Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ПОТРЕБНОСТЬ В ДОСТИЖЕНИИ



2015-11-11 615 Обсуждений (0)
ПОТРЕБНОСТЬ В ДОСТИЖЕНИИ 0.00 из 5.00 0 оценок




Согласно мнению Дэвида МакКлелланда {David MacClelland), по­требность в достижении является изначальным мотивационным фактором. Он полагает, что другие важные потребности — это по­требность во власти и в принадлежности какой-либо группе. Ори­ентированные на достижение люди, как он утверждает, (а) предпо­читают задачи, где ответственность лежит только на них; (б) избе­гают риска и (в) постоянно контролируют и пересматривают свои действия. «Стремящиеся к достижению», как называет их МакКлелланд, исключительно много работают и постоянно стараются повысить эффективность своей деятельности. «Стремящиеся к вла­сти», напротив, мотивированы возможностью и перспективой руко­водить подчиненными. Стремящиеся к социальным контактам (дружеским) желают иметь приятные отношения с коллегами и по­могать другим людям. Чтобы охарактеризовать потребности челове­ка в дружественных отношениях МакКлелланд использовал термин nAff. Люди с высоким показателем nAff проявляют сильное желание снискать одобрение среди равных себе и впоследствии выказывают тенденцию к проявлению конформизма при работе в группе.

Утверждается, хотя и спорно, что люди с высокой потребностью к достижению часто проявляют себя как хорошие предпринимате­ли, ведущие свой собственный бизнес, или как менеджеры незави­симых самостоятельных подразделений в пределах крупной компа­нии. Однако следует обратить внимание, что стремящиеся к удов­летворению потребностей не обязательно являются эффективными менеджерами. Они в первую очередь озабочены своим персональ-


4. Мотивация в процессе работы97

ным продвижением, но могут оказаться неспособными вдохновлять и стимулировать других к продвижению (а это существенно важное качество любого управляющего). Может случиться и так, что луч­шими управленцами станут те, кто имеет высокую потребность в членстве и дружеских взаимоотношениях.

Конфликт потребностей

Человек может пожелать удовлетворить одновременно две потреб­ности, но затем убедится, что они взаимоисключающи; если удов­летворена одна потребность, то другую удовлетворить никак не уда­стся. Например, если он желает сохранить свою работу, ему прихо­дится выполнять свои служебные обязанности, хотя метод их вы­полнения работнику глубоко противен, или шеф ожидает от него частых задержек на работе сверх положенного рабочего времени, а это может негативно сказываться на семейной жизни сотрудника. Подобная ситуация, в которой индивидуум испытывает давление с двух сторон одновременно, называется конфликтом потребностей. И пока этот конфликт не разрешится, он может проявляться в по­ведении человека раздражительностью и беспокойством, а иногда, возможно, физическими недомоганиями, например головной болью или жалобами на желудочные боли.

В трудовой среде руководство должно стремиться избегать си­туаций, которые могут привести их работников к подобному кон­фликту потребностей, например, работника не следует продвигать до тех пор, пока руководство не убедилось в желательности для не­го этого карьерного продвижения. Если сотрудника предполагается назначить главой филиала в той части страны, которая ему не нра­вится, он будет разрываться между желанием карьерного продвиже­ния и желанием остаться на прежнем месте жительства (где ему нравится). Возникающий при этом конфликт трудно уладить, а его последствия могут быть весьма нежелательными как для компании, так и для самого работника.

Достижение целей

Предположения относительно человеческого поведения, приведен­ные в п. 2 данной главы, могут быть изображены в графической форме (рис. 4.1).

Левый столбец в обобщенном виде отражает гипотезу «потреб­ность — путь — цель». В двух других столбцах показаны пути фак­тического удовлетворения потребностей.



Основы управления человеческими ресурсами


 


Рис. 4.1 Потребности и пути их удовлетворения

Следует обратить особое внимание на восприятие. Хотя многие люди зачастую мотивированы аналогичными потребностями, их вос­приятие удовлетворяющих потребности целей различны. Например, убежденный трезвенник не воспринимает пивную как средство уто­ления жажды, а те, кто ищет работу, не претендуют на одни и те же вакансии. Удовлетворение потребностей, как правило, носит ком­плексный характер. Так, новое место работы, если оно тщательно выбрано, может удовлетворить весь предложенный Маслоу спектр иерархии потребностей.

Разочарование

Попытка достижения поставленной цели не всегда может быть удачной; человека может постигнуть разочарование (крах). Пози­тивной реакцией на разочарование может быть еще одна попытка решить проблему, вероятно, путем поиска пути, обходящего пре­



4. Мотивация в процессе работы


 


пятствие, которое помешало человеку с первой попытки достичь цели, а возможно, путем выбора альтернативной цели, которая мо­жет удовлетворить потребность, хотя, возможно, и не в такой сте­пени. Восприятие и достижение альтернативной цели иногда назы­вают разочарованием, поскольку индивидуум лишается возможно­сти дополнительного удовлетворения, на которое он мог бы рассчи­тывать, если бы первоначальная цель была бы достигнута.

Разочарование может также дать различные формы негативной реакции, опровергающей общее правило, гласящее, что всякое по­ведение человека имеет смысл и направлено на достижение цели. Негативная реакция может проявляться по целому ряду причин.

(а) Цель, на достижение которой были направлены усилия, являет­ся исключительной с той точки зрения, что не имеет приемлемой альтернативы, например, в округе на много миль нет другой пив­ной, а та, которая рядом, только что закрылась.

(б) Цель связана с огромным эмоциональным содержанием, напри­мер, претендент заявил всем, что уверен в получении хорошего места, а затем узнал, что его кандидатуру отклонили.

(в) Человек по своей природе склонен к негативной реакции.

Негативная реакция может иметь несколько форм; наиболее часто встречающимися являются четыре.

(а) Агрессия — физическая, или вербальная, атака на предмет или человека, например брань в адрес хозяина пивной.

(б) Регрессия — возвращение к поведению, характерному для ре­бенка, например слезы или надутый, обиженный вид.

(в) Смирение — полное примирение с неудачей, апатия, уход, са­моустранение; например, разочарованный отказом в продвижении сотрудник может начать опаздывать на работу, рано уходить и ук­лоняться от принятия каких-либо решений.

(г) Фиксация (закрепление) — настойчивое продолжение бесполез­ного, бессмысленного поведения, например, попытка стучать в дверь давно закрытой пивной, хотя совершенно ясно, что она уже не откроется.



2015-11-11 615 Обсуждений (0)
ПОТРЕБНОСТЬ В ДОСТИЖЕНИИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ПОТРЕБНОСТЬ В ДОСТИЖЕНИИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (615)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)