Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Меры предосторожности при работе с кислотами и щелочами




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

· Минеральные кислоты (концентрированная соляная, серная, азотная), а также сильные органические кислоты (муравьиная, уксусная) при попадании на кожу и слизистые вызывают химические ожоги. Все работы с концентрированными кислотами проводят в вытяжном шкафу.

· При ожогах крепкими кислотами нужно немедленно промыть поражённый участок водой, а затем – раствором гидрокарбоната натрия (соды), потом наложить компресс, смоченный этим раствором.

· При ожогах крепкими щелочами нужно промыть поражённый участок водой, а затем – 2% раствором борной кислоты, потом наложить компресс, смоченный этим раствором.

Меры предосторожности при работе с легковоспламеняющимися жидкостями (ЛВЖ)

· Все работы с ЛВЖ (диэтиловый эфир, бензол, толуол, ацетон, спирты) проводят вдали от открытого огня. Если работы ведутся с использованием 1-2 капель ЛВЖ, допускается использовать для их нагревания спиртовки, однако склянки с основным объёмом этих веществ не должны находиться рядом со спиртовкой.

· При воспламенении ЛВЖ сосуд следует накрыть противопожарным одеялом. Если горящая жидкость разлилась, её тушат, засыпая песком. При необходимости используют огнетушитель. Если на человеке загорелась одежда, его следует плотно закутать в противопожарное одеяло, пока пламя не погаснет.



Меры предосторожности при работе с токсичными и раздражающими веществами

· Многие органические вещества – ароматические (анилин) и алифатические амины, ароматические углеводороды (бензол, толуол), галогенпроизводные углеводородов (четыреххлористый углерод), а также бром оказывают вредное влияние на организм через дыхательные пути и кожу. Поэтому с этими веществами необходимо работать только под тягой, не вдыхать их пары, не допускать их попадания на кожу. Если это всё же произошло, нужно вымыть руки с мылом; при вдыхании паров – немедленно выйти на свежий воздух.

· При ожогах кожи бромом следует обработать поражённый участок этиловым спиртом.

· При ожогах фенолом следует растирать побелевший участок кожи глицерином до восстановления нормальной окраски кожи, а затем промыть водой и наложить компресс с глицерином.

· Категорически запрещается пробовать любые химические вещества на вкус!

· В химической лаборатории нельзя принимать пищу.

Занятие № 2

ХИМИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ В ОРГАНИЧЕСКИХ МОЛЕКУЛАХ.

КЛАССИФИКАЦИЯ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ. РЕАКЦИОННАЯ
СПОСОБНОСТЬ АЛКАНОВ. АЛКЕНОВ И АЛКАДИЕНОВ

Мотивация цели.Углеводороды имеют ограниченное применение в медицине, используются лишь некоторые из них (парафин, вазелиновое масло, вазелин). Детальное изучение их в курсе органической химии обусловлено тем, что углеводороды являются структурной основой различных классов органических соединений

Цель самоподготовки. В процессе самоподготовки следует усвоить электронное строение σ- и π-связей и их основные характеристики. Необходимо научиться прогнозировать тип разрыва связей в зависимости от их полярности и с учётом условий реакции, объяснять преимущественное образование в ходе реакции одного из возможных соединений. Необходимо также сформировать представление о π,π-сопряжении и особенностях реакционной способности сопряжённых диенов.

План изучения темы

1. Электронное строение и основные характеристики ковалентных связей.

1.1. Определение σ-связи. Схема перекрывания атомных орбиталей.

1.2. Определение π-связи. Схема перекрывания атомных орбиталей.

1.3. Сравнение энергии σ- и π-связей в кратных связях.

1.4. Характеристики ковалентных связей: длина, энергия, пространственная направленность, полярность, поляризуемость.

2. Классификация органических реакций по конечному результату.

3. Классификация химических реакций по типу разрыва связей.

3.1. Гомолитический тип разрыва связей. Факторы (внутренние и внешние), способствующие гомолизу. Характеристика образующихся частиц.

3.2. Гетеролитический тип разрыва связей. Факторы (внутренние и внешние), способствующие гетеролизу. Характеристика образующихся частиц.

4. Классификация химических реакций по типу «атакующей» частицы. Определение понятий «электрофил» и «нуклеофил», примеры.

5. Реакционная способность алканов.

5.1. Объяснение возможности реакций SR в алканах, исходя из их электронного строения.

5.2. Механизм реакции галогенирования алканов. Понятие о цепных реакциях.

5.3. Избирательность (региоселективность) реакций радикального замещения (галогенирования и нитрования) в алканах как следствие различной стабильности образующихся свободных радикалов.

6. Конформации открытых цепей и их энергетическая характеристика (Самостоятельная работа № 1).

7. Реакции электрофильного присоединения в алкенах.

7.1. Объяснение возможности реакций AE в алкенах, исходя из их электронного строения.

7.2. Механизм реакции гидрогалогенирования алкенов. Объяснение правила Марковникова с позиций распределения электронной плотности в нереагирующей молекуле (статический фактор) и различной стабильности образующихся карбокатионов (динамический фактор).

7.3. Механизм реакции гидратации алкенов. Роль кислотного катализа.

7.4. Реакции галогенирования алкенов. Практическое значение реакции бромирования.

8. Реакция мягкого окисления алкенов (реакция Вагнера). Практическое значение этой реакции.

9. Пространственная (геометрическая; цис, транс-) изомерия алкенов.

10. Реакционная способность алкадиенов.

10.1. Классификация алкадиенов по взаимному положению двойных связей.

10.2. Реакции электрофильного присоединения в изолированных и кумулированных диенах.

10.3. Понятие о π,π-сопряжении (на примере бутадиена-1,3). Энергия сопряжения, делокализация электронной плотности. Стабильность сопряжённых систем.

10.4. Особенности реакций электрофильного присоединения в сопряжённых диенах (1,2- и 1,4-присоединение).

Рекомендуемая литература

А – с. 28-36, 85-93, 116-121, 123-130, 133.

А* - с. 33-37, 90-94, 117-121, 124-130, 41-43, 45, 132.

А** - с. 28-33, 109-112, 125-129, 131-138, 35-36, 140-141.

Б – тема 1.4, обучающая задача 1 (с. 56-59); тема 1.5, обучающая задача 1 (с. 61-64).

Вопросы для самоконтроля(задания, обозначенные*, обязательны для выполнения в письменном виде)

1. Сравните длины и энергию следующих связей:

 

 

2. Сравните полярность следующих связей:

 

 

3. Сравните поляризуемость следующих связей:

 

 

4*. Определите тип разрыва обозначенных связей:

 
 


Назовите образующиеся частицы (радикал, электрофил, нуклеофил).

5. Опишите механизм реакции хлорирования (бромирования) пропана и 2-метилпропана. Объясните региоселективность этих реакций.

6. Опишите механизм реакций гидрохлорирования и гидратации бутена-1. Объясните правило Марковникова на этих примерах.

7.*Напишите схемы реакций, которые применяются для качественного обнаружения алкенов.

8. Приведите схемы реакций гидрирования и гидрохлорирования бутадиена-1,3 (с 1 молем реагента) и объясните их особенности, связанные с электронным строением.

План работы на предстоящем занятии

1. Определение исходного уровня знаний (тестовый контроль).

2. Разбор основных вопросов темы.

3. Выполнение лабораторной работы:

- бромирование непредельных соединений;

- окисление алкенов в мягких условиях.

4. Оформление лабораторного журнала, контроль выполнения лабораторной работы. (Дома нужно заполнить графы 1–3 в лабораторном журнале.)

Лабораторная работа




Читайте также:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1015)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7