Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Уровни статистической значимости



2015-11-11 1088 Обсуждений (0)
Уровни статистической значимости 0.00 из 5.00 0 оценок




Основной вопрос, на который нужно дать ответ при проведении любого статистического исследования, это – достоверны ли различия между чем-то и чем-то. Этим «чем-то» может быть, например средний уровень интеллекта в двух группах людей; возможно, мы хотим узнать, все ли цвета в тесте Люшера выбираются, в среднем, одинаково часто на все позиции (то есть хотим сравнить экспериментальное распределение с равномерным); случайно или нет после воздействия суггестора на экспериментальную группу изменилось ее усредненное отношение к какому-то вопросу, и т.п. Во всех этих (и во всех прочих) случаях мы всегда определяем достоверность различий.

 

УРОВЕНЬ ЗНАЧИМОСТИ – это вероятность того, что мы сочли различия достоверными, а они на самом деле случайны.

Часто в научной литературе, особенно в периодических изданиях, можно встретить такую запись:

р≤0,05 или р≤0,01

Эта запись обозначает, что полученные в описываемом эксперименте различия достоверны на 5%-м или 1%-м уровне, то есть вероятность, что они окажутся недостоверны, равна 5/100 (0,05%) или 1/100 (0,01%).

Пятипроцентный уровень и однопроцентный уровень – общепринятые «стандарты». Обычно приводится сравнение именно с этими двумя числами.

Если уровень значимости указан:

более 10 процентов, - гипотезу, как правило, признают не подтвердившейся, а различия – недостоверными;

если в диапазоне от 5 до 10 процентов – тенденция достоверности;

меньше 5% - результатам можно доверять;

меньше 1% - практически, гарантия достоверности.

 

Нулевая и альтернативная гипотезы.

 

Формулирование гипотез – важный этап всякого исследования. Правильно сформулированные, они помогают исследователю придерживаться выбранной линии. После проведения эксперимента и осуществления всех подсчетов ему легче понять, что же все-таки он обнаружил.

Существуют два общепринятых, стандартных, типа гипотез:

 

Нулевая гипотеза (обозначается Но) предполагает, что в эксперименте не будет выявлено различий. Например: «Между учениками 1 класса А и 1 класса Б нет различий по уровню интеллекта».

Альтернативная гипотеза (обозначается Н1) предполагает, что будут выявлены различия (что различия будут достоверны). Например: «Ученики 1 класса А и 1 класса Б отличаются по уровню интеллекта»

 

Гипотезы так же могут быть ненаправленными (см. предыдущий пример) и направленными: «Ученики 1 класса А превосходят по уровню интеллекта учеников 1 класса Б»

 

Шкалы измерения.

 

Измерение – приписывание числовых форм объектам или событиям в соответствии с какими-либо правилами.

Различают четыре типа измерительных шкал.

1) НОМИНАТИВНАЯ(номинальная, шкала наименований). Эта шкала классифицирует объекты по названию, по принадлежности. Она не измеряет объекты количественно, а лишь «расставляет» по надлежащим местам. Например, взяв группу граждан, мы можем классифицировать их по национальностям, по профессии. Простейший случай номинальной шкалы – дихотомическая. Она содержит только два варианта значений: «ответил – не ответил на вопрос анкеты»; «холост – женат»; «работает – безработный»; «мужчина – женщина» и т.п.

2) ПОРЯДКОВАЯ шкала классифицирует по принципу «больше – меньше». Классифицированные объекты располагаются по мере возрастания признака, от самого малого – до самого большого. Ячейки здесь играют роль «классов». Однако порядковая шкала не дает ответа на вопрос, насколько один объект больше или меньше другого (каково между ними расстояние, выраженное в каких-либо единицах). Порядковая шкала должна содержать не меньше трех классов (разрядов), (в противном случае она сводится к дихотомической шкале). Пример: уровень благосостояния населения – мы можем сказать, что «средний класс» обеспеченнее бедных и беднее богатых, но не имеем возможности определить эту разницу количественно. Еще пример – уровень образования. Ясно, что высшее образование «лучше», чем среднее и среднее-специальное, но нет таких единиц, в которых можно было бы указать, насколько именно «лучше». Третий пример: тест СЖО (смысло-жизненных ориентаций) Леонтьева, и вообще, все методики, в которых требуется оценить что-либо по схеме «нравится – не знаю – не нравится» или «всегда – обычно – иногда – никогда».

3) ИНТЕРВАЛЬНАЯ шкала – шкала, классифицирующая по принципу «больше/меньше на определенное количество единиц». Однако эта шкала не устанавливает точки начального отсчета, некоего «абсолютного нуля», зная который, можно сравнивать между собой два любых объекта, признаки которых измерены в этой шкале. Например, измеряем время решения учебной задачи при приеме на работу. Пусть имеется четыре испытуемых А, Б, В и Г. Пусть А решил задачу за 100 секунд, Б – за 110, В – за 200, а Г – за 210. Ясно, что в этом случае нельзя утверждать, что А настолько же успешнее Б, насколько В успешнее Г, хотя между этими парами испытуемых одна и та же разница во времени решения задач – 10 секунд.

4) ШКАЛА РАВНЫХ ОТНОШЕНИЙ – это шкала, классифицирующая объекты пропорционально степени выраженности исследуемого свойства. Здесь классы или градации выражены числами, пропорциональными друг другу. Иными словами, такая шкала имеет абсолютную точку отсчета. В психологии примером шкалы равных отношений могут служить пороги абсолютной чувствительности. В сравнении с предыдущей шкалой, можно сказать, что та являлась шкалой температуры по Цельсию, а эта – по Кельвину, где есть абсолютный нуль.

 

 

 



2015-11-11 1088 Обсуждений (0)
Уровни статистической значимости 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Уровни статистической значимости

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1088)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)