Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Задачи оценки качества продукции



2015-11-11 2218 Обсуждений (0)
Задачи оценки качества продукции 5.00 из 5.00 4 оценки




Ничего великого никогда

не было достигнуто без энтузиазма.

Р. У. Э м е р с о н

В условиях рыночной экономики, в частности, в условиях зарож­дения и развития частной формы собственности, акционирования государственных предприятий (объединений) при значительном расширении их самостоятельности в развитии хозяйственной дея­тельности, объективная и достоверная оценка качества продукции становится важнейшим элементом государственного воздействия на уровень качества выпускаемой продукции.

Под оценкой качества продукции понимается систематическая проверка (испытания), насколько продукция способна выполнять установленные требования (соответствует установленным требо­ваниям).

Определяющим фактором в оценке качества продукции явля­ется мнение потребителя (заказчика). Именно мнение потребите­ля составляет основу содержания оценки качества продукции. Количественным значением оценки качества продукции является степень удовлетворения его потребностей и нужд.

Потребитель является основной фигурой в процессе оценки ка­чества продукции.

В условиях конкуренции необходимо, чтобы каждый работник предприятия понимал существенное значение потребителя в успе­хе предприятия. Например, каким образом необходимо относить­ся к потребителю изложено в "памятке", выдаваемой каждому работнику на одном из заводов фирмы И БМ.

Потребители это важнейшие фигуры в нашем деле.

Не они зависят от нас, а мы зависим от них.


Они не мешают нашей работе. Они являются целью нашей работы.

Они делают нам одолжение, приобретая наши товары. Мы не делаем им одолжения, предлагая свои услуги или товары.

Потребители — это не простые люди.

Потребители — это не голая статистика. Это люди плоти и крови, с чувствами и эмоциями, как и мы сами.

Это люди, которые приходят к нам со своими нуждами и забо­тами. И наша обязанность — удовлетворить эти нужды.

Потребители заслуживают самого вежливого и внимательного отношения с нашей стороны.

Потребители это источник жизненной силы любой предприни­мательской деятельности. Без них нам пришлось бы закрыть наши предприятия.

При таком отношении к потребителю зарождается принципи­ально новый мотив организации производственной и хозяйствен­ной деятельности предприятия, основным содержанием которого становиться, в конечном итоге, стремление путем своевременного и качественного удовлетворения требований потребителя (заказ­чика) достичь экономической цели — извлечь прибыль, что со­ставляет экономическую основу предпринимательской деятель­ности любой коммерческой организации.

Оценка качества продукции предполагает выбор номенклатуры показателей, характеризующих техническое совершенство и каче­ство изготовления оцениваемой продукции, определение значений этих показателей и сопоставление их с соответствующими показа­телями качества конкретных аналогов (или с прогнозируемыми значениями этих показателей), отражающих мировой уровень на определенный период.

Оценка качества продукции проводится на этапе разработки продукции (оценивается технический уровень), на этапе приемки опытного образца и принятии решения о постановке продукции на производство (оценивается технический уровень) и на этапе производства продукции (оценивается и технический уровень и качество изготовления).

Разрабатываемая продукция считается перспективной, если значения ее показателей соответствуют:


 

— прогнозируемым значениям показателей качества аналогич­ной продукции, отражающим технический уровень такой продук­ции на весь планируемый период выпуска;

— перспективным требованиям и значениям показателей, установленным соответствующими государственными стандарта­ми на группы однородной продукции.

Выпускаемая продукция считается соответствующей мирово­му аналогу, если значения ее показателей соответствуют:

— значениям показателей качества лучшей аналогичной про­дукции (или требованиям фирменных стандартов) зарубежных фирм, являющихся ведущими в мире в производстве данной про­дукции;

— требованиям и значениям показателей, установленным от­ечественными и международными стандартами на продукцию.

Достоверность оценки качества продукции зависит от:

— правильности определения и обоснования номенклатуры показателей качества оцениваемой продукции и ее аналога;

— установления базы сравнения (выбора аналога), которая отражала бы действительно уровень качества аналога на установ­ленный момент оценки;

— выбора и обоснования метода сравнения, с помощью кото­рого проводится оценка уровня качества продукции.

Достоверные результаты оценки продукции являются важным условием обеспечения зависимости дохода предприятий от качества выпускаемой ими продукции, их конкурентоспособности. Пока­затели качества продукции и соответствие их требованиям потре­бителя и уровню качества зарубежных аналогов учитывается орга­нами государственного управления при оценке результатов деятельности предприятия и служит объективной основой для их стимулирования за разработку и производство высококачественной продукции.

Только после всесторонней оценки степени соответствия по­казателей качества продукции требованиям потребителя, а также уровню качества зарубежных аналогов появляется объективная основа для принятия необходимого решения о расширении про­изводства продукции или, наоборот, о снятии ее с потока (доработ-


 




ка, либо модернизация). При этом используется действие механиз­ма экономического закона морального износа (старения)

продукции.

На рис. 13 приведена графическая иллюстрация того факта, как при сохранении "абсолютного" качества продукции (всех основных показателей, характеризующих потребительские свой­ства) происходит ее моральное старение, т. е. снижается относи­тельное качество продукции (потребительная стоимость) вслед­ствие появления на рынке новой продукции с более высокими потребительскими свойствами (более высоким "абсолютным" качеством).

Первоначальная продукция морально устаревает уже при по­становке на производство аналогичной, но более совершенной продукции, однако она еще может выпускаться до тех пор, пока рынок не начнет насыщаться этой новой продукцией. Тогда перво­начальная продукция должна быть снята с производства как эко­номически неэффективная и заменена на более прогрессивную (или модернизирована так, чтобы обеспечивать потребности на­родного хозяйства).

Относ тельное качество'

2 3 4 5 6 7 Годы

Рис. 13. Схема действия закона морального

износа продукции:

/ - первоначальной; 2 - повой: 3-следующего

поколения


4.2. Номенклатура, характеристика и порядок выбора показателей качества

Способность видеть чудесное в обыкновенном — неизменный признак мудрости.

Р. У. Эмерсон

Для оценки качества продукции при ее создании, испытаниях, сертификации, покупке и потреблении (эксплуатации) использу­ются показатели качества. Номенклатура показателей качества зависит от вида и назначения продукции.

По своему содержанию оценка качества продукции сводится к выявлению степени проявления совокупности ее свойств в усло­виях среды потребления. Осуществляется сравнение фактического проявления свойств продукции и выявляется степень соответствия продукции функциональным, органолептическим, эстетическим и другим требованиям, определяющим возможность удовлетворе­ния тех или иных требований потребителей (заказчиков).

В основе оценки качества лежит процедура измерения степени проявления свойств продукции в сфере товарного обращения, по­требления или ее эксплуатации и сравнении количественных зна­чений данной степени с установленными потребностями. Для того чтобы измерять степень проявления свойств продукции, как пра­вило, данные свойства продукции характеризуют показателями качества, которые классифицируются по ряду признаков. Наиболее важной является классификация по количеству характеризуемых свойств.

В соответствии с ГОСТ 15467—79 показателем качества на­зывают количественную характеристику одного или нескольких свойств продукции, составляющих качество, рассматриваемую применительно к определенным условиям ее создания и эксплуа­тации (потребления).

Номенклатура показателей качества промышленной продук­ции весьма многочисленна и устанавливается с учетом:

—назначения и условий использования продукции;

—требований потребителей;


 




— задач управления качеством продукции на всех стадиях ее
жизненного цикла;

— состава и структуры характеризуемых свойств продукции.
Показатели качества должны удовлетворять определенным

требованиям, главными из которых являются:

—обеспечение соответствия качества продукции — потреб­ностям;

—стабильность на всех этапах жизненного цикла;

—учет современных достижений науки, техники и направле­ний технического процесса;

—отражение свойств продукции, обуславливающих ее пригод­ность удовлетворять общественные и личные потребности в соот­ветствии с назначением;

—исключения взаимозаменяемости при комплексной оценке качества продукции.

Выделяют единичные, комплексные и интегральные показатели качества.

Единичный показатель качества характеризует одно простое свойство продукции, например структуру материала, специфиче­ский запах и т. д.

В соответствии с ГОСТ 15467—79 имеется десять групп единич­ных показателей:

—показатели назначения;

—показатели надежности;

—экономические показатели;

—эргономические показатели;

—эстетические показатели;

—показатели технологичности;

—показатели унификации;

—потенциально-правовые показатели;

—экологические показатели;

—показатели безопасности.

Показатели назначения характеризуют свойства продукции, определяющие основные функции. В их числе требования техни­ческой эффективности, характеризующие полезный эффект от эксплуатации (потребления) продукции, и прогрессивность тех-


нических решений (производительность, мощность, диапазон скорости, маневренность, проходимость, чувствительность, со­держание полезного вещества или вредных примесей, допустимая температура наружного воздуха, точность, быстрота обрабатыва­ния, прочность, водонепроницаемость и др.).

Показатели надежности — свойство продукции сохранять в заданном интервале времени, в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять тре­буемые функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, ремонта, хранения и транспортиро­вания. Надежность характеризуют показатели: безотказность, долговечность, ремонтопригодность, сохраняемость.

Экономические показатели отражают затраты на разработку, изготовление и эксплуатацию или потребление, а также экономи­ческую эффективность эксплуатации (удельный расход сырья, материалов, топлива, энергии, а также трудовых ресурсов в рас­чете на единицу потребительских свойств; коэффициент полезно­го действия и т. д.).

Эргономические показатели, характеризующие систему "чело­век — изделие — среда" и учитывающие комплекс гигиенических и технологических, антропометрических, органолептические, физиологические и психические свойства человека в системе "человек-изделие", проявляющихся в i фоизводственных и бытовых процессах.

Повышение эффективности взаимодействия человека с из­делием достигается улучшением условий труда, что, в свою очередь, влияет на производительность, точность, безошибочность работы, утомляемость человека.

Классификация и номенклатура данной группы эксплуатации установлена в ГОСТ 16035-81.

Эстетические показател и характеризуют эстетические свойства продукции: стилевое соответствие моде, функционально-конструктивная приспособленность, цветовой колорит, тщатель­ность покрытия и отделка поверхности, чистота выполнения сочленений, округлений и сопрягающих поверхностей, четкость исполнения фирменных знаков, указателей и упаковки; ипформа-


 




ционную выразительность, рациональность формы, целостность композиции, цветовое исполнение, совершенство производствен­ного исполнения и стабильность товарного вида. Эти показатели определяются органолептическим и экспертным путем и оценива­ются в баллах.

Показатели технологичности, характеризующие эффектив­ность конструктивно-технологических решений для обеспечения высокой производительности труда при изготовлении и ремонте продукции (трудоемкость изготовления, технологическая себе­стоимость, относительная трудоемкость подготовки изделия к функционированию, удельная стоимость ремонтов),

К данной группе показателей относят показатели транспорта­бельности — средняя трудоемкость или продолжительность под­готовки продукции к транспортированию или разгрузке, коэффи­циент использования объема средства транспортирования.

Показатели стандартизации и унификации характеризуют на­сыщенность изделия стандартными, унифицированными состав­ными частями деталей, а также уровень унификации с другими изделиями.

Унификация это метод стандартизации, направленный на рациональное сокращение конструкций машин, их элементов и про­цессов изготовления до технически обоснованного минимума.

Требования по стандартизации и унификации при разработке продукции и ее изготовлении направлены:

— на использование параметрических, типоразмерных и кон­структивных рядов, базовых конструкций, принципов блочно-модулыюго конструирования;

— на систематизацию деталей и сборочных единиц путем раз­мещения их в определенном порядке и последовательности, об­разующей единую систему, удобную для использования по назна­чению;

— на симплификацию с целью уменьшения числа типов и раз­новидностей изделий до количества, достаточного для удовлетво­рения существующих в настоящее время потребностей заказчика;

— на типизацию конструкций с целью разработки и установле­ния типовых конструкций, содержащих параметры, общие для


изделий, сборочных единиц и деталей для обеспечения внутрипро-ектной и межпроектной унификации;

— на использование типовых технологических процессов,
стандартного оборудования, средств и методов испытаний и из­
мерений, а также существующих средств технического обслужива­
ния и ремонта.

При построении параметрических, типоразмерных и конструк­тивных рядов изделий соблюдается принцип подобия процессов функционирования, обеспечивающий преемственность (передачу) функциональных параметров.

В качестве оценочного показа геля предусмотрены:

—коэффициенты применяемости;

—коэффициенты повторяемости;

—коэффициенты взаимной унификации (межпроектной уни­фикации) какдля конкретного изделия, так и для группы изделий.

Коэффициент применяемостииспользуется для характеристики соотношения общего числа типоразмеров деталей и сборочных единиц, входящих в состав изделия и числа типоразмеров ориги­нальных (разработанных впервые) деталей и сборочных единиц данного изделия.

Под типоразмером понималась конструктивная особенность детали и сборочной единицы с конкретными значениями параме­тров и размеров, причем число типоразмеров соответствует числу наименований составных частей в спецификации конструкторской документации.

Коэффициент применяемости составных частей, по типораз­мерам деталей в процентах рассчитывается по зависимости

п

где п — общее число типоразмеров составных частей (деталей) в изделии (составной части); п0 —число типоразмеров оригиналь­ных составных частей (деталей) в изделии (составной части).

Коэффициент повторяемостииа юльзуется для характеристики степени внутрипроектной унификации изделия и взаимозаменяе­мости составных частей внутри данного изделия.


 




Коэффициент повторяемости составных частей (сборочных единиц) изделия в натуральном выражении рассчитывается по за­висимости

где N — общее число составных частей (сборочных единиц) в из­делии.

Коэффициент межпроектной унификации характеризует уровень взаимной унификации группы изделий, а также степень сокраще­ния номенклатуры составных частей в изделиях группы.

Коэффициент межпроектной унификации рассчитывается в % по зависимости:

и

2л-е
^=1^-------- юо%,

где Н —общее количество рассматриваемых проектов (изделий); «,- — число типоразмеров составных частей в /-м проекте (изделии); ятах — максимальное число типоразмеров составных частей одно­го проекта (изделия); Q — общее число неповторяющихся типо­размеров составных частей, применяемых в группе из Я проектов (изделий).

Количественные требования по стандартизации и унификации рассчитаны в соответствии с требованиями ГОСТ В 15.207—90.

В зависимости от поставленных задач, коэффициенты при­меняемости и повторяемости дополнительно могут быть рассчи­таны по типоразмерам, массе, трудоемкости и стоимости.

Проведение работ по унификации способствует специализации производства, снижению трудоемкости изготовления продукции, повышению се качества.

Патентно-правовые показатели характеризуют патентную за­щиту и патентную частоту продукции и являются существенным фактором при определении ее конкурентоспособности.


Патент — документ, удостоверяющий признание предложения изобретением, приоритет изобретения, авторство на изобретение и исключительное право патентообладателя на изобретение.

К патентно-правовым показателям относятся:

—патентная защита;

—патентная чистота;

—территориальное распределение.

Патентная защита выражает степень защиты авторскими свидетельствами и патентами в странах предлагаемого экспорта или продажи лицензий на отечественные изобретения. Этот по­казатель позволяет судить о воплощении в изделии отечественных технических решений, признанных изобретениями в РФ и за ру­бежом.

Показатель патентной чистоты выражает степень воплоще­ния в изделии, предназначенном для реализации только внутри страны технических решений, не подпадающих под действие вы­данных в РФ патентов исключительного права, а для изделий, предназначенных для реализации и за рубежом, технических ре­шений, не подпадающих также под действие патентов, выданных в странах предполагаемого экспорта. Данный показатель позволя­ет судить о возможности беспрепятственной реализации изделий в РФ и за рубежом.

Патентно-правовые показатели определяются при завершении разработки продукции. Они являются существенным фактором при определении конкурентоспособности продукции.

Экологические показатели характеризуют уровень вредных воз­действий на окружающую среду, возникающих при эксплуатации или потреблении продукции. К ним относятся: содержание вредных примесей, выбрасываемых в окружающую среду; вероятность вы­бросов вредных частиц, газов, излучений при хранении, транс­портировании, эксплуатации или потреблении продукции и др.

Требования и нормы по охране окружающей среды определя­ются системой государственных стандартов в области охраны при­роды и улучшения использования природных ресурсов, стандар­тами и рекомендациями МЭК, ИСО и др. организаций, занимающихся вопросами охраны природы.


 




Показатели безопасности характеризую! особенности продук­ции, обуславливающие при ее эксплуатации или потреблении безопасность человека (обслуживающего персонала): электробе­зопасность; пожаро и взрывоопасность; радиационную безопас­ность; безопасность при обслуживании машин и оборудования; вероятность безотказной работы, время срабатывания защитных устройств, электрическая прочность изоляции токоведущих частей изделия, с которыми возможно соприкосновение человека и т. д.

Кроме единичных показателей качества применяются ком­плексные показатели, которые характеризуют несколько свойств продукции.

Выделяют следующие виды комплексных показателей:

— групповой комплексный показатель;

— обобщенный комплексный показатель.

Групповой комплексный показатель характеризует группу про­стых свойств или одно сложное свойство, которое оценивается одной числовой величиной, например, определенным количеством баллов.

Обобщенный комплексный показатель качества характеризует всю совокупность свойств, по которым производится оценка ка­чества продукции (например, по всем потребительным свойствам продукции). Чаще всего осуществляют сравнительную оценку качества товара, сопоставляя показатели его качества с базовыми показателями, т. е. с показателями, характеризующими качество продукции, принятой за эталон.

Базовые показатели — показа гели лучших образцов продукции (принятой за эталон) того же назначения, максимально удовлет­воряющие требования потребителей. Базовая (эталонная) продук­ция с присущей ей совокупностью показателей качества периоди­чески заменяется другой более перспективной. Базовые показатели качества могут быть как единичными, так и комплекс­ными.

В целом, оценка качества продукции представляет собой уста­новление соответствия продукции общественным потребностям путем сравнения количественных значений измеряемых показате­лей качества, отражающих свойства продукции, с количественны-


ми значениями данных потребностей. Но количественное выра­жение общественных потребностей трудоемкий процесс, имеющий ряд сложностей и неопределенностей, в связи с этим, на практике оценивают не само качество продукции, а уровень его качества.

Уровень качества продукции представляет собой относительную характеристику качества продукции, основанную на сравнении значений показателей качества оцениваемой продукции с базовы­ми значениями соответствующих показателей качества продукции, выбранной в качестве эталонной продукции.

При установлении уровня качества сопоставляют совокупность показателей качества оцениваемой продукции с аналогичной со­вокупностью базовых показателей эталонной продукции

Q

к

у GU'

где Купоказатель уровня качества; Q — численное значение показателя качества оцениваемой продукции; (2баз — численное значение базового показателя эталонной продукции.

Примером комплексных показателей является комплексные показатели группы надежности технических объектов: коэффициент готовности изделия; коэффициент технического использования и др.

Коэффициент готовности изделия Ар, характеризует одно­временно его безотказность и ремонтопригодность

Т КГ= ——,

где Т— наработка на отказ; 7В - среднее время восстановления. В часовой промышленности в качестве комплексного показа­теля используют оценочное число N, представляющее собой средневзвешенный арифметический показатель

N =qxxPx +q2xP2+q3xPs, где Я, — изохронная погрешность (с), характеризующая точность хода часов в одном положении при разной степени заводки; Р2позиционная погрешность (с), характеризующая точность хода часов при изменении положения /*3 - температурный коэффици-


 




Q

ент------ , характеризующий точность хода часов при изменении

град температуры; q{, q2, % - параметры весомости указанных показа­телей, определяемые по специальным формулам.

Уменьшение значения оценочного числа N соответствует улуч­шению качества часов.

К комплексным показателям можнотакже отнести показатель сортности (для продукции легкой, пищевой, металлургической и некоторых других отраслей).

Сортность (класс) — показатель категории или разряда, отно­сящихся к свойствам или характеристикам, учитывающим различные совокупности требований к продукции или услугам, предусмотрен­ным для аналогичного функционального использования.

Класс (сортность) — отражает предусмотренное или признанное различие в требованиях к качеству. В основе лежит функциональная взаимозависимость между стоимостью и эксплуатацией. При чис­ловом обозначении класса (сорта) высшим классом (сортом) явля­ется обычно первый, а более низкими второй, третий и т. д.

При обозначении класса (сорта) числом знаков, например, числом звездочек, самый низкий класс (сорт) отмечают обычно наименьшим числом знаков или звездочек.

Коэффициент сортности определяется как отношение суммар­ной стоимости продукции в оптовых ценах, выпущенной за опре­деленный период времени, к суммарной стоимости в пересчете на наивысший сорт.

Заслуживает внимания интегральный показатель качества. Онпредставляет собой в соответствии с ГОСТ 15467—79 отношение суммарного полезного эффекта от использования (эксплуатации) продукции к суммарным затратам на его создание, обращение, хранение, транспортировку и использование (эксплуатацию)

где КИ — интегральный показатель качества; К0показатель, отражающий основные потребительские свойства продукции; 3,


Зп, Зэ — соответственно затраты на производство и эксплуатацию продукции; производство продукции; эксплуатацию продукции.

Под полезным эффектом продукции понимается выполняемая ею работа или отдача (служба шин в км; пробег грузового автомо­биля в тонно-километрах за срок службы до капитального ремон­та; производительность для металлорежущих станков; число об­работанных деталей за определенное время; для буровой установки — длина проходки в мин. и т. д.).

Наряду с интегральным показателем качества продукции мо­жет применяться величина, обратная ему и называемая удельными затратами на единицу эффекта.

Интегральный показатель качества продукции является эф­фективным показателем качества, содержащим важнейшую ин­формацию о качестве продукции и затратах на его достижение и потребление (эксплуатацию). Этот показатель обращается в мак­симум при оптимальном полезном эффекте и оптимальных затра­тах па его достижение.

Таким образом, увеличение затрат на повышение качества (или рост цены) имеет смысл только до тех пор, пока увеличивается интегральный показатель. Применение его имеет важное значение при анализе динамики качества продукции, определении путей его улучшения, при решении задач постановки продукции на произ­водство и т. д.

Показатели качества определяются с учетом особенностей каждого вида продукции. При этом их следует увязать при про­гнозировании, планировании, ценообразовании и стимулировании качества продукции и работы.

На соответствующих стадиях формирования и развития теории управления качеством были разработаны объективные методы оценки показателей качества продукции:

—измерительный;

—регистрационный;

—расчетный;

—эвристический;

—экспертный;

—социологический.


 




Измерительный метод основывается на использовании для определения показателей качества продукции средств измерения, реактивов и других технических устройств.

Положительными моментами измерительного метода являют­ся: объективность, точность и возможность выразить показатели свойств в единицах определенной размерности: килограммах, ме­трах, литрах, ваттах и т. д.

Отрицательными моментами измерительного метода являют­ся: использование в ряде случаев довольно сложного оборудования, а также потери образцов продукции за счет их разрушения или порчи при проведении испытаний.

Регистрационный метод базируется на результатах подсчета появления отказов работы изделия за определенное время экс­плуатации, а также количества изделий с различными видами де­фектов и отклонениями от требований нормативных документов.

Существенным недостатком данного метода является его тру­доемкость и длительность! ipouecca проведения наблюдений и сбо­ра данных.

Расчетный метод определения показателей качества товаров базируется на получении информации расчетным путем. При ис­пользовании этого метода показатели качества определяются путем их расчета с использованием формул и разнообразных математи­ческих моделей.

Эвристические методы оценки качества продукции основаны на использовании органов чувств, интуиции и обобщенного опы­та людей.

Выделяют разновидности эвристических методов:

— органолептический;

— экспертный;

— социологический метод.

Отличительными характеристиками органолептическогомето­да являются:

— простота и возможность его осуществления в любых усло­виях без применения специального оборудования;

— он базируется на использовании органов чувств человека — обонянии, осязания, зрения, слуха и вкуса;


— с помощью данного метода можно оценивать, например,
твердость материалов, запах духов, качество звучания музыкаль­
ного инструмента, вид изделия и т.д.

К отрицательным сторонам данного метода являются то, что чне представляется возможным получение точного численного значения показателей качества, а также использование для оценки только балльной системы.

Экспертный метод оценки качества продукции основывается на решении, принимаемом экспертами. Он является одной из раз­новидностей органолептического метода, использующего для опенки качества продукции обобщенные оценки группы специали­стов (экспертов). Точность полученных в бальной системе оценок во многом зависит от квалификации экспертов и правильности организации проводимой экспертизы.

Социологический метод оценки качества основывается на ана­лизе мнений широкого круга потребителей об уровне качества анализируемой продукции. Информацию о мнении потребителей получают путем проведения анкетирования, устных опросов, кон­ференций, аукционов, выставок-продаж и т. п.

Порядок выбора номенклатуры показателей качества продук­ции предусматривает:

—определение класса (группы) продукции;

—пели применения номенклатуры показателей качества про­дукции;

—определение исходной номенклатуры групп показателей качества продукции;

—определение исходной номенклатуры показателей качества по каждой группе;

—определение метода выбора номенклатуры показателей качества.

Цели применения номенклатуры показателей качества про­дукции устанавливаются в соответствии с задачами управления качеством продукции (политикой в области качества), сертифика­цией продукции и систем менеджмента качества.

Часто показатели качества применяются и для оценки резуль­тативности функционирования систем менеджмента качества.


 




■чпИ!


 


 


Номенклатура показателей качества продукции устанавлива­ется, в частности, в стандартах системы показателей качества продукции.

Например, в ГОСТ4. 401-88.CIIKIJ. Автомобили грузовые в ка­чествепоказателей приняты:

—показатель надежности (установленный ресурс до капиталь­ного ремонта);

—показатель экономичности (удельная масс; удельный кон­трольный расход топлива);

—показатель эргономичное™ (уровень внутреннего шума);

—показатель технологичности (трудоемкость, периодичность обслуживания и ремонта);

— показатель экологичности (содержание вредных веществ
в выхлопных газах, уровень внешнего шума).

Стандарты СПКП были разработаны практически на все одно­родные группы промышленной продукции. Однако СПКП имеет ряд недостатков, которые затрудняют ее применение. Основные изданных недостатков являются:

— недостаточное число классификационных показателей;

— терминологическая несогласованность показателей стан­дартов СП КП со стандартами ИСО и МЭК;

— отсутствие единой системы кодирования показателей.
Для обеспечения единства и достоверности информации,

удобства практического применения, согласования, унификации, информационной и терминологической совместимости характе­ристик продукции, используемых для решения различных задач, необходим комплекс терминологически и информационно совме­стимых документов.

В зарубежной практике наиболее близкими аналогами система­тизированной номенклатуры характеристик продукции являются:

— в ФРГ — система стандартов DIN 400 "Таблица типовых параметров";

— в США — руководство по идентификации предметов снаб­жения Федеральной системы каталогизации (ФСК);

— в Японии — комплекс стандартов JICD "Транспорт дорож­ный".


Общим для этих систем является преобладание характеристик, необходимых потребителю для эффективного использования (экс­плуатации) продукции, что делает эти системы жизнеспособными в условиях цивилизованной рыночной экономики.

4.3. Каталогизация продукции

Ничто не прощают так неохотно, как различие мнений.

Р. У. Эмерсон

 

Исторический опыт зарубежных стран в области каталогизации

Каталогизация, как эффективный инструмент управления про­цессом рационального удовлетворения потребностей, уже на про­тяжении длительного времени активно используется США и дру­гими промышленно развитыми странами.

В США федеральная система каталогизации была введена в 1952 г. и в 1956 г. уже была принята в качестве единой государ­ствами — членами НАТО и рядом других стран (всего к настояще­му времени ее используют 52 государства в т.ч. страны — участни­цы Всемирного торгового общества).

Внедрение системы каталогизации позволило США обеспечить высокоэффективное управление номенклатурой продукции, опти­мизировать накопление и распределение запасов за счет автома­тизации учета процесса продвижения продукции в сфере потре­бления. На первом этапе работ за счет исключения дублирования втрое сокращена номенклатура каталогизируемой продукции (с 12 до 4 млн. наименований) и получена экономия более 12 млрд. долл. Объем номенклатуры выпускаемой продукции сокращен на 20 % без снижения степени удовлетворения потребностей.

В настоящее время в мире действует несколько систем ката­логизации. Среди них, в первую очередь, следует отметить следую­щие:

— NATO Codification System (NCS) — система каталогизации НАТО;


 




Pacific Area Cataloguing System (PACS) — система каталоги­зации стран тихоокеанского региона;

— United Nation Common Coding System (UNCCS) — единая система кодирования Организации Объединенных Наций.

Наиболее представительной и эффективно действующей международной системой каталогизации является NCS. Современ­ной мировой тенденцией является объединение этих систем в еди­ную международную систему каталогизации.

Известно, что мировая практика торговли продукцией пред­полагает широкое использование принципов каталогизации при подготовке и передаче покупателю документации на проданное изделие. В этой связи с вступлением Р



2015-11-11 2218 Обсуждений (0)
Задачи оценки качества продукции 5.00 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: Задачи оценки качества продукции

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2218)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)