Тема 2.1. Классификация и предпосылки возникновения конфликтов
1. Задания для самостоятельной работы 1. Изучите ключевые понятия темы: базовая классификация, классификация на основе потребностей субъектов взаимодействия, частная классификация. 2. В рабочей тетради составьте классификацию управленческих конфликтов. 3. Для иллюстрации структурно-организационных предпосылок конфликта составьте схему рабочего места и определите при каких условиях могут возникать конфликты. 4. Отработайте в тетрадях конфликтогенные признаки различных типов акцентуации характера. 5. При каких условиях возникают конфликты в соответствии с трансактным анализом. 2.План практического занятия 1. «Интеллектуальная разминка“ по уточнению и закреплению основных понятий темы: -конфликт, конфликтогены, предконфликтная ситуация, -предпосылки возникновения конфликтов, инцидент, - повод для возникновения конфликта, конфликтоустойчивость, механизмы возникновения конфликта, - закон эскалации конфликтогенов, причины возникновения конфликтов, -классификация, типы конфликтов, виды конфликтов, статусные конфликты, ролевые конфликты, ресурсные конфликты. 2. Вопросы для обсуждения: - Механизм возникновения конфликтов. - Предконфликтная ситуация и ее характеристика. - Объективные и субъективные причины конфликтов. - Организационно-управленческие причины конфликтов. - Социально-психологические причины конфликтов. - Личностные причины конфликтов. 3.Решение психологической задачи: «Анализ и выявление системы причин возникновения межличностных конфликтов». Типы конфликтных ситуаций
3.Рекомендации по подготовке заданий и проведению практического занятия Для выполнения четвертого задания необходимо в соответствии с методикой Шмишека определить тип акцентуации характера и найти в них конфликтогенные признаки. Для выполнения пятого задания необходимо провести в группе тест для определения позиций трансактного анализа «Родитель – ребенок - взрослый». 3.Рекомендуемая литература Основная литература 1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология.- 3-е изд., Питер, 2012. 2. Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб.: Питер, 2012. Дополнительная 1. Андреева Г. М. Социальная психология.— М.: МГУ, 2003. 2. Ворожейкин И.Е. и др. Конфликтология. - М.: ИНФРА, 2003 3. Дмитриев А. В. Конфликтология. – М.: Гардарики, 2000.
4. Контрольные вопросы для самопроверки 1. Определите типы акцентуаций характера.. 2.Что такое базовая классификация конфликта? 3..Трансактный анализ и его характеристика. 4. Определить типы конфликтных ситуаций. Раскрыть объективные предпосылки межличностного конфликта. 3.Рекомендации по подготовке заданий и проведению практического занятия Для выполнения четвертого задания необходимо в соответствии с методикой Шмишека определить тип акцентуации характера и найти в них конфликтогенные признаки. Для выполнения пятого задания необходимо провести в группе тест для определения позиций трансактного анализа «Родитель – ребенок - взрослый».
4.Рекомендуемая литература Основная 1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология.- 3-е изд., Питер, 2012. 2. Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб.: Питер, 2012. Дополнительная 1. Андреева Г. М. Социальная психология.— М.: МГУ, 2003. 2. Ворожейкин И.Е. и др. Конфликтология. - М.: ИНФРА, 2003 3. Дмитриев А. В. Конфликтология. – М.: Гардарики, 2000.
5. Контрольные вопросы для самопроверки 1. Что включает в себя базовая классификация конфликта? 2. Что значит частная классификация конфликтов? 3. Какие четыре группы причин возникновения конфликтов вы знаете? 4. Что включают в себя организационно-управленческие причины конфликтов? 5. Какое поведение приводит к конфликтным ситуациям, а какое к конфликтам ?
Тема 2.2. Конфликт как тип трудных ситуаций 1. Задания для самостоятельной работы 1. Законспектируйте и отработайте конспект лекции по данной теме. 2 .Выпишите в рабочую тетрадь определение основных понятий темы. 4. Разберитесь в понятиях «ситуация» и «трудная ситуация». 5. Выпишите в тетрадь основные факторы психогенного воздействия. 6. Обсудите в учебной группе: психологические особенности действий человека в трудной ситуации. 2. План практического занятия. 1. «Интеллектуальная разминка“ по уточнению и закреплению основных понятий темы: - определение ситуации; - трудная ситуация; - ситуации межличностного взаимодействия; - понятие конфликтоустойчивой личности. 2.Обсуждение вопросов занятия: Трудные ситуации в деятельности человека; Факторы, влияющие на человека в различных ситуациях 3. Проведение ролевой игры. 3.Рекомендации по подготовке заданий и проведению практического занятия 1. При проведении ролевой игры необходимо обратить внимание на: Цель занятия. Закрепление знаний студентов о сущности конфликта, развитие у них навыков анализа трудных конфликтных ситуаций различных типов и формирование умения принимать управленческие решения в сложных ситуациях социального взаимодействия. Порядок проведения занятия Подготовительный этап. За одну-две недели студенты получают установку на проведение занятия в форме решения ситуационных задач. Им сообщается тема и цель занятия. Даются указания по самостоятельному изучению литературы и освоению основных понятий: «конфликт», «конфликт в трудной ситуации», «конфликтная ситуация», «инцидент». Особое внимание обращают на уяснение соотношения между этими понятиями. В ходе занятия. Студентам предлагается решить задачи с конкретными ситуациями, ответив на вопросы, приведенные в конце каждой задачи. Варианты решения задач обсуждаются в учебной группе. Задача 1 Вы недавно назначены инспектором по кадрам. Вы еще плохо знаете сотрудников фирмы, сотрудники еще не знают вас в лицо. Вы идете на совещание к начальнику таможни. Проходите мимо курительной комнаты и замечаете двух сотрудников, которые курят и о чем-то оживленно беседуют. Возвращаясь с совещания, которое длилось один час, вы опять видите тех же сотрудников в курилке за беседой. Вопрос. Как бы вы поступили в данной ситуации? Объясните свое поведение. Задача 2 Вы начальник отдела. В отделе напряженная обстановка, срываются сроки выполнения работ. Не хватает сотрудников. Выезжая в командировку, вы случайно встречаете свою подчиненную — молодую женщину, которая уже две недели находится на больничном. Но вы находите ее в полном здравии. Она кого-то с нетерпением встречает в аэропорту. Вопрос. Как вы поступите в этом случае? Объясните свое поведение. Задача 3 Одна сотрудница высказывает другой претензии по поводу многочисленных и часто повторяющихся ошибок в работе. Вторая сотрудница принимает высказываемые претензии за оскорбление. Между ними возникает конфликт. Вопрос. В чем причина конфликта? Определите конфликтную ситуацию. Задача 4 Руководитель принял на работу специалиста, который должен работать в подчинении у его заместителя. Прием на работу не был согласован с заместителем. Вскоре проявилась неспособность принятого работника выполнять свои обязанности. Заместитель служебной запиской докладывает об этом руководителю... Вопрос. Как бы вы поступили на месте руководителя? Проиграйте возможные варианты. Задача 5 В ответ на критику со стороны подчиненного, прозвучавшую на служебном совещании, начальник начал придираться к нему по мелочам и усилил контроль за его служебной деятельностью. Вопрос. В чем причина конфликта? Определите конфликтную ситуацию. 4.Рекомендуемая литература Основная литература Основная 1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология.- 3-е изд., Питер, 2012. 2. Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб.: Питер, 2012. Дополнительная литература 1. Андреева Г. М. Социальная психология.— М.: МГУ, 2003. 2. Ворожейкин И.Е. и др. Конфликтология. - М.: ИНФРА, 2003 3. Дмитриев А. В. Конфликтология. – М.: Гардарики, 2000.
5. Контрольные вопросы для самопроверки 1. Что такое «трудная ситуация жизнедеятельности»»? 2. Как проявляется «внутриличностная трудная ситуация»? 3. Что такое ситуация социального взаимодействия? 4. Какой смысл вкладывается в понятие конфликтоустойчивость? 5. Раскройте понятия «психологическая напряженность» и «психологическая устойчивость».
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (683)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |