Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Тема 5. Функциональное понимание текста. Теория текста




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Традиционные и современные представления о тексте. Текст как несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически; текст как языковое образование, обеспечивающее коммуникативное взаимодействие людей. Значимость каждого из представлений для филологии . Функциональное понимание текста и его плодотворность для современной филологии . Коммуникативность и системная организация как важнейшие признаки текста. Функции текста (Ю.М.Лотман).

Мир текстов. Текст в мире текстов. Многообразие и сложность отношений между текстами. Значение интертекстуальных и текстообразовательных отношений между текстами в решении задачи постижения жизни текста. Аспекты изучения текста в филологии . Филологические науки и дисциплины, изучающие текст как объект филологии. Теория текста.

Тема 6. Homo loquens как объект современной филологии .

Внимание к человеку говорящему на разных этапах развития филологии . Роль антропологического поворота в гуманитарных науках, изменения статуса речевой коммуникации, повышения коммуникативной активности человека в середине ХХ – нач. ХХ1 вв. в придании человеку говорящему статуса объекта филологии . Homo loquens как те стороны, грани человека как целого, которые составляет предмет интереса филологических наук. Языковая личность, творческая личность как базовые понятия лингвистики и литературоведения, стимулирующие разработку категории homo loquens. Homo loquens как обозначение человека, существляющего посредством естественного языка деятельность по созданию и восприятию текста, содержащего любой вид реальности. Важнейшие способности и характеристики человека как homo loquens: формально-демографические, социально-психологические, культурно-антропологические, философско-мировоззренческие, когнитивные и коммуникативные, лингвистические, ситуационно-поведенческие и др. Аспекты изучения homo loquens в филологии . Филологические науки и дисциплины, изучающие homo loquens как объект филологии . Филологическая герменевтика. Анализ дискурса. Филологическая теория коммуникации. Общие проблемы семиотики. Определение и структура знака. Принципы классификации знаковых систем. Типы знаков.Основные свойства языковых и неязыковых знаков. Своеобразие языка как семиотической системы в сравнении с другими знаковыми системами.



 

МОДУЛЬ 3

Тема 7. Методология филологии. Филология как научный принцип (С.С.Аверинцев)

Методология филологии как учение об основаниях и способах действования с ее объектами. Филология как научный принцип (С.С.Аверинцев). Филологический подход к исследованию, его сущность. Методы филологии : методы практической деятельности, методы исследования. Роль субъективного фактора и контекста гуманитарных наук в филологическом исследовании. Филологическое научное исследование. Важнейшие понятия: познавательная ситуация, объект, предмет, фактическая область, актуальность и новизна, цель, задачи, теоретическая и практическая значимость и др. Методы исследования – общенаучные и частнонаучные. Методы наблюдения и эксперимента. Методы классификации и моделирования.

Тема 8. Филологическое научное исследование. Принципы и методологические

Логика научного исследования в филологии : движение от проблемы через гипотезу к теоретическому результату. Специфика научных проблем в филологии . Постановка проблемы. Разработка гипотезы. Виды результата: теория, модель, описание, осмысление, новая интерпретация и др. Системный подход в филологии. Основные методологические подходы: структурный, культурно-исторический, социологический, сравнительно-исторический, типологический и другие. Биографический метод. Феноменологический метод в филологии.

Тема 9. Организация научного исследования

Организация научного исследования. Этапы научного исследования (подготовительный, основной и заключительный), их задачи. Выбор темы исследования, обоснование ее актуальности, степени изученности и новизны. Определение метода исследования, способа исследования. Основные принципы и подходы в процессе филологических исследований. Общенаучные методы и способы исследования.

Концепция филологического исследования. Динамика развития темы. Аналитическая часть исследования. Филологический анализ текста. Представление результатов исследования в научной коммуникации. Учебное научное исследование, его особенности.

УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (модуля).

Самостоятельная работа к занятиям:

6.1.Коллоквиум по теме: «Основные методы филологического исследования»:

1. Биография как ключ к тексту.

2. Культурно-исторический метод.

3. Сравнительно-исторический метод.

4. Социологический метод.

5. Структурный метод.

6. Типологический метод.

Литература:

Зинченко В.Г., Зусман В.Г., Кирнозе З.И. Методы изучения литературы. Учебное пособие. М.: Флинта: Наука. 2002, 200 с.

1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 2006.

2. Богин Г.И. Филологическая герменевтика. Калинин, 1982.

3. Бройтман С.Н. историческая поэтика. М., 2001.

4. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М., 1970.

6.2. Контрольная работа.Темы контрольных работ предполагают не только конспектирование научной литературы на избранную тему, но и проблемный анализ конкретных текстов.

Темы контрольных работ:

1. Что такое современная филология ? Основные особенности филологического труда.

2. Язык как объект современной филологии. Филологическое понимание языка.

3. От языка к тексту: текст как объект современной филологии .

4. От языка и текста к человеку: homo loquens как объект современной филологии .

5. Филология «как служба понимания» (С.С.Аверинцев).

6. Научное исследование в области филологических наук: важнейшие понятия и логика научного исследования.

7. Научное исследование в области филологических наук: общенаучные методы исследования и их специфика в филологии .

8. Филологическое научное сочинение. Учебное научное сочинение по филологии .

9. Филология как совокупность гуманитарных наук, междисциплинарное (= общефилологическое) ядро знания, научный принцип (на выбор сопоставление гуманитарных наук с филологией).

10. Важнейшие открытия в филологии ХХ-ХХ1 вв. (на выбор работы Р.О.Якобсона, Ю.М.Лотмана, В.Н.Топорова, М.М.Бахтина, Д.С.Лихачева и других).

6.3. Составить глоссарий и выписать из лингвистических и литературоведческих словарей дефиниции следующих терминов:

Актуализация, анализ, аналогия, ареал, билингвизм, вербальный, высказывание, генетическая связь языков, глоссарий, глоттохронология, государственный язык, дейктический, деривация, детерминация, дивергенция, дистрибуция, жанр, стиль, образ автора, когнитивная лингвистика, когнитивное литературоведение, корреляция, метод (филологический), национальный язык, национальная литература, национальная традиция, художественный текст, парадигматика и синтагматика, художественное пространство и время, нарратив, праязык, психолингвистика, семантика, семантическое поле, семиология, система, слово, социофилология, структура, структурализм, текст, форма, функция, язык, языковая политика.

 

Темы рефератов

1. Филология в интерпретации Л.В. Щербы.

2. Учение о русском языке В.В. Виноградова.

3. Актуальные проблемы современной филологии.

4. Текст и дискурс.

5. Понятие интертекста.

6. Синхрония и диахрония текстовой структуры.

7. Теория текста в работах Ю.М.Лотмана.

8. Филология в интерпретации Л.С.Лихачева.

9. С.Аверинцев о филологическом подходе.

10.Структура филологического исследования.

 

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

ПО ОСНОВАМ ФИЛОЛОГИИ

1. Предмет и объект филологии.

2. Связь филологии с философией, логикой, психологией.

3. Роль филологи в системе гуманитарного знания: связь с историей, географией, антропологией, математикой, семиотикой.

4. Основные этапы и периоды в истории филологии.

5. Возникновение основных направлений филологии: классической, библейской, восточной.

6. Русская филология XIX в. Дифференциация науки. Филологические воззрения Ф.И. Буслаева, А.А. Потебни.

7. Роль филологической концепции анализа художественного текста в работах Л.В.Щербы

8. Национальный язык и национальная литература.

9. Язык и культура.

  1. Слово как важнейшая единица языка.
  2. Философские концепции системности языка.
  3. Семиотика и язык.
  4. Текст как предмет филологии.
  5. Развитие общефилологического «ядра» в филологических науках М.М.Бахтиным.
  6. Художественное пространство и время.
  7. С.Аверинцев о ведущей роли филологии как отрасли гуманитарного знания.
  8. Естественный язык и знаковые системы.
  9. Текст как объект филологии.
  10. Функции текста.
  11. Аспекты изучения текста в филологии.
  12. Языковая и творческая личность как базовые понятия лингвистики и литературоведения.
  13. Анализ дискурса.
  14. Филологическое научное исследование.

 




Читайте также:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1126)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.019 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7