Формализованные методики
Тесты. С английского – «испытание», «проверка», «проба». Тесты – это стандартизированные и обычно короткие и ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий между людьми. Главное отличие от других методик – на задания нужно дать правильный ответ. Признаки теста: 1. Четкая инструкция, жестко определяющая поведение испытуемого. 2. Оценивание проводится по критерию правильности. 3. Стимульный материал должен однозначно восприниматься испытуемыми. Тесты подразделяются по цели, форме и содержанию. По цели: для отбора; для классификации; для распределения. По форме:индивидуальные, групповые, аппаратурные, компьютерные, бланковые, вербальные, невербальные. По содержанию: интеллекта, креативности, общих способностей, специальных способностей, Личности, достижений, критериальноориентированные. Индивидуальные тесты. Взаимодействие экспериментатора и испытуемого происходит один на один. Оно имеет свое преимущество: возможность наблюдать за испытуемым, слышать и фиксировать ответы, позволяет оценивать отношение к обследованию. Групповые тестыпозволяют проводить испытания с очень большой группой людей. При групповом тестировании особенно строго надо соблюдать единообразие условий проведения эксперимента. Устные и письменные тесты различаются по форме ответа. Устные ответы в одних случаях могут формулироваться испытуемым самостоятельно (открытые ответы), в других случаях он должен выбрать из нескольких вариантов (закрытые ответы). Письменные тесты носят также открытый и закрытый характер. Бланковые, предметные, аппаратурные, компьютерные тесты различаются по материалу, который используется при тестировании. Вербальные и невербальные тесты различаются по характеру стимульного материала. Опросники Это группа психодиагностических методик, в которых задания представлены в виде вопросов и утверждений. Они отражают отношение человека к тем или иным высказываниям, меру его согласия и несогласия. От испытуемого требуется ответить на вопрос, или согласиться или не согласиться с утверждением. Разновидность самонаблюдения. Особенности: 1. Метод косвенной самооценки. 2. Результаты оцениваются не по принципу правильности или неправильности. Проблема: интерпретация результатов. Личностные опросники могут рассматриваться как стандартизированные самоотчеты, которые по форме могут быть групповыми и индивидуальными. По характеру ответов закрытыми и открытыми. Могут быть подразделены на опросники: черт Личности, типологические, мотивов, интересов, ценностей, установок. Опросники-анкеты служат для получения информации о человеке, не имеющей непосредственного отношения к его психологическим особенностям. Они предполагают жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, четкое указание формы ответов. Могут быть с открытыми, закрытыми и полузакрытыми вопросами. Используются для получения информации об истории жизни человека (биографические анкеты). Проективные техники Эта группа методик предназначена для диагностики Личности. Для них характерен глобальный подход к оценке Личности, а не выявление отдельных черт. Был определен Юнгом. Если косвенным образом воздействовать на значимые области переживаний человека, то можно вызвать изменения в экспериментальной Деятельности. Испытуемый должен сам дополнять, интерпретировать, развивать неопределенные стимулы. Цель проективных методик относительно замаскирована, что уменьшает возможность давать испытуемому благоприятные ответы. Все действия человека имеют отпечаток его психологического состояния: 1. Приписывание другим людям социально неприемлемых желаний. 2. Символический перенос во вне содержания внутреннего мира. Особенности методик: 1. Неопределенность стимульных условий. 2. Неопределенная ситуация обследования. Действия не определены стандартами, не заданы четко. 3. Ответы на задания приобретают смысл в связи с личностным значением, которое им придается испытуемым. Поэтому ответы на задания не оцениваются по критерию правильности и неправильности. Любой ответ принимается и интерпретируется. Группы проективных методик: o методики структурирования: формирование стимулов, придание им смысла (тест Роршаха); o методики конструирования: создание из деталей единого целого; o методики интерпретации: истолкование какого-либо события, ситуации (ТАТ); o методики катарсиса: осуществление игровой Деятельности в специально организованных условиях (психодрама); o экспрессивные: рисование на свободную или заданную тему; o импрессивные: требуют предпочтение одних стимулов другим (тест Люшера); o адаптивные или методики дополнения: требуется завершить что-то (предложение, рассказ и т.д.).
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (458)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |