Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ОРГАНИЗАЦИИ




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В теории организации при изучении организационных систем применяется концепция жизненного цикла организации.

Многолетний опыт деятельности организаций в мировом масштабе свидетельствует о том, что все они зарождаются, развиваются, добиваются успехов, слабеют и в конце концов прекращают свое существование. Часть организаций существует бесконечно долго, однако ни одна не функционирует без изменений. Ежедневно создается и ликвидируется множество организаций. Все это объясняет широкое распространение в науке понятия жизненного цикла организации.

Концепция жизненного цикла предсказывает изменения в организации с определенной последователь-ностью состояний в течение некоторого времени. Используя понятие жизненного цикла, можно проследить, что в деятельности организации существуют отчетливые этапы. Такие переходы от одного этапа к другому являются предсказуемыми и неслучайными.

Выделяют следующие этапы жизненного цикла организации:

1) предпринимательство. Данный этап для организации является периодом становления, в ходе которого также формируется жизненный цикл продукции. У организациисистема целей еще не четко сформулирована. Процесс творчества протекает сравнительно свободно. Для перехода организации на следующий этап требуется стабильное обеспечение ресурсами;



2) коллективность. В отношении организаций, находящихся на данном этапе, можно сказать, что в их масштабах происходит развитие инновационных процессов предыдущего этапа, формируется миссия организации. Коммуникации и структуры в рамках организации остаются пока неформальными. Коллектив тратит много времени на развитие механических коммуникационных контактов и показывает способности к большим обязательствам;

3) формализация и управление. На данном этапе организационная и производственная структуры организации стабилизируются, вводятся правила, регламентируются процедуры. Акцент смещается на эффективность инноваций и стабильность. Подразделения по выработке и принятию управленческих решений становятся ведущими элементамиорганизации. Постепенно растет роль высшего руководящего звена организации;

4) выработка структуры. Организация, находясь на данном этапе развития, увеличивает выпуск продукции, расширяя рынок оказания услуг. Руководители высшего звенауправления стремятся выявить новые возможности развития организации. Организационная структура управления становится комплексной и отработанной. В такой структуре управления механизм принятия управленческих решений децентрализован;

5) упадок. На данном этапе организация сталкивается с уменьшением спроса на свою продукцию или услуги, что явилось следствием острой конкуренции и эффективных маркетинговых стратегий конкурентов. В этих условиях руководители организации ведут поиск средств удержания рынков и использования новых возможностей. Постоянно растетпотребность в работниках наиболее ценных специальностей. Степень конфликтности увеличивается.

Концепция жизненного цикла позволяет констатировать, что организации в течение жизненного цикла развиваются только тогда, когда имеют обоснованную стратегию и эффективно используют свои ресурсы.


ПОНЯТИЕ ЛИДЕРСТВА

Менеджмент организации предполагает взаимодействие различных субъектов управления. В качестве основных субъектов управления в организации выступают лидер и менеджер. Лидерство в теории управления является самостоятельным объектом исследования, поскольку играет важную роль в повышении эффективности менеджмента. Популярность рассмотрения лидерства в последнее время связана с тенденцией роста влияния человеческого фактора на деятельность организации.

Под лидерством в общем смысле понимают ведущее положение какой-либо личности либо социальной группы, класса, партии, способность индивида для достижения целей оказывать воздействие на других участников системы управления организации.

До сих пор в литературе отсутствует академическое единство в понимании феномена лидерства. Различные авторы акцентирует внимание своих исследований на разных его аспектах. В связи с этим правомерны следующие понимания лидерства. Лидерство представляет собой воздействие на группы людей, побуждающее их к достижению общей цели. Кроме того, лидерство представляет собой межличностное взаимодействие, которое проявляется в определенной ситуации с помощью коммуникационного процесса и направлено на достижение определенной цели или целей. Человека называют лидером в том случае, если степень его влияния признается большинством членов группы или организации в целом при решении какой-либо групповой или организационной задачи.

Как тип управленческого взаимодействия лидерство представляет собой наиболее эффективное сочетание различных источников власти. Лидерство должно быть основной характеристикой руководителя. Практика показывает, что лидер не назначается приказом, он обычно выделяется членами группы или организации в целом в силу своего авторитета. Лидерство можно понимать как способность эффективно использовать все имеющиеся источники власти для воплощения созданного для других.видения в реальность. Как правило, лидеры используют данную им власть как средство в достижении целей группы или организации в целом. Основной характеристикой лидерства является добровольность. Лидерство предполагает прежде всего добровольное подчинение человеку, пользующемуся уважением и авторитетом, признание его квалификации и опыта, особый, тип отношения к человеку, основанный на признании его способностей к управлению, тех человеческих качеств, которые необходимы менеджеру. Такое признание строится независимо от того, имеет или нет этот человек полномочия на управление.

Лидерство и управление следует различать. В процессе управления внимание должно концентрироваться на том, чтобы работники организации делали какие-либо операции правильно. Лидерство ориентировано на то, чтобы максимально эффективно определить содержание этих операций.

Лидерство — это качество, которое можно воспитывать. Для этого необходимо помимо таланта иметь упорство, трудолюбие. Также необходимо уделять много времени своему развитию. Лидерство проявляется в определенных ситуациях, однако при их отсутствии оно может затухать. В менеджменте организации выделяют несколько типов лидеров: игроки (люди, которые используют исключительно в собственных целях свои навыки и способность разбираться в людях и управлять окружающими; данной группе лидеров свойственно руководствоваться личными интересами; еще эту группу лидеров называют карьеристами); открытые лидеры (люди, которые в своей работе руководствуются обстоятельствами, это настоящие лидеры).


КОНЦЕПЦИИ ЛИДЕРСТВА

Феномен лидерства настолько неоднозначен, что в теории управления сформировались различные теории, объясняющие его содержание.

Теория личностных качеств. В основе данной теории лежит предположение о том, что те люди, которые являются лидерами, обладают набором личных качеств,отличающих их от других людей: например, уровень интеллекта и знаний, внешность, честность, здравый смысл, инициативность, социальное и экономическое образование, уверен-

ность в себе. Это теория была широко распространена в 1940-х гг. Разные представители данного направления обосновывали свой набор личностных качеств: А. Файоль(здоровье; моральные и волевые навыки; общий кругозор; умение работать с людьми; способность к планированию и контролю; общая компетентность и др.); Р. Стогдилл(внимание к подчиненным; ум или интеллектуальные способности; господство или преобладание над другими; уверенность в себе; активность и энергичность; знание дела); У. Беннис (способность так представить сущность результата, чтобы привлечь последователей; способность так передать знание созданного образа, идеи или видения, чтобы они были поняты и приняты последователями; способность построить свою деятельность с таким постоянством и последовательностью, чтобы получить полное доверие подчиненных). В данной концепции считается, что лидерству научиться нельзя, это врожденное качество.

Поведенческая концепция лидерства. В основе данной концепции лежит идея о том, что важно рассматривать не качества, благодаря которым люди становятся лидерами, а действия людей, делающие их лидерами. Эта теория оказалась достаточно плодотворной в обосновании типологии стилей управления. Данная концепция тесно связана с теорией человеческих отношений, в которой считается, что эффективность лидерства связана с манерой поведения лидера. Согласно этому подходу, лидерство можно воспитать и тренировать. В рамках его получили широкую известность следующие направления: теория трех стилей руководства (К. Левин); исследования университета Огайо; исследования Мичиганского университета; теория четырех систем управления (Р. Лайкерт); теория управленческой решетки (Р. БлейкиДж. Моутон); концепция вознаграждения и наказания (Б.Скиннер, Дж. Хоманс, Г. Саймон и др.); теория заменителей лидерства (С. Керр и Дж. Джермейер).

Ситуационные концепции лидерства- Основной идеей данного подхода служит то, что лидерство в разных ситуациях проявляется по-разному. Ситуационный подход к изучению лидерства строится на исследовании

взаимодействия различных ситуационных переменных организации. В рамках данного направления получили известность следующие теоретические модели лидерства: модель Танненбаума-Шмидта; модель Фидлера; модель Херсея-Блан-шарда; модель Хауза-Митчелла; модель Стинсона-Джонсо-на; модель Врума-Йеттона-Джаго. Данные модели по-разному определяют параметры лидерства и его влияние на систему управления организации. Чтобы максимально точно оценить ситуацию, менеджер должен хорошо представлять способности подчиненных и свои собственные, природу задач, потребности, полномочия и качество информации. В моделях ситуационного поведения делается попытка определить различные лидерские стили и обосновать с помощью ситуационных переменных эффективность их применения.

История развития организаций показывает, что каждая перечисленная теория по-своему права, однако их нельзя считать абсолютно верными на все времена, поскольку иногда руководители меняют свои приоритеты в управлении, изменяются параметры организации и т.д.




Читайте также:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (543)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.02 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7