Прочие факторы обучения человека
Принципы, описание которых приводится ниже, представляют собой обобщения и тенденции, но никак не научные закономерности, их истинность варьируется в зависимости от способностей и умений обучающегося, а также от природы изучаемого предмета. (а) Изучение в целом или изучение по частям — общая задача, подлежащая изучению, часто преподается по частям, если в ее составе имеются сложные понятия или необычные специфические ассоциации между стимулами и ответной реакцией. Известно, что мотивация выше при изучении предмета в целом, а не по частям, особенно когда обучающиеся обладают достаточно развитым интеллектом. Методы общего изучения также предпочтительны, когда общая задача теряет основную часть своего смысла, если она преподается не целиком, а будучи разбита на части. Таким образом, преподаватель должен решить, какой метод он выбирает, тщательно соотнеся сложность предмета и мотивацию при его изучении. Если предмет преподается по частям (части А, В, С и т.д.), наилучшие результаты, как было установлено, дает следующий алгоритм действий; • изучение А, затем проведение практики по А; • изучение В, затем проведение практики по А+В; • изучение С, затем проведение практики по А+В+С и т.д. При таком методе обучения та часть, что была изучена раньше, например А, не забывается при изучении последующих частей, и общая задача постепенно становится все яснее для обучающегося. 5. Теории научения и обучение
(б) Распределение практики — следует избегать постоянного обучения: либо делать перерывы, либо чередовать практические занятия с изучением теоретических положений. В целом, периоды обучения должны быть короче в начале программы обучения и постепенно удлиняться по мере прогресса. Другое обобщение заключается в том, что комплексный или сложный материал требует для усвоения более коротких занятий, чем простой и несложный. (в) Плато обучения — графическое выражение взаимоотношения между эффективностью работы (производительностью) и временем подготовки (обучения) называются кривыми роста производительности. На рис. 5.1 и 5.2 представлены кривые обучения соответственно для простой и сложной задачи. Кривые можно интерпретировать с точки зрения способностей обучающегося и мотивации. Рис. 5.3 показывает, что в течение второй и третьей недели обучающийся практически топтался на месте, начиная с четвертой недели и далее обучающийся демонстрировал значительный прогресс. Горизонтальный фрагмент кривой (в течение второй и третьей недели) носит название «плато производительности»: его можно встретить во многих ситуациях, когда кажется, что обучающийся с начала действия программы топчется на месте. Существует несколько объяснений наличия плато производительности: • Обучающийся временно обескуражен возросшей сложностью задачи, он потерял мотивацию. • В течение первого периода программы обучения обучающийся проявил несколько неверных ответных реакций, которые должны быть устранены, если предполагается достичь прогресса в его обучении. • Обучающийся хочет вернуться к уже изученному материалу и понять его значимость. • В случае, когда речь идет об обучении по учебнику, новая задача может содержать некоторые сложные восприятия или ассоциации между стимулом и ответной реакцией. Если до этого момента обучающийся мог достигать прогресса простым копированием предложенных заданий, то после этого момента он должен глубоко понять и мысленно преодолеть эти трудности. Обучающийся индивидуум должен увидеть и осознать важность различных знаков и ответных реакций и осознать, как одна итерация координируется с другими. После достижения этого уровня понимания обучающийся способен проявить значительный прогресс в обучении. Основы управления человеческими ресурсами Рис. 5.1 Кривая роста производительности — простая производственная задача Рис. 5.2 Кривая роста производительности — сложная производственная задача Рис. 5.3 Кривая роста производительности, отражающая плато производительности 5. Теории научения и обучение
Плато производительности можно сократить или вовсе устранить, если изучаемый материал тщательно проанализирован и изложен таким методом, который предполагает возможность возникновения трудностей у обучающегося, а не просто бросает его на произвол судьбы. Примером подобного подхода является анализ умений (см. п. 21.5).
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (661)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |