Многофакторные личностные опросники Р.Кеттелла
Черты личности – это любые, сравнительно постоянные характеристики личности, которые проявляются в поведении. Для изучения черт личности применяются личностные опросники (опросники черт личности). Опросник «Шестнадцать личностных факторов» (16 PF) был разработан Р.Кеттеллом на основе факторного анализа. Опросник имеет 2 формы: А и В, причём А считается стандартной. Форма А состоит из 187 пунктов, отражающих разные жизненные ситуации. Жизненные ситуации, которые отражены в опроснике, связаны с общением, эмоциональным реагированием, волевыми и интеллектуальными проявлениями. 16 факторов опросника обозначены буквами латинского алфавита: А, В, С, Е и т.д., и представлены на положительном и отрицательном полюсах. Также факторы имеют бытовые и технические названия (примеры привести). Бытовые названия содержат общедоступные определения и ориентированы на непрофессионалов. Технические названия предназначены для специалистов. Каждый фактор включает 10 или 13 пунктов (вопросов). По тексту опросника, где представлена формулировка заданий, факторы по названиям не выделяются, а также не видно какое из заданий к какому фактору относится. Количество заданий по каждому фактору можно посмотреть в ключе. После знакомства с инструкцией обследуемый в бланке ответов на каждый вопрос отвечает одним из вариантов: а, в, с. Обработка результатов. Подсчитывается сумма «сырых» баллов по ключу, который находится в бланке ответов (по Батаршеву). Сумма «сырых» баллов переводится по возрастным таблицам от 16 до 70 лет в стены (10-балльная шкала). Есть таблицы для мужчин и женщин. При анализе данных стены распределяются по биполярной шкале. Положительный полюс шкалы имеет от 5,5 до 10 б., а отрицательный – от 1 до 5,5. На основании данных по 16 факторам строится профиль личности. При интепретации уделяется внимание «пикам» профиля, т.е. наиболее низким и высоким значениям факторов. Здесь важно иметь в виду, что нет хороших или плохих показателей. Каждый выявленный фактор имеет свои достоинства и недостатки. В задачу специалиста входит – дать правильные, адекватные рекомендации обследуемомуПомимо данных по каждому фактору, анализируется совокупность факторов по блокам: интеллектуальные особенности: факторы В, М, Q1; эмоционально-волевые особенности: факторы C, G, I, O, Q1, Q4; коммуникативные свойства и особенности межличностного взаимодействия: факторы A, H, F, E, Q2, N, L. Ещё кроме первичных 16 факторов можно получить данные по 4 факторам второго порядка (тревожность, экстраверсия-интроверсия, чувствительность, конформность). Автор опросника сообщает хорошие психометрические показатели. Вместе с тем, подход Р. Кеттелла был подвергнут критике за эмпиризм, за пренебрежение теорией, за малый объём и нерепрезентативность выборки стандартизации, за малую ретестовую надежность. Впоследствии Р. Кеттелл разработал и другие формы опросника, н-р, C, D, E и др. Они предназначены для обследования лиц с различным образовательным уровнем, для детей и подростков. Показатели в них по ретестовой надежности выше, чем в ранних редакциях. Также опросники позволяют оценивать стиль ответов (н-р, попытки представить себя неверно). К 1970 году были разработаны автором уже 6 параллельных форм опросника. В отечественной практике чаще применяется опросник из 187 вопросов (версия А) (адаптация В.И. Похилько, А.С. Соловейчик, А.Г. Шмелёв; 90-е годы 20 века) и опросник из 105 вопросов (версия С) (адаптация: Э. М. Александровская, И. Н. Гильяшева). Также известны варианты опросника в адаптации Чугуновой, Капустиной, Мургулец (ЛГУ). В 1990г. В.М. Русалов, О.В. Гусева предложили сокращённый вариант опросника: 8 PF- 70 в. Шмелёв и Похилько разработали один из первых электронных вариантов опросника. Недостатки в отечественных опросниках — те же, что и в оригинальных версиях. Работа по адаптации и сбору нормативных данных по опросникам продолжается. 20. Методы и методики изучения тревожности.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (905)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |