Тема 9. Человек перед лицом смерти
Проблема отношения человека к смерти: основные варианты ее постановки и решения. Формирование мифологических и религиозных представлений человека о смерти и бессмертии. Архетипические бинарные оппозиции «мир живых» и «мир мертвых»; «время и вечность»; «конечное и бесконечное». Герменевтика погребального обряда в культуре различных народов. Витальная значимость диалога с «миром мертвых» и гармонизация общества на традиционной основе. Современные философские, научные и паранаучные концепции смерти. Обращенность к небытию как предпосылка решения проблемы смысла жизни. Тема 10. Проблема смысла жизни в антропологии: варианты постановки и решения. Проблема понимания, значения и смысла как центральная проблема гуманитарного знания. Основные подходы к проблеме смысла жизни: структурно-функциональный, целевой и ценностный. Трудности, возникающие при данных переходах к смыслу жизни, и пути их разрешения. Жизнь как центральная ценность человеческого бытия. Тема 11. Проблема счастья и свободы в антропологии.Проблема счастья и ее роль в жизни человека. Различные трактовки счастья в истории культуры. Символы счастья и несчастья в культуре различных народов. Степени свободы как показатель полноты человеческого бытия. Различные трактовки свободы по Н.А. Бердяеву. Проблема соотношения свободы и необходимости, свободы и ответственности в жизни человека. Тема 12. Человек в современном мире. Проблема постоянства человеческой природы. Архетипы бытия человека в мире и их социокультурные трансформации. Антропологические дилеммы современности: кризис национальной и личностной самоидентификации; потери и обретения себя человеком XX–XXI вв. Учебный план курса
Тема 1. Антропология как комплексное учение о человеке. Лекция: 1. Человек как универсальное существо и предмет междисциплинарного исследования. 2. Разделы антропологии, связь между ними. 3. Проблемное поле современной антропологии. Семинар 1. Человек как универсальное существо и предмет междисциплинарного исследования. 2. Разделы антропологии, связь между ними. 3. Проблемное поле современной антропологии. Тема 2. Проблема социоантропогенеза в антропологии. Лекция 1: 1. Основные модели антропогенеза, их связь друг с другом. 2. Современные представления об основных этапах и механизмах эволюции вида Homo sapiens. 3. Дискуссионные проблемы эволюционизма в антропологии. Лекция 2: 1. Особенности и проблемы креационизма в антропологии. 2. Космологическая гипотеза происхождения человека, ее основные варианты. 3. Проблема социогенеза: биологические предпосылки и факторы. Семинар 1: 1. Основные модели антропогенеза, их связь друг с другом. 2. Современные представления об основных этапах и механизмах эволюции вида Homo sapiens. 3. Дискуссионные проблемы эволюционизма в антропологии. Семинар 2: Проводится в форме конференции-дискуссии в ходе которой студенты представляют наиболее заинтересовавшие их варианты теологической и космологической моделей антропогенеза. Обсуждение этих вариантов проводится с точки зрения того, почему они востребованы современным человеком, как они помогают гармонизировать человеческое бытие. Тема 3. Человек и грани его экзистенции в смысловом пространстве бытия. Лекция: 1. Человек как целостное существо, основные грани его экзистенции. 2. Основные миры смыслового пространства человеческой жизни. 3. Архетипические бинарные оппозиции, формирующиеся в процессе освоения человеком мира. Семинар: 1.Человек как целостное существо, основные грани его экзистенции. 2.Основные миры смыслового пространства человеческой жизни. 3.Архетипические бинарные оппозиции, формирующиеся в процессе освоения человеком мира. Тема 4. Homo faber: самореализация и отчуждение в труде. Лекция: 1. Труд как материальная основа производства и воспроизводства человеческой жизни. 2. Homo faber: механизмы самореализации и отчуждения человека в труде. 3. Культурно-хозяйственные типы человеческой деятельности. Семинар: 1. Мир повседневности и формирование архетипических бинарных оппозиций. 2. Homo faber: механизмы самореализации и отчуждения человека в труде. 3. Культурно-хозяйственные типы человеческой деятельности. Тема 5. Homo sapiens в мире культурных значений и смыслов. Лекция: 1. Разумность как специфически человеческая черта. 2. Проблема соотношения понятий «рассудок» и «разум», «дух» и «душа». 3. Критерии оценки человеческого интеллекта и духовности. Семинар: 1.Разумность как специфически человеческая черта. 2.Проблема соотношения понятий «рассудок» и «разум», «дух» и «душа». 3. Критерии оценки человеческого интеллекта и духовности Тема 6. Человек играющий в смысловом пространстве бытия. Лекция: 1. Различные трактовки игры в современном социогуманитарном знании. 2. Место и роль игры в реализации человеческой свободы и смыслотворчества. 3. Игровой элемент в контексте современной культуры. Семинар: 1. Различные трактовки игры в современном социогуманитарном знании. 2. Место и роль игры в реализации человеческой свободы и смыслотворчества. 3. Игровой элемент в контексте современной культуры. Тема 7. Человек любящий: тема любви в антропологии. Лекция: 1. Любовь как модус бытия человека в мире. 2. Формы проявления и типы любви. 3. Проблема распада любви. Патология любви. Семинар: 1. Сущность и смысл любви. 2. Формы проявления и типы любви. 3. Проблема распада любви. Патология любви. Тема 8. Природа и проявления человеческой агрессивности Лекция: 1. Агрессивность как одна из граней человеческой экзистенции. 2. Виды агрессивности. 3. Проблема контроля и «снятия» агрессии в истории развития человечества. Семинар: 1. Агрессия как модус бытия человека в мире: предпосылки и архетипические проявления агрессивности. 2. Символы зла в контексте человеческой культуры. 3. Проблема преодоления человеческой агрессии. Тема 9. Человек перед лицом смерти. Лекция: 1. Проблема смерти как одна из центральных проблем человеческой экзистенции: архетипические варианты ее постановки и решения. 2. Мифологические и религиозные представления о смерти и бессмертии. 3. Архетипическая бинарная оппозиция «мир живых и мир мертвых». Семинар: 1. Проблема смерти как одна из центральных проблем человеческой экзистенции: архетипические варианты ее постановки и решения. 2. Мифологические и религиозные представления о смерти и бессмертии. 3. Герменевтика погребального обряда в культуре различных народов. Тема 10. Проблема смысла жизни в антропологии: варианты постановки и решения Лекция 1. 1. Проблема понимания, значения и смысла в методологии гуманитарного знания. 2. Системно-функциональный подход к проблеме смысла жизни: возможности и ограничения. 3. Пути выхода человека из статусно-ролевого смысложизненного «тупика». Лекция 2. 1. Целевой подход к смыслу жизни: соотношение целей и средств их достижения. 2. Ценностный подход к смыслу жизни: проблема утраты и поиска идеалов. 3. Жизнь как высшая ценность и ориентир ценностного смыслотворчества. Семинар 1: 1.Проблема понимания, значения и смысла в методологии гуманитарного знания. 2.Системно-функциональный подход к проблеме смысла жизни: возможности и ограничения. 3.Пути выхода человека из статусно-ролевого смысложизненного «тупика». Семинар 2: В начале семинарского занятия проводится анкетирование студентов, которым предлагается самостоятельно сформулировать определение понятия «смысл жизни человека» 1.Целевой подход к смыслу жизни: соотношение целей и средств их достижения. 2.Ценностный подход к смыслу жизни: проблема утраты и поиска идеалов. 3.Жизнь как высшая ценность и ориентир ценностного смыслотворчества.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (820)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |