Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Кто является безработным



2015-11-11 678 Обсуждений (0)
Кто является безработным 0.00 из 5.00 0 оценок




Одним из бедствий современной экономики является массовая безработица. Чтобы разобраться в ее причинах, определимся с понятием «безработный». Для этого важно знать социально экономическую структуру населения. Возможно, некоторые студенты поспешат отнести безработных к числу экономически неактивного населения. Но это неверно.

Экономически неактивное население – это жители страны, которые не входят в состав рабочей силы (готового к работе трудоспособного населения).

Экономически активное население – часть трудоспособных граждан, которая предлагает рабочую силу для производства товаров и услуг.

Чтобы обозначить место безработного в структуре населения, надо разделить его на две большие группы (по классификации, принятой Международной организацией труда): экономически неактивное население и экономически активное население.

Исходя из такой структуры жителей страны, определяется уровень экономической активности населения – доля численности экономически активных людей в общей численности населения. Такой уровень подсчитывается по формуле:

где Уа – уровень экономически активного населения; Н – численность населения; Эа – численность экономически активного населения.

Как видно из табл. 10.3, в России в 2002 г. уровень экономически активного населения составил 50 %.

В свою очередь экономически активное население делится на две группы:
1) занятые – лица в возрасте 16 лет и старше (а также лица младших возрастов), которые:
а) работают по найму за вознаграждение;
б) трудятся без оплаты на семейных предприятиях;
2) безработные.

Безработный – это человек, который может работать, хочет трудиться, но не имеет рабочего места.
Таблица 10.3
Численность экономически активного населения

В состав экономически неактивного населения входят:
а) учащиеся и студенты дневных учебных заведений, занятых только учебой;
б) пенсионеры (по старости и другим основаниям), не ищущие работы;
в) лица, ведущие домашнее хозяйство (в том числе ухаживающие за детьми, больными и т. п.);
г) те, кто не может найти работу;
д) лица, которым нет необходимости работать (независимо от источника их дохода).

На основании данных о занятости (3) и безработице определяется уровень безработицы. Уровень безработицы (Уб) – удельный вес числа безработных (Б) в составе экономически активного населения (Эа).

При определении уровня безработицы часто принимается во внимание численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости. Но не все люди, нуждающиеся в работе, становятся на учет в этих органах. Поэтому действительная численность безработных существенно превышает уровень официально зарегистрированной безработицы. Такое расхождение в показателях не позволяет установить степень социальной опасности безработицы. Предельно допустимым уровнем безработицы принято считать 7–8 %. Если в одних странах уровень безработицы сравнительно невысок, то в других– значительно превышает пороговое значение этого важного показателя (табл. 10.4). Чтобы понять, что такое безработица, важно выявить ее причины.

В соответствии с определением Международной организации труда к безработным относятся лица в возрасте, установленном для измерения экономической активности населения, которые в рассматриваемый период удовлетворяют одновременно следующим показателям?
а) не имели работы (доходного занятия);
б) занимались поисками работы;
в) были готовы приступить к работе в течение определенного периода времени.

Учащиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды признаются безработными, если они стремятся найти работу и готовы приступить к ней.

Срочный трудовой договор (на срок не более 5 лет) может быть заключен с лицами, обучающимися по дневным формам обучения.
Трудовой кодекс Российской Федерации (принят в декабре 2001 г.), статья 59.Таблица 10.4
Уровень безработицы в % от общей численности экономически активного населения в 2002 г.

 

 

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАЧИ

1. К терминам из левой колонки найдите соответствующее определение в правой колонке.

2. Определите стоимость промежуточного продукта и новую (добавленную) стоимость.

3. Макроэкономическими показателями являются:
а) национальное богатство страны;
б) издержки производства фирмы;
в) валовой национальный продукт;
г) прибыль предприятия;
д) национальный доход.

4. Национальный доход страны включает в себя:
а) прибыль;
б) амортизационные отчисления;
в) стоимость сырья;
г) заработную плату;
д) косвенные налоги;
е) банковскую прибыль.

5. Какая экономическая политика государства способствует:
а) укреплению макроэкономики;
б) ее ослаблению и разрушению.

6. Когда возникла макроэкономика как общенациональная система экономических отношений?

7. Данные о росте суммарного объема ВНП и объема ВВП в расчете на душу населения:
а) показывают, что объем ВНП на душу населения всегда растет быстрее, чем суммарный объем ВВП;
б) преуменьшают экономический рост, потому что не принимается во внимание фактор загрязнения окружающей среды;
в) преуменьшают экономический рост, потому что не учитывается сокращение рабочего времени.

8. Ответьте с пояснениями на вопросы
1. Если объем ВНП растет быстрее, чем численность населения, то объем ВНП в расчете на душу населения снижается.
2. Чем больше ВНП направляется на инвестиции, тем выше темпы роста ВНП.
3. Экономический рост не зависит от инвестиций, вкладываемых в человеческий фактор.

 

 

Монетарная политика

Денежно-кредитная (или монетарная) политика — это комбинация целей и средств (инструментов), с помощью которых ее носитель (как правило, ЦБ страны) посредством регулирования предложения денег, а также (косвенно) спроса на деньги и кредит стремится достигнуть целей общей экономической политики.

Инструменты монетарной политики

Основной механизм денежно-кредитной политики — это манипулирование денежной массой.

Различают стратегическую и текущую монетарную политику.

Стратегическая денежно-кредитная политика определяет и формирует денежную систему и основные принципы денежно-кредитного регулирования страны и является прерогативой парламента и правительства. Инструментами стратегической денежно-кредитной политики являются все законы, распоряжения, предписания, указы и директивы, касающиеся предложения денег. Долгосрочные денежно-политические цели и инструменты, а также носители денежной политики задаются стратегической денежно-кредитной политикой.

Текущая денежно-кредитная политика составляет комбинацию целей и средств, предназначенных для регулирования экономических процессов, и является прерогативой ЦБ. Основным носителем текущей денежно-кредитной политики является ЦБ страны, который действует в соответствии с законом о ЦБ. Помимо этого, некоторые функции текущей кредитной политики могут выполнять федеральное, областные, республиканские и муниципальные правительства.

От того, насколько четко сформулированы первичные цели, в большой степени зависит особенность экономического развития страны. Правительство ежегодно корректирует значения этих экономических ориентиров. Для России законодательно закрепленными первичными целями денежно-кредитной политики являются защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы РФ и обеспечение эффективного бесперебойного функционирования платежной системы.

Инструменты монетарной политики включают:

• политику вкладов;

• прямое регулирование;

• политику "увещевания" (moral suasion);

• джентльменское соглашение;

• политику рефинансирования (ломбардная и дисконтная политика);

• политику минимальных резервов;

• политику операций на открытом рынке.

1. Политика вкладов. В соответствии с законодательством развитых стран институты государственного сектора, как правило, держат свои ликвидные средства на счетах центрального банка. Это делается для того, чтобы не увеличивать кредитный потенциал коммерческих банков за счет государства. Политика вкладов способствует регулированию предложения денег коммерческих банков при участии центрального банка. Инициатором этого процесса является общественный сектор (государственные институты), перенося свои вклады из коммерческих банков на счет ЦБ (контрактивная деятельность) либо перенося свои счета из ЦБ в коммерческий банк (экспансивная деятельность). Политику вкладов не следует причислять к эффективным инструментам, учитывая ограниченные возможности и порой сомнительную мотивацию.

2. Прямое регулирование. ЦБ может регулировать цены (т.е. ставки процента) и объемы кредитов.

При административном регулировании ставок процента денежные власти контролируют уровень, нижний или верхний предел, а также амплитуду колебаний по всем или отдельным видам банковских операций. Чаще всего устанавливается нижний уровень ставок по вкладам и верхний уровень ставки по кредитам, а также льготные ставки по межбанковским кредитам.

Кредитный потолок— это ограничения объема предоставляемых банками кредитов. Кредитный потолок может осуществлять ЦБ по отношению к банкам и домохозяйствам, а также банки — по отношению к не банкам. Установление кредитного потолка — мероприятие весьма трудоемкое и плохо контролируемое. К тому же административное вмешательство в процессы кредитования нарушает функционирование рыночного механизма.

3. Политика "увещевания" (moral suasion). Для того чтобы избежать мер прямого вмешательства в экономическую сферу, ЦБ посредством убеждения — через призывы к коммерческим банкам, обращения к публике, предостережения в адрес правительства — пытается содействовать экспансивным или, напротив, контрактивным мероприятиям. Подобные увещевания могут иметь высокую эффективность, особенно если они подкрепляются соответствующими законодательными и денежно-кредитными мероприятиями.

4. Джентльменское соглашение. Джентльменские соглашения — это неформальная, основанная на взаимном доверии договоренность между частными и (или) государственными сторонами, которая носит добровольный характер и не предусматривает санкций за невыполнение. При этом стороны избегают заключать формальное соглашение на долгосрочную перспективу. Например, ЦБ может в неформальном порядке договориться с коммерческими банками, что они не будут в массовом порядке переводить счета из национальной валюты в зарубежную валюту, чтобы поддержать курс национальной валюты. Подобные соглашения во многих случаях являются более целесообразными, чем формальные запреты или законы, поскольку позволяют банкам более гибко реагировать на текущую ситуацию.

5. Политика рефинансирования. Политика рефинансирования является одним из важнейших рыночных инструментов проведения монетарной политики. Она выражается в установлении и периодическом пересмотре официальных базовых ставок центрального банка (дисконтной и ломбардной), а также ставок по его основным операциям. Учетные (дисконтные) кредиты — это ссуды, предоставляемые центральным банком кредитно-банковским институтам в порядке переучета векселей. К векселям, представляемым к учету, предъявляются определенные требования относительно их видов, сроков погашения, наличия и характера поручительства и т.п.

Дисконтная (учетная) ставка, или ставка рефинансирования, — это цена кредита центрального банка коммерческим банкам в порядке переучета векселей. С помощью изменения официальной учетной ставки центральный банк осуществляет регулирование стоимости банковских кредитов. Если ЦБ преследует цель уменьшения кредитных возможностей коммерческих банков, то он поднимает учетную ставку, делая кредиты рефинансирования более дорогими, и наоборот. Однако повышение учетной ставки ЦБ не будет эффективным, если на денежном рынке в данный момент наблюдается тенденция снижения стоимости кредитов в результате их повышенного предложения.

Ломбардная ставка процента начисляется по кредитам, предоставляемым ЦБ коммерческим банкам под залог первоклассных ценных бумаг (годных для дисконтирования торговых векселей или государственных облигаций). Ломбардный кредит используется обычно для покрытия непредвиденных потребностей коммерческих банков, а не как форма регулярного рефинансирования. Ломбардная ставка обычно выше, чем стандартная дисконтная (учетная) ставка.

6. Политика минимальных резервов. Согласно сложившимся в мире правилам минимальные резервы хранятся в ЦБ в форме бессрочных вкладов. Ими могут пользоваться разные банки на протяжении длительного времени, но при этом в распоряжении ЦБ должна оставаться определенная сумма так называемого минимального резерва, необходимая для работы делового банка в течение определенного периода (как правило, одного месяца). Если банк не выполняет это требование, он уплачивает штрафные проценты. Норма обязательного резерва рассчитывается как отношение его суммы к срочным обязательствам делового банка. Для примера: норма резервов составляет 20%. Это значит, что деловой банк, имеющий срочные обязательства на сумму 1 млн долл., должен располагать в ЦБ резервом в сумме 200 тыс. долл. Если в следующем месяце срочные обязательства повысятся до 2 млн долл., то коммерческий банк должен увеличить свой резерв в центральном банке до 400 тыс. долл. Нормы обязательных резервов в России были введены в 1991 г., повышены в 1992 г. и к 1997 г. составляли 15—20% — в зависимости от вида вклада. После кризиса 1998 г. активность использования резервных требований снизилась, и с января 2000 г. коэффициент резервирования составляет 3,5%. Примеры норм обязательного резервирования в развитых странах представлены в табл. 10.3.

Политика резервирования является относительно грубым методом и при использовании в отрыве от других средств создает определен

Таблица 10.3. Нормы обязательного резервирования в различных странах

Страна RR, % Средний период проверки
Великобритания 0.0001 1 день
США 3—10 2 недели
Германия 1,5—2 1 месяц
Франция 0,5—1 То же
Италия —//—
Япония 0,05—1,3 —//—
Канада 0,0001 4—5 недель

ную жесткость в экономическом регулировании. Для сравнения можно сказать, что операции на открытом рынке и учетная политика считаются методами тонкого регулирования. В целях смягчения действия резервной политики ЦБ старается дополнять эти меры и относительно редко осуществлять изменения нормы резервов.

Разные нормы резервирования могут устанавливаться по различным видам депозитов, которые предлагают банки. Чем более рискованным считается тот или иной депозитный продукт, тем выше будет норма резервирования, требуемая ЦБ. Например, более высокие резервные требования характерны для валютных депозитов по сравнению с рублевыми, для депозитов в волатильной валюте — по сравнению с депозитами в стабильной валюте, для крупных депозитов — по сравнению с мелкими вкладами.

7. Политика операций на открытом рынке. Операции на открытом рынке представляют собой операции центрального банка по купле-продаже ценных бумаг, условно принадлежащих к рынку денег (например, казначейские векселя), а также наиболее ликвидные ценные бумаги рынка капитала. Операции ЦБ на открытом рынке предполагают использование определенных технических процедур, которые различаются:

• по условиям сделок (прямая сделка, операция РЕПО, учет векселей, валютный своп, ломбардная ссуда, эмиссия собственных ценных бумаг);

• объектам сделок (операции с государственными бумагами, с корпоративными ценными бумагами);

• срочности сделок (краткосрочные сделки до трех месяцев, долгосрочные — на год и более);

• сфере проведения операций (только банковский сектор или в совокупности с небанковским сектором рынка ценных бумаг);

• способу установления ставок процента (ЦБ, на рыночной основе).

Операции на открытом рынке осуществляются в виде продажи или покупки ценных бумаг у банков или гораздо реже у населения. За счет продажи государственных ценных бумаг ЦБ изымает избыточные балансовые резервы коммерческих банков, что означает изъятие из оборота определенной массы денежных средств. Покупка ЦБ ценных бумаг способствует образованию у коммерческих банков дополнительных балансовых резервов. Денежная масса в обращении возрастает. В итоге расширяются возможности для кредитных операций деловых банков. Таким образом, продажа ценных бумаг со стороны ЦБ на открытом рынке означает сокращение предложения денег, купля ценных бумаг — увеличение денежной массы в экономике.

Данные меры делают ЦБ активным участником денежного и кредитного рынков. В процессе проведения учетной политики позиция ЦБ остается в известном смысле пассивной, поскольку решения о том, предпринимать ли учет своих векселей, получать ли кредит под залог своих ценных бумаг у ЦБ, принимаются самими коммерческими банками. Операции на открытом рынке полностью согласуются с рыночными правилами. Выступая на рынке ценных бумаг, ЦБ реализует роль такого же контрагента, как и другие его участники. Поэтому данный метод регулирования принято считать оптимальным монетарным инструментом.

В закрытой экономике эти инструменты исчерпывают механизм воздействия ЦБ на экономические процессы в стране. Дополнительные инструменты, связанные с деятельностью ЦБ в открытой экономике, будут рассмотрены в следующей части учебника.

 

Альтернативные цели монетарной политики

Выбор определенного инструмента монетарной политики зависит также от того, какую текущую цель ставит перед собой ЦБ (или правительство перед ЦБ). Этот выбор альтернативной цели и всего комплекса сопутствующих мероприятий в макроэкономике и макроэкономической политике носит название таргетирование.

Основные виды политики правил (целей) денежно-кредитной политики включают в себя следующие варианты таргетирования.

1. Монетарное таргетирование. Монетарное таргетирование (от англ. monetary targeting) означает контроль ЦБ за темпами прироста денежной базы или денежной массы (предложения денег) в целом.

Основа данной политики ЦБ — количественная теория денег в темповой форме:

где л* — целевая инфляция; у* — ВВП при полной занятости; V, — темп прироста скорости обращения денег.

Задача ЦБ заключается в том, чтобы поддерживать темп прироста денежной базы (или как вариант денежной массы предложение денег) на таком уровне, который соответствует данному выражению.

Каков механизм действия ЦБ при такой политике?

В период спада, когда текущий выпуск оказывается меньше потенциального, ЦБ расширяет предложение денег у1 <у* => М| для предотвращения сжатия денежной массы и еще большего падения выпуска. Тем самым монетарная политика оказывает поддерживающее влияние на реальное производство.

В период подъема, когда наблюдается перегрев экономической конъюнктуры и текущий выпуск превышает ВВП при полной занятости, ЦБ сокращает предложение денег у( < у* =>М| для предотвращения нежелательного перегрева экономики и инфляции. Здесь деятельность ЦБ выступает в качестве сдерживающего фактора.

Кроме явной демонстрации данного правила, когда ЦБ устанавливает свою цель в виде количественного приростного показателя денежной базы или денежной массы (например, поддерживать прирост денежной базы на уровне 5% в год), ЦБ может использовать неявную его форму.

Неявная форма правила означает, что ЦБ ориентируется не на денежную массу как таковую, а на номинальную ставку процента:

где it — текущая номинальная ставка процента; 1г_г — номинальная ставка процента предыдущего периода; у — коэффициент пропорциональности; m, — текущий темп прироста денежной массы; m* — целевой темп прироста денежной массы.

Если темп прироста денежной массы т[ превышает целевой показатель m*, ЦБ должен увеличить краткосрочную ставку процента для поддержания стабильности в денежном секторе экономики. Если темп прироста денежной массы меньше его целевого значения, ЦБ уменьшает краткосрочную ставку процента. Коэффициент пропорциональности показывает степень значимости отклонения текущих показателей предложения денег от целевых значений для проведения монетарной политики и ее влияния на экономику.

2. Таргетирование инфляции. Таргетирование инфляции (от англ. inflation targeting) означает, что на данном этапе главным в деятельности ЦБ становится контроль темпов инфляции.

Правило в явном виде выглядит так:

ЦБ наблюдает за тем, чтобы текущий темп инфляции не отклонялся от целевого показателя. Целевой показатель устанавливается ЦБ и правительством страны исходя из задачи поддержки внутреннего спроса и предупреждения резкого падения уровня жизни населения.

Неявная форма правила связана с контролем номинальной ставки процента, но теперь в зависимости от динамики уровня цен:

Если я, > я*, то ЦБ должен увеличить ставку процента. Если л, < я*, то ЦБ может уменьшить ставку процента. Коэффициент пропорциональности в данном случае характеризует степень значимости инфляционных отклонений для контролируемой динамики ставки процента.

3. Правило Тейлора для закрытой экономики. Американский экономист Дж. Тейлор разработал правило ЦБ (названное в его честь), которое позволяет одновременно наблюдать поведение инфляции и реального выпуска.

Согласно данному правилу ЦБ должен таким образом изменять денежную базу и (или) предложение денег, чтобы достичь цели контроля ставки процента:

где г — реальная ставка процента в экономике, представляющая собой предельную производительность капитала; у, -у* = ДУ( — разрыв ВВП, расхождение между текущим выпуском и потенциальным объемом производства.

Обязательное условие — к, > 1. В противном случае монетарная политика может стать противоречивой. Например, пусть к, = 0,2 и текущий темп инфляции превышает целевое значение. Логика денежно-кредитной политики подсказывает, что здесь необходимо увеличивать номинальную ставку процента для снижения предложения денег и инфляционного давления на экономику. Однако при таком коэффициенте/с, ЦБ должен уменьшать ставку процента, что вызовет еще большее отклонение темпов инфляции от установленной цели.

Параметры к, и к2 показывают, в какой степени ЦБ заинтересован в достижении целей инфляции и целей занятости и выпуска.

Если к, > к2, ЦБ в большей степени обеспокоен инфляцией, чем безработицей.

Если к2 = 0, ЦБ преследует цель контроля инфляции.

Если /с1 = 0, ЦБ преследует цель стабилизации выпуска.

Правило Тейлора исходит из того, что экономика должна стремиться к состоянию полной занятости и минимального (нулевого) уровня инфляции. Полная занятость и отсутствие инфляции означают, что цена денег зависит только от реальной производительности капитальных ресурсов, выражаемой реальным уровнем ставки процента. В этом случае ЦБ достаточно поддерживать номинальную ставку на ее реальном уровне, и экономика будет развиваться эффективно сама собой. Когда же экономика отклоняется от такого оптимального состояния, ЦБ корректирует экономическое развитие с помощью номинальной ставки процента.



2015-11-11 678 Обсуждений (0)
Кто является безработным 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Кто является безработным

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (678)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)