Менеджмент и руководство организациями людей
Понятия «управление» и «управляющий» исторически появились гораздо раньше понятий «менеджмент» и «менеджер». Английское слово «менеджмент» происходит от латинского корня «манус» (рука), первоначально означающее - искусство управлять лошадьми. По Фундаментальному Оксфордскому словарю английского языка его смысловые значения выражаются как способ, манера общения с людьми; власть и искусство управления; особого рода умелость и административные навыки; орган управления, административная единица. Родоначальниками зарождения школы человеческих отношений в управлении были Элтон Мэйо и Мари Паркер Фоллетт, которая первая определила в 1941 г. менеджмент как «обеспечение выполнения работы с помощью других лиц» [26, с. 68-69]. Практически он так и толкуется современными зарубежными энциклопедиями - процесс достижения цели организации посредством других людей. Следовательно, менеджмент - это, прежде всего, руководство любыми организациями людей и их структурными составляющими - отдельными членами, группами и коллективами (подразделениями), персоналом в целом. ШКОЛЫ МЕНЕДЖМЕНТА Современный менеджмент является результатом длительного эволюционного развития управленческой мысли. В целом за время развития теории управления выделялись несколько направлений, соответствующих определенным историческим этапам. Эти направления получили название «школы менеджмента». Административная (классическая) школа. В основе административной теории управления, которая была создана во Франции А. Файолем и одновременно разработана в Германии М. Вебером, в США Дж. Муни и А. Рей-ли, Л. Гуликом, Л. Эрвиком, а также М. Фоллетт, лежит предположение, что существует оптимальный способ организации труда работников организации. В данной теории организация рассматривается как огромный механизм, которым управляют общие закономерности: специализация и унификация видов выполняемых работ, единство выполняемых действий, единоначалие, стандарты контроля, централизованное принятие решений, распределение работы по отделам. Согласно данной теории, разделение труда необходимо для того, чтобы в ходе работы сотрудник повышал уровень своей компетенции. Для лучшего планирования и координации действий необходимы единые правила и методы их осуществления. С той же целью принятие основных решений возложено на руководителя предприятия. Однако число непосредственных подчиненных у начальника ограничено. Для того чтобы избежать дублирования функций внутри организации, разработана система разделения деловых функций: все подчиненные распределяются по отделам, каждый из которых должен удовлетворять те или иные потребности всей организации. Научная школа менеджмента. Данная школа управления строится на трудах Ф. Тейлора, а также Ч. Баббиджа, X. Гантта и Ф. Джилбрета. В этой теории сравнительно более точно, чем в административной теории управления, определяется способ организации труда. В теории научного управления работники организации рассматривались в качестве «ассистентов машин». Доказывалось, что можно подвергнуть научному анализу поведение и побуждения работников, рассчитать, в какой момент они устанут и за какой срок сумеют восстановить силы. Практика наблюдений подтверждала обоснованность этого подхода. Представители данной школы доказывали необходимость подбора конкретных служащих для выполнения определенного вида работы, обучения работников, их подготовки и переподготовки как внутри организации, так и в сторонних организациях, а также рационализации труда и его мотивации. Школа человеческих отношений. Представители данной школы менеджмента сфокусировали свое внимание на том элементе производственного процесса, который недостаточно учитывался в классических теориях, — человеке. Расцвет школы человеческих отношений, основателем которой считается Э. Мэйо, пришелся на конец 1940-х гг. Он вместе с коллегами исследовал влияние различных физических факторов, таких как освещение, отопление, расположение служебных помещений и т.п., на производительность труда рабочих. Подобные опыты также проводились с варьированием продолжительности труда. Совокупность полученных данных, основанных на конкретных наблюдениях и отличающихся от тех, которые можно было бы получить в рамках классического подхода, позволила предположить, что отношение работающих к различным изменениям трудовой обстановки является более важным, чем объективные условия этих изменений. В дальнейшем идеи школы человеческих отношений были доработаны К.Аргирисом, Д. Мак-Грегором, Р. Лайкерт и Н. Мейером. В целом представители данной школы подчеркивают ключевую роль человека в процессе производства в ущерб любому другому фактору. МОДЕЛИ МЕНЕДЖМЕНТА Совокупность идей, лежащих в основе системы управления той или иной организации, называется моделью менеджмента. На формирование модели менеджмента оказывают влияние религиозные, географические и политические факторы. В управленческой науке выделяются следующие модели менеджмента. Азиатская модель менеджмента. Основным фактором, повлиявшим на формирование азиатской модели менеджмента, является буддистская философия. Мировосприятие на Востоке в корне отличается от европейского, поэтому применение в странах Азии управления по западному образцу было невозможно. Характерными особенностями азиатской модели менеджмента являются: 1. внутрифирменные и межфирменные отношения, строящиеся на доверии и взаимопонимании руководителей компаний; 2. сравнительно высокий уровень образования персонала; 3. ориентация на доверие партнеров друг к другу; 4. осознание совместного вклада в развитие организации. Основой азиатского менеджмента служат дружные отношения в коллективе. Главное отличие от американского стиля менеджмента заключается в способе проведения переговоров бизнесменами, которые в процессе обсуждения затрагивают все вопросы, постепенно приближаясь к самой сути дела. Причина этого объясняется стремлением сначала достичь доверия, а уж потом решать основные проблемы. Существенно отличаются распорядок дня и философия менеджеров различных моделей. Так, японский менеджмент предполагает: 1. проведение рабочего времени только в форменной одежде; 2. обязательное награждение за успехи в труде; 3. функционирование и развитие «кружков качества»; 4. организацию общей столовой для руководителей и рабочих; 5. использование практики пожизненного найма. Западная модель менеджмента. В основе данной модели менеджмента лежат следующие принципиальные положения: индивидуальная ответственность; самоутверждение руководителей отдельных подразделений на предприятии. Основными участниками западной модели менеджмента выступают владельцы, акционеры, менеджеры, правительственные организации, биржи, консалтинговые фирмы. Западная модель менеджмента характеризуется: 1. отсутствием у сотрудников чувства преданности своей работе; 2. единоначалием руководителя в принятии решения (подчиненные только помогают ему выбрать решение на основе анализа издержек производства, сбыта); 3. разграничением деловых и личных отношений. В западном менеджменте выделяются американский, английский и немецкий менеджмент. Американский менеджмент предполагает реализацию следующих положений: 1. менеджеры действуют прямолинейно; менеджеры прибегают к приказу при согласовании решения на переговорах; 2. менеджеры не делают долгих отступлений, а сразу переходят к самой сути вопроса. Английский менеджмент ориентируется: 1. на издержки производства (стремление к их постоянному сокращению); 2. разработку новых наукоемких изделий, тщательное проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок; 3. гибкость в использовании технологических процессов. Немецкий менеджмент характеризуется следующими особенностями: 1. дальновидностью; высокой дисциплиной; 2. длительным процессом внедрения новшеств, модернизации производства; 3. осуществлением руководства компанией двумя структурами: правлением и наблюдательным советом. Каждая модель менеджмента, используемая на предприятии, накладывает свой отпечаток на процессы управления в организации: 4. изменяются механизмы принятия управленческих решений, организационные структуры управления, приоритеты управления и планирования; изменяются механизмы реализации всех функций и методов управления в организации. Можно сказать, что каждая модель менеджмента приводит к различному уровню экономической эффективности хозяйственной деятельности организации. Читайте также: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ![]() ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (607)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |