Министерство образования и науки РФ
ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет»
Кафедра общей социологии
Коростелева О.Т.
Учебно-методический комплекс по дисциплине
АНТРОПОЛОГИЯ
для направления 040200.62-социология;
для специальности 040201.65 – социология (ДО и ЗО);
для направления 040300.62 – конфликтология;
для направления 040100.62 – социальная работа;
для специальности 040100.65 – социальная работа (ДО и ЗО);
для специальности 040104.65 – организация работы с молодежью (ДО и ЗО);
Рассмотрено и утверждено
На заседании кафедры от «15» 05. 2012 г.
Барнаул
Введение
Учебный курс «Антропология» во многом является авторским курсом, адаптированным для чтения студентам-социологам в I семестре дневного обучения. Будучи одним из первых по срокам преподавания в вузе гуманитарным предметом, антропология призвана сыграть важную роль в формировании у студентов базовых знаний о человеке и человеческом обществе, а также устойчивого интереса к центральным проблемам гуманитарной теории и методологии: к проблемам целостности и гармонизации человеческого бытия, диалога, понимания, значения и смысла. Обращение к данным проблемам вносит существенный вклад в реализацию принципа культуроцентричности образования, так как ориентирует студентов на рассмотрение любого аспекта человеческого бытия и любого элемента социальной жизни в герменевтическом, смысловом пространстве культуры, в мире культурных ценностей, значений и смыслов.
Структура курса складывается из трех тематических блоков:
1. Предметно-методологическая специфика социальной антропологии;
2. Проблема социоантропогенеза;
3. Человек и грани его экзистенции в смысловом пространстве бытия.
При чтении курса и проведении семинарских занятий реализуется принцип сочетания серьезного изучения оригинальных работ, принадлежащих классикам социальной антропологии (К. Леви-Стросу, Л. Леви-Брюлю, Дж. Фрэзеру, В. Тэрнеру, Е.М. Мелетинскому, Э. Фромму, Й. Хейзинге, М. Элиаде и др.), с максимально свободным и заинтересованным обсуждением актуальных проблем самореализации и бытия человека в мире. Привлечение достаточно широкого этнографического материала не является самоцелью, а ориентировано в первую очередь на понимание родовой общности людей, принадлежащих к различным типам культур, а следовательно – на преодоление позиции этноцентризма и различных форм национальной нетерпимости. При этом, на наш взгляд, преподавание курса позволяет оптимальным образом учесть диалектику глобального, национального и регионального при изучении человека и общества. Ведь делая объектом своего изучения человека в контексте родной для него культуры (и неизбежно акцентируя момент ее уникальности, неповторимости, исключительности), социальная антропология демонстрирует наличие инвариантных, константных, архетипических форм бытия в мире, которые могут реализоваться и реализуются лишь при условии этнической и региональной уникальности.
Организационно-методический раздел
Курс предназначен для чтения студентам ФС (специальность – «социология», «социальная работа», «реклама», информатика в социокультурной сфере», «организация работы с молодежью») в I семестре.
Цель курса – ознакомление студентов с основными разделами и и проблемами антропологии, что является важнейшей составляющей профессиональной социологической и общегуманитарной подготовки.
Задачи курса:
1. Сформировать у студентов целостное представление о человеке и гранях его экзистенции.
2. Рассмотреть архетипические проявления человеческого бытия в контексте родной для человека культуры.
3. Показать формы и механизмы социального опосредования бытия человека в мире.
Формой проверки усвоения знаний студентами является зачет.
Для отметки «зачтено» студент должен иметь представление о целостности человеческого бытия и гранях человеческой экзистенции.
Отметка «незачтено» ставится в случае, если студент не имеет представления о целостности человеческого бытия и гранях человеческой экзистенции.
Тематический учебный план курса для студентов
по направлению 040100.62 – социальная работа;
по специальности 040100.65 – социальная работа (ДО)
№
| Наименование тем и разделов
| Аудиторных занятий (час) в том числе
| Самостоятельная работа
|
лекции
| семинары
|
| Раздел 1. Антропология ее основные разделы и проблематика
|
|
|
|
1.
| Антропология как комплексное учение о человеке
|
|
|
|
2.
| Проблема социоантропогенеза в антропологии
|
|
|
|
| Раздел 2. Основные грани человеческой экзистенции
|
|
|
|
3.
| Человек и грани его экзистенции в смысловом пространстве бытия
|
|
|
|
4.
| Homo faber: самореализация и отчуждение в труде
|
|
|
|
5.
| Homo sapiens в мире культурных значений и смыслов
|
|
|
|
6.
| Человек играющий в смысловом пространстве
|
|
|
|
7.
| Человек любящий: тема любви в антропологии
|
|
|
|
8.
| Природа и проявления человеческой агрессивности
|
|
|
|
9.
| Человек перед лицом смерти
|
|
|
|
| Раздел 3. Архетипы человеческого бытия и их трансформации
|
|
|
|
10.
| Проблема смысла жизни в антропологии: варианты постановки и решения
|
|
|
|
11.
| Проблема счастья и свободы в антропологии
|
|
|
|
12.
| Человек в современном мире
|
|
|
|
| Всего: 81 час
|
|
|
|
Тематический учебный план курса для студентов
по специальности 040100.65 – социальная работа (ЗО)
№
| Наименование тем и разделов
| Аудиторных занятий (час) в том числе
| Самостоятельная работа
|
лекции
| семинары
|
| Раздел 1. Антропология ее основные разделы и проблематика
|
|
|
|
1.
| Антропология как комплексное учение о человеке
|
|
|
|
2.
| Проблема социоантропогенеза в антропологии
|
|
|
|
| Раздел 2. Основные грани человеческой экзистенции
|
|
|
|
3.
| Человек и грани его экзистенции в смысловом пространстве бытия
|
|
|
|
4.
| Homo faber: самореализация и отчуждение в труде
|
|
|
|
5.
| Homo sapiens в мире культурных значений и смыслов
|
|
|
|
6.
| Человек играющий в смысловом пространстве бытия
|
|
|
|
7.
| Любовь и агрессия как модусы бытия человека в мире
|
|
|
|
8.
| Человек перед лицом смерти
|
|
|
|
| Раздел 3. Архетипы человеческого бытия и их трансформации
|
|
|
|
9.
| Проблема смысла жизни в антропологии: варианты постановки и решения
|
|
|
|
10.
| Человек в современном мире
|
|
|
|
| Всего: 108 часов
|
|
|
|
Тематический учебный план курса для студентов
по направлению 040200.62 – социология (ДО)
№
| Наименование тем и разделов
| Аудиторных занятий (час) в том числе
| Самостоятельная работа
|
лекции
| семинары
|
| Раздел 1. Антропология ее основные разделы и проблематика
|
|
|
|
| Антропология как комплексное учение о человеке
|
|
|
|
| Проблема социоантропогенеза в антропологии
|
|
|
|
| Раздел 2. Основные грани человеческой экзистенции
|
|
|
|
| Человек и грани его экзистенции в смысловом пространстве бытия
|
|
|
|
| Homo faber: самореализация и отчуждение в труде
|
|
|
|
| Homo sapiens в мире культурных значений и смыслов
|
|
|
|
| Человек играющий в смысловом пространстве
|
|
|
|
| Человек любящий: тема любви в антропологии
|
|
|
|
| Природа и проявления человеческой агрессивности
|
|
|
|
| Человек перед лицом смерти
|
|
|
|
| Раздел 3. Архетипы человеческого бытия и их трансформации
|
|
|
|
| Проблема смысла жизни в антропологии: варианты постановки и решения
|
|
|
|
| Человек в современном мире
|
|
|
|
| Всего: 100 часов
|
|
|
|
Тематический учебный план курса для студентов
по специальности 040201.65 – социология (ДО)
№
| Наименование тем и разделов
| Аудиторных занятий (час) в том числе
| Самостоятельная работа
|
лекции
| семинары
|
| Раздел 1. Антропология ее основные разделы и проблематика
|
|
|
|
| Антропология как комплексное учение о человеке
|
| -
|
|
| Проблема социоантропогенеза в антропологии
|
|
|
|
| Раздел 2. Основные грани человеческой экзистенции
|
|
|
|
| Человек и грани его экзистенции в смысловом пространстве бытия
|
| -
|
|
| Homo faber: самореализация и отчуждение в труде
|
|
|
|
| Homo sapiens в мире культурных значений и смыслов
|
|
|
|
| Человек играющий в смысловом пространстве
|
|
|
|
| Человек любящий: тема любви в антропологии
|
|
|
|
| Природа и проявления человеческой агрессивности
|
|
|
|
| Человек перед лицом смерти
|
|
|
|
| Раздел 3. Архетипы человеческого бытия и их трансформации
|
|
|
|
| Проблема смысла жизни в антропологии: варианты постановки и решения
|
| -
|
|
| Человек в современном мире
|
| -
|
|
| Всего: 133 часа
|
|
|
|
Тематический учебный план курса для студентов
по специальности 040201.65 – социология (ЗО)
№
| Наименование тем и разделов
| Аудиторных занятий (час) в том числе
| Самостоятельная работа
|
лекции
| семинары
|
| Раздел 1. Антропология ее основные разделы и проблематика
|
|
|
|
| Антропология как комплексное учение о человеке
|
|
|
|
| Проблема социоантропогенеза в антропологии
|
|
|
|
| Раздел 2. Основные грани человеческой экзистенции
|
|
|
|
| Человек и грани его экзистенции в смысловом пространстве бытия
|
|
|
|
| Homo faber: самореализация и отчуждение в труде
|
|
|
|
| Homo sapiens в мире культурных значений и смыслов
|
|
|
|
| Человек играющий в смысловом пространстве бытия
|
|
|
|
| Любовь и агрессия как модусы бытия человека в мире
|
|
|
|
| Человек перед лицом смерти
|
|
|
|
| Раздел 3. Архетипы человеческого бытия и их трансформации
|
|
|
|
| Проблема смысла жизни в антропологии: варианты постановки и решения
|
|
|
|
| Человек в современном мире
|
|
|
|
| Всего: 116 часов
|
|
|
|
Тематический учебный план курса для студентов
по специальности 040104.65 – организация работы с молодежью (ДО)
№
| Наименование тем и разделов
| Аудиторных занятий (час) в том числе
| Самостоятельная работа
|
лекции
| семинары
|
| Раздел 1. Антропология ее основные разделы и проблематика
|
|
|
|
| Антропология как комплексное учение о человеке
|
|
|
|
| Проблема социоантропогенеза в антропологии
|
|
|
|
| Раздел 2. Основные грани человеческой экзистенции
|
|
|
|
| Человек и грани его экзистенции в смысловом пространстве бытия
|
|
|
|
| Homo faber: самореализация и отчуждение в труде
|
|
|
|
| Homo sapiens в мире культурных значений и смыслов
|
|
|
|
| Человек играющий в смысловом пространстве
|
|
|
|
| Человек любящий: тема любви в антропологии
|
|
|
|
| Природа и проявления человеческой агрессивности
|
|
|
|
| Человек перед лицом смерти
|
|
|
|
| Раздел 3. Архетипы человеческого бытия и их трансформации
|
|
|
|
| Проблема смысла жизни в антропологии: варианты постановки и решения
|
|
|
|
| Человек в современном мире
|
|
|
|
| Всего: 100 часов
|
|
|
|
Тематический учебный план курса для студентов
по специальности 040104.65 – организация работы с молодежью (ЗО)
№
| Наименование тем и разделов
| Аудиторных занятий (час) в том числе
| Самостоятельная работа
|
лекции
| семинары
|
| Раздел 1. Антропология ее основные разделы и проблематика
|
|
|
|
| Антропология как комплексное учение о человеке
|
|
|
|
| Проблема социоантропогенеза в антропологии
|
|
|
|
| Раздел 2. Основные грани человеческой экзистенции
|
|
|
|
| Человек и грани его экзистенции в смысловом пространстве бытия
|
|
|
|
| Homo faber: самореализация и отчуждение в труде
|
|
|
|
| Homo sapiens в мире культурных значений и смыслов
|
|
|
|
| Человек играющий в смысловом пространстве бытия
|
|
|
|
| Любовь и агрессия как модусы бытия человека в мире
|
|
|
|
| Человек перед лицом смерти
|
|
|
|
| Раздел 3. Архетипы человеческого бытия и их трансформации
|
|
|
|
| Проблема смысла жизни в антропологии: варианты постановки и решения
|
|
|
|
| Человек в современном мире
|
|
|
|
| Всего: 96 часов
|
|
|
|
Тематический учебный план курса для студентов
по направлению 040300.62 – конфликтология (ДО)
№
| Наименование тем и разделов
| Аудиторных занятий (час) в том числе
| Самостоятельная работа
|
лекции
| семинары
|
| Раздел 1. Антропология ее основные разделы и проблематика
|
|
|
|
| Антропология как комплексное учение о человеке
|
| -
|
|
| Проблема социоантропогенеза в антропологии
|
|
|
|
| Раздел 2. Основные грани человеческой экзистенции
|
|
|
|
| Человек и грани его экзистенции в смысловом пространстве бытия
|
| -
|
|
| Homo faber: самореализация и отчуждение в труде
|
|
|
|
| Homo sapiens в мире культурных значений и смыслов
|
|
|
|
| Человек играющий в смысловом пространстве
|
|
|
|
| Человек любящий: тема любви в антропологии
|
|
|
|
| Природа и проявления человеческой агрессивности
|
|
|
|
| Раздел 3. Архетипы человеческого бытия и их трансформации
|
|
|
|
| Человек перед лицом смерти
|
|
|
|
| Проблема смысла жизни в антропологии: варианты постановки и решения
|
| -
|
|
| Человек в современном мире
|
| -
|
|
| Всего: 53 часа
|
|
|
|
Содержание курса