Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 3. Рыночная организация хозяйства как экономическая система



2015-11-11 1444 Обсуждений (0)
Глава 3. Рыночная организация хозяйства как экономическая система 0.00 из 5.00 0 оценок




 

На протяжении всей истории человечество постоянно искало наилучшие способы решения экономических проблем. При этом формировались и совершенствовались экономические институты – устойчивые связи, правила, нормы и отношения и соответствующие им структуры, организующие и регулирующие экономическую деятельность людей. Совокупность экономических институтов и институциональных отношений составляет основу экономических систем.

В современных учебниках, в том числе и в российских, экономическая система рассматривается как механизм, созданный для решения двусторонних проблем редкости и выпуска, как способ взаимодействия в обществе производителей и потребителей, как специфический способ решения фундаментальных проблем экономики.

В зависимости от того, какой механизм используется экономикой для ответа на фундаментальные вопросы - «сколько», «что», «как», «для кого» производить, различаются три типа экономических систем: традиционная, административно-командная и рыночная экономика.

В традиционной экономике эти вопросы разрешаются с помощью обычаев, традиций, передаваемых из поколения в поколение. Элементы данной системы существуют и в современной экономике, например: домашнее хозяйство, хозяйство коренных народностей Севера или австралийских аборигенов, патернализм в японских кор­порациях.

В административно-командной экономике все действия и основные показатели деятельности производственных единиц диктуются из единого центра, команды и приказы которого требуют безус­ловного выполнения. Роль государства состоит в определении, установлении и поддержании определенных пропорций в развитии народного хозяйства, причем не столько стоимостных, сколько натурально-вещественных, путем прямых адресных заданий министерств предприятиям-изготовителям с планом распределения готовой продукции потребителям. Государство также решает задачи распределения ресурсов и доходов, социального развития.

В рыночной экономике все вопросы решаются с помощью рынка, эквивалентного обмена. Как подчеркивал П.Самуэльсон, «в системе свободного частного предпринимательства ни отдельные люди, ни организации специально не занимаются триадой экономических проблем: «Что, Как и Для кого». Что именно будет производиться, определяется голосами потребителей. Они определяют это, «когда решают купить именно эту вещь, а не какую-нибудь другую». «Как производить» определяется конкуренцией различных производителей, которые могут выстоять в конкурентной борьбе только путем введения наиболее эффективных методов производства, снижая издержки до минимума. «Для кого» производить «определяется спросом и предложением на рынке производительных услуг: заработной платой, земельной рентой, процентом и прибылью, которые увеличивают доход каждого лица в определенном соотношении с доходами других лиц и со всеми доходами общества. Характер итогового распределения сильно зависит от первоначального распределения собственности, от приобретенных или унаследованных прав»[1].

Простейшей моделью рыночной экономики может служить диаграмма кругооборота потоков, которая демонстрирует опосредованные рынком потоки товаров, услуг и денег между домашними хозяйствами и фирмами.

В этой модели предполагается, что все экономические решения принимают домашние хозяйства и фирмы, которые взаимодействуют на рынках товаров и услуг и рынках факторов производства.

На рынках товаров и услуг домашние хозяйства выступают как покупатели, а фирмы – как продавцы произведенных ими товаров и услуг. На рынке факторов производства домашние хозяйства являются продавцами факторов: труда, земли и капитала, а фирмы покупают эти факторы и используют их для последующего производства товаров и услуг.

На диаграмме внутренние стрелки отражают этот кругооборот как движение товаров и услуг между домашними хозяйствами и фирмами. Внешние стрелки указывают противоположное движение потоков денежных средств. Данная модель является крайне упрощенной, отражающей суть процессов в рыночной экономике.

Рис.2.4. Диаграмма потока кругооборотов в рыночной экономике

Для характеристики современного состояния экономической системы используется термин «смешанная экономика». Этим подчеркивается ее отличительная особенность – гетерогенность (разнородность) входящих в нее элементов.

Сам термин «смешанная экономика» в работах экономистов имеет различное толкование: одни делают упор на сочетании различных секторов экономики, на разнообразии форм собственности; другие (прежде всего, представители кейнсианства) выдвигают на первый план проблему сочетания

рыночного механизма и государственного регулирования; третьи акцентируют внимание на сочетании частного предпринимательства и общественных социальных гарантий. Указанные трактовки не противоречат друг другу, а лишь отражают разные грани современной экономики.

Смешанная экономика – это особая стадия рыночного развития, которая «накопила как национальные, так и международные индикаторы, атрибуты и параметры»[2].

Таким образом, в модели современной смешанной экономики следует выделять не два, а четыре сектора: домашние хозяйства; бизнес; правительство; заграница (остальной мир). Но базой все же остается рынок.

Механизм рыночной саморегуляции включает в себя следующие элементы: цены; спрос и предложение; конкуренцию.

Цены играют роль ориентира для производителей и покупателей: производителям они помогают принимать решения об объемах производства, о выборе технологий с учетом допустимого уровня издержек производства; потребителям – принимать решения о приобретении товаров и услуг при данном уровне дохода.

Спрос – представленная на рынке потребность в товарах и услугах, которые потребители могут купить при сложившихся ценах и имеющихся доходах, то есть платежеспособный спрос.

Предложение – количество товаров и услуг, которое может быть предоставлено для продажи по данной цене.

Цена равновесия – это цена, при которой величина спроса равна величине предложения.

Более подробно эти элементы рыночного механизма будут рассмотрены при изучении теории спроса и предложения в разделе «микроэкономика». В данной теме рассмотрим третий элемент рыночного механизма – конкуренцию.

Конкуренция (от латинского concurrere – сталкиваться) – это соперничество на рынке за лучшие условия производства, купли, продажи.

Т Е С Т Ы

1. Рыночными агентами являются:

а) домашние хозяйства и бизнес;

б) государство и некоммерческие организации;

в) домашние хозяйства, бизнес, государство и некоммерческие организации.

2. Рациональное поведение экономических субъектов означает:

а) стремление к получению максимального результата при данных затратах;

б) минимизация затрат при данном результате;

в) получение полезности от потребляемых благ в рамках своего дохода;

3. Какой вид интересов занимает приоритетное место в рыночной экономике:

а) личные интересы;

б) коллективные интересы;

в) общественные интересы?

4. Какая из названных характеристик не относится к рыночной экономике:

а) конкуренция;

б) частная собственность;

в) централизованное планирование;

г) свобода предпринимательского выбора.

5. При наличии множества недостатков у рыночного механизма есть неоспоримое преимущество. Оно выражается:

а) в уравнительном распределении дохода;

б) в стабильном развитии экономики;

в) в сохранности природных богатств;

г) в эффективном распределении ресурсов.

6.В рыночной экономике интересы общества в целом будут соблюдены даже в том случае, если каждый стремится к достижению своих собственных целей. Это достигается в результате:

а) того, что рыночная экономика построена на принципах конкуренции;

б) социальной ответственности лидеров деловых кругов;

в) тщательного планирования и координации деятельности рынка;

г) понимания каждым гражданином, в чем состоят общественные интересы.

7. Решение проблемы “что производить” в рыночной экономике связано с:

а) определением уровня специализации экономики;

б) выбором между производством средств производства и производством предметов потребления;

в) формированием такой системы, развитие которой находится в компетенции правительства;

г) развитием совершенной конкуренции.

8. Рыночная экономика ориентирована на:

а) удовлетворение общественной потребности в конкретном благе;

б) удовлетворение социальных потребностей;

в) удовлетворение стратегических политических потребностей развития нации;

г) удовлетворение платежеспособного спроса;

д) выполнение указаний властных структур.

9.Рыночная экономика возникла вследствие:

а) появления денег, без которых невозможно было дальнейшее развитие обмена продуктами труда;

б) ограниченности ресурсов;

в) разделения труда и экономической обособленности производителей.

10.Рынок можно определить как:

а) систему отношений по поводу обмена результатами производства и услугами, принимающими форму товара;

б) систему экономических отношений между покупателями и продавцами на основе определения свободных цен в результате взаимодействия спроса и предложения;

в) децентрализованную систему координации деятельности хозяйственных субъектов, которая основана на безличностном механизме ценовых сигналов;

г) все предыдущие ответы приемлемы.



2015-11-11 1444 Обсуждений (0)
Глава 3. Рыночная организация хозяйства как экономическая система 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 3. Рыночная организация хозяйства как экономическая система

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1444)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)