Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 9. Государственное регулирование на микроуровне



2015-11-11 1842 Обсуждений (0)
Глава 9. Государственное регулирование на микроуровне 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Рынок представляет собой саморегулирующийся механизм размещения ресурсов, производства, распределения и обмена благ, основанный на взаимодействии спроса и предложения в конкурентной среде посредством свободного ценового сигнала. В децентрализованной экономике благодаря гибкости цен и конкуренции предложение подстраивается под изменяющийся спрос, делая невозможным длительный хронический дефицит, низкое качество и узкий ассортимент продукции. Спрос на ресурсы, товары и услуги изменяется под воздействием вкусов и предпочтений потребителей, новых технологий и т.д. Производители не могут не учитывать эти процессы. В противном случае они не смогут реализовать предлагаемые ими товары и услуги.

Представители классической и неоклассической школ, наблюдая и анализируя действие рыночного механизма, утверждали, что рынок – это саморегулирующаяся система, способная автоматически восстанавливать утраченное равновесие. Регулирование пропорций общественного производства является одной из функций закона стоимости, действие которого анализировали представители классической школы.

Однако рыночный механизм максимально раскрывает свои преимущества только в чисто конкурентной среде. Именно такие условия анализировали перечисленные ученые. Реальные рынки далеки от идеальной модели, в результате чего снижается эффективность действия рыночного механизма. В предыдущих темах мы рассматривали возможности влияния на процесс ценообразования субъектов экономики, обладающих монопольной властью, в результате деятельности которых снижается эффективность использования ресурсов, а доходы перераспределяются в пользу монополистов. В такой ситуации возникает вопрос о необходимости и методах воздействия государства на экономическую сферу с целью уменьшения последствий отрицательного воздействия монополистов, защиты конкуренции.

Второй причиной необходимости государственного вмешательства является то, что даже в условиях совершенной конкуренции некоторые рынки могут оказаться по сути неэффективными, так как традиционные кривые спроса и предложения не отражают проблему так называемых внешних эффектов или экстерналий.

Внешние эффекты или экстерналии – воздействие одного экономического контрагента на результаты деятельности другого, либо на третье лицо, непосредственно не включенное в рынок данного блага, т.е. не являющееся ни продавцом, ни покупателем.

Внешние эффекты могут производиться как при производстве, так и при потреблении благ. Они могут быть как отрицательными, так и положительными. Примером отрицательных внешних эффектов в производстве и потреблении является загрязнение среды обитания от деятельности предприятий и/или туризма; пример положительных внешних эффектов – дизайн промышленных и жилых зданий, очистка водоемов с целью разведения рыбы и т.п.

Внешние эффекты показывают разность между общественными (социальными) издержками (или выгодами) и частными издержками (или выгодами).

Следующая причина возникновения необходимости государственного воздействия на экономику - необходимость производства в любой экономике общественных благ.

Чистое общественное благо – это благо, обладающее системой таких свойств как неконкурентность, неисключаемость и неделимость потребления.

Неконкурентность – свойство блага, потребление которого одним потребителем не уменьшает его количества, доступного для потребления другим потребителям. Например, телевизионную программу могут одновременно смотреть тысячи и миллионы домашних хозяйств, причем размер аудитории не зависит от затрат на создание этой программы. То же относится и к национальной обороне.

Неисключаемость – свойство блага, заключающееся в невозможности воспрепятствовать его потреблению другими потребителями. Национальная оборона, например, подразумевает, что если один гражданин общества защищен, то равным образом защищены все прочие граждане.

Неделимость потребления – свойство блага, заключающееся в невозможности его потребления по частям.

Абсолютно чистое общественное благо – это скорее теоретическая абстракция, чем реальный товар. Примерами общественных благ могут быть кроме национальной обороны и телевидения пожарная охрана, прогноз погоды, уличное освещение, автострады, общественный транспорт, системы дошкольного и школьного образования и т.д. Каждый из приведенных примеров в то же время отклоняется от понятия «чисто общественное благо» в том или ином смысле. Оборона, полиция и пожарная охрана становятся менее эффективными при увеличении круга лиц, который они защищают. Кабельное телевидение исключаемо (пользуются лишь определенные категории зрителей за определенную плату). Автострада также делима в том смысле, что потребителю необязательно ехать по всей ее длине.

Четвертой причиной необходимости государственного вмешательства в экономику считается ассиметричность рыночной информации, которая в реальной жизни встречается повсеместно. Например, неопределенность качества товара. Особенно это касается рынков подержанных товаров, а также рынка труда.

Рынок не нацелен и на реализацию стратегических идей в области науки и техники, крупных структурных сдвигов, решения экологических проблем.

Проблемы, которые неподвластны решению со стороны рыночного механизма, в экономической теории получили название фиаско (или отказов, провалов) рынка. С целью уменьшения последствий фиаско рынка необходимо использование механизма государственного вмешательства в экономику.

Государство стремится решить две взаимосвязанные задачи: обеспечить нормальную работу рынка и решить (или хотя бы смягчить) острые социально-экономические проблемы.

Регулирование на микроуровне касается государственного воздействия на процессы, происходящие на отдельных рынках. Основными инструментами микрорегулирования выступают налогообложение, ускоренная амортизация, воздействие на цены, антимонопольное регулирование.

Главной целью всякой антимонопольной политики является пресечение монополистических злоупотреблений.

Основанием для приведения в действие антимонопольной политики является наличие любого из двух основных признаков монополизации рынка, а именно:

1) либо концентрации очень большой доли рынка в руках одной фирмы,

2) либо переплетения ведущей фирмы с конкурентами.

При определении степени концентрации в той или иной отрасли государство обычно ориентируется на три показателя деятельности крупнейших компаний: размеры оборота, число за­нятых и величину капитала. Наиболее важным из них с точки зре­ния антимонопольной политики является доля оборота фирмы на конкретном рынке, поскольку именно она показывает, какую часть общего предложения товара концентрирует данная фирма.

В предыдущих темах уже говорилось об индексах, характеризующих степень монополизации рынка и монопольной власти, которые лежат в основе антимонопольной политики многих стран.

Особый интерес представляет анализ воздействия государства на процессы рыночного ценообразования.

Государственное воздействие на рынок отдельного товара (услуги) может быть прямым (установление высшего либо низшего предела цен) и косвенным (через систему налогов и дотаций). Рассмотрим последствия этих методов воздействия.

Максимальная законодательно установленная цена, которую продавцу разрешается запрашивать за свой товар или услугу, называется потолок цен. Это установление потолка позволяет потребителям приобретать некоторые товары, прежде всего, товары первой необходимости, которые они не смогли бы купить по более высокой цене. Однако, результатом подобного вмешательства, является нарушение состояния рыночного равновесия, в результате которого проблемы могут усугубиться.

Во-первых, существенно уменьшается количество производителей, готовых продавать товар по новой цене, в результате установление потолка цен зачастую приходится сопровождать введением талонно-карточной системы распределения товаров.

Параллельно возникает «черный рынок» этого товара, где цена существенно выше. Проигрывают в этом случае, прежде всего лица с невысокими доходами, интересы которых государство пыталось защитить подобным методом, так как объем их потребления ограничен (лица с высокими доходами могут позволить себе приобретение товаров на «черном рынке»), а также само государство (экономические субъекты, ушедшие в тень, не платят налоги).

Минимальная законодательно установленная цена называется пол цен. Применяется он, как правило, в тех случаях, когда государству представляется, что свободное функционирование рынка не способно обеспечить достаточный уровень доходов определенным группам поставщиков ресурсов или производителей. В этом случае может возникнуть ситуация относительного перепроизводства (излишка) того или иного товара.

Так, установление минимальной заработной платы может привести к формированию резервной армии труда (безработице).

Воздействие через систему налогов и дотаций позволяет те же задачи решать более мягкими и одновременно более эффективными методами.

Анализ воздействия налогов и субсидий на частичное рыночное равновесие достаточно прост: сопоставляется экономическое равновесие до и после изменений в налогообложении и определяется влияние налога (дотации обычно рассматриваются как отрицательный налог). В реальной экономике воздействие изменения налога более комплексное и сложное, так как изменение налога на один конкретный товар оказывает влияние и на ситуацию на рынках взаимозаменяющих и взаимодополняющих товаров.

Рассмотрим влияние на рыночное равновесие косвенных налогов, включаемыз в цену товаров. К этой группе относится, например, акцизный налог.

Допустим, что правительство вводит налог на данный товар в размере Т рублей на каждую его единицу. Данным налогом облагается продавец (производитель). В результате уменьшается предложение товара, то есть происходит параллельное смещение кривой предложения S вверх на величину Т. Это происходит вследствие того, что тоже количество товара продавцы в новых условиях согласятся предложить лишь в том случае, если цена будет на Т рублей больше прежней. Заплатив государству налог, производитель получит столько же, сколько и раньше при соответствующем объеме реализации. Введение налога не изменяет количество, которое покупатели желают и могут приобрести при любой данной цене. Следовательно, кривая спроса не смещается в результате введения налога. Новому состоянию равновесия соответствуют более высокая цена Р1 и меньший объем Q1, так как величина спроса находится в обратной зависимости от цены товара. Но продавец, заплатив налог, от реализации каждой единицы товара получает цену Р2, которая ниже прежней цены равновесия Ре. Распределение налогового бремени между покупателями и продавцами зависит от соотношения углов наклона кривых спроса и предложения, т.е. от их ценовой эластичности. Чем эластичнее спрос, тем большая часть налогового бремени ложится на производителей и, наоборот, при неэластичном спросе основная тяжесть налогообложения ложится на плечи покупателей. Чем менее эластично предложение, тем большее налоговое бремя ложится на плечи производителей.

Государство получает массу налога, равную произведению нового равновесного выпуска Q1 на Т. За счет суммы налоговых поступлений государство может решать те проблемы, с которыми не справляется рынок. Регулируя налоговые ставки и дотации, оно стимулирует определенные виды деятельности и отрасли производства и тормозит развитие других; регулирует воздействие внешних эффектов, производство общественных товаров, распределение доходов в обществе, то есть воздействует на распределение ресурсов в экономике.

Отмечая положительное воздействие такого регулирования, нельзя не отметить его недостатков. Во-первых, ухудшается экономическое положение и покупателей, и продавцов анализируемого товара, так как сокращается объем производства и потребления, покупатели платят более высокую, а продавцы получают более низкую по сравнению с первоначальной цену. Во-вторых, теряется часть общественной выгоды, существующей в условиях действия рыночного механизма. Общественная выгода от состояния рыночного равновесия определяется как сумма выигрыша (излишка) покупателей и выигрыша (излишка) производителей. В результате введения налога уменьшается и излишек потребителя, и излишек производителя, но уменьшаются на сумму большую, чем получает государство в виде налоговых поступлений. Эту потерю принято называть избыточным налоговым бременем: это стоимость, потерянная обществом вследствие сокращения объема продаж, или чистые потери для общества.

Т Е С Т Ы

1. Отрицательные внешние эффекты приводят к тому, что товар:

а) выпускается в недостаточном количестве и на него назначаются необоснованно высокие цены;

б) выпускается в чрезмерном количестве и на него назначаются необоснованно низкие цены;

в) не производится;

г) выпускается в чрезмерном количестве и на него назначаются слишком низкие цены.

2. Неконкурентность и неисключаемость являются характеристиками:

а) нормальных товаров;

б) недоброкачественных товаров;

в) дефицитных товаров;

г) факторов производства;

д) общественных благ.

3. Что из перечисленного ниже не является общественным благом?

а) электроэнергия;

б) маяки;

в) поддержание правопорядка органами полиции;

г) национальная оборона;

д) защита от наводнений.

4.При введении налога на сделки с землей налоговое бремя:

а) целиком ложится на продавцов земли;

б) целиком ложится на покупателей земли;

в) распределяется поровну между продавцами и покупателями земли;

г) ничего определенного сказать нельзя.

5. Какими проблемами в рыночной экономике должно заниматься государство:

а) определить круг товаров и услуг, в которых нуждается общество, независимо от вкусов и предпочтений какой-то группы населения и поощрять их производство;

б) распределять денежные доходы в обществе;

в) оказывать помощь производителю, который оказался в затруднительном положении;

г) определять, что производить и сколько?

6. Рыночная экономика ориентирована на:

а) удовлетворение общественной потребности в конкретном благе;

б) удовлетворение социальных потребностей;

в) удовлетворение стратегических политических потребностей развития нации;

г) удовлетворение платежеспособного спроса;

д) выполнение указаний властных структур

 



2015-11-11 1842 Обсуждений (0)
Глава 9. Государственное регулирование на микроуровне 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 9. Государственное регулирование на микроуровне

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1842)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)