ПОТРЕБНОСТЬ В ДОСТИЖЕНИИ
Согласно мнению Дэвида МакКлелланда {David MacClelland), потребность в достижении является изначальным мотивационным фактором. Он полагает, что другие важные потребности — это потребность во власти и в принадлежности какой-либо группе. Ориентированные на достижение люди, как он утверждает, (а) предпочитают задачи, где ответственность лежит только на них; (б) избегают риска и (в) постоянно контролируют и пересматривают свои действия. «Стремящиеся к достижению», как называет их МакКлелланд, исключительно много работают и постоянно стараются повысить эффективность своей деятельности. «Стремящиеся к власти», напротив, мотивированы возможностью и перспективой руководить подчиненными. Стремящиеся к социальным контактам (дружеским) желают иметь приятные отношения с коллегами и помогать другим людям. Чтобы охарактеризовать потребности человека в дружественных отношениях МакКлелланд использовал термин nAff. Люди с высоким показателем nAff проявляют сильное желание снискать одобрение среди равных себе и впоследствии выказывают тенденцию к проявлению конформизма при работе в группе. Утверждается, хотя и спорно, что люди с высокой потребностью к достижению часто проявляют себя как хорошие предприниматели, ведущие свой собственный бизнес, или как менеджеры независимых самостоятельных подразделений в пределах крупной компании. Однако следует обратить внимание, что стремящиеся к удовлетворению потребностей не обязательно являются эффективными менеджерами. Они в первую очередь озабочены своим персональ- 4. Мотивация в процессе работы97 ным продвижением, но могут оказаться неспособными вдохновлять и стимулировать других к продвижению (а это существенно важное качество любого управляющего). Может случиться и так, что лучшими управленцами станут те, кто имеет высокую потребность в членстве и дружеских взаимоотношениях. Конфликт потребностей Человек может пожелать удовлетворить одновременно две потребности, но затем убедится, что они взаимоисключающи; если удовлетворена одна потребность, то другую удовлетворить никак не удастся. Например, если он желает сохранить свою работу, ему приходится выполнять свои служебные обязанности, хотя метод их выполнения работнику глубоко противен, или шеф ожидает от него частых задержек на работе сверх положенного рабочего времени, а это может негативно сказываться на семейной жизни сотрудника. Подобная ситуация, в которой индивидуум испытывает давление с двух сторон одновременно, называется конфликтом потребностей. И пока этот конфликт не разрешится, он может проявляться в поведении человека раздражительностью и беспокойством, а иногда, возможно, физическими недомоганиями, например головной болью или жалобами на желудочные боли. В трудовой среде руководство должно стремиться избегать ситуаций, которые могут привести их работников к подобному конфликту потребностей, например, работника не следует продвигать до тех пор, пока руководство не убедилось в желательности для него этого карьерного продвижения. Если сотрудника предполагается назначить главой филиала в той части страны, которая ему не нравится, он будет разрываться между желанием карьерного продвижения и желанием остаться на прежнем месте жительства (где ему нравится). Возникающий при этом конфликт трудно уладить, а его последствия могут быть весьма нежелательными как для компании, так и для самого работника. Достижение целей Предположения относительно человеческого поведения, приведенные в п. 2 данной главы, могут быть изображены в графической форме (рис. 4.1). Левый столбец в обобщенном виде отражает гипотезу «потребность — путь — цель». В двух других столбцах показаны пути фактического удовлетворения потребностей. Основы управления человеческими ресурсами
Рис. 4.1 Потребности и пути их удовлетворения Следует обратить особое внимание на восприятие. Хотя многие люди зачастую мотивированы аналогичными потребностями, их восприятие удовлетворяющих потребности целей различны. Например, убежденный трезвенник не воспринимает пивную как средство утоления жажды, а те, кто ищет работу, не претендуют на одни и те же вакансии. Удовлетворение потребностей, как правило, носит комплексный характер. Так, новое место работы, если оно тщательно выбрано, может удовлетворить весь предложенный Маслоу спектр иерархии потребностей. Разочарование Попытка достижения поставленной цели не всегда может быть удачной; человека может постигнуть разочарование (крах). Позитивной реакцией на разочарование может быть еще одна попытка решить проблему, вероятно, путем поиска пути, обходящего пре 4. Мотивация в процессе работы
пятствие, которое помешало человеку с первой попытки достичь цели, а возможно, путем выбора альтернативной цели, которая может удовлетворить потребность, хотя, возможно, и не в такой степени. Восприятие и достижение альтернативной цели иногда называют разочарованием, поскольку индивидуум лишается возможности дополнительного удовлетворения, на которое он мог бы рассчитывать, если бы первоначальная цель была бы достигнута. Разочарование может также дать различные формы негативной реакции, опровергающей общее правило, гласящее, что всякое поведение человека имеет смысл и направлено на достижение цели. Негативная реакция может проявляться по целому ряду причин. (а) Цель, на достижение которой были направлены усилия, является исключительной с той точки зрения, что не имеет приемлемой альтернативы, например, в округе на много миль нет другой пивной, а та, которая рядом, только что закрылась. (б) Цель связана с огромным эмоциональным содержанием, например, претендент заявил всем, что уверен в получении хорошего места, а затем узнал, что его кандидатуру отклонили. (в) Человек по своей природе склонен к негативной реакции. Негативная реакция может иметь несколько форм; наиболее часто встречающимися являются четыре. (а) Агрессия — физическая, или вербальная, атака на предмет или человека, например брань в адрес хозяина пивной. (б) Регрессия — возвращение к поведению, характерному для ребенка, например слезы или надутый, обиженный вид. (в) Смирение — полное примирение с неудачей, апатия, уход, самоустранение; например, разочарованный отказом в продвижении сотрудник может начать опаздывать на работу, рано уходить и уклоняться от принятия каких-либо решений. (г) Фиксация (закрепление) — настойчивое продолжение бесполезного, бессмысленного поведения, например, попытка стучать в дверь давно закрытой пивной, хотя совершенно ясно, что она уже не откроется.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (615)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |