Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 4: Мозг и психика



2015-11-11 547 Обсуждений (0)
Тема 4: Мозг и психика 0.00 из 5.00 0 оценок




План

1. Общая характеристика строения мозга человека.

2. Рефлекторный характер психики

3. Теории локализации психических ф-й

4. Основный физиологические механизмы функционирования головного мозга.

 

1. Общая характеристика строения мозга человека.

В результате эволюции органической материи физиологические мех-мы поведения всё время усложнялись. Возможность жизнедеятельности одноклеточных ограничена. На более высокой ступени развития уже проявляется специализация органов. Но для целостной работы организма нужна связь между органами. Такую связь осуществляет центр нервной системы. Строение НС у всех позвоночных одинаково. Основным элементом НС является нервная клетка нейрон.

 

ЦНС состоит из головного и спинного мозга. Спинной мозг отвечает за работу внутренних органов и некоторые группы мышц. В нём находятся рефлекторные центры врождённых безусловных рефлексов, которые отвечают за работу скелетных мышц¸ там же находятся центры простых рефлексов (коленный рефлекс).

Выше к головному мозгу находится продолговатый мозг. В нём находятся центры органов дыхания и сердечно-сосудистой системы. В мозжечке находится центр равновесия. Мозжечок осуществляет настройку д-ти всей скелетно-мышечной системы. Средний мозг – нижняя часть стволового мозга. В ств.мозге находится центр сужения зрачка. Там находятся сосательный, жевательный и глотательный рефлексы, а так же защитные рефлексы - чихание, кашель и слёзоотделение. Рефлекторная д-ть спинного мозга и стволовой части головного мозга охватывает сравнительно узкий круг ответных реакций организма.

Подкорка больших полушарий обеспечивает наиболее сложную безусловно рефлекторную д-ть. А именно – обмен веществ и терморегуляцию. Подкорковые, древние слои обеспечивают жизнедеятельность с момента рождения. На уровне подкорки расположены центры управления эмоциями и потребностями. Кора больших полушарий является органом сознательной деятельности человека. Их функции гораздо разнообразнее и сложнее. Наиболее эволюционно новые и типичные для человека это лобные отделы. Лобная кора отвечает за сознательное поведение человека. За анализ сигнального значения слова, за мыслительные операции. Лобные отделы влияют на подкорку в осуществлении произвольной регуляции функции и волевых актов. Мозг созревает снизу вверх. От подкорковых структур к оре больших полушарий. Позже всех и длительнее всех созревают лобные отделы. Развитие той или иной психической функции зависит от уровня зрелости определённого участка головного мозга. Если тот или иной участок мозга отстаёт в развитии, то в развитии и отстаёт и его психическая ф-я.

В последние годы разрабатываются различные методики, которые позволяют наблюдать развитие всех участков головного мозга.

- томография – послойное исследование структуры мозга. Регистрация электрической активности мозга, эта активность свидетельствует об обменных процессах в структурах мозга. Они изучаются с помощью изотопов. Вещества, которые содержат изотопы, учатвуют в обменных процессах. Их вводят в кровь, активных зонах обмена веществ скапливается больше красителей.

- электроэнцефалограмма – регистрация биотоков мозга с поверхности головы.

- установление плотности распределения ядер водорода в мозговой ткани при помощи электромагнитов, которые закрепляются вокруг головы.

 

Рефлекторный характер психики

Гиппократ пытался доказать, что с работой мозга связаны все психические явления. Сформировались две науки: Физиология высшей нервной д-ти и психо-физиология. Их представители изучали связь между психическими явлениями и физиологией головного мозга. Физиология изучала те процессы головного позга, у которых главной ф-ей было – управление телесными реакциями и приобретение в процессе жизнедеятельности нового опыта. А психо-физиологи изучали основы психики. Эти науки объединяло общее понятие научение. Оно проявляется на анатомо-физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях. Сеченов, Павлов в своём учении о рефлексах открыли явление условно-рефлекторного научения. Сеченов высказал идею, что в любом поведенческом акте обязательно содержится психическое явление. Но и само это психическое явление как компонент поведенческого акта является своеобразным, сложным рефлексом. Всякий акт в сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения – суть рефлекс.

Рефлекторная дуга состоит из анализатора (рецепторы), центральной нервной системы и акцепторов. Со временем учёные поняли, что условный рефлекс – слишком простой механизм. С помощью этого механизма невозможно объяснить психические явлении, связанные с сознанием и волей. Но при этом сама идея условного рефлекса как способа овладения организма новым опытом не отвергалась и получила продолжение в исследовании психо-физиологов (Е.Н.Соколов и И.А. Измайлов) Они предложили идею концептуальной – рефлекторной дуги. Блок-схема рефлекторной дуги состоит из трёх систем нейрона: афферентная, эфферентная и модулирующая.

 

1. Афферентная система начинается с рецепторов. В неё входят предетекторы. Они производят внешнюю предварительную обработку информации. После этой обработки выделяются стимулы определённого рода. Они поступают в селективный детектор.

2. Эфферентная система. Стимулы поступают в командный нейрон, из него в мото-нейрон, а оттуда в эффекторы.

3. Модулирующая система.

 

Нправление А.А. Бернштейна – любое движение, которое образовалось при жизни не может быть выполнено без участия психики, На первоначальном этапе движение находится под контролем сознания. Как только движение становится навыком, контроль за движением уходит из фона сознания, само движение становится фоновым.

Его идею поддержал Анохин Бернштейн объяснят организацию движения, а Анохин предложил модель организации регуляции поведенческого акта в целом. Модель объединяет все основные психические явления и состояния. Получила название. Функциональной системы. Анохин решает вопрос о взаимодействии физиологических процессов и явлений. И физиологические и психологические процессы играют свою определённую роль в совместной регуляции поведения. Объяснить поведение только на основе знаний физиологии ВНД или только знаний психологии не возможно. Психическое связано с работой высшей нервной деятельности.

Но есть ли определённые участки мозга, которые отвечают за определённые ф-и. Ответ на этот вопрос находится в теории локализации психических ф-й.

 

Теория локализации психических ф-й.

В начале 19 века становится известной теория локализации психических способностей. Каждой способности соответствует небольшой участок головного мозга. В процессе развития способностей, соответствующие им участки разрастаются. К психическим способностям относили любовь, бережливость, честность, доброжелательность и другие. Локализацию можно определить по выступам черепа. Постепенно данная точка зрения ложится в основу научного знания под название – френология. По выступам на черепе модно определить особенности человека. Чуть позже возникает противопр=оложноле учение. Мозг является однородной массой и функционирует как единый орган.

П.Брок. – первый представитель учения. Он определил двигательный центр речи. В 1863 году психиатр Карл Вернике определил локализацию центра словесной глухоты – нарушение понимания речи. Позже ученые убеждаются, что в коре головного мозга определяются определённые участки, которые несут ответственность за те или иные процессы. Психиатр Карл Клейст во время первой мировой войны вёл наблюдение за ранеными и составил локализационную карту. На ней обозначены даже сложные психические функции. Клинические наблюдения показывают, что нарушения сложных психических ф-й (счёт, письмо, речь, чтение) отмечается при поражинии различных участков коры головного мозга.

Антилокализационная теория утверждает, что высшим психическим ф-ям соответствует не один участок. Но и эта теория получила критику. Были проведены гистологические исследования. Кора головного мозга является высоко-дифференцированным аппаратом. В ходе следующих исследований была получена карта головного мозга. Кора разделена на несколько областей, которые имеют различное функциональное значение. Затылочная, височная, теменная, лобная.

Затылочная – зрительная зона коры. Там происходит анализ и синтез зрительных раздражителей.

Передняя часть теменных отделов – зона мышечно-суставного аппарата. Там происходит анализ и синтез раздражителей, которые возникают в мышцах и суставах.

Отмечена закономерность – более значимое раздражение имеют большую площадь коры головного мозга.

Ещё одна закономерность: ф-я сложных процессов представляет собой сложную совместную д-ть целой системы органов, те. сложную функциональную систему следовательно она не может быть локализована в одном участке головного мозга.

 

На сегодняшний день известны данные о функциональной организации мозга, что помогает нам понять организацию психических процессов. Принципы организации мозговой д-ти разработал А.Р. Лурия.

В мозгу человека выделено 3 блока

1. Блок тонуса коры (энергетический блок)

Для того, что бы процессы жизнедеятельности и саморегуляции существовали необходимо постоянно поддерживать оптимальный тонус коры головного мозга. Основную роль в энергетическом блоке играют верхние отделы ствола головного мозга. Ретикулярная формация и древняя кора. Постоянный тонус коры головного мозга происходит за счёт двух источников. 1. постоянный приток раздражений (информации) из внешнего мира. При изоляции начинаются галлюцинации. 2. импульсы внутренних обменных процессов организма.

Ретикулярная формация имеет двустороннюю связь с мозгом. Восходящая активизирующая РФ, которая воспринимает раздражители, и нисходящая рф, осуществляет те влияния, которые высшие отделы мозга оказывают на нижележащие отделы головного мозга. Аппарат нисходящей рф придаёт аффективную окраску импульсам и обеспечивает тонус для тех программ поведения, которые возникли в коре головного мозга в результате полученной информации и при участии речи.

2. Блок приёма образуют аппараты, которые расположены в задних отделах коры головного мозга (теменной, височный и затылочный отделы). Этот блок воспринимает зрительную, слуховую и тактильную информацию. Она перерабатывается и следы полученного опыта сохраняются в памяти.

3. Блок программирования, регуляции и контроля д-ти. Составляют аппараты, которые расположены в отделах больших полушарий. Ведущая функция отводится лобной коре головного мозга. Сознательная д-ть начинается с получения и обработки информации и заканчивается выработкой программ действий, они могут быть внешними или внутренними (умственными). Ф-я сохранения, удержания нужный намерений, выработки соответствующих программ действий, контроля за действиями осуществляется передними и лобными долями. Эти отделы тесно связаны с ретикулярной формацией. Клинические наблюдения показали, что при двустороннем поражении отделов мозга, больные не могут прочно удерживать намерения, сохранять сложные программы действий, тормозить ненужные импульсы и регулировать д-ть. Лобные отделы осуществляют постоянный контроль над деятельностью.

2. Рефлекторный характер психики

Все формы работы мозга, которые лежат в основе психической д-ти функционируют по типу рефлекса. Безусловные рефлексы это врождённые. Отделы мозга, которые отвечают за них находятся ниже коры головного мозга. Безусловные рефлексы возникают в ответ на стандартные ситуации, поэтому приспособление к внешним воздействиям с помощью безусловных рефлексов ограничено.

Условные рефлексы образуются в коре головного мозга и гарантируют приспособление в изменяющихся условия. Механизм образования условных рефлексов – замыкание временных связей.

Ещё один механизм д-ти головного мозга – возбуждение, возникшее в одном участке головного мозга, распространяется на другие участки. Это закон иррадиации. Он происходит неравномерно. Место наибольшего возбуждения в коре в данный момент называется доминантой. Доминанта – стойкий очаг возбуждения. Учёные установили, что возбуждение меньшее по силе притягивается к большему очагу возбуждения. Это закон доминанты. Его открыл А.А. Ухтомский.

Для образования условных рефлексов очень важно, что бы не было сильных посторонних раздражителей, т.к. при действии такого раздражителя остальные участки мозга переходят в тормозное состояние и образование условного рефлекса либо затруднено, либо невозможно. В основе образования условных рефлексов лежит аналитико-синтетическая деятельность коры головного мозга.

Противоположное иррадиации явление – концентрация нервных процессов. Явление иррадиации и концентрации касается и возбуждения и торможения.

Следующий механизм д-ти головного мозга – закон взаимной индукции нервных процессов. Каждый из нервных процессов вызывает или усиливает противоположный процесс. Определены два вида индукции – отрицательная (возбуждение одних участков вызывает торможение в других) и положительная (торможение вызывает возбуждение) раздражители не существуют изолированно друг от друга. Они возникают либо одновременно, либо последовательно. Любое внешнее раздражение или предмет - это комплекс раздражителей. Мозг реагирует на целый комплекс раздражителей. Поэтому деятельность коры головного мозга осуществляется на основе системного принципа. Благодаря этому принципу, образование условного рефлекса. Возможно не на отдельный раздражитель, а на отношение раздражителей.

Ещё один механизм образование динамического стереотипа. Это устойчивая система реакций на определённые комплексы раздражителей.

 

Тема 5:

План

1. Понятие д-ти

2. Человека как субъект д-ти.

3. Психологическое строение д-ти

4. Психофизиологические ф-и процессов д-ти

5. Освоение д-ти

7. Виды д-ти

 

1. Главные характеристики д-ти . 1. предметность – основная характеристика. Деятельность всегда предметна. Это не просто объект, а предмет культуры. В каждом предмете зафиксирован определённый способ действия с ним. Этот способ воспроизводится каждый раз, когда осуществляется предметная д-ть. Беспредметная д-ть лишена всякого смысла. При этом предмет выступает двояко. Сначала в своём независимом существовании, подчиняя себе и преобразуя д-ть субъекта, потом в качестве образа предмета, как продукт психического отражения св-в предмета. Психическое отражение предмета осуществляется в результате д-ти субъекта. Социальная общественно историческая природа д-ти. Д-ть человека с одной стороны неразрывно связана с деятельностью всего общества, но в другой стороны она индивидуальна. Индивидуальную д-ть можно рассматривать как составную часть д-ти общества. Поэтому изучение д-ти общества должно начинаться с изучения ф-й индивидуальной д-ти в системе общественной жизни. Система общественных отношений не является для индивида собственно его д-ти,чему он должен подчиняться. Дть в том числе индивидуальная, является одной из основных форм реализации общественных отношений. В деятельности индивид выступает как общественное лицо.

У деятельности опосредованный характер. Средства опосредования – орудия труд, материальные предметы, знаки, символы, общение с другими людьми. Выполняя какой либо факт д-ти, человек вступает в отношения с другими людьми, если даже эти люди не присутствуют при этом.

Целенаправленность д-ти. Цель направляет и корректирует д-ть.

Продуктивность д-ти. Результатом д-ти являются преобразования во внешнем мире, окружающей среде и самом человеке

Деятельность представляет собой процесс активного взаимодействия со средой. Процесс взаимодействия обязательно регулируется сознанием. Д-ть это специфический вид активности человека, который направлен на познание и преобразование окружающего мира. В д-ти человек создаёт предметы материальной и духовной культуры. Главная д-ть активность.

Д-ть – внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека.

Источником активности человека являются его потребности. Потребности делятся на группы по происхождению и по предмету.

По происхождению: 1. естественные, 2. культурные.

Неудовлетворение физических потребностей ведёт к физической гибели человека. А неудовлетворение культурных к социальной.

Могут быть разделены на материальные (пища, одежда, жилище, предметы быта) и духовные (потребность в общении, потребность поделиться чувствами, читать, наблюдать за прекрасным). Потребности очень тесно связаны между собой. Естественная потребность по происхождению может быть материальной по предмету. Удовлетворение духовных потребностей невозможно без удовлетворения материальных. Маслоу разработал пирамиду потребностей.

1. врождённые физиологические (еда, сон)

2. потребности в безопасности

3. потребности в привязанности и любви

4. потребности в уважении, удобрении, признании

5. когнитивные и эстетические потребности

6. потребности в понимании смысла жизни, в самосовершенствовании и в самореализации.

Потребности носят опосредованный характер. И исторический тоже носят. Однако сама по себе потребность не порождает сознательную д-ть. В лучшем случае она может быть причиной инстинктивного или импульсивного поведения. Импульсивное поведение управляется непосредственно потребностями и эмоциями. Что бы возникла целенаправленная д-ть необходимо соотнести потребность с предметом, с помощью которого можно удовлетворить потребность. Осознанная потребность становится мотивом поведения.

Деятельность человека принципиально отличается от деятельности животных. Она созидательна. Животные только потребляют. Д-ть человека связана с предметами материальной и духовной культуры. Д-ть человека преобразует его самого. Человеческая д-ть есть результат или продукт истории. Предметная д-ть не дана человеку от рождения, ею он овладевает в процессе обучения и воспитания.

Д-ть отличается не только от активности животных, но и от поведения человека. Д-ть всегда целенаправленна, активна, направлена на создание продукта, систематична. Поведение не всегда целенаправленно, пассивно, не предполагает создание продукта, часто спонтанно, хаотично.

Факты поведения: Отдельные движения, жесты(кивок, поклон, похлопывание по плечу), внешние проявления физиологических процессов (поза, мимика, взгляд, покраснение лица), поступки, имеющие соц.значение и связанные с нормами поведения. Поступок это действии выполнение которого сопровождается осознанием его значимости для других людей.

 

Человек как субъект д-ти.

По мнению А.Н Леонтьева, д-ть это реальная связь субъекта с объектом, в которую включена психика. Выполняя ту или иную д-ть, человеку необходимо воспринимать, размышлять, принимать волевые усилия. У него возникают эмоции, без присутствия психических познавательных процессов д-ть просто не может существовать. Если у человека отсутствует цель, мотивы, если он не воспринимает предметы или их модели, с помощью которых возможно выполнение действий, если он не помнит что и как надо делать, то д-ть не состоится. Иначе говоря, в д-ти проявляется, развивается и формируется вся система психических св-в, процессов и состояний индивида.

Психология изучает в д-ти тот аспект, который непосредственно связан с различными формами, видами и уровнями субъективного отражения объективной действительности. Если д-ть рассматривать безотносительно к субъекту, то она не будет наделена никакими психическими характеристиками. Ими обладает только субъект д-ти.

Субъективность человека связана со способность индивида превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования. Человек управляет своими действиями, практически образует действительность, планирует способы действий, реализует намеченные программы, контролирует ход своих действий и оцениваетих результат.

 

Психологическое строение д-ти

Психологическое строение подробно описано у Леонтьева. Внешняя сторона это движение, с помощью движений человек воздействует на окружающий мир. Внешняя сторона определяется, направляется и регулируется внутренней. Если представить д-ть схематично

Внутренний план

Потребность

Мотив

Цель д-ти

Условия достижения цели (задачи)

Внешний план

Д-ть

Действие

Операция, движение

Внешняя и внутренняя д-ти неразрывны, не существуют изолированно друг от друга. Источником активности являются потребности. Переживаемая человеком нужда побуждает его к совершению д-ти, т.е. к поиску предмета её удовлетворения. Предмет потребности и будет мотивом данной д-ти.

Мотив – форма проявления потребности, побуждение к определённой д-ти, тот предмет, ради которого осуществляется данная д-ть. Это опредмеченная потребность, на основе одной и той же потребности могут образовываться мотивы к различным деятельностям. И наоборот, одна и таже д-ть может вызываться различными мотивами, отвечать различным потребностям.

Мотив побуждает человека к выявлению цели д-ти. Прежде чем приступить к выполнению д-ть, человек мысленно представляет результат д-ти. Результат и является осознанной целью д-ти. Мотив и цель д-ти могут не совпадать. Сознавание цели является необходимым признаком д-ти. Все остальные стороны д-ти (мотив, планирование, переработка информации) могут не осознаваться или осознаваться не полностью или неверно. Цель, на которую направлена д-ть, обычно более или менее отдалена. Поэтому достижение цели складывается из последовательного решения человеком, ряда задач.

Д-ть представляет собой систему действий. действие – основная единица анализа д-ти. Действие это процесс, направленный на достижение цели, оно имеет свою структуру.

Цель – Мотив – Способ – Результат

Различают следующие действия: сенсорные, моторные, волевые, мыслительные, мнемические (действия памяти), внешние предметные (действия, направленные не изменения св-в предметов), умственные (действия во внутреннем плане сознания).

Само действие состоит из отдельных компонентов. Сенсорные, центральные (мыслительные), моторные (двигательные). Каждый из этих компонентов выполняет свою ф-ю.

Компоненты действия и их ф-и.

Моторные – исполнение

Центральные – Регулирование

Сенсорные – ориентировка в среде, контроль.

 

Д-ть и действия жёстко не связаны. Одна и та же д-ть может реализовываться разными действиями. Одно и то же действие может входить в различные д-ти. Действие, входящее в состав д-ти тоже имеет свою частную цель. Цель д-ти распадается на отдельные задачи. Сложное внешнее действие распадается на частичные действия и операции.

Поскольку результат операции не распознаётся как цель, они не являются самостоятельными действиями. Но в отличии от движений, операции не просто механизмы осуществления действия, а составные части действий. Само действие в зависимости от условий может переходить в операцию. Сложные виды д-ти побуждаются несколькими мотивами, они полимотивированы. Например учебная д-ть.

 

 



2015-11-11 547 Обсуждений (0)
Тема 4: Мозг и психика 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 4: Мозг и психика

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (547)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)