Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Классификация тестов: виды и формы психодиагностических процедур



2015-11-11 482 Обсуждений (0)
Классификация тестов: виды и формы психодиагностических процедур 0.00 из 5.00 0 оценок




Мера предполагает обобщенное понимание некоторого качества, существующего на множестве наблюдаемых или оцениваемых объек­тов (тел, предметов, машин, приборов) или их свойств (объема, плот­ности, скорости движения или изменения яркости, цветности, гром­кости, удаленности и т. п.), при этом особенность качества меры такова, что она допускает сравнение различных объектов в указанном выше множестве в терминах «одинаковый —- разный», «такой же, больше, меньше», «отношения между сравниваемыми объектами такие же: больше, меньше» и т. д. Необходимо подчеркнуть, однако, что такое сравнение обязательно требует отчетливого выделения и определения меры, которая и задает возможность использовать при сравне­нии такие выражения, как «аналогичные», «сходные», «подобные» или «родственные» применительно к исследуемым объектам или их свойствам.

Эталон — это образцовая мера, воспроизводящая некую условно принятую единицу измерения с наивысшей для данного времени точ­ностью.

Особенности психологического измерения определяются специфи­кой объекта измерения — человека или групп людей. Предметом пси­хологического измерения являются: поведение и деятельность людей, индивидуальные, психологические и личностные (например, интел­лектуальные, эмоциональные, волевые особенности человека). В соот­ветствии с приведенной выше логикой определений психологическое измерение состоит в установлении некоторого устойчивого соответ­ствия между математическими и психологическими объектами с це­лью упорядочения последних.

Как мы отмечали ранее, в качестве важнейшего инструмента, при­меняемого для измерения психических явлений, до настоящего вре­мени используется психологический тест.

Теоретический анализ просмотренной литературы показывает, что в теоретико-методологических исследованиях тестов можно разде­лить несколько различных направлений. К сожалению, лишь весьма немногие из них затрагивают вопросы анализа самих тестов как осо­бых способов деятельности специалиста-психолога. Мы полагаем, что это направление представля­ет самостоятельный и особый интерес для теории прикладной психо­логии, а также для понимания и повышения эффективности деятель­ности практического психолога. При этом, по нашему мнению, первым шагом в этой работе должно стать построение хорошей классификации тестовых процедур. Проделанный нами анализ позволяет наметить не­которые правила такой классификации и произвести предварительную «сортировку» форм и видов различных психологических тестов.

Среди большого разнообразия психологических тестов выделяется несколько крупных групп. Их характеристики могут рассматривать­ся, в первом приближении, как основания будущей полной классифи­кации тестов. Среди них выделяются следующие.

1. «Типологическое» тестирование, т. е. установление принадлежно­сти испытуемого лица к тому или иному психологическому типу лич­ности, характера, темперамента или — к тому или иному типу нервной системы (мы знаем, что тип нервной системы играет определенную роль в осуществлении деятельности, ввиду того что «сильная нервная система» лучше разрешает одни задачи, а слабая другие...», но «к раз­решению одной и той же задачи слабая и сильная нервная система дол­жна идти разными путями»).

2. Тесты, направленные на выявление отдельных свойств психики или личности: интересов, склонностей и т. п. Эти тесты часто исполь­зуются с целью определения предпочитаемых видов и форм деятельно­сти человека, Например, чтобы помочь ему с выбором определенной профессии. Данное направление широко используется в профориентационной работе, для того чтобы очертить круг предположительных про­фессий. Мы считаем, и будем специально говорить об этом далее, что на практике такое тестирование должно использоваться как дополнение к другим формам тестирования и к другим методам работы с «оптантом».

3. Собственно тестовые испытания для выявления уровней разви­тия Частных характеристик психической реальности, поведения и от­ношений людей; для оценки определенных способностей, одаренно­сти, знаний и т. д.

Судя по литературе, в практике применения тестов принципиально можно выделить несколько различных оснований для их классификации.

Так, например, «по качеству» тесты делятся на стандартизованные и нестандартизованные. В отличие от нестандартизованных стандар­тизованные тесты должны быть метрологически обоснованы, более на­дежны и пригодны к дальнейшей математической обработке в так назы­ваемых «шкалах высокого уровня» (интервалов и отношений).

По «назначению» тесты подразделяются:

- на общедиагностические (вопросники Кэттелла, Айзенка, тесты Векслера и др.);

-на тесты профессиональной пригодности (общий Армейский классификационный тест и т. п.);

-на тесты специальных способностей (технические, музыкаль­ные и т. д.);

-на тесты достижений (тесты по конкретным дисциплинам, ква­лификационные и др.).

По «материалу оперирования» тесты делятся на:

-на бланковые тесты (типа «карандаш-бумага»);

-на предметные (сложение фигур из набора Векслера);

-на аппаратурные (устройства для изучения внимания, восприя­тия, памяти, мышления);

-на компьютерные и др.

Как уже отмечалось выше, в зависимости от количества одновремен­но обследуемых лиц тесты делятся на групповые ииндивидуальные.

Рассмотрим некоторые из оснований приведенной классификации, которые чаще всего обсуждаются в специальной литературе, с прагма­тической точки зрения.

1. «Стандартизированные — нестандартизированные». Стандартизи­рованные тесты, как отмечалось, обычно метрологически обоснованы, надежны. Однако их применение требует специальной организации практической работы. В силу этого значительно чаще, чем хотелось бы в повседневной практике, в том числе в научно-исследовательских целях, используются нестандартизированные тестовые методики. Хотя большинство из нас прекрасно понимает, что их инструментальная надежность невелика.

2. «Бланковые, предметные, аппаратурные». В эту группу входят та­кие широкоизвестные процедуры, как вопросники, опросные листы, «инвентарии» и др. (бланковые); кубики, тесты по сборке конструк­ций и узлов из деталей (предметные): устройства, специально со­зданные для изучения различных реакций и исследования психи­ческих процессов — памяти, внимания, мышления, творчества и т. д. (аппаратурные).

3. «Индивидуальные — групповые». К тестам индивидуального проведения относятся, например, набор субтестов Векслера. Прожективные методики ТАТ, Розенцвейга, Люшера и т. п.; групповые тесты включают бланковые тесты ряда познавательных способностей, во­просно-ответные процедуры, в том числе многие стандартизирован­ные вопросники личности.

4. «Устные и письменные». В большинстве индивидуальных тестов предусматриваются устные ответы, а в большинстве групповых — письменные.

5. Среди многообразия тестов иногда выделяют инструментальные комплексные и прожективные, вербальные — невербальные и т. д. Та­кое разнообразие видов тестов еще раз подчеркивает его широкое рас­пространение в качестве важнейшего инструмента работы практиче­ского психолога, применяемого для оценки и измерения психических явлений, и вместе с тем оставляет открытым вопрос о необходимости специального исследования природы и особенностей самого этого ме­тода. Диапазон проективных методик наиболее полно охватывается следующей классификацией.

Методики дополнения. Стимульный материал набор слов-стиму­лов. От респондента требуется назвать слова, которые «приходят на ум» в связи с услышанным словом (ассоциативный тест К. Г. Юнга). Набор неоконченных предложений или неоконченный рассказ, кото­рые требуют завершения («Неоконченные предложения»). Вопрос, на который необходимо дать определенное количество ответов («Кто я?»).

Методики интерпретации. Стимульный материал — набор картинок, фотографий. От респондента требуется составить рассказ (ТАТ, CAT) по предложенным картинкам, ответить на вопросы по предложенным ситуациям на картинках (тест фрустрации Розенцвейга, тест Жиля), отобрать приятные-неприятные картинки-фотографии (тест Сонди).

Методики структурирования. Малоструктурированный стимульный материал (толкование случайных форм Г. Роршаха).

Методики изучения экспрессии (анализ почерка, особенностей ре­чевого поведения).

Методики изучения продуктов творчества. Предметом интерпре­тации является рисунок, который создает респондент («Дом. Дерево. Человек», «Дерево», «Человек», «Два дома», «Рисунок семьи», «Пик­тограмма», «Автопортрет», «Картина мира», «Свободный рисунок», «Несуществующее животное»).

Конструктивные методики. Создание из оформленных деталей ос­мысленного целого.

Методики изучения импрессии. Предпочтение одних стимулов, как наиболее желательных, другим (тест Люшера).

 



2015-11-11 482 Обсуждений (0)
Классификация тестов: виды и формы психодиагностических процедур 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Классификация тестов: виды и формы психодиагностических процедур

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (482)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)