Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 2.1. Классификация и предпосылки возникновения конфликтов



2015-11-11 683 Обсуждений (0)
Тема 2.1. Классификация и предпосылки возникновения конфликтов 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Задания для самостоятельной работы

1. Изучите ключевые понятия темы: базовая классификация, классификация на основе потребностей субъектов взаимодействия, частная классификация.

2. В рабочей тетради составьте классификацию управленческих конфликтов.

3. Для иллюстрации структурно-организационных предпосылок конфликта составьте схему рабочего места и определите при каких условиях могут возникать конфликты.

4. Отработайте в тетрадях конфликтогенные признаки различных типов акцентуации характера.

5. При каких условиях возникают конфликты в соответствии с трансактным анализом.

2.План практического занятия

1. «Интеллектуальная разминка“ по уточнению и закреплению основных понятий темы:

-конфликт, конфликтогены, предконфликтная ситуация,

-предпосылки возникновения конфликтов, инцидент,

- повод для возникновения конфликта, конфликтоустойчивость, механизмы возникновения конфликта,

- закон эскалации конфликтогенов, причины возникновения конфликтов,

-классификация, типы конфликтов, виды конфликтов, статусные конфликты, ролевые конфликты, ресурсные конфликты.

2. Вопросы для обсуждения:

- Механизм возникновения конфликтов.

- Предконфликтная ситуация и ее характеристика.

- Объективные и субъективные причины конфликтов.

- Организационно-управленческие причины конфликтов.

- Социально-психологические причины конфликтов.

- Личностные причины конфликтов.

3.Решение психологической задачи: «Анализ и выявление системы причин возникновения межличностных конфликтов».

Типы конфликтных ситуаций

 

Характер конфликтной ситуации Проявления
Недобросовестное исполнение обязанностей Нарушение трудовой дисциплины Брак в работе
Неудовлетворительный стиль управления Ошибки в подборе и расстановке кадров Ошибки в организации контроля Просчеты в планировании Нарушение этики общения
Неадекватное представление о конкретных ситуациях Неправильные оценки, суждения о действиях других субъектов социального взаимодействия Ошибки в выводах относительно конкретных ситуаций
Индивидуально-психологические особенности личности Нарушение принятых в социальной группе правил взаимоотношений Нарушение этики общения
Низкая профессиональная подготовка Брак в работе Неспособность принять адекватное решение

 

3.Рекомендации по подготовке заданий

и проведению практического занятия

Для выполнения четвертого задания необходимо в соответствии с методикой Шмишека определить тип акцентуации характера и найти в них конфликтогенные признаки.

Для выполнения пятого задания необходимо провести в группе тест для определения позиций трансактного анализа «Родитель – ребенок - взрослый».

3.Рекомендуемая литература

Основная литература

1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология.- 3-е изд., Питер, 2012.

2. Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб.: Питер, 2012.

Дополнительная

1. Андреева Г. М. Социальная психология.— М.: МГУ, 2003.

2. Ворожейкин И.Е. и др. Конфликтология. - М.: ИНФРА, 2003

3. Дмитриев А. В. Конфликтология. – М.: Гардарики, 2000.

 

4. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Определите типы акцентуаций характера..

2.Что такое базовая классификация конфликта?

3..Трансактный анализ и его характеристика.

4. Определить типы конфликтных ситуаций.

Раскрыть объективные предпосылки межличностного конфликта.

3.Рекомендации по подготовке заданий

и проведению практического занятия

Для выполнения четвертого задания необходимо в соответствии с методикой Шмишека определить тип акцентуации характера и найти в них конфликтогенные признаки.

Для выполнения пятого задания необходимо провести в группе тест для определения позиций трансактного анализа «Родитель – ребенок - взрослый».

 

4.Рекомендуемая литература

Основная

1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология.- 3-е изд., Питер, 2012.

2. Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб.: Питер, 2012.

Дополнительная

1. Андреева Г. М. Социальная психология.— М.: МГУ, 2003.

2. Ворожейкин И.Е. и др. Конфликтология. - М.: ИНФРА, 2003

3. Дмитриев А. В. Конфликтология. – М.: Гардарики, 2000.

 

5. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Что включает в себя базовая классификация конфликта?

2. Что значит частная классификация конфликтов?

3. Какие четыре группы причин возникновения конфликтов вы знаете?

4. Что включают в себя организационно-управленческие причины конфликтов?

5. Какое поведение приводит к конфликтным ситуациям, а какое к конфликтам ?

 

Тема 2.2. Конфликт как тип трудных ситуаций

1. Задания для самостоятельной работы

1. Законспектируйте и отработайте конспект лекции по данной теме.

2 .Выпишите в рабочую тетрадь определение основных понятий темы.

4. Разберитесь в понятиях «ситуация» и «трудная ситуация».

5. Выпишите в тетрадь основные факторы психогенного воздействия.

6. Обсудите в учебной группе: психологические особенности действий человека в трудной ситуации.

2. План практического занятия.

1. «Интеллектуальная разминка“ по уточнению и закреплению основных понятий темы:

- определение ситуации;

- трудная ситуация;

- ситуации межличностного взаимодействия;

- понятие конфликтоустойчивой личности.

2.Обсуждение вопросов занятия:

Трудные ситуации в деятельности человека;

Факторы, влияющие на человека в различных ситуациях

3. Проведение ролевой игры.

3.Рекомендации по подготовке заданий

и проведению практического занятия

1. При проведении ролевой игры необходимо обратить внимание на:

Цель занятия. Закрепление знаний студентов о сущности конфликта, развитие у них навыков анализа трудных конфликтных ситуаций различных типов и формирование умения принимать управленческие решения в сложных ситуациях социального взаимодействия.

Порядок проведения занятия

Подготовительный этап. За одну-две недели студенты получают установку на проведение занятия в форме решения ситуационных задач. Им сообщается тема и цель занятия. Даются указания по самостоятельному изучению литературы и освоению основных понятий: «конфликт», «конфликт в трудной ситуации», «конфликтная ситуация», «инцидент». Особое внимание обращают на уяснение соотношения между этими понятиями.

В ходе занятия. Студентам предлагается решить задачи с конкретными ситуациями, ответив на вопросы, приведенные в конце каждой задачи.

Варианты решения задач обсуждаются в учебной группе.

Задача 1

Вы недавно назначены инспектором по кадрам. Вы еще плохо знаете сотрудников фирмы, сотрудники еще не знают вас в лицо. Вы идете на совещание к начальнику таможни. Проходите мимо курительной комнаты и замечаете двух сотрудников, которые курят и о чем-то оживленно беседуют. Возвращаясь с совещания, которое длилось один час, вы опять видите тех же сотрудников в курилке за беседой. Вопрос. Как бы вы поступили в данной ситуации? Объясните свое поведение.

Задача 2

Вы начальник отдела. В отделе напряженная обстановка, срываются сроки выполнения работ. Не хватает сотрудников. Выезжая в командировку, вы случайно встречаете свою подчиненную — молодую женщину, которая уже две недели находится на больничном. Но вы находите ее в полном здравии. Она кого-то с нетерпением встречает в аэропорту.

Вопрос. Как вы поступите в этом случае? Объясните свое поведение.

Задача 3

Одна сотрудница высказывает другой претензии по поводу многочисленных и часто повторяющихся ошибок в работе. Вторая сотрудница принимает высказываемые претензии за оскорбление. Между ними возникает конфликт.

Вопрос. В чем причина конфликта? Определите конфликтную ситуацию.

Задача 4

Руководитель принял на работу специалиста, который должен работать в подчинении у его заместителя. Прием на работу не был согласован с заместителем. Вскоре проявилась неспособность принятого работника выполнять свои обязанности. Заместитель служебной запиской докладывает об этом руководителю...

Вопрос. Как бы вы поступили на месте руководителя? Проиграйте возможные варианты.

Задача 5

В ответ на критику со стороны подчиненного, прозвучавшую на служебном совещании, начальник начал придираться к нему по мелочам и усилил контроль за его служебной деятельностью.

Вопрос. В чем причина конфликта? Определите конфликтную ситуацию.

4.Рекомендуемая литература

Основная литература

Основная

1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология.- 3-е изд., Питер, 2012.

2. Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб.: Питер, 2012.

Дополнительная литература

1. Андреева Г. М. Социальная психология.— М.: МГУ, 2003.

2. Ворожейкин И.Е. и др. Конфликтология. - М.: ИНФРА, 2003

3. Дмитриев А. В. Конфликтология. – М.: Гардарики, 2000.

 

5. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Что такое «трудная ситуация жизнедеятельности»»?

2. Как проявляется «внутриличностная трудная ситуация»?

3. Что такое ситуация социального взаимодействия?

4. Какой смысл вкладывается в понятие конфликтоустойчивость?

5. Раскройте понятия «психологическая напряженность» и «психологическая устойчивость».

 



2015-11-11 683 Обсуждений (0)
Тема 2.1. Классификация и предпосылки возникновения конфликтов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 2.1. Классификация и предпосылки возникновения конфликтов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (683)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)