собой менеджмент. Менеджмент можно рассматривать с различных позиций: как самостоятельную отрасль знаний, которая с помощью управленческого искусства позволяет достигать успеха в таких областях, как экономика, социология, психология, право. и др.; как вид профессиональной деятельности, которая направлена на формирование и обеспечение целей организации путем рационального использования ее ресурсов. Глобальная цель менеджмента — это достижение и поддержание гармонии в развитии и функционировании организации. Менеджмент имеет общие и специфические цели. Под общими целями понимают концепцию развития организации в целом. Они ориентированы на длительную перспективу. Специфические цели разрабатываются в рамках общих целей по основным видам деятельности организации. Важными целями менеджмента являются выживание организации и сохранение ею своего места на рынке в течение длительного времени. Задачи менеджмента включают: 1. эффективную организацию производства товаров и услуг с учетом спроса потребителей; привлечение работников, имеющих высокую квалификацию; 2. эффективное стимулирование сотрудников организации путем создания для них комфортных условий труда и системы его оплаты; 3. формирование необходимых ресурсов и источников их обеспечения; 4. формирование стратегии развития организации и ее реализацию; 5. организацию контроля за эффективностью деятельности организации. Субъекты и объекты менеджмента представляют собой в совокупности систему управления организации. Субъект менеджмента — это человек или группа людей, создающих управленческие воздействия в рамках организации и в целях реализации ее целей и задач. Объект менеджмента — это все то, на что ориентированы управленческие воздействия субъекта менеджмента. Объектами менеджмента могут выступать персонал организации, ее конкуренты, финансы организации, производство, сбыт, поставщики ресурсов, информация и.д. Принципы менеджмента лежат в основе системы управления организацией. В их состав входят: 1. сочетание научности и творчества, специализации 2. и универсальности; целенаправленность; последовательность; непрерывность; 3. взаимодействие централизованного руководства и самоуправления; 4. концентрация внимания на индивидуальных особенностях работников; 5. обеспечение целостности прав и ответственности на каждом уровне работы; состязательность участников управления; предельно широкое привлечение сотрудников в процесс принятия управленческих решений. Читайте также: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ![]() ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (552)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |