Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Как экономическая категория




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

К беде неопытность ведет. А. С. Пушкин

Перестройка хозяйственного механизма, усиление прямых хозяй­ственных связей между предприятиями, повышение конкурент­ности обуславливают возрастание роли качества продукции. В этих условиях усиливается влияние потреби геля на оценку и выбор про­дукции с определенными потребительскими свойствами — кон­кретным качеством продукции.

Качество продукции определяет ее полезность, пригодность к использованию. Конкурентоспособность определяется рядом факторов: качество, потребительная стоимость, реклама, удобство сервиса, доверие потребителя к поставщику и т. д. Однако прева­лирующими факторами являются два: качество и потребительная стоимость. Производителю, изготавливая продукцию, необходимо на самой ранней стадии оценить возможности ее продажи, ясно представить требования к этой продукции, потребительский спрос и затраты на производство.

Категории "качество" и "потребительная стоимость" продук­ции имеют единое экономическое содержание, обладают единством качественной и количественной сторон.

Качественная сторона категории "потребительная стоимость" — это способность продукта удовлетворять определенную потребность. Эта способность имеет место и реализуется благодаря тому, что про­дукт обладает совокупностью определенных полезных свойств. Количественная сторона "потребительной стоимости" — это степень (мера) удовлетворения определенной потребности продуктом.




Качественная сторона экономической категории "качество продукции" — это способность единицы продукта удовлетворять определенную потребность. Количественная сторона категории "качество продукта" — это степень (мера) удовлетворения опреде­ленной потребности единицей продукта.

Общая экономическая основа "потребительной стоимости" и "качества" продукции состоит в том, что эти категории связаны с удовлетворением определенной потребности. Потребительная стоимость имеет отношение к удовлетворению заданной потреб­ности через массу продуктов, тогда как качество продукции от­носится к удовлетворению потребности через единицу продукта.

Деятельность предприятия, направленная на повышение ка­чества продукции, неразрывно связана с изменением затрат на производство и его результатов. При переходе предприятий на самофинансирование и при выходе на международный рынок, качество продукции и затраты, связанные с обеспечением качества, становятся факторам успешности предприятия.

Влияние качества продукции на прибыль предприятия про­является двояко:

с одной стороны, прибыль может увеличиваться (уменьшаться) за счет расширения (сужения) потребительского рынка и объема реализации при улучшении (ухудшении) качества продукции;

с другой стороны, прибыль может увеличиваться при снижении себестоимости продукции, полученной за счет уменьшения затрат, связанных с качеством продукции.

Первое направление влияния качества продукции на прибыль предприятия — это экстенсивный путь повышения эффективности функционирования предприятия. В данном случае затраты на ка­чество рассматриваются в широком смысле и к ним относятся все дополнительные расходы, связанные с повышением технического уровня продукции, снижением уровня дефектности продукции при производстве и в процессе реализации, улучшением и расширени­ем услуг, связанных с созданием более удобных условий использо­вания продукции. Сюда же относятся затраты, связанные с рекламой продукции, представлением потребителю доказательств эффектив­ности системы менеджмента качества, сертификационными ис­пытаниями продукции.


Учет выше отмеченных затрат и сопоставление их с приростом прибыли дают возможность оценивать результативность экстен­сивного изменения системы менеджмента качества.

Другое направление влияния качества продукции на прибыль предприятия целесообразно рассматривать как интенсивный путь повышения эффективности функционирования предприятия. В соответствии сданным направлением рассматривают три группы затрат:

— затраты, связанные с появлением дефектов продукции (не­исправимый брак; расходы на переработку и исправление дефектной продукции; расходы на повторные контроль и испытания продукции; расходы на возмещение прямого ущерба потребителю; расходы, связанные с санкциями за некачественную продукцию; потери от скидок с цены за продукцию более низкого сорта, потери на ремонт и представление запасных частей; потери, связанные с исками о юридической ответственности за низкое качество и т. д.);

— затраты, связанные с выявлением дефектов и их причин (с организацией технического контроля, испытаниями продукции, учетом и накоплением информации о качестве, анализом дефектов и их причин, корректирующими действиями по устранению де­фектов и их причин, метрологическим обеспечением);

— затраты на мероприятия по предупреждению появления дефектов (расходы на планово-предупредительный ремонт и тех­ническое обслуживание оборудования, вероятные издержки по недоиспользованию ресурса технологической оснастки и инстру­мента при принудительной их, расходы на повышение квалифи­кации кадров и их обучение при изменении условий производства, расходы на своевременное внесение изменений в техническую до­кументацию и др.).

Перечисленные группы затрат на качество взаимосвязаны между собой. Увеличивая (уменьшая) одну группу затрат, можно соответственно уменьшить (увеличить) другую группу затрат. Ин­тенсивный путь повышения эффективности функционирования предприятия реализуется через снижение себестоимости продукции за счет уменьшения затрат по всем трем группам.

Таким образом, взаимосвязь качества продукции с пригодно­стью ее к использованию, а следовательно с потребительной


 


ю


II


стоимостью и конкурентоспособностью, затратами предприятия, его прибылью имеет экономическое содержание и отображает экономические отношений перечисленных категорий. Реализация указанных экономических закономерностей обеспечивает повы­шение качества продукции, снижение совокупных затрат труда на единицу потребительной стоимости и на единицу ее полезного эффекта.

Знание и использование объективных закономерностей повы­шения качества продукции составляют основу механизма управ­ления качеством продукции.




Читайте также:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (721)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7