Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Происхождение, сущность и функции денег




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В глубокой древности возник обмен товаров и носил случайный характер, так как еще не существовало разделение труда. Продукты создавались для удовлетворения собственных потребностей. Лишь в исключительных случаях, когда появлялся некоторый излишек продуктов, повышающий потребности людей, продукты использовались для обмена. Случайным было и то, на какие продукты и в какой пропорции они обменивались.

Этой начальной ступени обмена была свойственна простая, или случайная, форма стоимости. Стоимость одного товара выражалась в каком - нибудь другом товаре. Например мера зерна обменивалась на топор. В этом случае зерно играет активную роль, оно выражает свою стоимость в другом товаре - топоре и находится в относительной форме стоимости. Другой товар - топор играет пассивную роль, он служит лишь для выражения стоимости зерна и находится в эквивалентной форме стоимости.

Первое крупное общественное разделение труда (отделение скотоводства от земледелия) привело к росту производительных сил, увеличению количества создаваемых материальных благ и расширению круга обмениваемых товаров. Обмен стал более регулярным. Для этой ступени характерна полная, или развернутая, форма стоимости: 1 мера зерна = 1 топору, или = 2 корзинам соли и т. д.



Здесь товар, находящийся в относительной форме стоимости, уже не случайно, а систематически обменивается на другие товары. Он выражает свою стоимость во всех других товарах, выступающих в функции эквивалента. Труд, его создавший, выражен как труд, равнозначный всякому другому человеческому труду, независимо от того, какой натуральной формой обладает последний. Стоимость зерна остается одинаковой независимо от того, выражается ли она в топоре, копье и т.д..

Дальнейшее развитие производства и расширение хозяйственных связей между людьми на основе развивающегося общественного разделения труда выявило ограниченные возможности такой формы обмена. Это привело к тому, что из мира товаров выделился один товар, на который можно было обменять все другие товары. Он и превратился во всеобщий эквивалент. Этой ступени свойственна всеобщая форма стоимости:

Стоимость всех товаров теперь получает единообразную форму выражения - в потребительной стоимости товара, который играет роль всеобщего эквивалента.

В роли всеобщего эквивалента выступали те товары, которые являлись наиболее распространенными продуктами обмена на той или иной хозяйственной территории. У одних народов это был скот, у других - меха, у третьих - слоновая кость, соль и т.д.

Но разнообразие эквивалентов препятствует дальнейшему расширению обмена, который уже вышел за пределы местного рынка. поэтому роль всеобщего эквивалента закрепляется за одним товаром, который и стал деньгами. Роль денег постепенно, по мере развития производства, прочно закрепилась за благородными металлами - золотом и серебром, а со второй половины XIX в. - только за золотом. С натуральной формой золота окончательно срастается эквивалентная форма стоимости. Денежная форма стоимости является законченным выражением развития формы стоимости. Она может быть представлена следующим образом:

Золото в качестве денег есть товар и как таковой имеет потребительную стоимость и стоимость. Деньги - результат стихийного развития товарного хозяйства и обмена и его противоречий.

Сущность денег состоит в том, что деньги являются всеобщим эквивалентом по отношению к другим товарам, т. е. служат воплощением стоимости всех других товаров. Деньги обладают свойством непосредственной обмениваемости на любой другой товар. С их возникновением только обмен товаров на золото удостоверяет, что они являются продуктами абстрактного общественного труда, имеют стоимость. Посредством денег реализуются экономические связи между товаропроизводителями.

Важнейшая функция денег есть функция меры стоимости. Суть ее состоит том, что все товары выражают и измеряют свою стоимость в золоте. Стоимость товара, выраженная в золоте, в деньгах, есть его цена. Но не деньги делают товары соизмеримыми. Именно потому, что товары есть стоимости, они соизмеримы и каждый из них может измерять свою стоимость одним специфическим товаром, превращая этот последний в меру стоимости, т. е. в деньги.

Для определения цены товара не требуется наличного, реального золота, т. е. функцию меры стоимости деньги выполняют идеально. Поскольку величина стоимости различных товаров выражается в разном количестве золота, возникает объективная необходимость в выборе единицы измерения количества золота. Такая единица называется масштабом цен. В масштабе цен государство фиксирует вес золота как денежной единицы.

Цена любого товара зависит как от его стоимости, так и от стоимости товара, являющегося всеобщим эквивалентом, т. е. от стоимости золота. С уменьшением стоимости золота цена данного товара при прочих равных условиях возрастает. Цена товара может изменяться и в зависимости от соотношения спроса на данный товар и его предложения.

Второй функцией является выполнение функции средств обращения товаров. С появлением денег изменяется характер движения товаров: непосредственный обмен товара на товар ( Т - Т) принимает форму товарного обращения ( Т - Д - Т ). По сути дела товар проходит две метаморфозы: Т - Д - продажа товара, его превращение из товарной формы в денежную, и Д - Т - купля товара, превращение его денежной формы в товарную. Поскольку акт продажи товара во времени и пространстве может не совпадать с актом купли его, уже в простом товарном хозяйстве обнаруживается абстрактная возможность экономических кризисов.

Деньги в качестве средства обращения постоянно удаляют из сферы обмена товары, доводя их до потребителя, а сами все время обращаются, переходя из рук в руки и связывая акты обмена в единый процесс обращения товаров. Первоначально функцию средства обращения товаров выполняли золотые слитки, впоследствии они приобрели форму монеты. Свою функцию средства обращения золотые монеты выполняют мимолетно, лишь как посредник обмена товаров.

Третья функция - деньги служат средством образования сокровищ или средств накопления. С возникновением и развитием товарного производства и обмена деньги становятся воплощением богатства отдельных людей. Деньги - всеобщий эквивалент, они дают возможность приобрести любой товар; в силу этого деньги начинают выполнять функцию образования сокровищ.

Четвертая функция - деньги являются средством платежа. С возникновением кредитных отношений - продажи товаров с отсрочкой их оплаты - деньги стали функционировать как средство платежа. В этой функции они обслуживают возврат денежных ссуд, оплату товаров, купленных в кредит, внесение арендной платы и др. Функция денег как средства платежа заключает в себе непосредственное противоречие. Многие производители покупают друг у друга товары в кредит. Однако нарушение платежей в одном звене вызывает цепную реакцию, нарушение всего механизма связей товаропроизводителей. Функция денег как средств платежа заключает возможность кризисов.

Появление мировых денег - является пятой функцией денег. Выход товарного обмена за пределы национальных рынков и расширение мировых экономических связей привели к появлению мировых денег. Роль мировых денег выполняет золото. Оно функционирует как всеобщее средство платежа, всеобщее покупательное средство и абсолютная общественная материализация богатства.

С развитием мировой торговли и кредитных отношений расчеты между странами осуществляются не в золоте непосредственно, а в валютах тех стран, которые на данном этапе играют ведущую роль в мировых экономических связях.

“Экономикс” по другому определяет функцию денег: 2-ю и 4-ю ( средства обращения и средства платежа) объединяет в одну и вместе с остальными составляет внутренние функции, а функцию мировых денег представляет отдельно как валютный курс.

Функции и виды цен.

В любой экономической системе цена является регулятором отношений экономических субъектов, и она выполняет ряд функций, таких как:

1. Измерительная функция - измеряются относительные ценности ресурсов и товаров, результаты коммерческой деятельности фирмы.

2. Регулирующая функция – проявляется в движении, распределении ресурсов и товаров и услуг между экономическими субъектами.

3. Стимулирующая функция – проявляется в увеличении объема производства и увеличении объема потребления. При увеличении объема потребления цена растет, а при уменьшении объема потреблении цена падает.

4. Ориентирующая функция – выражается в том, что отражает изменения спроса на те или иные товары в связи с изменением потребности и сигнализирует об этом производителям, чтобы они оперативно изменяли объем и структуру производства.

Существует множество видов цен. Это обусловлено особенностями отношений продавца и покупателя. Для стоимостной оценки результатов сделок и затрат используют различные виды цен.

I. По характеру обслуживания оборота цены:

- оптовые цены - считается цена, по которой предприятия реализуют произведенную продукцию другим предприятиям, сбытовым организациям и обычно реализуется оптом или крупными партиями

- Розничные цены – это цены продажи индивидуальному или мелкооптовому потребителю и населению включая НДС.

II. В зависимости от государственного воздействия и регулирования и степени конкуренции на рынке:

- Свободные цены – это цены, устанавливаемые производителями продукции и услуг на основе спроса и предложения на данном рынке.

- Регулируемые цены – это цены, устанавливаемые соответственными органами управления РФ или органами местного самоуправления.

Ш. По способу установления фиксации:

- Твердые цены – это постоянные цены, которые устанавливаются в момент подписания договора и не меняются в течение всего срока поставки продукции по данному договору, соглашению или контракту.

- Подвижная цена – это цена, которая фиксирована в момент заключения договора, но может быть пересмотрена в силу изменения рыночной цены на этот товар или услугу.

- Скользящая цена – цена, исчисляемая в момент исполнения договора путем пересмотра первоначальной договорной цены с учетом изменения в издержках производства за период времени, необходимый для изготовления этой продукции.

IV. Цены различаются по способу получения информации.

- Публикуемые цены – это цены, которые сообщаются из специальных источников информации.

- Расчетные цены применяются в договорах или контрактах на нестандартное оборудование, которое производится по индивидуальным заказам.

V. В зависимости от вида рынка:

- Цены товарных аукционов – это цена публичной продажи по максимально предложенному уровню на предварительно осмотренную покупателем партию товаров.

- Биржевые котировки – это цена реальных контрактов, которые заключаются на реализацию соответствующих товаров на этих биржах.

- Цена торгов – это цены особой формы специализированной торговли, которая основана на выдачу заказов на поставку товаров или получение подрядов по заранее объявленным в специальном документе (тендере) условиям.

VI.В зависимости от временного фактора:

- Постоянные цены – цена, срок действия, которой заранее не определен.

- Сезонная цена – срок действия, которой определен каким-то определенным временем.

- Ступенчатая цена – ряд последовательно снижающих цен на продукции в заранее обусловленные моменты времени.

VII. Внутрифирменные цены.

- трансфертные цены – это цены, применяемые внутри фирмы при реализации продукции между подразделениями данного предприятия

VIII.По условиям поставки и продажи:

- Цена нетто – цена на месте купли-продажи.

- Цена брутто - определяется с учетом условий купли-продажи, но учитывается наличие и уровень скидок вид-франко и условий страховки.

 




Читайте также:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (456)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7