Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие, классификация и психологические основы допроса



2015-11-11 932 Обсуждений (0)
Понятие, классификация и психологические основы допроса 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Допрос - одно из наиболее распространенных способов получения доказательств, его сущность состоит в получении следователем непосредственно от допрашиваемого, в установленной уголовно-процессуальным законом форме, показаний об известных ему обстоятельствах и иных данных, имеющих значение для расследуемого дела.

Допрашиваемый обязан дать показания, только о тех обстоятельствах, которые ему известны (сам видел, слышал, узнал о них из каких-то определенных источников).

Допросы классифицируется на различные виды. Так, в зависимости от процессуального положения допрашиваемого выделяются следующие виды допроса: свидетеля; потерпевшего; подозреваемого; обвиняемого; подсудимого; эксперта; специалиста.

В зависимости от возраста допрашиваемого можно выделить допрос взрослого и несовершеннолетнего. По времени проведения и содержанию допрос бывает первичным, повторным и дополнительным.

Первичный - это основной допрос, который проводится первоначально. Повторный бывает необходим в тех случаях, когда после первоначального допроса появились сведения о том, что допрашиваемый практически не дал нужных показаний об известных ему обстоятельствах, либо возникли сомнения в достоверности его показаний. Необходимость в дополнительном допросе возникает тогда, когда в процессе основного допроса не были выяснены какие-то обстоятельства, имеющие значения для дела.

Допрос может производиться с участием защитника, переводчика, эксперта, специалиста и других лиц, из числа указанных в главах 6-8 УПК РФ. Следователь вправе привлечь к участию в допросе должностных лиц органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.

Действия следователя во время допроса по существу, можно рассматривать как тактико-психологические методы и приемы получения доказательств по расследуемому делу. С позиции психологии, допрос можно считать специфической формой общения между допрашивающим и допрашиваемым.Во время допроса такое общение может последовательнo проходить по следующим этапам:

а) истребование следователем информации от допрашиваемого;

б) мысленное осознание допрашиваемым востребованной от него следователем информации, обработка этой информации и конструирование ее в вербальную (словесную) форму;

в) передача допрашиваемым следователю информации в сконструированной им форме;

г) получение следователем информации от допрашиваемого;

д) запечатление следователем полученной информации в памяти и фиксация ее в протоколе допроса (возможно, с помощью и других средств фиксации).

Информация, исходящая от следователя всегда рассчитана на обратную связь, что позволит определить, какое воздействие она оказала на допрашиваемого. Свой ответ допрашиваемый, как правило, строит таким образом, чтобы следователь воспринял его как достоверный (тем более, когда он дает ложные показания). При такой специфической форме общения и возникает канал обратной связи.В конфликтных ситуациях допрос должен быть основан на правилах рефлексивного (имитационного) управления.

Применяя рефлексивное управление в ходе допроса, следователь сможет лучше проанализировать тактическую позицию допрашиваемого, его поведение на cлeдcтвии, тактически и информационно "переиграть" конфликтующего субъекта, предположительно сделать вывод о том, какие сведения в показаниях могут быть достоверными или ложными.

Успешное решение задачи получения объективной информации для формирования достоверных знаний по делу во многом зависит от того, насколько верно следователь выявил факторы, влияющие на показания допрашиваемого.

Процесс формирования показаний складывается из следующих этапов:

1) восприятие; 2) запоминание; 3) воспроизведение.

Во время восприятия происходит адекватное либо неадекватное отражение реальной действительности. Запоминаются события, факты непосредственно во время восприятия, а воспроизводится информация о них во время допроса.

На процесс формирования показаний оказывают влияние различные факторы. В одном случае они способствуют более правильному и полному отражению и запоминанию, а в другом, наоборот, мешают этому процессу, что может привести к искажениям и недостоверным показаниям. Факторы, влияющие на формирование показаний, могут быть объективными и субъективными. Объективные факторы - это реально существующие явления, обстановка, происходящие события, которые не зависят от воли и сознания человека, а субъективные - это факторы, которые зависят от воли и сознания человека, eго психофизических свойств, душевного состояния в момент восприятия, от его образования, профессии, навыков.

Формирование показаний - это непрерывный процесс, в течение которого нередко происходит трансформация воспринятого и содержание показаний может быть изменено. В зависимости от того, какие факторы влияли на допрашиваемого, его показания могут быть полными и достоверными или, наоборот, в них могут появиться ошибки, пробелы и т.п. Знание указанных особенностей, учет их на допросе и применение необходимых тактических приемов для нейтрализации отрицательных факторов, обеспечивают получение от допрашиваемого объективной информации об известных ему обстоятельствах.

Подготовка к допросу

Несмотря на процессуальные и тактические особенности допросов свидетелей, потерпевших, подозреваемых и обвиняемых, при подготовке к этому следственному действию применимы многие общие правила.

В основном это следующие подготовительные действия:

1) изучение материалов расследуемого уголовного дела, уточнение обстоятельств, которые могут быть известны конкретным свидетелям, потерпевшим, обвиняемым, подозреваемым;

2) уточнение данных, непосредственно относящихся к предмету допроса, и выявление источников, из которых им стали известны обстоятельства, факты. При подготовке к допросу обвиняемого (подозреваемого) нужно заранее выяснить, какие доказательства подтверждают его виновность и систематизировать для использования в ходе допроса;

3) собирание сведений о личности допрашиваемого. Кроме биографических сведений выясняются данные о специальных познаниях, навыках, физических и психических недостатках, моральном облике, заинтересованности в деле, взаимоотношениях с лицами, которые проходят по делу;

4) изучение вопросов, относящихся к специальным познаниям, использование консультаций специалистов;

5) определение времени допроса, способа вызова на допрос и места допроса. Если по делу проходит несколько свидетелей (потерпевших), обвиняемых (подозреваемых), то тактически важно определить очередность их допроса. Следователь обязан принять меры, обеспечивающие вызов и явку на допрос защитника, переводчика, представителей несовершеннолетних. Местом допроса, как правило, является кабинет следователя. Он должен быть оборудован скромно, без отвлекающих внимание предметов. Во время допроса нужно исключить появление посторонних лиц, шумовых раздражителей (телефонные звонки, радио). Обстановка в кабинете должна располагать к откровенной беседе, способствовать установлению психологического контакта с допрашиваевым;

6) К началу допроса должны быть подготовлены необходимые бланки, пишущая машинка, если будут применяться звукозапись или видеозапись, то нужно подготовить и проверить эти технические средства;

7) тактическое обеспечение допроса состоит в том, чтобы заранее подготовить материалы дела, доказательства, которые могут быть предъявлены (протоколы, магнитные ленты с записью показаний других лиц, заключения экспертиз и т.п.). Следует предусмотреть определенную последовательность предъявления доказательств, заранее наметить тактические приемы, определить момент их применения, а также вопросы, которые могут быть заданы допрашиваемому.

На завершающем этапе подготовки к допросу составляется план его проведения.

17.3. Тактические приемы допроса (общие положения)

 

Применение тактических приемов во время допроса позволяет провести его целенаправленно, установить психологический контакт с допрашиваемым, выяснить, какие именно обстоятельства, факты ему известны, принять меры к нейтрализации его негативной позиции и получить от него показания, в которых содержится объективная информация.

На допросе различные по содержанию тактические приемы могут применяться последовательно по определенной системе, либо объединенными в комплексы

Перед началом допроса следователь обязан удостовериться в личности допрашиваемого, разъяснить ему права и ответственность, а также порядок производства данного следственного действия. Если проводится допрос свидетеля или потерпевшего или же в допросах принимает участие переводчик, то они предупреждаются об уголовной ответственности по ст.ст.307 и 308 УК РФ. Кроме того, допрашиваемому разъясняется его право, предусмотренное ст.51 Конституции РФ и ч.4 ст.56 УПК РФ, отказаться свидетельствовать против самого себя, своего супруга (супруги) и других близких родственников. Необходимо выяснить также отношение допрашиваемого к делу и лицам, проходящим по нему, определить его наиболее вероятную позицию и установить с ним психологическое взаимодействие, которое должно быть основано на доверии и даже сотрудничестве и по возможности не перерастать в конфликт.

Хотя по УПК РФ, в отличие от ранее действующего кодекса УПК РСФСР, не предусмотрено деление структуры допроса на свободный рассказ допрашиваемого и вопросно-ответную часть, тем не менее в криминалистике, исходя из тактических соображений и с учетом психологических факторов, процесс допроса в подавляющем большинстве случаев, можно условно разделить на три части - свободный рассказ допрашиваемого, вопросно-ответный этап и заключительная часть. В некоторых ситуациях с целью максимального использования фактора внезапности, с целью усиления тактико-психологического воздействия следователь может избрать иную последовательность допроса, начав его с постановки наиболее острых вопросов, подкрепляя их вербальное содержание предъявлением доказательств. Но значительно чаще к вопросно-ответной форме допроса следователь прибегает если в ходе свободного рассказа допрашиваемый не сообщил о всех известных ему обстоятельствах, имеющих значение для дела.

Переходя непосредственно к допросу, следователь должен предложить допрашиваемому свободно рассказать все, что ему известно по делу. Не следует перебивать допрашиваемого, нужно внимательно выслушать его. В тоже время следователь, исходя из конкретной ситуации умело направляет свободный рассказ допрашиваемого в нужном направлении.

Поэтому и возникает необходимость перейти к стадии «вопросы и ответы». Все вопросы должны относиться к предмету допроса, а ответы на них должны дополнять, уточнять изложенные ранее сведения, факты. Различают следующие разновидности вопросов: основные, дополнительные, уточняющие, напоминающие, уличающие, контрольные и разведывательные. Основныепозволяют выяснить обстоятельства, непосредственно относящиеся к предмету допроса. Ответы на них должны отражать все известные допрашиваемому обстоятельства, факты. Дополнительныемогут быть поставлены с целью дополнить показания обо всех или отдельных обстоятельствах. Если во время допроса выяснится, что допрашиваемому известны какие-то обстоятельства, о которых нет данных в материалах дела, то необходимо также задать дополнительные вопросы и получить на них ответ. Уточняющиевопросы позволяют получить более четкие показания об отдельных фактах, деталях, устранить противоречия, неточные выражения, употребление неудачных, грубых терминов. Чтобы допрашиваемый более точно вспомнил факты, детали, обстановку, могут быть заданы напоминающиевопросы. Они позволяют оживить ассоциативные связи, память и получить более полные показания. Уличающиевопросы ставятся в конфликтных ситуациях, позволяют выяснить противоречия и несоответствия в показаниях, изобличить допрашиваемого во лжи и показать бесперспективность его позиции.

Недопустимо задавать наводящие вопросы (ч.2 ст.189 УПК РФ), так как они могут привести к искажению показании. Контрольныевопросы могут быть поставлены для того, чтобы выяснить, из каких источников допрашиваемому стали известны обстоятельства, сведения, о которых он дает показания, а также с целью проверить и оценить, насколько они объективны, не допускает ли он ложь или непреднамеренное искажение фактов. Разведывательныевопросы направлены на получение сведений о новых источниках (носителях) доказательственной и иной информации, выявление новых, ранее не известных следствию фактов преступной деятельности и сообщников, обнаружение имущества и денежных средств, добытых преступным путем. Разведывательные вопросы основываются не на традиционной логике, особенно в конфликтных ситуациях, а базируются на психологии, эвристической логике и даже интуиции.

Тактические приемы допроса разнообразны и неравнозначны по содержанию, но цель их применения одна: обеспечить получение от допрашиваемого такой объективной информации, которая максимально бы отражала действительность и представляла систему доказательств соответствующую критериям допустимости, относимости, достоверности и достаточности.

Тактические приемы допроса должны отвечать определенным требованиям.

а) не противоречить закону и этическим нормам;

б) не оказывать влияния, которое могло бы привести к самооговору или к оговору других лиц;

в) не основываться на насилии, угрозах и других незаконных меpax, невыполнимых обещаниях;

г) не дискредитировать правоохранительные органы.

Тактические приемы, используемые при организации допроса имеют определенную специфику. К ним относятся тактические приемы, применяемые с целью изучения личности допрашиваемого, организации допроса и подготовки к нему, для установления психологического контакта.

Непосредственно в процессе допроса могут применяться следующие группы тактических приемов:

1) побуждающие допрашиваемого к даче показаний (постановка вопросов, позволяющих уточнить, какая именно информация известна допрашиваемому по расследуемому делу; напоминание в общих чертах о происшедшем событии; уточнение эмоционального состояния допрашиваемого, обстановки, условий, при которых формировались его показания, оживление его ассоциативных связей с целью восстановления в памяти воспринятых им фактов и т.п.);

2) оказывающие психологическое воздействие на допрашиваемого (стимуляция допрашиваемого отказаться от противодействия, создание впечатления о безнадежности таких попыток, использование сомнений допрашиваемого в избранной им негативной позиции; внезапное предъявление наиболее важных доказательств и др.);

3) применяемые в бесконфликтных ситуациях (создание доброжелательной обстановки на допросе; оказание помощи в воспоминании воспринятых допрашиваемым фактов; постановка уточняющих вопросов с целью не допустить в показаниях пробелов и неточностей и др.);

4) используемые в конфликтных ситуациях (создание на допросе строго рабочей обстановки; преодоление негативной позиции; создание впечатления о полной осведомленности следователя об обстоятельствах дела; убеждение допрашиваемого в бесполезности избранной им конфликтной позиции и попыток скрывать известные ему факты и т.п.).

Во время допроса возникают конфликтные ситуации различного характера. Для их разрешения необходимо применять тактические приемы, которые были бы наиболее эффективными, нейтрализовали бы противодействие допрашиваемого, побудили бы его дать показания, соответствующие реальным обстоятельствам. Можно выделить следующие типовые конфликтные ситуации: показания допрашиваемого являются неопределенными, в них имеются серьезные противоречия; допрашиваемый заявляет, что не помнит все или отдельные факты; сведения, которые он coобщает, не согласуются с материалами дела либо являются ложными, и наконец, допрашиваемый отказывается давать показания. Для уточнения таких показаний возникает необходимость в распознании правдивых и ложных сообщений, отграничении умышленной лжи от заблуждения, в предотвращении лжи и изобличении во лжи допрашиваемого. Тактические приемы, применяемые для разрешения некоторых возникших конфликтных ситуаций, условно можно разграничить на следующие группы, направленные на:

1) распознание правдивых и ложных показаний (создание не отвлекающей внимание допрашиваемого обстановки; уточнение и конкретизация неопределенных, неполных показаний; постановка вопросов для повторного изложения отдельных или всех фактов, формирование у допрашиваемого представления о невозможности лгать или умалчивать о фактах);

2) отграничение умышленно ложных показаний от заблуждений (уточнение условий восприятия допрашиваемым событий, фактов; выяснение субъективного состояния в момент восприятия; постановка вопросов, возбуждающих или ослабляющих его эмоциональное состояние; внезапный переход от выяснения одних фактов к выяснению других; постановка вопросов, направленных на выяснение признаков, указывающих на заведомую ложь; выяснение возможных причин, по которым допрашиваемый заинтересован в даче ложных показаний и др.);

3) использование положительных качеств личности (нейтрализация отрицательных качеств и использование положительных качеств, призыв к чувствам совести, справедливости, честности, добросовестному исполнению долга, оказанию содействия в борьбе с преступностью и т.п.);

4) изобличение допрашиваемого во лжи (создание строго рабочей обстановки; формирование у допрашиваемого представления о том, что любая ложь будет разоблачена, что следователь решительно настроен на выяснение истины по делу; неожиданная постановка вопросов; создание у допрашиваемого представления о полной осведомленности следователя и наличии достаточных доказательств; отвлечение внимания допрашиваемого от надуманной лжи; предъявление доказательств без разъяснения или же с подробным разрешением их содержания; внезапное предъявление наиболее веских доказательств или предъявление их в определенной последовательности с целью изобличения допрашиваемого во лжи; предъявление видеофильмов, магнитофонных записей, вещественных доказательств, документов и т.д.).

Рассмотренные группы тактических приемов применяются во время допроса свидетелей, потерпевших, подозреваемых, обвиняемых. Вместе с тем в тактике их допроса, имеются определенные особенности, в связи с чем могут применяться и иные специфические приемы.

При необходимости обеспечить безопасность потерпевшего, его представителя, свидетеля их близких родственников, родственников и близких лиц следователь вправе в протоколе следственного действия, в котором участвуют потерпевший, его представитель или свидетель, не приводить данные об их личности. В этом случае с согласия прокурора следователь выносит постановление, в котором приводятся причины принятия решения о сохранении в тайне указанных выше данных и указывается псевдоним допрашиваемого лица и приводится образец его подписи, который он будет использовать в протоколе допроса, а также и в протоколах других следственных действий, производимых с его участием. Постановление вкладывается в конверт, который после этого опечатывается и приобщается к уголовному делу (ч.9 ст.166 УПК РФ).



2015-11-11 932 Обсуждений (0)
Понятие, классификация и психологические основы допроса 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие, классификация и психологические основы допроса

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (932)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)