Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основная характеристика феномена «воля»



2015-11-11 637 Обсуждений (0)
Основная характеристика феномена «воля» 0.00 из 5.00 0 оценок




 

«Воля как способность порождает волю в ее выражении» - Леонтьев. Говоря про волю, следует выделить характеристики, которые отличали бы волю от других понятий.

Во-первых, вводится такое понятие как волевой акт или действие. Волевым актом называются какие-либо целеподчиненные процессы или действия. То есть, все наши действия, которые не имеют признака целиподчинения, не являются волевыми. Стоит отметить также, что мы здесь понимается под словом цель. Под целью понимается некий осознаваемый результат, к которому должно привести наше действие. Следовательно, наши действия можно разделить на две группы.

Первая группа это непроизвольные действия. К этой группе относятся такие действия как инстинктивные движения, импульсивные действия, действия под влиянием аффекта, автоматические действия.

Вторая группа это преднамеренные и имеющие осознанную цель действия.

Но выделение особой группы процессов, которые обладают такими признаками как целеподчиненность и осознанность, было недостаточно, что бы мы могли причислить эти действия к категории воля и волевые действия.

Существует очень много действий, которые целеноправленны и осознаваемые, но, тем не менее, не являются волевыми.

Волевые действия будут иметь особенные признаки. Прежде всего, среди этих признаков часто выделяют наличие выбора. Воля проявляется там, где наше целеподчиненное действие происходит в условиях выбора между двумя, тремя или же множеством действиями.

Итак, выбор. Выбор будет являться признаком волевого действия. Следовательно, там, где нет выбора, нет волевого действия.

Если мы вводим такой термин как выбор, естественно будет ввести еще одно понятие – принятие решения.

«Волевое действие есть действие в условии выбор, основанное на принятие решения»

Итак, третья характеристика – преодоление препятствий, то есть их наличие. Надо так же отметить, что препятствия не должны быть внешними. К примеру, для некоторых людей пробежать десять километров не будет составлять ни каких проблем, для них это легко. Для некоторых это же будет настоящим испытанием силы воли. Или взять пример Леонтьева : «…известно, что тяжелые наркоманы способны преодолеть любые препятствия, чтобы получить наркотик, но это не выражение не воли, а безволия. Известное правило психиатрических клиник, которые занимаются тяжелой наркоманией - не спускать с них глаз, они всегда найдут возможность раздобыть наркотик и развить для этой цели колоссальную энергию». Значит, внешние препятствия ни как не могут быть показателями воли. Следует, что только внутренние препятствие может быть причинной волевого действия.

Кстати стоит отметить, что волевой акт не всегда будет являться действием в нашем понимании. Такое действие как терпение, воздержание тоже может являться волевым актом, хотя на поверхности мы не сможем увидеть какого-либо поступка.

 

 

26. Основная характеристика феномена «страх».

 

Страх — внутреннее состояние, обусловленное грозящим реальным или предполагаемым бедствием.[1] С точки зрения психологии считается отрицательно окрашенным эмоциональным процессом.[2]

Страх в психологии

 

С точки зрения психологии страх является эмоциональным процессом. В теории дифференциальных эмоций К. Изарда страх отнесён к базовым эмоциям, то есть является врождённым эмоциональным процессом, с генетически заданным физиологическим компонентом, строго определённым мимическим проявлением и конкретным субъективным переживанием.[3] Причинами страха считают реальную или воображаемую опасность. Страх мобилизует организм для реализации избегающего поведения, убегания.[4]

[править]Страх в психологии общения

Страх как базовая эмоция человека, сигнализируя о состоянии опасности, зависит от многих внешних и внутренних, врожденных или приобретенных причин. Когнитивно сконструированные причины возникновения страха: чувство одиночества, отверженности, подавленности, угрозы самоуважению, чувство неминуемого провала, ощущение собственной неадекватности. Последствия страха: эмоциональные состояния неуверенности, сильное нервное напряжение, побуждающие личность к бегству, поиску защиты, спасения. Основные функции страха и сопутствующих ему эмоциональных состояний: сигнальная, защитная, адаптационная, поисковая.[5]

[править]Фобии

Основная статья: Фобия

Психические расстройства, при которых некоторые ситуации или объекты, не являющиеся опасными, вызывают тревогу и страх, называются «фобиями».[6]

Страх в культуре

Именно осознание конечности своего существования, грубее — страх смерти, ритуализировали жизнь первобытного человека. Ритуал, нивелируя страхи, позволял копить культурную информацию, совершенствуя способы ее консервации.[источник не указан 301 день] Способы, регуляторы и результаты человеческого существования менялись. Не последнюю роль сыграл страх в появлении государства. Можно сказать, что одним из факторов создания общин был комплекс страхов. Следствием этого комплекса стало стремление к объединению, с тем чтобы бороться против опасностей сообща.

Если говорить о религиях, такое значительное место занимавших (и занимающих) в жизни человека, то в каждой из них ключевое место занимает также страх. Причём здесь страх поднимается на метафизический уровень и включает в себя не только проблему жизни и смерти, но и нравственный аспект. Сама смерть становится своеобразной границей, местом перехода в иной мир. И от того, как человек прожил свою жизнь, зависит то, чем иной мир окажется для него. В данном случае представляемый источник страха находится не в объективной реальности (то есть не в окружающем мире), а за пределами непосредственного познания. В каком-то смысле, можно считать, что страх оказал большое влияние на развитие такого критерия, как нравственность.

Отдельное место страх занимает в художественном искусстве и литературе, как то: жанр готического рассказа (или готического романа), кинематографический жанр фильма ужасов. Эпический и мифологический фольклор, народные суеверия являются одним из наиболее часто используемых источников для этих произведений.

 

Страх у человека

Протекание эмоции страха в разных ситуациях у разных людей может существенно различаться, как по силе, так и по влиянию на поведение.

Страх может проявляться в виде возбуждённого или подавленного эмоционального состояния. Очень сильный страх (например ужас) часто сопровождается именно подавленным состоянием.

Такие психические расстройства, как фобии, могут приводить к частому и сильному переживанию страха человеком.

Некоторые философы, особенно те, которые подходят к этому явлению с чисто моральных позиций, считают страх вредной эмоцией с плохими последствиями. Другие философы, особенно те, которые рассматривают страх как преимущественно биологическое явление, наоборот, считают это состояние полезным, поскольку оно оповещает об опасных ситуациях. Обе точки зрения не взаимоисключающие, так как эмоция страха, как и ощущение боли, обеспечивает самосохранение индивида, и становится непродуктивной или опасной лишь в наиболее интенсивных и длительных проявлениях.

Страх у человека

 

 

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.

Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.

Эта отметка стоит на статье с 13 июля 2011.

Протекание эмоции страха в разных ситуациях у разных людей может существенно различаться, как по силе, так и по влиянию на поведение.

Страх может проявляться в виде возбуждённого или подавленного эмоционального состояния. Очень сильный страх (например ужас) часто сопровождается именно подавленным состоянием.

Такие психические расстройства, как фобии, могут приводить к частому и сильному переживанию страха человеком.

Некоторые философы, особенно те, которые подходят к этому явлению с чисто моральных позиций, считают страх вредной эмоцией с плохими последствиями. Другие философы, особенно те, которые рассматривают страх как преимущественно биологическое явление, наоборот, считают это состояние полезным, поскольку оно оповещает об опасных ситуациях. Обе точки зрения не взаимоисключающие, так как эмоция страха, как и ощущение боли, обеспечивает самосохранение индивида, и становится непродуктивной или опасной лишь в наиболее интенсивных и длительных проявлениях.

 

[править]Степени и виды страха

 

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.

Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.

Эта отметка стоит на статье с 13 июля 2011.

Страх может быть описан различными терминами в зависимости от выраженности: испуг, ужас, паника.

Профессор Ю. В. Щербатых предложил свою классификацию страхов.[источник не указан 301 день]

Он разделяет все страхи на три группы:

биологические,

социальные,

экзистенциальные.

К первой группе относятся страхи, непосредственно связанные с угрозой жизни человеку, вторая представляет боязни и опасения за изменение своего социального статуса, третья группа страхов связана с самой сущностью человека, характерна для всех людей.

Исходя из этого принципа, страх пожара относится к первой категории, страх публичных выступлений — ко второй, а страх смерти -к третьей. Между тем имеются и промежуточные формы страха, стоящие на грани двух разделов. К ним, например, относится страх болезней. С одной стороны — болезнь имеет биологический характер (боль, повреждение, страдание), но с другой — социальную природу (выключение из нормальной деятельности, отрыв от коллектива, снижение доходов, увольнение с работы, бедность и т. д.). Поэтому данный страх находится на границе 1 и 2 группы страхов, страх глубины (при купании) — на границе 1 и 3 группы, страх потери близких — на границе 2 и 3 группы и т. д. На самом деле, в каждом страхе в той или иной мере присутствуют все три составляющие, но одна из них является доминирующей.

Человеку свойственно бояться опасных животных, ситуаций и явлений природы. Страх, возникающий по этому поводу, носит генетический или рефлекторный характер. В первом случае реакция на опасность записана на генетическом уровне, во втором (основанная на собственном негативном опыте) — записывается на уровне нервных клеток. В обоих случаях есть смысл проконтролировать полезность подобных реакций при помощи разума и логики. Возможно, что данные реакции утеряли свое полезное значение и лишь мешают человеку жить счастливо. Например, имеет смысл с осторожностью относиться к змеям, и глупо бояться пауков; можно вполне обоснованно побаиваться молний, но не грома, который не может причинить вреда. Если подобные страхи причиняют человеку неудобство, можно постараться перестроить свои рефлексы.

Страхи, возникающие в ситуациях, опасных для жизни и здоровья, носят охранительную функцию, и поэтому полезны. Страхи же перед медицинскими манипуляциями могут нанести вред здоровью, так как помешают человеку вовремя установить диагноз или провести лечение.

Жизненные условия в каждой культуре порождают некоторые страхи. Они могут вызываться внешними опасностями (природа, враги), формами социальных отношений (рост враждебности вследствие угнетения, несправедливости), культурными традициями (традиционный страх перед демонами, нарушениями табу).

По мнению американского психоаналитика Карен Хорни, «человек может быть более или менее подвержен этим страхам, но в целом можно с уверенностью предположить, что они навязываются каждому индивиду, живущему в данной культуре, и что никто не может их избежать. Невротик, однако, не только разделяет страхи, общие всем людям в данной культуре, но вследствие условий своей индивидуальной жизни, которые переплетены с общими условиями, он также испытывает страхи, которые качественно или количественно отличаются от страхов определенного культурного образца». Для отражения страхов, существующих в данной культуре, имеются определенные способы защиты, в том числе табу, ритуалы, обычаи. Как правило, эти защиты представляют собой более целесообразный способ борьбы со страхами, чем защиты невротика, построенные иным способом.

Вечный спутник

В философии, особенно в экзистенциализме, страх рассматривается как одно из свидетельств парадоксальной подлинности естественного бытия человека, как непременное душевное состояние человеческого индивида, осознающего свое одиночество, понимающего бессмысленность своего существования. Мотивы страха проявляются в обреченности, абсурдности и бессмысленности человеческой жизни. Эти мысли пронизывают всю философию экзистенциализма. Страх в экзистенциональном смысле – это ни в коей мере не малодушие человека и тем более не его психофизическая боязнь. Здесь страх предстает как метафизический ужас, потрясающее человека прозрение. Человеку вдруг открывается зияющая бездна его бытия, ранее ему неведомая. В экзистенциальном страхе ему становится понятным онтологический смысл собственного бытия. Это и есть подлинное существование человека – постоянная тревога за себя, ужас перед неизвестностью и риск свободного выбора. Страх из случайного психологического состояния переходит в постоянное онтологическое содержание, что не может не деформировать психику людей. Психология страха – неизбежный спутник западной цивилизации. Видный философ нашего времени М. Шелер заметил: «В истории еще не появился такой великий психоаналитик, который освободил бы человека от этого смертоносного ужаса…». Выходит, страх – пожизненный удел человека, бремя избранной им свободы.

Влечение к страху

С другой стороны, люди отнюдь не пытаются отогнать переживание страха. В патриархальных языческих культурах существовали особые культы страха. Древние мистерии предлагали участникам испытать ужас символических событий прошлого. По мнению Ф. Ницше, античного грека особо привлекал «чудовищный ужас, который охватывает человека». Он прекрасно знал о таких эмоциональных состояниях экстатического восторга, когда страх переживался как опьянение. Страх древнего человека был метафизическим, а не возникающим из-за реальной сиюминутной опасности.

Затаенная тяга к страху не растворилась в архаических культурах. Она отчетливо обнаруживается и в христианстве. Христианство стремится разбудить в людях страх перед собственными прегрешениями, делая особый акцент на покаянии. Христианин буквально загипнотизирован ужасами ада, всесилием демонических сил и эсхатологическими перспективами. Райское блаженство обретает смысл только на фоне адских мучений.

 

Литература последних столетий – готические романы, детективы, триллеры, фильмы ужасов – уже не просто удовлетворяет человеческую любознательность, пытливость в распознавании кошмаров. Она буквально обслуживает фантазию человека, обуреваемого страстью видеть, осязать, переживать страшное. Массовая культура наших дней немыслима без сюжетики криминальных убийств, погони и воздаяния, расправы и некрофильских влечений. Невероятную притягательность приобрели в современной культуре эсхатологические мотивы, темы вселенской катастрофы и гибели человечества.

 

 

27. Основная характеристика феномена «боль».

Боль — физическое или душевное страдание, мучительное или неприятное ощущение, мучение.

С точки зрения медицины, боль — это:

вид чувства, своеобразное неприятное ощущение;

реакция на это ощущение, которая характеризуется определённой эмоциональной окраской, рефлекторными изменениями функций внутренних органов, двигательными безусловными рефлексами, а также волевыми усилиями, направленными на избавление от болевого фактора.

неприятное сенсорное и эмоциональное переживание, связанное с реальным или предполагаемым повреждением тканей, и одновременно реакция организма, мобилизующая различные функциональные системы для его защиты от воздействия патогенного фактора.

Длительная боль сопровождается изменением физиологических параметров (кровяное давление, пульс, расширение зрачков, изменение концентрации гормонов).

 

Боль — неприятное сенсорное и эмоциональное переживание, связанное с истинным или потенциальным повреждением ткани или описываемое в терминах такого повреждения.

 

Душевная боль — это эмоция также связанная с потерей чего-то важного для жизни, только человек теряет не ткани тела, клетки или физиологические функции, а близких родственников, любимых людей, личные вещи, собаку или кошку, либо он теряет статус или уважение и т. д. Здесь возникают прямые параллели с физической болью в том плане, что боль — это всегда потеря чего-нибудь, приводящая к угрозе смерти. Психолог скажет, что потеря человеком (будь то важных предметов или близких живых существ) приводит к уменьшению факторов, способствующих его выживанию. Душевная боль может быть столь интенсивной, что сопровождается явственным ощущением физической боли.

 

 

28. Основная характеристика феномена «агрессия».

 

Агре́ссия (лат. aggressio — нападение) — мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.[1] В моральных теориях агрессия считается причиной насилия.

 

Существует различные подходы к определению данного феномена. Обозначим лишь некоторые из них:

§ Нормативный подход означает, что в дефинициях агрессии особый акцент делается на её противоправности, «противоречивости» общественным нормам. О. Мартынова определяет агрессию как «целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе». Термин «криминальная агрессия» также определяется в рамках нормативного подхода и обозначает «поведение, нацеленное на умышленное причинение физического и морального вреда другому живому существу, в силу чего действия агрессора вступают в противоречие с нормами уголовного права, хотя сам он не всегда становится объектом уголовно-правового воздействия» (Д. Жмуров, 2005). Т. Румянцева высказывает мнение о том, что поведение может называться агрессивным при наличии двух обязательных условий: а) когда имеют место губительные для жертвы последствия; б) когда нарушены нормы поведения.

§ Глубинно-психологические подходы утверждают инстинктивную природу агрессии. В данном случае, агрессия представляется врожденным и неотъемлемым свойством любого человека. Наиболее яркими представителями данного подхода являются психоаналитическая иэтологическая школы (К. Юнг, З. Фрейд, Г.Гартман, Е. Крис, К. Лоренц, Ардри, Моррис).

§ Представители психоанализа связывают агрессию с проявлением «инстинкта смерти» у человека (Танатос, тень).

§ К. Лоренц считает, что «агрессия у людей представляет собой совершенно такое же самопроизвольное инстинктивное стремление, как и у других высших позвоночных животных». Кроме того, в своей работе «Агрессия»[2] он отмечает, что у некоторых животных «агрессивное» поведение по своим проявлениям практически не отличается от сексуального.

§ Целевые подходы заключают в себе определения агрессии с точки зрения её функциональности. Так, агрессия рассматривается как инструмент успешной эволюции, самоутверждения, доминирования, адаптации или присвоения жизненноважных ресурсов. Шваб, Коэроглоу видят в агрессии «специфически ориентированное поведение, направленное на устранение или преодоление всего того, что угрожает физической и (или) психической целостности организма» (Shwab, Couroglou). Х. Кауфма утверждает, что «агрессия — это средство, с помощью которого индивидуумы пытаются получить свою долю ресурсов, что, в свою очередь, обеспечивает успех в естественном отборе». Э. Фромм рассматривает злокачественную агрессию как инструмент доминирования, выражающегося в стремлении «человека к абсолютному господству над другим живым существом». Иногда агрессию рассматривают как неотъемлемую часть гомеостаза человека. Гомеостаз — это нормальное состояние равновесия органических и других процессов в живой системе и агрессия, в данном случае, представляет собой инструмент психической саморегуляции.

§ Подходы, акцентирующие внимание на последствиях агрессии, описывают её результаты. Уилсон обозначает агрессию как «физическое действие или угрозу такого действия со стороны одной особи, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи». Мацумото пишет, что «агрессию можно определить как любой поступок или поведение, которое причиняет боль другому человеку физически или психически». А. Басс, в рамках указанного подхода, предлагает несколько определений агрессии. «Агрессия — реакция, в результате которой другой организм получает болевые стимулы». «Агрессия — это не свойство, а явление, реализованное в специфическом поведении, в конкретном действии — угроза, либо нанесение ущерба другим» (Buss). Зильман предлагает похожее определение. Он считает, что «агрессия — это нанесение или попытка нанесения телесных или физических повреждений».

§ Подходы, основанные на оценке намерений агрессора (Креч Д., Кратчфилд Р., Ливсон Н). В данном случае агрессия понимается как «вид поведения, физического или символического, которое мотивировано намерением причинить вред кому-то другому» (Л. Берковиц) или как «форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения» (Р. Бэрон, Д. Ричардсон).[3] В 9-м издании словаря Вебстера под агрессией понимается «активное действие или решительные меры, в особенности с намерением силой добиться господства или завладеть чем-либо».

§ Эмоциональные подходы уделяют особое внимание чувственной составляющей акта агрессии. Поэтому, агрессия понимается как «проявление в чувствах и действиях индивида (социальной группы) враждебности — антагонизма, недружелюбия, неприязненного отношения, ненависти…» (Трифонов Е. В.). Ю. Щербина понимает речевую агрессию как «обидное общение, словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений».

§ Многоаспектные подходы включают в себя все перечисленные выше подходы или их комбинацию, наиболее целесообразную с точки зрения отдельного автора. Приведем ряд примеров. Агрессия — это целенаправленное разрушительное, наступательное поведение, нарушающее нормы и правила сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), причиняющее физический ущерб людям и вызывающее у них психический дискомфорт, отрицательные переживания состояния страха, напряженности, подавленности (Семенюк, 1991; Ениколопов, 1994).[4] Агрессия (агрессивность) — системное социально-психологическое свойство, которое формируется в процессе социализации человека и которое описывается тремя группами факторов: субъективными (внутриличностными, характеризующими психологическую деятельность агрессора), объективными (характеризующими степень разрушения объекта и причинения ему вреда) и социально-нормативными, оценочными факторами, такими как морально-этические нормы или уголовный кодекс (Соловьева, 1995).

§ Недифференцированные подходы, как правило, отражены в частных психологических теориях и не объясняют сути агрессии, определяя её в узко-теоретических рамках. Бихевиоризм трактует агрессию «как драйв», «естественный рефлекс человека», «как следствие фрустрации» или форму реагирования на физический и психический дискомфорт и т. д. (Д. Доллард, С. Фишбах, Л. Берковиц). Представители когнитивных теорий считают, что «агрессия — это результат научения» (А. Бандура).[5] Иные исследователи полагают, что агрессия — это «тенденция приближения к объекту или удаления от него» (Л. Бендер), или «внутренняя сила, дающая человеку возможность противостоять внешним силам» (Ф. Аллан). В рамках интеракционизма агрессия рассматривается как следствие объективного конфликта интересов, несовместимости целей отдельных личностей и социальных групп (Д. Кэмпбелл, М. Шериф). Подобные определения, как уже говорилось, представляют собой общие формулировки и не всегда понятно объясняют, что же такое агрессия.

 

Причины агрессии

 

Агрессия — это форма деструктивного индивидуально людского, биологического или социального поведения.

Причины агрессии изучались многими исследователями — Карл Маркс абсолютизировал частную собственность, указывая причины войн. Есть весомые субъективные факторы — историческая память, обычаи мести, фанатизм и экстремизм в некоторых религиозных течениях, внедряемый через СМИ образ сильного человека и даже индивидуальные психологические этические черты политиков. Демократические общества имеют возможность противостоять социальной агрессии — мировое движение мира состоит из миллионов протестующих против насилия граждан.

Наблюдение её в подростковом возрасте по телевидению закрепляет агрессивную модель поведения, и в дальнейшем эффект усиливается.[7

 

 

29. Основная характеристика феномена «страдание».

 

Страда́ние — совокупность крайне неприятных, тягостных или мучительных ощущений живого существа, при котором оно испытывает физический и эмоциональный дискомфорт, боль, стресс, муки.

Психология

 

В психологии страдание рассматривается как состояние сильного внутреннего конфликта человека, когда различные внутренние желания или побуждения входят в противостояние друг с другом, как бы разрывая или наоборот скручивая человека изнутри. Предельное напряжение страдания есть му́ка.

 

Религия

 

Ввиду того, что, сопровождая человечество на протяжении всей истории, страдания как таковые воспринимались как явное и наиболее острое отражение окружающей объективной действительности, они заняли особое место во многих вероучениях и философских системах. В частности, отдельное место страданиям отводится в буддийской философии, в христианстве, в иудаизме и др.:

§ Страдание (буддизм)

§ Страдание (христианство)

§ Страдание (православие)

 

Животные

Официально до сих пор человечество не пришло к согласию в вопросе о том, способны ли животные испытывать страдание или нет, и если способны, то все ли виды животных обладают таким свойством. Безусловно, с точки зрения медицины животные испытывают боль как любое живое существо, но возникает ли у них психологическая реакция в виде мучительного душевного состояния сознания на это ощущение, всё ещё остаётся под вопросом для науки. Иногда животные выражают эмоции страдания. Однако это не является объективным доказательством наличия соответствующего переживания у них — актёр тоже во время своей игры может рыдать и стонать, но это не означает, что он при этом реально страдает. Возможно, подобное поведение у животных является не более чем инстинктивным мышечным рефлексом на боль, не сопровождающимся реальным опытом страдания. Но это лишь распространённое мнение.

[править]Растения

Хотя и не принято считать, что растения способны переживать страдания и даже боль, так как они не наделены нервной системой, всё же существуют люди, объективно полагающие, что такое возможно, исходя из того, что растения так же, как люди и животные, являются живым организмом. Такая версия объясняется и аргументируется верой в нематериальную природу души: если душа имеет нематериальную природу и если также растения наделены таковой душой, то следовательно они также могут испытывать в своей душе страдание и даже радость — разумеется, своеобразно.

 

30. Основная характеристика феномена «болезнь».

 

Болезнь (лат. morbus) — это возникающие в ответ на действие патогенных факторов нарушения нормальной жизнедеятельности, работоспособности, социально полезной деятельности, продолжительности жизни организма и его способности адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям внешней и внутренней сред при одновременной активизации защитно-компенсаторно-приспособительных реакций и механизмов.

 

Понятие «болезнь»

Развитие общих представлений о болезни менялось на протяжении истории медицины. Гиппократ причиной болезни считал неправильное смешение четырёх основных жидкостей организма: крови, слизи, жёлчи жёлтой и чёрной (венозная кровь). Примерно в то же время на основе атомистического учения Демокрита возникло представление, что болезнь развивается вследствие изменения формы атомов и их неправильного расположения. В конце старой и начале новой эры и особенно в Средние века появились идеалистические взгляды на учение о болезни, согласно которым душа, или особый вид жизненной силы («архей»), определяет борьбу организма с изменениями, вызванными болезнью. Материалистические взгляды на болезнь в Средние века развивал Ибн Сина (возникновение болезни под влиянием невидимых существ, роль конституции организма). В 17—19 веках большой вклад в учение о болезни внесли Дж. Б. Морганьи (мысль о связи болезни с анатомическими изменениями в органах), М. Ф. К. Биша (описание патологоанатомической картины ряда болезней), Рудольф Вирхов (теория целлюлярной патологии), К. Бернар (болезнь — нарушение физиологического равновесия организма со средой) и др. С. П. Боткин, В. В. Пашутин, И. П. Павлов, А. А. Остроумов связывали болезнь с нарушением условий существования человека и развивали представление о болезни на основе идеи нервизма.

Несмотря на обилие работ по проблеме болезни, это понятие до сих пор не является точно детерминированным. Некоторые авторы отрицают качественные особенности болезни по сравнению со здоровьем. Так, А. А. Богомолец высказывал мысль, что болезнь не создаёт в организме ничего существенно нового. Другие включают в понятие болезнь лишь биологические закономерности. По П. Д. Горизонтову, болезнь представляет собой общую сложную реакцию, возникающую в результате нарушения взаимоотношений организма и среды. Болезнь сопровождается развитием патологических процессов, представляющих местные проявления общей реакции организма. В трудах Давыдовского отстаивается положение, согласно которому не существует принципиальных отличий между физиологией и патологией. Патологические процессы и болезнь, по его мнению, — это всего лишь особенности приспособительных процессов, сопряжённых с субъективным страданием. Согласно концепции Г. Селье об общем адаптационном синдроме, болезнь представляет собой напряжение («стресс»), возникающее в организме при воздействии на него чрезвычайного раздражителя.

Важным для болеющего человека является его собственное отношение к болезни. Это отношение может быть разным от «У меня тяжёлое заболевание — простуда, и я скорее всего умру» до «Я скоро поправлюсь, раковая опухоль — это не страшно». Такое отношение к болезни называется личностным смыслом объективного заболевания и может программировать человека как на выздоровление, так и на усугубление состояния. [1]

 

[править]Факторы болезни

Причины болезней разнообразны, но все они могут быть сведены в группы:

§ механические

§ физические

§ химические

§ биологические

§ психогенные (для человека) (см. Ятрогенные заболевания)

Любой из этих факторов вызывает состояние болезни, если он неадекватен (то есть чрезвычаен, непривычен) для организма. Неадекватность может быть количественной (количество раздражителя является чрезмерным для организма), качественной (на организм воздействует фактор, по отношению к качеству которого в организме не выработано защитно-приспособительных механизмов), временной (количественно и качественно адекватный раздражитель воздействует длительно или в такие промежутки времени и в таком ритме, которые непривычны для организма) и зависящей от индивидуальных свойств данного организма (то есть определяемой индивидуальной реактивностью данного организма в виде повышенной чувствительности). Существующее в условиях капитализма социальное неравенство и национальный гнёт служат причиной ряда заболеваний и даже вымирания целых народностей, например австралийцев, бушменов, индейцев и др. (см. Социальная гигиена).

В современном представлении болезнь характеризуется следующими основными чертами:

1. В развитии болезни ведущую роль играет внешняя среда, а для человека — прежде всего социальная (см. Социальные болезни). Изменения внутренних свойств организма, вызванные факторами среды и стойко закреплённые (в том числе и наследственными механизмами), в дальнейшем сами могут играть ведущую роль в возникновении болезни (см. Генетика медицинская).

2. Большое значение в развитии болезни, кроме этиологического фактора (то есть причины болезни) и внешних условий, имеют защитно-приспособительные механизмы организма. Развитие болезни в значительной степени зависит от совершенства этих механизмов, объёма и скорости их включения в патологический процесс. У человека на развитие и течение болезни большое влияние оказывает психогенный фактор.

3. Болезнь — страдание целостного организма. Не существует совершенно изолированных болезнью органов и тканей, то есть местных болезней. При всякой болезни в большей или меньшей степени вовлекается весь организм, что не исключает наличия основного поражения в том или ином органе или части организма.

Различают следующие периоды болезни:

1. Скрытый, или латентный (для инфекционных болезней — инкубационный), — период между началом воздействия болезнетворного агента и появлением первых симптомов болезни. Он может длиться от нескольких секунд (например, при отравлении сильными ядами) до десятков лет (например, при проказе).

2. Продромальный период — период появления первых признаков болезни, которые могут носить неопределённый неспецифический характер (повышение температуры, разбитость, общее недомогание) или в ряде случаев быть типичными для данного заболевания (например, пятна Филатова — Коплика при кори).

3. Период полного развития болезни, длительность которого колеблется от нескольких суток до десятков лет (туберкулёз, сифилис, проказа).

4. Период завершения болезни (выздоровление, реконвалесценция) может протекать быстро, критически (см. Кризис) или постепенно, литически (см. Лизис). В зависимости от длительности течения и быстроты нарастания и исчезновения проявлений болезни различают острые и хронические. Присоединение к основным проявлениям болезни дополнительных изменений, не связанных с непосредственной причиной болезни, но развивающихся в результате её течения, называется осложнением. Оно может возникать в разгаре болезни и по миновании основных её проявлений. Осложнения отягчают болезнь, а иногда становятся причиной неблагоприятного исхода. Исходом болезни могут быть: полное выздоровление, выздоровление с остаточными явлениями, стойкое изменение органов, иногда возникновение новых форм заболевания в виде отдалённых последствий и смерть. Смерть как завершение болезни может наступить внезапно, после краткой агонии или постепенно, через более или менее длительное агональное состояние.

 

 



2015-11-11 637 Обсуждений (0)
Основная характеристика феномена «воля» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основная характеристика феномена «воля»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (637)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)