Тема 5. Задачи, методы, средства коррекционно-профилактического физического воспитания
Задачи изучения темы: 1. Расширять представления студентов о задачах, методах, средствах коррекционно-профилактического физического воспитания. 2. Формировать навыки отбора средств физической культуры и ЛФК для детей с проблемами в развитии. Задание: просмотр и анализ видеоматериалов по физическому воспитанию детей с проблемами в развитии. Форма отчетности: конспекты, протоколы фото- и видеозаписи.
Литература: 1. Курдыбайло С.Ф. Врачебный контроль в адаптивной физической культуре / С.Ф. Курдыбайло, С.П. Евсеев, Г.В. Герасимов.– М., 2003. 2. Сековец Л.С. Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию детей дошкольного возраста с нарушением зрения / Л.С. Сековец.– Н.Новгород, 2001. 2. Шапкова Л.В. Средства адаптивной физической культуры / Л.В. Шапкова / под ред. С.П. Евсеева.– М., 2001. 3. Евсеев С.П. Адаптивная физическая культура : уч. пос. / С.П. Евсеев, Л.В. Шапкова.– М., 2000. 4. Горвиц С.П., Методика физического воспитания детей с задержками психического развития / С.П. Горвиц.– М., 2007. 5. Сермеев Б.В., Методика воспитания двигательных качеств у аномальных детей / Б. В. Сермеев.– Горький, 1976. 6. Кручинин В.А. О формировании чувства ритма у аномальных детей / В.А. Кручинин // Физическое воспитание в специальных школах.– СПб, 1991. Другая литература по выбору студентов. Раздел II.ЛФК в системе коррекционно-педагогической работы по преодолению психомоторных нарушений Тема 6. Содержание и организация работы по ЛФК с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Задачи изучения темы: 1. Расширять представления студентов об организации и проведении работы по ЛФК с детьми с НОДА. 2. Развивать умения обобщать, систематизировать полученную информацию. 3. Формировать умения подготовки презентаций докладов. Задание №1: составление примерных планов презентаций докладов ЛФК для дошкольников с проблемами в развитии. На основе анализа информации студенты самостоятельно составляют доклад и его презентацию, раскрывают особенности физической реабилитации детей и методические рекомендации по коррекционной работе с дошкольниками. Задание №2: Отберите ответы, характеризующие задачи 1-го этапа формирования двигательного навыка. 1. Создать правильное представление о каждом элементе техники движения. 2. Формировать умение выполнять движение в общих чертах. 3. Создать общее представление о движении. 4. Совершенствовать технику выполнения движения. 5. Закрепить умение, сформировать навык. 6. Длительность этапа 1-2 занятия. 7. Ориентировочная деятельность 3-6 занятий. 8. Более 10 занятий. 9. Движения экономные, свободные, достаточно четкие. 10. Неуверенность в движениях, неточность в пространстве, во времени. 11. Попеременное ухудшение и улучшение действий. 12. Продолжать учить отдельным элементам навыка. Форма отчетности: примерные планы презентаций докладов.
Литература: 1. Альманах Института коррекционной педагогики РАО. Режим доступа к ст.: http://ise.edu.mhost.ru/almanah/. 2. Научно-методический журнал «Дефектология». 3. Аркин Е.А. Дошкольный возраст / Е. А. Аркин.– М., 1948. 4. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка / М. М. Кольцова.– М., 1973. 5. Голубева Л.П. Гимнастика и массаж для самых маленьких / Л. П. Голубева.–М.,1996. 6. Сековец Л.С. Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию детей дошкольного возраста с нарушением зрения / Л.С. Сековец.– Н.Новгород, 2001. 7. Алямовская В.Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении / В. Г. Алямовская.– М., 2005. 8. Сборники статей и материалов конференций по проблемам физического воспитания детей с проблемами в развитии за последние 5 лет. Другая литература по выбору студентов. Тема 7. Содержание и организация работы по ЛФК с детьми с нарушениями интеллекта Задачи изучения темы: 1. Формировать представления об особенностях физической реабилитации детей. 2. Развивать навыки составления программ физической реабилитации детей с нарушением интеллекта.
Задание №1: составление программы физической реабилитации детей с нарушением осанки и при плоскостопии.
Задание №2: 1. Выберите ответы, соответствующие требованиям методики проведения физкультурных занятий детей с нарушением интеллекта. 2. Занятие началось в 9.30 в физкультурном зале, длилось 25 минут. 3. Занятие состояло из 3-х частей: вводное – 2 минуты, основная – 12 минут, заключительная – 1 минута. 4. Использовались посменный, групповой способы организации детей в основной части занятия. 5. Содержание занятия построено на движениях ритмической гимнастики. 6. Занятие проводилось только с элементами ЛФК. 7. Детям сообщались сведения о пользе упражнений для дыхания и правильной осанки. 8. Моторная плотность занятия – более 60%. 9. Тема занятия: «К Колобку в гости». Дети жизнерадостны, активны, с удовольствием помогали колобку решать его проблемы. 10. Умеренный темп, ритм выполнения упражнений на занятии. 11. Использование команд и распоряжений при выполнении физических упражнений.
Дайте характеристику подвижных игр детей с нарушением интеллекта и укажите методы руководства ими. Ответ: В подвижных играх компенсация многочисленных отклонений во всех сферах жизнедеятельности: максимальное преодоление недостатков познавательной эмоционально-волевой и двигательной сферы с ориентацией на + возможности ребенка. Подвижные игры: «Что пропало», «Повтори, не ошибись», «Узнай друга», «Зоопарк», «Лохматый пес»: все игры лучше проводить с предметами, или нарисовать разметку, цифры на полу, использовать картинки. Форма отчетности: таблица, ответы на задания.
Литература: 1. Альманах Института коррекционной педагогики РАО. Режим доступа к ст.: http://ise.edu.mhost.ru/almanah/. 2. Научно-методический журнал «Дефектология». 3. Аркин Е.А. Дошкольный возраст / Е. А. Аркин.– М., 1948. 4. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка / М. М. Кольцова.– М., 1973. 5. Голубева Л.П. Гимнастика и массаж для самых маленьких / Л. П. Голубева.–М.,1996. 6. Сековец Л.С. Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию детей дошкольного возраста с нарушением зрения / Л.С. Сековец.– Н.Новгород, 2001. 7. Алямовская В.Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении / В. Г. Алямовская.– М., 2005. 8. Сборники статей и материалов конференций по проблемам физического воспитания детей с проблемами в развитии за последние 5 лет. Другая литература по выбору студентов. Тема 8. Содержание и организация работы по ЛФК с детьми с нарушениями зрения Задачи изучения темы: 1. Расширять представления студентов о содержании и организации работы по ЛФК с детьми с нарушением зрения. 2. Развивать навыки систематизации данных. Задание: составить комплекс лечебной гимнастики для детей с нарушением зрения и плоскостопием.
Форма отчетности: комплекс ЛФК для детей с нарушением зрения.
Литература: 1. Альманах Института коррекционной педагогики РАО. Режим доступа к ст.: http://ise.edu.mhost.ru/almanah/. 2. Научно-методический журнал «Дефектология». 3. Аркин Е.А. Дошкольный возраст / Е. А. Аркин.– М., 1948. 4. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка / М. М. Кольцова.– М., 1973. 5. Голубева Л.П. Гимнастика и массаж для самых маленьких / Л. П. Голубева.–М.,1996. 6. Сековец Л.С. Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию детей дошкольного возраста с нарушением зрения / Л.С. Сековец.– Н.Новгород, 2001. 7. Алямовская В.Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении / В. Г. Алямовская.– М., 2005. 8. Козырева О.В. Лечебная физкультура для дошкольников / О.В. Козырева, М.: Просвещение, 2006. 9. Сборники статей и материалов конференций по проблемам физического воспитания детей с проблемами в развитии за последние 5 лет. Другая литература по выбору студентов. Тема 9. Содержание и организация работы по ЛФК с детьми с нарушениями слуха Задачи изучения темы: 1. Расширять представления студентов об организации и проведении работы по ЛФК с детьми с нарушением слуха. 2. Формировать организаторские умения. 3. Развивать навыки работы в группе.
Задание№1: подготовка конспекта ЛФК.
Задание №2: Отберите ответы, характеризующие 3 этап формирования двигательного навыка: 1. Создать правильное представление о каждом элементе техники движения. 2. Формировать умение выполнять движение в общих чертах. 3. Создать общее представление о движении. 4. Совершенствовать технику выполнения движения. 5. Закрепить умение, сформировать навык. 6. Вырабатывать умение выполнять движения в различных условиях, применять в различных изменяющихся ситуациях. 7. Длительность этапа 1-2 занятия. 8. Ориентировочная деятельность 3-6 занятий. 9. Более 10 занятий. 10. Движения экономные, свободные, достаточно четкие. 11. Неуверенность в движениях, неточность в пространстве, во времени. 12. Попеременное ухудшение и улучшение действий.
Дайте характеристику подвижных игр детей с нарушением слуха и укажите методы руководства ими. Ответ: В подвижных играх компенсация слуха идет за счет зрения, необходимо использовать эту особенность. Глухой ребенок должен видеть, что ему предстоит делать: направления, темп, скорость, последовательность действий, маршруты перемещения; показ должен быть точным, и сопровождается словесной инструкцией (дети должны хорошо видеть движения губ, мимику, жесты говорящего); должны повторять при показе игры все действия в слух. Игры: «Запрещенный цвет», «Печатающая машинка», «Зеркало», «Поймай мяч» и др. Форма отчетности: конспекты занятия ЛФК для детей с нарушением слуха, анализ фото- и видеоматериалы просмотренных занятий ЛФК для детей с нарушением слуха, ответы на 2 задание.
Литература: 1. Альманах Института коррекционной педагогики РАО. Режим доступа к ст.: http://ise.edu.mhost.ru/almanah/. 2. Научно-методический журнал «Дефектология». 3. Аркин Е.А. Дошкольный возраст / Е. А. Аркин.– М., 1948. 4. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка / М. М. Кольцова.– М., 1973. 5. Голубева Л.П. Гимнастика и массаж для самых маленьких / Л. П. Голубева.–М.,1996. 6. Сековец Л.С. Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию детей дошкольного возраста с нарушением зрения / Л.С. Сековец.– Н.Новгород, 2001. 7. Алямовская В.Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении / В. Г. Алямовская.– М., 2005. 8. Сборники статей и материалов конференций по проблемам физического воспитания детей с проблемами в развитии за последние 5 лет. Другая литература по выбору студентов. Тема 9. Содержание и организация работы по ЛФК с детьми с нарушениями речи Задачи изучения темы: 1. Расширять представления студентов об организации и проведении занятий ЛФК с детьми, имеющими нарушения речи 2. Формировать навыки анализа результативности занятий по ЛФК. 3. Развивать навыки анализа материалов планирования занятий по ЛФК. Задание №1: анализ занятий ЛФК, составление конспекта занятий по ЛФК для детей с нарушением речи. Задание №2: Дайте характеристику подвижных игр детей с нарушениями речи и укажите методы руководства ими. Ответ: Чем выше ДА ребенка с нарушениями речи влияние игры, тем лучше развивается его речь. В подвижных играх дети логопаты развивают моторику мелких мышц кисти, координационные способности, развивают устную речь фонематический слух, четкость артикуляции, зрительно-моторную артикуляцию. 1. Игры, направленные на развитие моторики мелких мышц кисти обязательно с текстом. 2. Игры, обеспечивающие развитие координации. «Мы на карусели сели», «Воздушный шарик», «Чья лошадка быстрее», «Сидячий футбол»; Игры на дыхание: «Перышки», «Подпрыгни и подуй на шарик». 3. Игры на осанку: «Совушка», «Ходим в шляпах», «Слушаем внимательно». Форма отчетности: конспект занятия по ЛФК для детей с нарушениями речи, выполнение 2 задания
Литература: 1. Альманах Института коррекционной педагогики РАО. Режим доступа к ст.: http://ise.edu.mhost.ru/almanah/. 2. Научно-методический журнал «Дефектология». 3. Аркин Е.А. Дошкольный возраст / Е. А. Аркин.– М., 1948. 4. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка / М. М. Кольцова.– М., 1973. 5. Голубева Л.П. Гимнастика и массаж для самых маленьких / Л. П. Голубева.–М.,1996. 6. Сековец Л.С. Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию детей дошкольного возраста с нарушением зрения / Л.С. Сековец.– Н.Новгород, 2001. 7. Алямовская В.Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении / В. Г. Алямовская.– М., 2005. 8. Сборники статей и материалов конференций по проблемам физического воспитания детей с проблемами в развитии за последние 5 лет. Другая литература по выбору студентов.
Результаты самостоятельной работы контролируются преподавателем и учитываются при аттестации студента (зачет). При этом проводятся: тестирование, экспресс-опрос на семинарских и практических занятиях, заслушивание докладов, проверка письменных работ и т.д.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (731)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |