Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


X. Исследование письма




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Жалобы (на забывание, перестановки, замены, пропуски букв и др.)

 

 

 

 

 

 

 

 

1 2 3 4 Симптомы Нет Слабо Сильно
Автоматизированное письмо Фамилия, имя, отчество и др.    
Письмо букв Списывание печатных букв (единичных, пар) Письмо букв под диктовку (единичных, пар)    
Письмо слов Списывание Письмо под диктовку: простых слов: дом, окно, стул; слов с оппозиционными фонемами: дочка — точка, забор — собор — запор; слов с оппозиционными артикулемами: стол — стон — слон; сложных слов: портной, строчить, кораблекрушение    
Письмо фраз (списывание, письмо под диктовку): мальчик спит; девочка плачет; на улице шел дождь    

XI. Исследование чтения

Жалобы (на нарушения чтения букв, слов, невозможность прочитать написанное и

Др.)

 

 

 

 

 

 

1 2 Симптомы Нет Слабо Сильно
Чтение букв (простых и стилизованных)  
Чтение бессмысленных слогов (то-ку-ни; стро-кси-мла)  

Продолжение ==>

Таблица (продолжение)

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 4 6 7 Симптомы Нет Слабо Сильно
Идеогроммное чтение Москва, Россия, Петербург, фамилия больного    
Чтение привычных слов Николай, Петр, Алексей, Павел, Андрей, дом, лето, окно, дерево    
Чтение сложных, редко встречающихся слов Включатель, разброд, пространство, подставка, велотрек, синтетика    
Чтение неверно написанных слов Галз, онко, слонце, клоодец, севриз    
Чтение коротких отрывков «Бежала по лесу лиса» и т. п. (отмечаются нарушения движений глаз, игнорирование стороны, элементы угадывающего чтения и т. д.)    

Хомская Е. Д. Х = Нейропсихология: 4-е издание. — СПб.: Питер, 2005. — 496 с: ил. 225


XII. Исследование памяти

Жалобы (на нарушение памяти на текущие события, на имена, на намерения, на

Потерю нити повествования и др.)

 

 

 

 

 

  Симптомы Нет Слабо Сильно  
Запоминание цифр      
  5—8—2 6—9—4 6—4—3—9 7—2—8—6 4—2—7—3—1 7—5—8—3—6        
6—1 9—4—7 3        
Повторение серии слов    
  Дом, ночь, игла Непосредственное Отсроченное Стол, звон, лист, шкаф Непосредственное Отсроченное Лук, мост, зонт, мир Непосредственное Отсроченное Кот, стол, шар, ночь, пыль, звук Непосредственное Отсроченное        
  Симптомы Нет Слабо Сильно
Заучивание серии слов    
  Дом, лес, стол, кот, ночь, игла, пирог, звон, мост, крест I-е предъявление и воспроизведение II-е III-е IV-e V-e VI-e VII-e VIII-e IX-e X-e Припоминание после двух минут      

Хомская Е. Д. Х = Нейропсихология: 4-е издание. — СПб.: Питер, 2005. — 496 с: ил. 226


Запоминание двух групп элементов Запоминание группы слов I — круг, стул II — день, глаз 1) первое воспроизведение 2) второе воспроизведение 3) третье воспроизведение ?/I ?/II ?/I ?/II I — день, сосна, шкаф II — книга, шапка, круг 1) первое воспроизведение 2) второе воспроизведение 3) третье воспроизведение ?/I ?/II ?/I ?/II Запоминание групп картинок 1 ) первое воспроизведение 2) второе воспроизведение 3) третье воспроизведение ?/I ?/II ?/I ?/II I — телефон, очки, помидор II — гриб, бутылка, ботинки 1 ) первое воспроизведение 2) второе воспроизведение 3) третье воспроизведение ?/I ?/II ?/I ?/II      

Продолжение ==>

Хомская Е. Д. Х = Нейропсихология: 4-е издание. — СПб.: Питер, 2005. — 496 с: ил. 227


Таблица (продолжение)

 

 

 

 

 

  Симптомы Нет Слабо Сильно
5 6 Запоминание двух смысловых рядов (фразы, рассказы) I — собака лает II — дом горит?/I ?/II 1) первое воспроизведение 2) второе воспроизведение 3) третье воспроизведение Интерференция счетом ?/I ?/II I — мальчик ударил собаку II — девочка пьет чай 1 ) первое воспроизведение 2) второе воспроизведение 3) третье воспроизведение Интерференция счетом ?/I ?/II I — в саду за высоким забором росли яблони II — на опушке леса охотник убил волка 1) первое воспроизведение 2) второе воспроизведение 3) третье воспроизведение 4) четвертое воспроизведение Интерференция счетом ?/I ?/II  
Запоминание двух рассказов 1. «Курица и золотые яйца». У одного хозяина была курица. Она несла золотые яйца. Захотелось хозяину иметь много золота, и он убил эту курицу, думал, что у нее внутри много золота. А внутри у нее ничего не оказалось, была она как все курицы. Воспроизведение 2. «Галка и голуби». Галка услыхала, что голубей хорошо кормят. Побелилась она в белый цвет и влетела в голубятню. Голуби ее приняли. Но она не удержалась и закричала по-галочьи, тогда они ее выгнали. Хотела она вернуться к своим галкам, но те ее тоже не признали и выгнали. Воспроизведение  

Хомская Е. Д. Х = Нейропсихология: 4-е издание. — СПб.: Питер, 2005. — 496 с: ил. 228


Цветные иллюстрации

Рис. 1. Большой мозг, cerebrum, и головной мозг, encephalon

А

А - большой мозг, вид сверху; Б - головной мозг, вид справа (по Я. Р. Синельникову, 1996)

Б

Хомская Е. Д. Х = Нейропсихология: 4-е издание. — СПб.: Питер, 2005. — 496 с: ил. 229


Рис. 2. Цитоархитектонические поля коры полушарий большого мозга. Данные

Института мозга РАМН:

А - верхнелатеральная поверхность; 5- медиальная поверхность. 1 - area postcentralis intermedia; 4 - area gigantopyramidalis; 3 - area postcentralis oralis; 2 - area postcentralis caudalis; 40s - subarea supramarginalis; 40 - area supramarginalis; 39s - subarea angularis superior; 40p -subarea supramarginalis posterior; 7a - subarea parietooccipitalis; 40i- subarea supramarginalis inferior; 39 -area angularis; 39p - subarea angularis posterior; 19 -area preoccipitalis; 18 - area occipitalis; 37ac - area temporoparietooccipitalis posterior; 37b - area temporoparietooccipitalis centralis; 37a - area temporoparietooccipitalis inferior; 37c - area temporoparietooccipitalis superior; 37ab - area temporoparietooccipitalis anterior;

22 - area temporalis superior; 21 - area temporalis media; 40op - subarea supramarginalis opercularis; 20b -area temporalis basalis; 43 - area postcentralis subcentralis; 20/38 - area temporalis basalis polaris; 21/38 -area temporalis media polaris; 22/38 - area temporalis superior polaris; 474 - subarea orbitalis; 475 - subarea orbitalis; 45a - subarea triangularis; 10- area frontopolaris; 45 - area triangularis; 46 - area frontalis media; 44 - area opercularis; 6ор - subarea percularis; 8 - area frontalis intermedia; 6 - area frontalis agranularis; 6a - subarea anterior; 6p - subarea posterior (по P. Д. Синельникову, Я. P. Синельникову, 1996)

Хомская Е. Д. Х = Нейропсихология: 4-е издание. — СПб.: Питер, 2005. — 496 с: ил. 230


Рис. 3. Большой мозг, cerebrum (полусхематично):

А - правое полушарие, медиальная поверхность (свод мозга и сосцевидно-таламический пучок отпрепарированы); Б - вид снизу, нижняя поверхность (по Р. Д. Синельникову, Я. Р. Синельникову, 1996)

Хомская Е. Д. Х = Нейропсихология: 4-е издание. — СПб.: Питер, 2005. — 496 с: ил. 231


Рис. 7. Ассоциативные пути. Проекция волокон на поверхность полушария

(полусхематично):

А - верхнелатеральная поверхность правого полушария; Б - медиальная поверхность правого полушария (по Р. Д. Синельникову, Я. Р. Синельникову, 1996)

Хомская Е. Д. Х = Нейропсихология: 4-е издание. — СПб.: Питер, 2005. — 496 с: ил. 232


Рис. 13. Один из методов выявления межполушарных различий состоит в измерении кровотока в различных участках мозга при разных видах деятельности.

Для этого в кровь вводятся радиоактивные изотопы и их передвижение регистрируется компьютером, который выдает изображения вроде представленных на этом рисунке. Средней скорости кровотока соответствует зеленый цвет, ниже средней - оттенки синего, выше средней - оттенки красного. Вверху: левое и правое полушария во время покоя при закрытых глазах. Лобные доли обоих полушарии активны, как будто человек думает и что-то планирует. Внизу: левое и правое полушария говорящего человека. Хотя они оба находятся в активном состоянии, зона рта-языка-глотки в правом полушарии менее активна и не отличается в этом отношении от слуховой коры (по Ф. Блуму, А. Лейзерсону, Л. Хофстедтеру, 1988)

Рис. 17. Нерасчлененный мозг: показаны структуры, участвующие в сенсорных процессах и внутренней регуляции, а также структуры лимбической системы и

Ствола мозга

(по Ф. Блуму, А. Лейзерсону, Л. Хофстедтеру, 1988)

Хомская Е. Д. Х = Нейропсихология: 4-е издание. — СПб.: Питер, 2005. — 496 с: ил. 233


Рис. 18. Зрительная, слуховая, обонятельные системы и ощущения с поверхности

тела:

А - зрительная система. Показаны связи, идущие от первичных рецепторов сетчатки через передаточные ядра таламуса и гипоталамуса к первичной зрительной зоне коры; Б- слуховая система. Показаны связи, идущие от первичных рецепторов улитки через таламус к слуховой зоне коры; В - обонятельная система. Показаны связи, идущие от рецепторов слизистой носа через обонятельные луковицы и базальные ядра переднего мозга к конечным пунктам в обонятельной коре; Г- ощущения с поверхности тела. Представлены связи, идущие от кожных рецепторов через вставочные нейроны спинного мозга и таламуса к первичной сенсорной зоне коры (по Ф. Блуму, А. Лейзерсону, Л. Хофстедтеру, 1988)

Хомская Е. Д. Х = Нейропсихология: 4-е издание. — СПб.: Питер, 2005. — 496 с: ил. 234


Рис. 19. Зрительный нерв (пучок) и зрительный путь:

А - микроскопическая структура сетчатки; Б- повреждение зрительного пути различных уровнях; В - соответствующие изменения полей зрения

Рис. 20. Схематическое изображение зрительных путей (вид сверху).

Образы, воспринимаемые палочками и колбочками носовой (внутренней) половины каждой сетчатки, передаются ганглиозным клеткам, аксоны которых перекрещиваются в хиазме. Образы, воспринимаемые рецепторами височной (наружной) половины каждой сетчатки, передаются ганглиозным клеткам, аксоны которых не перекрещиваются. Таким образом, правая сторона зрительной системы получает информацию об объектах, расположенных слева от средней линии, и наоборот (по Ф. Блуму, А. Лейзерсону, Л. Хофстедтеру, 1988)

Хомская Е. Д. Х = Нейропсихология: 4-е издание. — СПб.: Питер, 2005. — 496 с: ил. 235


Рис. 21. Когда зрительная информация, получаемая ганглиозными клетками

Сетчатки,

Рис. 21.Когда зрительная информация, получаемая ганглиозными клетками сетчатки, передается первичной зрительной коре, она распределяется там в соответствии с локализацией ее источников в сетчатке. Образы, воспринимаемые в районе центральной ямки - в зоне максимальной плотности палочек и наивысшей остроты зрения, - проецируются на значительно большую область зрительной коры, чем образы, воспринимаемые периферией сетчатки (по Ф. Блуму, А. Лейзерсону, Л. Хофстедтеру, 1988)

Рис. 32. Базальные ганглии - скопления серого вещества,

Рис. 32. Базальные ганглии - скопления серого вещества, входящие в экстрапирамидную часть двигательной системы. Информационные взаимодействия между базальными ганглиями координируют крупные мышечные движения, запуская и останавливая их (по Ф. Блуму, А. Лейзерсону, Л. Хофстедтеру, 1988)

Хомская Е. Д. Х = Нейропсихология: 4-е издание. — СПб.: Питер, 2005. — 496 с: ил. 236


Рис. 55. Важнейшие части мозга, образующие лимбическую систему.

Можно видеть, что они располагаются вдоль краев больших полушарий, как бы «окаймляют» их (по Ф. Блуму, А. Лейзерсону, Л. Хофстедтеру, 1988)

Рис 59. Главные комиссуры, соединяющие два полушария мозга.

Бросаются в глаза крупные размеры мозолистого тела по сравнению с другими соединениями. Представлен

разрез мозга, происходящий

в срединной плоскости (по Ф. Блуму, А. Лейзерсону, Л. Хофстедтеру, 1988)

Хомская Е. Д. Х = Нейропсихология: 4-е издание. — СПб.: Питер, 2005. — 496 с: ил. 237


 

 

 




Читайте также:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (595)
  Симптомы Нет Слабо Сильно
3. «Муравей и голубка«. Муравей спустился к ручью напиться. Волна захлестнула его, и он стал тонуть. Летела мимо голубка. Увидела тонущего муравья и бросила ему прутик. Он по этому прутику выбрался на берег. А на другой день охотник хотел поймать голубку в сети. Муравей подкрался и укусил охотника за палец. Охотник вскрикнул и выронил сеть, а голубка вспорхнула и улетела. Воспроизведение ?/I ?/II Интерференция счетом ?/I ?/II 4. «Лев и мышь». Лев спал. Мышь пробежала по его телу. Он проснулся и поймал ее. Мышь стала просить: «Отпусти меня, я тебе тоже сделаю добро». Лев рассмеялся, но отпустил мышь. На другой день охотники поймали льва и привязали его веревками к дереву. Мышка услыхала львиный рев, прибежала, перегрызла веревки и спасла льва. Воспроизведение ?/I; ?/II (отмечаются характер амнестических дефектов, влияние интерференции, роль смысловой близости материала и др.)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.023 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7