Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Образование, обучение и умение



2015-11-11 681 Обсуждений (0)
Образование, обучение и умение 0.00 из 5.00 0 оценок




Образование — это совсем не то же самое, что обучение. Если об­разование ценится само по себе, то обучение оценивается по его практическому применению. Образование направлено на понимание индивидуумом причинно-следственных связей и развитие способ­ности оценивать и критически рассматривать информацию, оно не обязательно должно быть инструментальным в отношении физиче­ских объектов. Так, образованный человек способен или должен быть способен рассматривать конкретную задачу в более широком кон­тексте связанных с этой задачей знаний, обладать критическим и независимым мышлением.

Со своей стороны, обучение носит утилитарный характер, оно направлено на совершенствование умений индивидуума, которые он использует в повседневной жизни. Однако следует обратить внимание, что обучение — это совсем не то, что преподавание, по­скольку последнее включает целый ряд действий, например оказа­ние влияния, мотивация и постановка условий, так же, как и сам процесс «инструктирования».

Методы обучения профессиональным навыкам

Традиционным методом обучения профессиональному умению явля­ется метод, известный под названием «наблюдай за мной» (дословно «сиди рядом с Нелли»), когда обучаемый должен наблюдать за дейст­виями опытного работника и пытаться воспроизводить их. Однако этот метод плох, если «Нелли» использует неправильные методы ра­боты или если работа настолько сложна, что овладеть путем простого наблюдения невозможно. Если же «Нелли» использует правильные методы работы и если работа достаточно наглядна, т.е. ее можно по­нять, просто наблюдая за ее выполнением, тогда этот метод обучения умению может быть эффективным и экономичным.

Но поскольку слишком многие виды деятельности содержат не­явный элемент, а «Нелли» очень часто не обладают требуемыми навыками работы, то предпочтительнее использовать более органи­зованные методы профессионального обучения. Один из подходов к решению этой задачи заключается в анализе ключевых элементов работы путем разбивки их на основные составляющие. Метод за­ключается в следующем.

(а) Инструктор лично выполняет работу, разбивая весь процесс на законченные этапы, каждый из которых может быть освоен как от­дельная операция.


22. Методы профессионального обучения423

(б) Затем он исследует каждый этап, чтобы определить и описать ключевые моменты. С примером подобной разбивки можно позна­комиться в табл. 22.1, позаимствованной из Рекомендаций по обу­чению рабочих, изданных Центром подготовки специалистов гон­чарного производства.

(в) Далее инструктор обеспечивает наличие исходных материалов и необходимого оборудования для процесса обучения.

(г) Инструктор проводит с обучаемым беседу, чтобы выявить уро­вень знаний потенциального ученика о работе и попытаться заинтересовать его в овладении навыками этой работы.

(д) Затем инструктор показывает ученику поэтапное выполнение работы, неторопливо дает объяснения, особо останавливаясь на ключевых моментах.

(е) Затем работу выполняет ученик, а инструктор наблюдает за ним, задает вопросы, чтобы убедиться, что ученик сознательно выполня­ет все операции. Иногда необходимо, чтобы инструктор повторил некоторые свои пояснения (см. (д)). Ученик повторяет выполнение работы до тех пор, пока инструктор не сочтет, что работа выполне­на удовлетворительно.

(ж) Инструктор направляет ученика на работу, на первых порах достаточно внимательно наблюдая за ним, затем все более и более предоставляет ему самостоятельность и ослабляет наблюдение по мере приобретения учеником опыта и уверенности.

Это достаточно дешевый метод обучения, приемлемый, когда число учеников невелико. Оно начинается не на рабочем месте, хотя обычно в обстановке, максимально приближенной к рабочей, и вскоре становится обучением на рабочем месте. Специального штата инструкторов не требуется. Поскольку в рамках этого метода анализ работы не может быть углубленным, он не подходит для обучения сложным профессиональным навыкам, т.е. когда после­довательность «стимул — восприятие — реакция» выражена неявно. А кроме того, мастер в роли инструктора передает существующие производственные методы от одного поколения работников друго­му, даже если методы эти уже устарели.

Применение этого метода профессионального обучения прино­сит успех, когда работа наглядна, когда можно видеть самые важ­ные ее элементы, а умственные процессы второстепенны и относи­тельно неважны. Удачными примерами подобной работы может служить упаковка товара или большинство методов сборки. Работа подобного типа особых навыков не требует, нужны лишь знания последовательности выполнения разных несложных операций.


424 Практические аспекты управления человеческими ресурсами

Другим подходом к обучению профессиональным умениям является техника анализа профессиональных приемов и метод открытий (см. п. 6 данной главы).

Таблица 22.1 Разбивка производственной задачи на этапы

Замена прокладки водопроводного крана

Описание стадии работы операции   Ключевой момент  
1 Открутить рукоятку крана для того, чтобы обеспечить доступ к основному механизму крана   2 Открутить элемент крепления крана (крепежную гайку)   3 Извлечь механизм крана и уда­лить изношенную прокладку 4 Установить новую прокладку в механизм 5 Установить механизм крана на место     6 Установить на кран рукоятку   Откручивать следует в на­правлении против часовой стрелки. Убедитесь в том, что выбра­ли гаечный ключ соответ­ствующего размера. Убедитесь в том, что меха­низм не поврежден   Не следует затягивать слиш­ком сильно крепежную гайку механизма. Проверьте правильность и эффективность работы кра­на  

 



2015-11-11 681 Обсуждений (0)
Образование, обучение и умение 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Образование, обучение и умение

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (681)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)