Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


История русского языка. МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ



2015-11-11 324 Обсуждений (0)
История русского языка. МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок




МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Вятский государственный гуманитарный университет

Филологический факультет

Кафедра русского языка

Программа

Государственного экзамена по русскому языку

Специальность - 031001.65 Филология КвалификацияФилолог. Преподаватель.

Пояснительная записка

 

На филологическом факультете русский язык изучается как с точки зре­ния истории его становления и развития, так и в плане его современного со­стояния и функционирования, когда он предстает как результат исторических изменений в прошлом.

Характеристика русского языка в указанных аспектах дается в рамках таких учебных дисциплин, как «История языка» (историческая грамматика и история русского литературного языка) и «Современный русский литератур­ный язык». Изучение этих дисциплин идет параллельно с курсом «Теория языка», предназначение которого состоит в том, чтобы познакомить студен­тов с основными проблемами и методами языкознания.

Немаловажную роль в подготовке специалиста играет также курс «Тео­рия и методика обучения русскому языку».

Программа государственного экзамена по русскому языку включает разделы, в той или иной степени отражающие содержание всех перечислен­ных выше курсов. Центральное место отводится вопросам системного уст­ройства и функционирования русского языка на современном этапе его раз­вития.

В Программе получил отражение прежде всего теоретический материал, изучение которого предусматривается «Государственным образователь­ным 050301.65 русский язык и литература (М., 2000). Этот материал служит базой для выработки у студентов прочных навыков всех видов лингвистиче­ского разбора, включая умение производить историческое комментирование фактов современного русского языка.

Программа государственного экзамена по русскому языку непосредст­венным образом соотносится с программами учебных курсов (типовыми и рабочими), на которые опирается изучение всех дисциплин, входящих в об­разовательный цикл «Русский язык». Назовем базовые программы, содержа­ние которых нашло отражение в настоящем документе.

1. Программы педагогических институтов. Современный русский язык. Для специальности № 2101 «Русский язык и литература» [Текст]. - М., 1985.

2. Программы педагогических институтов. Введение в языкознание. Старославянский язык. Русская диалектология. Диалектологическая практи­ка. Практикум по русскому языку. Сборник I. Для специальности № 2101 «Русский язык и литература» [Текст]. - М, 1985.

3. Программы педагогических институтов. Сборник II. Общее языко­знание. Стилистика русского языка. Лингвистический анализ художествен­ного текста. Современный русский литературный язык [ГЭК] [Текст].- М., 1985.

4. Программы педагогических институтов. Историческая грамматика русского языка. Технические средства обучения. Сборник 2 [Текст].- М., 1985.

5. Современный русский литературный язык. Русский язык как ино­странный [Текст]: программы учебных курсов. - М., 1999.

6. Теория и история языка. Программы дисциплин предметной подго­товки по специальности 032900 Русский язык и литература. Для педагогиче­ских университетов и институтов [Текст] / ред. и сост. И. Г. Добродомов. -М., 2001.

7. Риторика. Культура речи учителя (педагогическая риторика) [Текст]: сборник программ учебных курсов / сост. и ред. Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская. - М., 2002.

8. Методика преподавания русского языка. Для специальности № 2121 [Текст] / сост. М. Т. Баранов, Т. К. Донская, Н. А. Ипполитова, Т. А. Лады­женская, О. П. Мистратова. - М., 1985.

Учебные курсы, содержание которых отражено в Программе государст­венного экзамена, снабжены специальной литературой. В этой литературе представлен тот объем теоретических сведений, усвоение которого является залогом качественной подготовки выпускников по русскому языку. Это сле­дующие учебники, учебные комплексы, грамматики.

Реформатский, А. А. Введение в языковедение [Текст] / А. А. Рефор­матский. - М., 1967; и др. издания.

Кодухов, В. И, Введение в языкознание [Текст] / В. И. Кодухов. - М., 1979.

Кодухов, В. И. Общее языкознание [Текст] / В. И. Кодухов. - М., 1974.

Иванов, В. В. Историческая грамматика русского языка [Текст] / В. В. Иванов.-М., 1983.

Ефимов, А. И. История русского литературного языка [Текст] / А. И. Ефимов. -М., 1961.

Русская грамматика. Ч. I, II [Текст]. - М., 1980.

Шанский, Я М Современный русский язык: в 3 ч. Ч. 1. Введение. Лек­сика. Фразеология. Фонетика. Графика. Орфография [Текст] / Н. М. Шан­ский, А. Н. Тихонов. - М., 1981.

Шанский, И- М. Современный русский язык: в 3 ч. Ч. 2. Словообразо­вание. Морфология [Текст] /Н. М. Шанский, А. Н. Тихонов.-М., 1981.

Бабайцева, В.В. Современный русский язык: в 3 ч. Ч. 3. Синтаксис. Пунктуация [Текст] / В. В. Бабайцева, Л. Ю. Максимов. - М., 1981.

Современный русский язык [Текст] / под ред. П. А. Леканта. - М, 2000.

Методика преподавания русского языка [Текст] / под ред. М. Т. Бара­нова. -М., 1991.

Хрестоматия по методике русского языка. Русский язык как предмет преподавания [Текст]: пособие для учителя / сост. А. В. Текучев. - М., 1982.

Львова, С. И. Уроки русской словесности [Текст] / С. И. Львова. - М., 1990.

Детина А, Д. Универсальные дидактические материалы по русскому языку [Текст] / А. Д. Дейкина, Т. М. Пахнова. - М., 2000.

 

Дополнительную литературу по различным разделам курса см. в конце программы.

Программа сопровождается тремя приложениями: Схемы разных видов лингвистического разбора. Лексический анализ слова; Образец экзаменаци­онного билета и практического задания; Требования к дипломным работам по русскому языку.

Программа

Общие вопросы науки о языке

Предмет и основные разделы языкознания. Связь языкознания с другими науками. Язык как система и структура. Антропоцентрический подход к анализу языковых фактов.

Основы типологической (морфологической) классификации языков. Морфологические типы языков - изолирующий, агглютинативный, флектив­ный. Полисинтетические языки. Языки синтетического и аналитического строя. Место русского языка в типологической классификации языков.

Генеалогическая классификация языков Понятие о родстве языков. Языковые семьи и группы. Основные семьи родственных языков. Индоевро­пейская семья и группы индоевропейских языков. Славянская группа индо­европейской семьи.

Русский язык как язык национальный. Понятие о литературном языке. Основные этапы формирования русского литературного языка. Нормированность как отличительная черта литературного языка. Типы норм. Историче­ская изменчивость и вариативность норм литературного языка. Норма и ко­дификация. Норма и узус.

Русский литературный язык и диалекты (социальные и территориаль­ные). Социальная дифференциация языка (профессионализмы, групповые жаргоны, жаргоны деклассированных). Территориальная дифференциация языка. Основные наречия и группы говоров русского языка. Характеристика северновеликорусского и южновеликорусского наречий.

Стилистическая дифференциация современного русского литературного языка. Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицисти­ческий, разговорный) и их связь с основными функциями языка (коммуника­тивной, информативной, волюнтативной). Особенности стиля (языка) худо­жественной литературы.

 

История русского языка

Фонетическая система древнерусского языка к началу письменной поры (X-XI вв.). Состав исистема гласных и согласных фонем. Отличие системы гласных и согласных фонем древнерусского языка от звуковой системы со­временного русского языка.

История звуков [г], [к], [х] в русском языке. История шипящих и [ц] в русском языке.

Утрата редуцированных. Следствия утраты редуцированных. Отражение утраты редуцированных в современном русском языке.

Переход [е] в [о] в истории русского языка.

Имя существительное. История склонения имен существительных в древнерусском языке. Перегруппировка типов склонения в единственном числе и унификация их во множественном числе.

Имя прилагательное. Категории и формы прилагательного. История кратких (именных) форм прилагательного. Образование полных (местоимен­ных) форм прилагательного. Местоименное склонение прилагательных и его история.

Местоимение. История личных местоимений. Указательные местоиме­нияния. История местоимений 3-го лица.

Глагол. Система глагольных форм и категорий в древнерусском языке. История форм прошедшего времени. Будущее время, способы его выражения в истории русского языка. История причастных форм. Образование катего­рии деепричастия.

Роль М. В. Ломоносова в истории русского литературного языка. Куль­турно-историческая роль церковнославянизмов в оценке М.В.Ломоносова. Теория трех стилей. «Российская грамматика» Ломоносова и ее значение для нормализации русского языка.

А. С. Пушкин и его значение в истории русского литературного языка. Борьба Пушкина за народность литературного языка. Отношение Пушкина к речевым средствам церковнославянского происхождения и к проблеме заим­ствований в русском языке. Роль Пушкина в грамматической и стилистиче­ской нормализации русского литературного языка.

 

 



2015-11-11 324 Обсуждений (0)
История русского языка. МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: История русского языка. МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (324)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)