Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Глава I. ОБЩЕНИЕ КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Панфилова А. П.

ГТ167 Теория и практика общения : учеб, пособие для студ. сред, учеб, заведений / А. П. Панфилова. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 288 с. 15ВК 5-7695-2982-2

 

В учебном пособии характеризуются функции и специфика межлич­ностного и делового общения в контексте группового взаимодействия и взаимовлияния: рассмотрены вербальные и невербальные средства обще­ния, виды слушания и техники установления обратной связи; описаны сенсорные каналы и убеждающие технологии, устные и письменные ком­муникации, ролевое и конфликтное поведение, техники управления этими процессами, коммуникативная компетентность. Изложение теории сопро­вождается тестами, практическими заданиями и интерактивными упраж­нениями, нацеленными на самомаркетинг и развитие у читателя конк­ретных умений и навыков, необходимых для эффективной коммуника­ции.

Для студентов средних педагогических учебных заведений. Может быть полезно всем желающим постичь приемы, техники и механизмы конст­руктивного взаимодействия — учителям, воспитателям, психологам, со­циальным работникам.

 

ПРЕДИСЛОВИЕ



Что представляет собой общение? Многие считают, что это исключительно передача и получение информации. Однако для того чтобы передать информацию, необходимо сначала вступить во взаимодействие. Следовательно, общение связано прежде всего с взаимоотношениями. Далее, общение — это непрерывная дея­тельность: любая передача информации предполагает взаимодействие и потребность убедить других в тех или иных идеях, мнениях, решениях. Кроме того, общение необходимо, чтобы добиваться практических результатов.

Современная профессиональная деятельность практически вся построена на взаимодействии для обмена информацией, т. е. на коммуникативной компетентности (беседы, переговоры, дискус­сии, речи, совещания, презентации или виртуальное общение по Интернету и т.д.). Для того чтобы приобрести необходимые навыки общения, специалисты (учителя, врачи, менеджеры, банки­ры, торговые представители, специалисты по связям с общественностью, диспетчеры, налоговые служащие, юристы, сек­ретари и т.д.) вынуждены проходить специальные тренинга, уча­ствовать в интерактивных играх, приглашать в организацию пси­хологов и консультантов для разрешения конфликтных ситуаций. Все это весьма дорогостоящее удовольствие. Гораздо выгоднее раз­вивать коммуникативную компетентность еще в детстве. Сегодня для этого есть практически все условия: огромное количество специалистов, психологов, людей, способных преподавать обще­ние, — позволяющие демонстрировать любые негативные и пози­тивные примеры, обучать общению с помощью электронной по­чты; разработаны и востребованы интерактивные технологии (де­ловые и ролевые игры, кейсы, тренинги).

В чем же проблема? Почему на предприятиях и в офисах при взаимодействии работников преобладает деструктивная коммуни­кация, почему школьные педагогические коллективы раздирае­мы противоречиями, отчего подростки и молодежь общаются аг­рессивно, используя сленг, нецензурную речь и почему так много одиноких, никем нее понятых детей? Одна из причин этих явлений, имеющих, на наш взгляд, глобальный характер – негативная коммуникативная культура, и которой живут молодые люди. Эта культура тиражируется телевидением, Интернетом, которые сегодня все более доступны детям. Кардинальные перемены и об­ществе вызвали ломку моральных ценностей и норм взаимодействия, и этот опыт как губка впитывают молодые люди. Социоло­гическое исследование студентов, проведенное О.Д.Волчек в Санкт-Петербурге, показало, что телевидение негативно влияет на молодежь — навязывает отрицательные стереотипы поведения; снижает устойчивость нервной системы и психики, сказывается на самочувствии и настроении. Отрицательно действуют на моло­дых людей сцены насилия и неоправданной жестокости, в том числе в детских мультфильмах, в новостях и рекламе; наблюдает­ся нагнетание паники своеобразной подачей информационного материала. Телевидение уничтожает истинные человеческие цен­ности, внедряя ложные, разрушает личность, зомбируя поведе­ние.

Подростки и молодые люди, вместо того чтобы вести здоро­вый образ жизни, читать, заниматься спортом, часами просижи­вают у экранов телевизоров и мониторов компьютеров — в Ин­тернете, что в конечном итоге снижает уровень их культуры, раз­вращает, снимая многие табу, сводит чувство любви только к сексу и удовольствию, примитивизирует мышление и интеллект, вы­зывает, наконец, утрату любви к Родине и прививает стадный инстинкт.

К сожалению, и современная система образования главное вни­мание уделяет не столько развитию личности ребенка и его внут­реннего мира, сколько развитию его интеллекта и эрудированно­сти, освоению и переработке знаковой информации из окружаю­щего внешнего мира. Человек в системе школьного образования формируется в основном как потребитель информации. Уровень самосознания ребенка не успевает за уровнем его интеллектуаль­ного и образовательного развития. В результате ребенок не получа­ет опыта использования всех своих ресурсов, главный из которых — формирование своей личностной целостности и приобретение разнообразного житейского, социального опыта, пережитого и освоенного. При таком недоразвитии самосознания уже у взрос­лого человека формируется и закрепляется способность в процес­се взаимодействия смотреть и не видеть, слушать и не слышать. Все это негативно сказывается на общении с другими людьми, порождает конфликтные ситуации.

Что можно противопоставить такому влиянию? Прежде всего систематическое обучение детей, подростков и молодых людей конструктивному общению, формирование у них коммуникатив­ной и психологической компетентности, развитие социального интеллекта. Представления о добре и зле, категории нравственно­сти, объективная информация (знания) — все это необходимые составляющие процесса формирования человека, его личности. И проявляются они лишь при взаимодействии с другими людь­ми, в конкретной деятельности. Р.Роллан справедливо отмечал, что добро — не наука, а действие. Именно в общении представля­ются и закрепляются конкретные нравственные ценности, при­нятые в обществе.

Однако освоить все эти ценности, научиться их применять не так-то просто. Недостаточно лишь прочесть лекцию на эту тему. Следует повсеместно внедрять в учебный и досуговый процесс, а также в контекст различных обучающих программ для подростков специальные интерактивные психологические игры, тренинги и упражнения. Как отмечает немецкий психолог К. В. Фопель в кни­ге «Барьеры, блокады и кризисы в групповой работе», основное отличие интерактивных игр от традиционных методов обучения состоит в том, что они не только обращаются к интеллекту участ­ника, но и затрагивают личность обучаемого в целом — его мыс­ли, чувства, знания, интерес и стремление к игре. Интерактив­ные имитационные игры, по свидетельству разных специалистов, позволяют организовывать интенсивное межличностное взаимо­действие и осваивать не только коммуникативную компетентность, но и нравственные нормы, принципы и ценности, развивать ду­ховные потребности, обучать сотрудничеству, партнерским взаи­моотношениям, пониманию друг друга и себя самого, корректи­ровке своего потенциала для успеха в личных и профессиональ­ных отношениях.

Данное учебное пособие как раз и направлено на всестороннее решение описанных выше задач. Главные цели пособия:

1) охарактеризовать и рассмотреть основные понятия теории общения, показать значение для успешного построения межлич­ностных и деловых контактов и эффективного взаимодействия таких составляющих конструктивного общения, как функции, модели, стили, стратегии, средства, формы и методы, техники и технологии;

2) расширить или развить личную психологическую и комму­никативную компетентность читателя, обогатив его специальны­ми знаниями, умениями и навыками, ибо, как заметил И.Гете, «чего человек не понимает, тем он не владеет»;

3) показать несомненные преимущества использования таких умений и навыков при практическом взаимодействии;

4) научить осуществлять самомаркетинг для понимания соб­ственного потенциала и рационального его использования в прак­тической деятельности при общении с другими людьми, для са­мокоррекции и развития тех характеристик, которые недостаточ­но сформированы;

5) приобрести коммуникативный опыт в процессе непосред­ственного участия в интерактивных играх и упражнениях и вы­полнения специальных заданий (вспомним слова Б. Паскаля: «Че­ловек, несомненно, сотворен для того, чтобы думать: в этом и главное его достоинство, и главное дело жизни. И начать ему сле­дует с размышлений о себе самом»);

6) помочь применить усвоенные знания в реальных жизнен­ных ситуациях, в общении с другими, повышая, таким образом, коммуникативную компетентность.

Пособие выстроено в соответствии с перечисленными целями: в каждой главе представлен теоретический материал по актуаль­ным проблемам общения, по ходу рассмотрения темы даются практические упражнения для самостоятельной и (или) группо­вой работы. В конце каждой главы предложен набор тестов, выяв­ляющих тот коммуникативный потенциал, который прописан в теории. Читатель должен ответить на все вопросы тестовых зада­ний и подвести итоги, которые помогут ему выявить свои досто­инства и недостатки. Ответы на контрольные вопросы и задания позволят проверить усвояемость теоретического материала главы.

Сводный анализ достижений на основе самооценки (по итогам тестирования), приобретенных знаний и ключевых умений (по итогам практического выполнения всех заданий и интерактивных упражнений) поможет читателю гибко и последовательно исполь­зовать их в реальном общении, добиваясь успехов и получая удов­летворение. Ибо, как писал Д.Дидро, «предварительное знание того, что хочешь сделать, дает смелость».

По этому принципу написаны все восемь глав. В конце книги представлен глоссарий основных терминов, использованных в пособии, приведен список основной и дополнительной литерату­ры. Все это поможет дальнейшему закреплению полученных зна­ний и умений.

 

Глава I. ОБЩЕНИЕ КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

 

Лишь те действия могут быть призна­ны справедливыми, полезность которых подтверждается в потребностях взаимно­го общения людей.

Эпикур

Основные цели этой главы:

- раскрыть категории и основные составляющие общения, по­казать его многоплановый, многофункциональный характер и востребованность;

- рассмотреть виды и уровни, модели и стили общения;

- развить практические умения, навыки самоанализа и само­диагностики читателя.




Читайте также:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3066)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7