Тема 1.2. Межличностный конфликт и его структура
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ СЕМИНАРСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ Модуль 1. Введение в психологию конфликта Тема 1.1. Введение в психологию конфликта. Предпосылки возникновения конфликтологических идей
1. Задания для самостоятельной работы 1.Законспектируйте и отработайте конспект лекции по данной теме. 2. Изучите раздел проблема насилия в религиозных учениях по любому учебнику психологии конфликта. 3.Выпишите в рабочую тетрадь определение основных понятий темы. 4. Разберитесь в понятиях «конфликт» и «психология конфликта». 5. Выпишите в тетрадь основные направления изучения конфликта в отечественной социальной психологии. 6. Обсудите в учебной группе: чем конфликт отличается от других социально-психологических явлений. 2. План практического занятия. Вопросы для обсуждения: 1 Предпосылки формирования конфликтологических идей (Древнее время, Средние века, Новое время) 2. Проблема насилия в религиозных учениях. 3. Общая характеристика зарубежной конфликтологии. 4. Развитие конфликтологических идей и подходов в отечественной психологии. 5. Предмет и задачи конфликтологии и ее периодизация.
Проблемные вопросы 1. Могла ли конфликтология возникнуть до XXвека? (Ответ обоснуйте.) 2. Почему конфликтологическая мысль развивалась в рамках философии? 3. Какие факторы лежали в основе эволюции конфликтологических взглядов в истории философии? 4. Возможна ли дифференциация конфликтологии по отраслям? (Ответ обоснуйте.) 5. Можно ли сегодня выделить какие-либо отрасли конфликтологии? Какая из них, на ваш, взгляд является наиболее разработанной Темы рефератов 1. Развитие конфликтологических идей в философской мысли Древнего Востока. 2. Эволюция конфликтологических идей в античной философии. 3. Проблема конфликта в средневековой философии и в философии эпохи Возрождения. 4. Проблема конфликта в философии Нового времени. 5. Проблема конфликта в классической немецкой философии. 6. Особенности развития теории конфликта в марксистской философии. 7. Современные проблемы развития конфликтологии. 3.Рекомендации по подготовке заданий и проведению практического занятия При выполнении 5-ого задания особое внимание обратить на изучение вопросов: что такое мотивационный конфликт, личностный, деятельностный, организационный и когнитивный. Решить педагогические задачи: - развитие конфликтологических идей в философской мысли Древнего Востока. - проблема конфликта в средневековой философии и различных религиозных учениях (контент – анализ). - особенности развития конфликта в зарубежной конфликтологии. - современные проблемы развития конфликтологических идей. Выполнить схематично 3.Рекомендуемая литература Основная литература 1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология.- 3-е изд., Питер, 2012. 2. Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб.: Питер, 2012. Дополнительная 1. Андреева Г. М. Социальная психология.— М.: МГУ, 2003. 2. Ворожейкин И.Е. и др. Конфликтология. - М.: ИНФРА, 2003 3. Дмитриев А. В. Конфликтология. – М.: Гардарики, 2000. 4. Контрольные вопросы для самопроверки 1. Как возникала теория конфликтологии? 2. Докажите необходимость знаний по психологии конфликта для вашей профессиональной деятельности. 3. Дайте определение конфликта. Покажите всю сложность и многоплановость этого процесса. 4. Какие предпосылки возникновения конфликтологических идей (древнее время, средние века, новое время)? 5. Какие типы конфликтов вы можете назвать? Тема 1.2. Межличностный конфликт и его структура
1.Задания для самостоятельной работы 1. Разберетесь: чем отличаются виды и формы конфликта. 2. Выпишите в тетрадь основные виды классификаций конфликтов по различным основаниям. 3. Определите в чем разница между понятиями «противоречие » и «противоборство». 4. Проведите самостоятельное тестирование по опроснику Томаса-Киллмена. 2. План практического занятия. 1.“Интеллектуальная разминка“ по уточнению и закреплению основных понятий темы: -сущность конфликта, предконфликтная ситуация, -предпосылки возникновения конфликтов, инцидент, - повод для возникновения конфликта, конфликтоустойчивость, механизмы возникновения конфликта, 2. Вопросы для обсуждения: Определение основных структурных элементов конфликта: - стороны конфликта – это субъекты социально-психологического взаимодействия, их характеристика; - предмет конфликта – это то из-за чего возникает конфликт; - образ конфликтной ситуации – это отображение предмета конфликта в сознании субъектов конфликтного взаимодействия; - мотивы конфликта – это внутренние побудительные силы, подталкивающие субъектов к конфликту; - позиции конфликтующих сторон это то, о чем они заявляют друг другу; - инцидент или повод для возникновения конфликта. 3. Описание динамики конфликта: Основные этапы конфликта 1. Возникновение и развитие конфликтной ситуации. Конфликтная ситуация создается одним или несколькими субъектами социального взаимодействия и является предпосылкой конфликта. 2. Осознание конфликтной ситуации хотя бы одним из участников социального взаимодействия и эмоциональное переживание им этого факта. Следствиями и внешними проявлениями подобного осознания и связанных с ним эмоциональных переживаний могут быть: изменение настроения, критические и недоброжелательные высказывания в адрес своего потенциального противника, ограничение контактов с ним и т. д. 3. Начало открытого конфликтного взаимодействия. Этот этап выражается в том, что один из участников социального взаимодействия, осознавший конфликтную ситуацию, переходит к активным действиям (в форме демарша, заявления, предупреждения и т. п.), направленным на нанесение ущерба «противнику». Другой участник при этом сознает, что данные действия направлены против него, и, в свою очередь, предпринимает активные ответные действия против инициатора конфликта. 4. Развитие открытого конфликта. На этом этапе участники конфликта открыто заявляют о своих позициях и выдвигают требования. Вместе с тем они могут не осознавать собственных интересов и не понимать сути и предмета конфликта. Разрешение конфликта. В зависимости от содержания, разрешение конфликта может быть достигнуто двумя методами (средствами): педагогическими (беседа, убеждение, просьба, разъяснение и т. п.) и административными (перевод на другую работу, увольнение, решения комиссий, приказ руководителя, решение суда и т.д. Студентам предлагают решить задачи с конкретными ситуациями, ответив на вопросы, приведенные в конце каждой задачи. Варианты решения задач обсуждаются в учебной группе. 3.Рекомендации по подготовке заданий и проведению практического занятия Студенты приводят конкретные примеры конфликтной ситуации исходя из своего опыта межличностного общения, а затем под руководством преподавателя осуществляют психологический анализ конфликтной ситуации и выявляют систему причин и факторов, способствующих возникновению конфликтов. Цель: сформировать навыки анализа предконфликтных ситуаций и выявления системы причин и факторов возникновения конфликтов.
3.Рекомендуемая литература Основная литература 1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология.- 3-е изд., Питер, 2012. 2. Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб.: Питер, 2012. Дополнительная 1. Андреева Г. М. Социальная психология.— М.: МГУ, 2003. 2. Ворожейкин И.Е. и др. Конфликтология. - М.: ИНФРА, 2003 3. Дмитриев А. В. Конфликтология. – М.: Гардарики, 2000.
4. Контрольные вопросы для самопроверки 1. Определите структуру предконфликтной ситуации. 2. Каковы личностные предпосылки возникновения конфликта. 3. Дайте анализ организационно-управленческих причин возникновения конфликта. 4. Определить социально-психологические факторы развития конфликтной ситуации. 5. Раскрыть объективные предпосылки межличностного конфликта.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (539)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |