Тема 5. Задачи, методы, средства коррекционно-профилактического физического воспитания
Задачи изучения темы: 1. Формировать представления о системе коррекционно-профилактического физического воспитания. 2. Способствовать формированию навыков сравнения средств физического воспитания для нормально развивающихся детей и детей с проблемами в развитии. Форма отчетности: таблица.
Форма организации: диалог. Вопросы и задания к изучению темы: 1. Сравните использование задач, методов, средств, форм физического воспитания детей с нормой и проблемами в развитии. 2. Раскройте специфику физического воспитания детей с нарушением речи, ЗПР, интеллекта, с нарушением слуха, зрения, с НОДА и др. Литература к теме: 1. Евсеев С.П. Адаптивная физическая культура : уч. пос. / С.П. Евсеев, Л.В. Шапкова.– М., 2000. 2. Сековец Л.С. Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию детей дошкольного возраста с нарушением зрения / Л.С. Сековец.– Н.Новгород, 2001. 3. Семенова В.П. Диагностика физического развития детей в норме и патологии / В.П. Семенова.– Орел, 2007. 4. Ноткина Н.А. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста / Н.А. Ноткина, Л.П. Казьмина, С.П. Войнович.– СПб., 2003.
Раздел II.ЛФК в системе коррекционно-педагогической работы по преодолению психомоторных нарушений
Тема 1. Содержание и организация работы по ЛФК с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата Задачи изучения темы: 1.Формировать представления об особенностях двигательного развития детей с разными формами нарушений опорно-двигательного аппарата. 2.Познакомить со структурой и содержанием занятий по ЛФК при сколиозах и плоскостопии. 3. Учить выделять основные направления коррекционной работы по преодолению двигательных нарушений при ДЦП. 4. Формировать представления о средствах коррекции двигательных нарушений: лечебной гимнастике, физкультурных занятиях, массаже, гидрокинезотерапии, ритмике. 5. Формировать навыки определения задач физического воспитания и лечебной гимнастики. Форма отчетности: конспекты, методические советы по содержанию работы инструктора по ЛФК с детьми ДЦП, значению занятий педагога-воспитателя в развитии и коррекции двигательной сферы ребенка с церебральным параличом, способах развития движений и закрепления двигательных навыков в процессе организации всей коррекционно-педагогической работы в группе детей с ДЦП. Форма организации: деловая игра. Вопросы и задания к изучению темы: Разработка разных вариантов программ коррекции двигательного развития с учетом индивидуальных особенностей детей. Составление конспекта занятия по ЛФК. Литература к теме: 1. Лечебная физическая культура / под ред. С.Н. Попова.– М.: Физкультура и спорт, 1988. 2. Лечебная физическая культура : Справочник / под ред. В.А.Епифанова.– М.: Медицина,1987. 3. Ловейко И.Д. Лечебная физкультура при заболеваниях позвоночника у детей / И.Д. Ловейко, М.И. Фонарев.– Л.: Медицина, 1988. 4. Учебник инструктора по лечебной физкультуре / под ред. В.П. Правосудова.– М.: Физкультура и спорт, 1980. 5. Физическая реабилитация : учебник для академий и институтов физической культуры / под общ. ред. проф. С.И. Попова.– Р/н/Д.: Феникс,1999. 6. Лечебная физическая культура. Примерные комплексы упражнений лечебной гимнастики : методическое пособие / сост. Н.П. Горбунов.– Пермь: Перм.гос.ун-т., изд.4-е, перераб. и доп.– 2005.
Тема 2. Содержание и организация работы по ЛФК с детьми с нарушениями интеллекта Задачи изучения темы: 1.Формировать представления студентов об особенностях раннего психомоторного развития детей с нарушениями интеллекта. 2. Определить направления коррекционной работы по совершенствованию моторного развития, принципах комплектации подгрупп, содержании занятий по ЛФК и их дифференциация в зависимости от структуры психомоторного нарушения. 3. Формировать умения выделять адекватные средства нормализации физического и двигательного статуса, определять соотношение методов и методических приемов при обучении движениям. Форма отчетности: технологическая карта организации работы по ЛФК с детьми, имеющими нарушения интеллекта. Схема технологической карты. 1. Цель и задачи коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения интеллекта. 2. Содержание ЛФК с детьми с нарушением интеллекта (программа по физическому воспитанию детей). 3. Средства нормализации физического и двигательного статуса детей с нарушением интеллекта. 4. Методы и методические приемы обучения движениям. 5. Формы организации работы по ЛФК с детьми, имеющими нарушения интеллекта. 6. Условия и направления коррекционной работы по совершенствованию моторного развития детей с нарушенным интеллектом. 7. Результаты занятий ЛФК с детьми с нарушениями интеллекта. Форма организации: семинар-практикум. Вопросы и задания к изучению темы Раскройте методику адаптивной физической культуры детей с нарушением интеллекта: 1. Дайте медико-физиологическую и психолого-педагогическую характеристику детей с нарушением интеллекта. 2. Особенности физического развития и двигательных способностей детей. 3. Особенности методики адаптивной физической культуры с детьми, имеющими отклонения в интеллектуальном развитии. 4. Основные и специфические задачи. 5. Средства адаптивной физической культуры. 6. Методы и методические приемы, используемые в процессе занятий физическими упражнениями. 7. Коррекция основных нарушений у детей с умственной отсталостью. 8. Коррекционно-развивающие подвижные игры для детей с умственной отсталостью. 9. Дополнительное физкультурно-спортивное образование детей и учащейся молодежи с легкой степенью умственной отсталости. 10. Разработка разных вариантов программ коррекции двигательного развития с учетом индивидуальных особенностей детей. Составление конспекта занятия. Литература к теме: 1. Лечебная физическая культура / под ред. С.Н. Попова.– М.: Физкультура и спорт, 1988. 2. Лечебная физическая культура : Справочник / под ред. В.А.Епифанова.– М.: Медицина,1987. 3. Ловейко И.Д. Лечебная физкультура при заболеваниях позвоночника у детей / И.Д. Ловейко, М.И. Фонарев.– Л.: Медицина, 1988. 4. Учебник инструктора по лечебной физкультуре / под ред. В.П. Правосудова.– М.: Физкультура и спорт, 1980. 5. Физическая реабилитация : учебник для академий и институтов физической культуры / под общ. ред. проф. С.И. Попова.– Р/н/Д.: Феникс,1999. 6. Лечебная физическая культура. Примерные комплексы упражнений лечебной гимнастики : методическое пособие / сост. Н.П. Горбунов.– Пермь: Перм.гос.ун-т., изд.4-е, перераб. и доп.– 2005.
Тема 3. Содержание и организация работы по ЛФК с детьми с нарушениями зрения Задачи изучения темы: 1. Формировать представления студентов о структуре двигательных нарушений при слабовидении и слепоте; значении разных анализаторов в развитии движений при слабовидении и слепоте. 2. Способствовать формированию знаний о задачах физического воспитания и ЛФК; принципах комплектования групп для занятий ЛФК; противопоказаниях к выполнению физических упражнений и нагрузке. 3. Учить использованию средств наглядной информации для создания представлений о движении, тренажеров для развития и коррекции двигательного статуса при нарушениях зрения, видах упражнений по развитию глазных мышц и обогащению зрительного восприятия, используемых на занятиях по физическому воспитанию и ЛФК. Форма отчетности: доклады студентов. Форма организации: деловая игра. Вопросы и задания к изучению темы 1. Методика адаптивной физической культуры детей с нарушением зрения. 2. Характеристика детей с нарушением зрения. 3. Характеристика зрительной функции. 4. Зрительные дисфункции у детей школьного возраста. 5. Особенности психического развития детей с нарушением зрения. 6. Особенности физического развития и двигательных нарушений. 7. Методика адаптивного физического воспитания детей с нарушением зрения. 8. Задачи и средства адаптивного физического воспитания. 9. Коррекционная направленность адаптивного физического воспитания. 10. Методы и методические приемы обучения, коррекции и развития. 11. Использование и развитие сохранных анализаторов. 12. Особенности регулирования психофизической нагрузки. Показания и противопоказания к физическим нагрузкам. 13. Особенности общения и регуляции психоэмоционального состояния. 14. Методика и организация подвижных игр с детьми с нарушением зрения. 15. Методика обучения плаванию младших школьников с нарушением зрения. 16. Коррекция и профилактика нарушений зрения. 17. Разработка разных вариантов программ коррекции двигательного развития с учетом индивидуальных особенностей детей. Составление конспекта занятия. Литература к теме: 1. Лечебная физическая культура / под ред. С.Н. Попова.– М.: Физкультура и спорт, 1988. 2. Лечебная физическая культура : Справочник / под ред. В.А.Епифанова.– М.: Медицина,1987. 3. Ловейко И.Д. Лечебная физкультура при заболеваниях позвоночника у детей / И.Д. Ловейко, М.И. Фонарев.– Л.: Медицина, 1988. 4. Учебник инструктора по лечебной физкультуре / под ред. В.П. Правосудова.– М.: Физкультура и спорт, 1980. 5. Физическая реабилитация : учебник для академий и институтов физической культуры / под общ. ред. проф. С.И. Попова.– Р/н/Д.: Феникс,1999. 6. Лечебная физическая культура. Примерные комплексы упражнений лечебной гимнастики : методическое пособие / сост. Н.П. Горбунов.– Пермь: Перм.гос.ун-т., изд.4-е, перераб. и доп.– 2005.
Тема 4. Содержание и организация работы по ЛФК с детьми с нарушениями зрения Задачи занятия: 1. Формировать представления об особенностях физического и двигательного развития дошкольников с нарушениями зрения. 2. Углублять знания студентов о проблеме гиподинамии и организации двигательного режима в условиях специализированного учреждения. 3. Формировать навыки определения задач физического воспитания и ЛФК, содержании занятий по ЛФК, видах упражнений для детей с нарушением зрения. Форма отчетности:конспекты. Форма организации:дискуссия. Вопросы и задания для изучения темы: 1. Методика адаптивной физической культуры детей с нарушением зрения. 2. Характеристика детей с нарушением зрения. 3. Характеристика зрительной функции. 4. Зрительные дисфункции у детей школьного возраста. 5. Особенности психического развития детей с нарушением зрения. 6. Особенности физического развития и двигательных нарушений. 7. Методика адаптивного физического воспитания детей с нарушением зрения. 8. Задачи и средства адаптивного физического воспитания. 9. Коррекционная направленность адаптивного физического воспитания. 10. Методы и методические приемы обучения, коррекции и развития. 11. Использование и развитие сохранных анализаторов. 12. Особенности регулирования психофизической нагрузки. Показания и противопоказания к физическим нагрузкам. 13. Особенности общения и регуляции психоэмоционального состояния. 14. Методика и организация подвижных игр с детьми с нарушением зрения. 15. Методика обучения плаванию младших школьников с нарушением зрения. 16. Коррекция и профилактика нарушений зрения.
Литература к теме: 1. Лечебная физическая культура / под ред. С.Н. Попова.– М.: Физкультура и спорт, 1988. 2. Лечебная физическая культура : Справочник / под ред. В.А.Епифанова.– М.: Медицина,1987. 3. Ловейко И.Д. Лечебная физкультура при заболеваниях позвоночника у детей / И.Д. Ловейко, М.И. Фонарев.– Л.: Медицина, 1988. 4. Учебник инструктора по лечебной физкультуре / под ред. В.П. Правосудова.– М.: Физкультура и спорт, 1980. 5. Физическая реабилитация : учебник для академий и институтов физической культуры / под общ. ред. проф. С.И. Попова.– Р/н/Д.: Феникс,1999. 6. Лечебная физическая культура. Примерные комплексы упражнений лечебной гимнастики : методическое пособие / сост. Н.П. Горбунов.– Пермь: Перм.гос.ун-т., изд.4-е, перераб. и доп.– 2005.
Тема 5. Содержание и организация работы по ЛФК с детьми с нарушениями речи Задачи изучения темы: 1. Способствовать формированию представлений об особенностях физического и двигательного развития дошкольников с нарушениями речи разного генеза, значении коррекции двигательной сферы для преодоления речевых нарушений. 2. Формировать навыки определения задач и содержания работы по развитию и преодолению нарушений двигательного статуса, организации двигательного режима. 3. Углублять представления о преемственности в содержании, методах обучения на логопедических занятиях и занятиях по нормализации двигательного развития. Роль педагога-воспитателя в развитии двигательной сферы дошкольников с нарушениями речи. Форма отчетности: доклады. Форма организации: деловая игра. Вопросы и задания к изучению темы 1. Методика адаптивной физической культуры при нарушениях речи. 2. Понятие о нарушениях речи детей: классификация, этиология. 3. Сопутствующие заболевания и вторичные нарушения. 4. Речевые и психические отклонения. 5. Двигательные нарушения. 6. Двигательная реабилитация детей с нарушениями речи. 7. Адаптивное физическое воспитание детей логопатов . 8. Нетрадиционные формы занятий. 9. Оценка эффективности занятий адаптивной физической культурой при нарушениях речи. 10. Разработка разных вариантов программ коррекции двигательного развития с учетом индивидуальных особенностей детей. 11. Составление конспекта занятия. Литература к теме: 1. Лечебная физическая культура / под ред. С.Н. Попова.– М.: Физкультура и спорт, 1988. 2. Лечебная физическая культура : Справочник / под ред. В.А.Епифанова.– М.: Медицина,1987. 3. Ловейко И.Д. Лечебная физкультура при заболеваниях позвоночника у детей / И.Д. Ловейко, М.И. Фонарев.– Л.: Медицина, 1988. 4. Учебник инструктора по лечебной физкультуре / под ред. В.П. Правосудова.– М.: Физкультура и спорт, 1980. 5. Физическая реабилитация : учебник для академий и институтов физической культуры / под общ. ред. проф. С.И. Попова.– Р/н/Д.: Феникс,1999. 6. Лечебная физическая культура. Примерные комплексы упражнений лечебной гимнастики : методическое пособие / сост. Н.П. Горбунов.– Пермь: Перм.гос.ун-т., изд.4-е, перераб. и доп.– 2005.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (900)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |