Экономика, армия, правоохранительная система
СЕМЕСТРОВЫЙ КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ПСИХОДИАГНОСТИКА" МОДУЛЬ I. «ПСИХОДИАГНОСТИКА КАК НАУКА» Тема 1. Структура и сферы применения психодиагностики Вопросы: 1. Структура и задачи психодиагностики. 2. Сферы и задачи применения психодиагностики. 2.1. Экономика, армия, правоохранительная система. 2.2. Образование. 2.3. Здравоохранение. * * * Структура и задачи психодиагностики. Психодиагностика – психологическая дисциплина, разрабатывающая методики распознавания и измерения психологических особенностей индивида и группы, а также принципы применения этих методик на практике. Предмет психодиагностики –уровень проявления или развитияпсихологических особенностей индивида и группы. В структуру психодиагностикивходитобщая и прикладная психодиагностика. Задачи общей психодиагностики: 1. Разработка теоретико-методологических основ: § психологического измерения (измерительные шкалы, точность и ошибки измерения); § построения психодиагностической методики (разработка концепции природы психического качества и инструментария, создание стимульного материала и ключей, составление интерпретации и нормативных данных и т.д.); § оценки свойств психодиагностической методики (надежность, валидность, стандартность, репрезентативность); § адаптации зарубежных методик (процедура и виды перевода, способы оценки и анализа методики и т.д.); § экспертизы и сертификации психодиагностических методик (критерии, процедура, заключение, документирование); § проведения психодиагностического обследования и применения методик на практике (этическое и правовое обеспечение психодиагностической деятельности, организация психодиагностического обследования, обработка и интерпретация результатов, обследование специфических категорий населения и др.); § постановки и применения диагноза (сущность и специфика психологического диагноза, виды и способы постановки диагноза); § компьютеризации психодиагностического обследования (преимущества и ограничения применения ЭВМ и компьютерного тестирования, надежность и валидность компьютеризированного инструментария по сравнению с бланковым); § требования к разработчикам и пользователям психодиагностических методик. 2. Анализ и классификация психодиагностических методов и методик. 3. Анализ психодиагностики как науки в историческом контексте и определение перспективных направлений её дальнейшего развития. Задачи прикладной психодиагностики: 1. Проведение психодиагностического обследования и постановка диагноза, что предполагает: § применение адекватных поставленным задачам и объекту методов и методик постановки диагноза; § обеспечение достоверности результатов и постановки диагноза в процессе проведения психодиагностического обследования; § предоставление обоснованных рекомендаций. 2. Разработка и оценка конкретных психодиагностических методик в соответствии с запросами разных сфер практики (образование, здравоохранение, экономика и др.). 3. Адаптация зарубежных психодиагностических методик в соответствии с запросами практики. 4. Накопление и обновление банка надежных, валидных, стандартизированных психодиагностических методик. 5. Накопление банка диагностических данных по методикам и оценка их эффективности в определенной сфере практики. 6. Сертификация психодиагностических методик. Сферы и задачи применения психодиагностики. Психодиагностика нашла широкое применение в различных сферах общественной практики: экономика, вооруженные силы, правоохранительные структуры, образование, здравоохранение, спорт. В каждой сфере психодиагностика решает общие и специфические задачи, а объектом диагностики может выступать индивид, группа, организация. Экономика, армия, правоохранительная система Психодиагностика может проводиться на предприятиях и в организациях, в государственных и муниципальных учреждениях, финансовых и силовых структурах. Основной целью психодиагностики является оказание содействия администрации и работникам в обеспечение эффективности индивидуальной и совместной деятельности, психического и физического здоровья сотрудников, в принятии административных, социально-экономических и правовых решений. Задачи диагностики индивида: § профессионально-психологический подбор и расстановка персонала; § профессионально-психологическая аттестация и карьерное продвижение сотрудников; § планирование повышения профессионально-психологической квалификации сотрудников; § контроль за динамикой психофизиологического состояния сотрудников в трудовой деятельности; § выявление деформации личности сотрудника в процессе профессиональной деятельности; § оказание помощи сотрудникам в выявлении психологических проблем и причин их возникновения; § установление психологических факторов срывов деятельности работников, которые могут приводить или привели к техническим авариям, катастрофам; § определение синдрома постстрессовых нарушений (например, когда деятельность осуществляется в экстремальных условиях); § выявления лиц, совершивших или готовых совершить административные и правовые нарушения; § проведение судебно-психологической экспертизы. Задачи диагностики группы: § определение потенциала группы и ее членов; § оценка групповой эффективности (предметно-деятельностной и социально-психологической); § определение источников низкой групповой эффективности (конфликты, низкая сплоченность, низкое доверие и др.); § выявление групповой структуры (неформальных подгрупп и не включенных в них членов, отношений между ними); § комплектование групп и команд на основе определения психологических качеств индивидов, их совместимости и сработанности; § распределение организационно-деятельностных ролей на основе сложившихся взаимоотношений и профессионально-психологических возможностей членов группы; § планирование социально-психологического обучения группы (например, тренинга командообразования); § выявление причин оппозиции группы по отношению к руководству. Задачи диагностики организации: § выявление взаимоотношений руководителей по вертикали и горизонтали; § изучение отношения сотрудников (например, доверие, лояльность) к руководству и его административно-управленческой деятельности; § оценка приверженности сотрудников организации (организационной идентитчности); § определение отношения сотрудников к планируемым инновациям и структурно-функциональным преобразованиям в организации; § выявление отношений между структурными подразделениями в организации. Образование Психодиагностика проводится в дошкольных и детских домах, средне образовательных школах, интернатах, военных учебных учреждения, психологических и психолого-педагогических центрах. Основная цель психодиагностики – определение психологических и поведенческих особенностей субъектов образовательного пространства и, на основе этого, оказание им содействия в развитии и построении эффективной жизнедеятельности. Задачи диагностики индивида: § определение уровня психического и личностного развития воспитанников (обучающихся); § выявление задержки психического развития и ее причин; § определение психологической готовности детей к школьному обучению; § установление причин отклоняющегося поведения детей, подростков, юношей; § определение профессиональных интересов и намерений старшеклассников; § психологический отбор абитуриентов, поступающих в военные учебные учреждения. Задачи диагностики группы: § определение социально-психологических источников низкой групповой эффективности; § установление причин острых и хронических конфликтов в группе, а также активных субъектов этих конфликтов; § выявление групповой структуры – неформальных подгрупп и не включенных в них членов (в том числе, асоциальных неформальных группировок и лидеров), отношений между ними; § выявление отверженных в группе и причин их низкого статуса. Задачи диагностики учреждения: § изучение особенностей отношения педагогов к воспитанникам; § выявление причин негативного отношения воспитанников к педагогам и воспитателям; § оценка идентификации детей с учреждением, принятие ими его ценностей и традиций; § определение влияния среды образовательного учреждения на психику воспитанников, их психическое и личностное развитие; § выявление причин конфликтов в педагогическом коллективе. Здравоохранение Психодиагностика проводится в онкологических и психиатрических больницах, наркологических и психоневрологических диспансерах, в медико-социальных (психологических) реабилитационных центрах, бюро медико-социальной экспертизы. Основная цель психодиагностики – определение особенностей отклонения проявления психики индивида от нормы и, на основе этого, выработка рекомендаций для самокоррекции или оказание помощи специалистами в виде психотерапии, психокоррекции. Объектом диагностики выступает, как правило, индивид,а потому возможно решение следующих задач: § определение психических расстройств (например, аффективных, шизофренических) индивида и их причин; § установление функциональных нарушений психики (неврозов) индивид и их причин; § выявление нарушений психических функций (памяти, мышления, речи и др.) индивид; § выявление хронических психических состояний (стрессов, фрустраций) индивид и их причин; § установление психологических источников сексуальных расстройств; § определение степени и причин психической зависимости (наркологической, алкогольной) индивид; § определение особенностей суицидального поведения.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (561)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |