Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)



2015-11-11 558 Обсуждений (0)
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) 0.00 из 5.00 0 оценок




№ п/п Содержание компетенции Шифр
Общекультурные компетенции ОК-(№)
1. владение культурой мышления; способностью к анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения   ОК-1
2. Владение нормами русского литературного языка, навыками практического использования системы функциональных стилей речи; умение создавать и редактировать тексты профессионального назначения на русском языке ОК-2
Профессиональные компетенции ПК-(№)
1. Способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста, представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии   ПК-1
2. Свободное владение основным изучаемым языком в его литературной форме ПК-3
3. Способность проводить под научным руководством локальные исследования на основе существующих методик в конкретной узкой области филологического знания с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов   ПК-6
4. владение навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований   ПК-8
5. Готовность к распространению и популяризации филологических знаний и воспитательной работе с учащимися   ПК-11
6. владение базовыми навыками доработки и обработки (например, корректура, редактирование, комментирование, реферирование) различных типов текста   ПК-13

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

ЗНАТЬ   - основные художественные тексты классических авторов 19 века; - выявленные закономерности развития трех литературных родов и их основных жанровых разновидностей; - основные события и факты гражданской истории, художественно-эстетические понятия и категории, необходимые для понимания зарубежной литературы и ее роли в становлении европейской и американской культуры; - имена ведущих переводчиков, отечественных и зарубежных исследователей, наиболее авторитетные издания текстов, основную учебную и методическую литературу, основные электронные ресурсы по истории и теории зарубежной литературы 19 века; - отношение классиков отечественной литературы к зарубежному культурному наследию и отдельным авторам; - основные теоретические положения и понятия, теоретико-терминологический аппарат изучаемой дисциплины.    
УМЕТЬ - применять навыки литературоведческого анализа на разных уровнях (проблемно-тематическом, структурно-композицион­ном и др.), выявлять межпредметные связи; - конспектировать необходимую литературу, формировать индивидуальное отношение к классическим текстам; - рассматривать словесные произведения в единстве формы и содержания с учетом существующих в современной науке представлений о конкретных явлениях и природе искусства; - применять изученные на конкретном материале понятия и термины при анализе литературного процесса в целом; - выразительно читать наизусть и комментировать рекомендованные отрывки из произведений зарубежных авторов; - уметь анализировать существующие переводы; применять современные информационные технологии при написании реферата, доклада, подготовке презентации на заданную тему.  
ВЛАДЕТЬ -необходимыми общекультурными и профессиональными компетенциями, методами и приемами научного исследования в области филологии с применением полученных теоретических и практических знаний; - навыками отбора, систематизации и анализа необходимой для решения учебных задач информации, пользуясь при этом научной и справочной литературой, библиографическими источниками и современными поисковыми системами, в том числе и в среде Интернет; - умениями и навыками литературоведческого анализа и интерпретации художественных произведений; - основными методами и приемами исследовательской работы в области литературоведения; - навыками подготовки и выступления с докладами и сообщениями на заданную тему.  

 

6. Структура и содержание дисциплины (модуля)

Общая трудоемкость дисциплины составляет:

4 зач.ед. (144 академических часов), из них:

2 зач.ед. (68 академических часов) – аудиторные занятия,

2 зач.ед. (76 академических часов) – самостоятельная работа.

 

Учебно-тематический план дисциплины

№ п/п Раздел дисциплины (модуля) Семестр Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость в зач.ед. (часах) Формы текущего контроля успеваемости (по разделам дисциплины) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Лекции Практические занятия Лабораторные работы СРС
  Раздел 1. Зарубежная литература 19 в. (часть 1)            
Тема 1. Периодизация и специфика литературного процесса XIX века     собеседование, проверка конспекта
Тема 2. Романтизм как тип культурного сознания, как метод и направление в европейской литературе; эстетические принципы немецкого романтизма   собеседование, проверка конспекта, знания текстов наизусть, раздела учебника
Тема 3. Своеобразие романтического мировосприятия в творчестве Э.Т.А. Гофмана   собеседование проверка знания текстов наизусть, раздела учебника
Тема 4. Эстетические принципы английского романтизма: «Озерная школа», Д.Г. Байрон, В. Скотт   собеседование проверка знания текстов наизусть, раздела учебника, подготовка компьютерной презентации
Тема 5. Эстетика раннего французского романтизма: Ф.-Р. Де Шатобриан, Б. Констан, В. Гюго   проверка рабочих тетрадей, знания текстов, подготовка компьютерной презентации
Тема 6. Формирование и художественное своеобразие американского романтизма: В. Ирвинг, Д.Ф. Купер, Э.А. По   собеседование проверка знания текстов наизусть, раздела учебника
  ИТОГО     Зачет
  Радел 2. Зарубежная литература 19 в. (часть 2)            
Тема 7. Историко-философский и эстетический контекст формирования классического реализма   собеседование проверка знания раздела учебника
Тема 8. Философская основа, гносеологические и эстетические принципы французского реализма 1830-1848 гг.   собеседование проверка знания текстов наизусть, событий гражданской истории, раздела учебника
Тема 9. Развитие английской реалистической литературы 1830-1870 гг. Творчество Ч. Диккенса, У.М. Теккерея   собеседование проверка знания текстов наизусть, подготовка компьютерной презентации
Тема 10. Немецкая революционно-демократическая литература: Г. Гейне, Г. Веерт, Ф. Фрейлиграт   собеседование проверка знания текстов наизусть
Тема 11. Идеи трансцендентализма и аболиционизма в литературе США   собеседование проверка знания раздела учебника
Тема 12. Французская литература после 1848 г.: Парнасская школа; Ш. Бодлер   собеседование проверка знания текстов наизусть
Тема 13. Творчество Г. Флобера как новый этап в развитии французского реализма     собеседование проверка знания раздела учебника
  ИТОГО     Экзамен

 

7. Наименование, содержание и интерактивные формы проведения лекций

Наименование разделов и тем дисциплины, их краткое содержание Использование интерактивных форм Зачетные единицы (часы)
  4 семестр    
Периодизация и специфика литературного процесса XIX века.   Значение основных исторических вех XIX в. - Июльской революции 1830 г. и революций 1848-1849 гг. - для гражданской истории и литературного процесса стран Европы и Северной Америки. Общая периодизация историко-литературного процесса: I этап – 1789 г. по 1830 г., II этап – 1830 по 1871 г.; II этап в свою очередь делится на 2 периода: 1) 1830-1848 гг. и 1848-1871 гг. Социально-исторические и философско-эстетические предпосылки формирования романтического и реалистического искусства в XIX веке. Романтизм и критический реализм как главные творческие методы и направления в литературах этого периода. Их взаимосвязи.   лекция-визуализация, лекция-беседа    
Романтизм как тип культурного сознания, как метод и направление в европейской литературе; эстетические принципы немецкого романтизма. Метод романтизма, романтическое мироощущение, романтизм как литературное направление. Возникнове­ние термина, проблема опреде­ления романтизма. Двойственность и стремление к универсальности как основ­ные черты метода. Понятие о романтическом двоемирии. Связь с Просвещением и отталкивание от него; ренессансные черты в романтизме; роль средних веков в системе идей и форм роман­тизма; отказ от нормативности классицизма. Освоение идей И. Канта (1724 – 1804), И.Г. Фихте (1762 – 1814), Фр. Шеллинга (1775 – 1854). Субъективное нача­ло в романтизме. Эволюция понятий об историзме и среде, изменение концепции личности; проблема индивидуального характера. Открытие «местного колорита», «живописность» романтизма. Принцип ти­пизации. Роль воображения. Возникновение новых и эволюция основных жанров романтизма. Первый этап развития немецкого романтизма. Иенская группа романтиков. Эстетические теории Фридриха Шлегеля (1772 – 1829), концепция искусства, творчества, романтичес­кой иронии; «фрагмент – фермент познания» гротеска, личности художника; трактовка Бытия как пло­дородного хаоса. Август Вильгельм Шлегель (1767 – 1845), Фридрих Шлейермахер (1768 – 1834). Связь философии, теологии (Шлей­ермахер) с эстетикой и практикой романтиков. Фи­лософия Шеллинга как основа развития представления о романти­ческой иронии, сущность понятия «романтическая ирония». Второй этап развития немецкого романтизма. Гейдельбергская школа: А. фон Арним (1786 – 1859), Клеменс Брентано (1778 – 1842), Якоб Гримм (1785 – 1863) и Вильгельм Гримм (1786 – 1859). Интерес к национальному фольклору и характер его интерпретации у писателей гейдельбергского кружка. Филологический характер школы. Значение издания народных песен (сборник «Волшебный рог мальчика») для развития немецкой лирики. Место братьев Гримм в истории немецкой литературы. Характер и значение филологических работ братьев Гримм.     лекция-визуализация  
Своеобразие романтического мировосприятия в творчестве Э.Т.А. Гофмана.   Эрнст Теодор Амадей Гофман (1776 – 1822). Периодизация творчества; характер раннего творчества. Идея универсальной личности, роль музыки и творчества, двоемирие, фантастика, гротеск, романтическая ирония. Смысл названия первого сборника «Фантазии в манере Калло», его состав. «Кавалер Глюк» - концепция музыки, роль и смысл двоемирия. «Золотой горшок» – двоемирие, специфика фантас­тики, своеобразие мифологии, гротеск и романтическая ирония. Музыканты и «просто хорошие люди». Музыкальные новеллы Гофмана, «Дон Жуан» – слияние музыки и любви, проблема идеальной личности и идеального чувства: музыка как основа рассказа. «Крошка Цахес» - идея двойственности, гротескности и абсурда как нормы жизни, социальный и нрав­ственный смысл центрального образа. Способы создания гротеска и романтической иронии. Диалектика добра и зла в «Песочном человеке». Объекты социальной сатиры в новеллах-сказках «Крошка Цахес по прозванию Циннобер», «Повелитель блох». Тема двойничества, автомата и магического стекла в произведениях Гофмана. Итоговый характер романа «Жи­тейские воззрения кота Мурра»; идейно-философское, жанровое своеобразие романа: двоемирие, ирония, сатира и гротеск как идейная и структурная основа романа; авторское и обыденное переосмысление личности музыканта; идея социаль­ной тирании в романе. Новаторство Гофмана и поэтика заглавий художественных произведений; роль предметной детали. Оценка творчества Э.Т.А. Гофмана В.Г. Белинским и русской революционно-демократической и критикой.   лекция-визуализация, лекция-беседа    
Эстетические принципы английского романтизма: «Озерная школа», Д.Г. Байрон, В. Скотт.   Особенности исторического процесса в Англии на рубеже ХVIII- XIX вв. «Озерная школа» – ранний этап английского романтизма. Предисловие к «Лирическим балладам» У. Вордсворта и Кольриджа как манифест «озерной» школы. Главные принципы и задачи новой поэтики. Основные мотивы и образы лирики поэтов озерной школы. Новаторство «озерной» школы. Лейкисты в оценке Байрона. А. С. Пушкин об «Озерной школе». Джордж Гордон Ноэл Байрон(1788 – 1824).Периодизация творчества; формирование и развитие мировоззрения. Скептицизм и ра­ционализм. Титанизм героев и конфликтов. Сатирический обзор и оценка современной английской поэзии в «Английских бардах и шотландских обозревателях». Проблема цели жизни в стихотворении «Прометей», интерпретация античного образа. Художественное и политическое значение поэмы «Паломничество Чайльд-Гарольда»; «Чайльд-Гарольд» как новый тип лиро-эпической поэмы: изме­нения в сюжете, проблема связей лирического героя и героя произведения, превращение эпического произведения в лири­ческий дневник автора. Поэма как обзор важнейших событий вре­мени. Концепция личности байроновского героя. Тема природы и человека: новые стилевые черты. Политическая поэзия Байрона в 1812-1816 гг. Жанровые особенности «Вос­точных поэм» - связи с новеллой, «вершинность» композиции. Эгоцентризм романтического героя и отношение к нему автора. Тема любви и природы. Влияние «восточных поэм» на «южные поэмы» А.С. Пушкина и русскую романтическую поэму. Духовный кризис Байрона. Роман «Дон Жуан» ­причины и принцип использования «вечного образа», социальная, художественно-философская проблема­тика романа, сатирические черты, переосмысление романтичес­ких тем и героев (тема войны). Своеобразие стихотворной строфы. Итоговый характер стихотворения «В день моего тридца­тишестилетия». Проблема «байронизма», критика трактовки этого понятия в литературоведении. А.С. Пушкин о художественных особенностях творчества Байрона. Вальтер Скотт (1771 – 1832). Эстетические принципы Скотта-романиста, сочетание в них романтического и реалистического начал; категория художественной правды, нравственного колорита; нарративная функция предисловий в романах В. Скотта. Изображение народа как активной силы исторического процесса в романах Скотта. «Квентин Дорвард», «Айвенго» - характерные образцы романов средневекового цикла. Романы о буржуазной революции («Пуритане», «Вудсток»). Значение В. Скотта для развития европейского романа. Восприятие творчества В. Скотта в России. В. Г. Белинский о Скотте.     лекция-визуализация  
Эстетика раннего французского романтизма: Ф.-Р. Де Шатобриан, Б. Констан, В. Гюго.   Истоки французского романтизма на рубеже XVIII-XIX вв. Публицистика Луи Бональда (1754 – 1840) и де Мэстра. Франсуа Рене де Шатобриан (1768 – 1848). Эволюция его мировоззрения и творчества. Повести «Рене» и «Атала». Их художественные особенности. Романтический герой Шатобриана. Борьба направлений во французской литературе периода Империи. Либеральная оппозиция во французской литературе. Жермена де Сталь (1766 – 1817) как теоретик искусства. Оценка А.С. Пушкиным творчества Ж. де Сталь. Бенжамен Констан (1767 – 1830) и его роман «Адольф». А.С. Пушкин о романе «Адольфе». Виктор Гюго (1802 – 1885). Периодизация творчества. Усиление демократических тенденций в середине 20-х гг. Предисловие к «Кромвелю» как манифест прогрессивного романтизма: философско-эстетические категории гротеск, контраст, местный колорит; кон­цепция личности, истории. Характеристика французского театра этого периода. Драматургия Гюго и ее значение в борьбе за утверждение романтизма в театре. «Эрнани» и литературно-общественная борьба вокруг постановки этой пьесы. Гюго и революция 1830 г. Антимонархическая направленность драм Гюго 30-х п. («Король забавляется», «Рюи Блаз»). Критика феодальной реакции в романе «Собор Парижской Богоматери». Специфика историзма и элементы реализма в романе. Образная система романа и его композиция. Русская революционно-демократическая критика о противоречиях мировоззрения Гюго.       лекция-визуализация, лекция-беседа  
Формирование и художественное своеобразие американского романтизма: В. Ирвинг, Д.Ф. Купер, Э.А. По. Идейно-художественная специфика американского романтизма. Зарождение романтического романа: Чарлз Брокден Браун (1771 – 1810) («Эдгар Хантли»). Зависимость его от поэтики европейского готического романа. Вашингтон Ирвинг (1783 – 1859) как представитель раннего этапа американского ро­мантизма, создатель романтической новеллы; фольклорные ис­точники творчества. Романтическая поэтизация Америки прошлого («Рип Ван Винкль»). Творчество Д.Ф. Купера (1789 – 1851). Его значение для дальнейшего становления и последующего развития американской литературы. Судьба романов Купера на родине и в России. Пенталогия о «Кожаном чулке» – своеобразный взгляд на историю Америки, соотношение культуры, цивилизации и природы. Своеобразие романтического героя Купера. Творчество Э.А. По (1809 – 1849). Его роль в американской литературе и значение его творчества для развития европейской поэзии (Бодлер, французские и русские символисты). Э.А.По и Ф.М. Достоевский. Значение теоретических и критических работ Э.А. По: «Философия творчества» и «Поэтический принцип». Лирика По: проблематика, поэтика, особенности поэтического языка. Новеллистика Э.А. По: основные особенности, проблематика. Страшные, фантастические, сатирические и детективные новеллы. Сочетание фантастического с предельной точностью изображения, роль гротеска. Э.А. По как предшественник научно-фантастической и детективной мировой литературы.   Творчество Г. У. Лонгфелло (1807 – 1882); основные мотивы ранней лирики («Псалом жизни», «Excelsior»). Неприятие поэтом рабовладельческой системы («Стихи о рабстве»). Фольклорная основа, эпические черты и европейские источники поэмы «Песнь о Гайавате» (1855). Тема природы в лирике Лонгфелло. Восприятие творчества Лонгфелло в России.   лекция-визуализация, лекция-беседа  
  Итого за 4 семестр  
  5 семестр    
Историко-философский и эстетический контекст формирования классического реализма.   Социально-исторические и философско-эстетические предпосылки формирования реалистического искусства в 1830-х гг. XIX века. Эволюция понятий об историзме и среде, изменение концепции личности; эстетические, аксиологические взаимосвязи с романтизмом (рациональные, каузальные, эмоционально-интуитивные аспекты); проблема индивидуального характера. Основные принципы отражения действительности и система жанров. Роман как ведущий жанр реалистической литературы. Научное знание (естествознание) как гносеологическая основа нового мировоззрения. Универсальное применение принципа эволюции. Принцип детерминизма личности. Смирение и претензии позитивистского разума. О. Конт. Культ фотографического, репортерски-точного описания жизни в ее социальном многообразии. Роль литературных критиков как посредников между писателями и выросшей читательской массой. Сент-Бев. И. Тэн. «Реализм» как «слово-знамя» (Шанфлери, Дюранти). Ш. Сент-Бев (1804 – 1869) и возникновение литературной критики. проблемная лекция  
Философская основа, гносеологические и эстетические принципы французского реализма 1830-1848 гг. О. де Бальзак (1799 – 1850). Основные периоды творчества. Развитие мировоззрения, эстетические взгляды Бальзака: предисловие к «Человеческой комедии», «Неведомый шедевр». Особенности реалистического метода. Особенности историзма писателя. Философские этюды «Шагреневая кожа». Замысел и история создания «Человеческой комедии», влияние естественных наук на идейно-художественную структуру бальзаковских произведений. Противоречия мировоззрения Бальзака. Своеобразие легитимизма Бальзака и проблема народности в его мировоззрении и творчестве. Проблема характера и положительного героя в «Человеческой комедии». Разоблачение буржуазной практики, социально-временная детерминированность характера. Французская (А. Вюрмсер) и русская критика о Бальзаке. Ф. Стендаль (Анри Бейль 1783 – 1842). Формирование и развитие мировоззрения. Просветительские традиции в эстетике писателя. Роман «Красное и черное» как роман об эпохе Реставрации; политическая звучание и актуальность. Эволюция образа героя; особенности композиции и стиля; психологизм и демократический пафос. Особенности творческого метода Стендаля­-романиста. Иронический скепсис, художественный аналитизм, эстетизм Стенда­ля. Идеал искусства как абсолютной искренности. Поиск стили­стического эквивалента «правды жизни», значение психологического анализа. Творчество Ф. Стендаля в России. П. Мериме (1803 – 1870). Его место в развитии критического реализма во Франции. Периодизация творчества. Специфика стиля и композиции его новелл. Проблема историзма — множественности куль­турных миров, относительности критериев суждения. Скепсис как по­следовательная мировоззренческая позиция: невозможность веры и подозрительность страсти. Сознательный лаконизм новеллистики Мери­ме. Психология современного человека как невольной жертвы со­циального маскарада. Внутренняя полемика с эстетикой и аксиологией романтизма. Мериме как переводчик и популяризатор русской литературы. Творчество Мериме в России.     лекция-визуализация, лекция-беседа    
Развитие английской реалистической литературы 1830-1870 гг. Творчество Ч. Диккенса, У.М. Теккерея. Социально-политические условия в Англии после 1830-го года. Философско-эстетические воззрения чартистов. Литературная политика чартистов. Художественная практика Томаса Гуда (1799 – 1845). Томас Карлейль (1795 – 1881) как литературный критик, проблема нравственного как ценностной основы прекрасного. Чарлз Диккенс (1812 – 1870) – крупнейший представитель английского критического реализма. Характеристика четырех основных периодов творчества Ч. Диккенса. Эволюция творчества писателя. Ранние произведения («Очерки Боза», «Посмертные записки Пиквикского клуба» (1836 – 1837)). Диккенс-юморист, языковые средства создания художественных образов. Углубление социальной тематики в романах «Оливер Твист» и «Николас Никльби». Американская тема в творчестве Ч. Диккенса. Противоречивое отношение Диккенса к чартизму. «Рождественские рассказы». Роман «Домби и сын» (1848), его значение в творческом развитии Диккенса-сатирика и обличителя английской буржуазной морали. Соотношение сатиры и юмора в его творчестве. В.Г. Белинский, А.Н. Островский о романе. Эволюция мировоззрения Диккенса после 1848 г. Социальные романы Диккенса начала 50-х гг. Публицистическая деятельность писателя. Посмертная судьба творческого наследия; восприятие творчества Ч. Диккенса в России и его оценка русской критикой.   У.М. Теккерей (1811 – 1863) как продолжатель традиций английских романистов XVIII века Пародии на романтический уголовный («ньюгейтский») роман. Ранние сатирические повести. «Книга снобов» (1846 – 1847) - сатира на викторианское буржуазно-­аристократическое общество. Резкая критика английской буржуазной культуры. Роман «Ярмарка тщеславия» (1848) - вершина творчества Теккерея. Обличение лицемерия и продажности правящих классов Англии. Особенности типизации в романе («Роман без героя»), мастерство реалистической сатиры. Особенности хронотопа в романе; сюжетно-композиционные особенности «романа без героя». Авторские интенции и авторская оценка изображаемого, множественность повествовательных инстанций в романе. Ослабление критических тенденций в творчестве У.М. Теккерея 50-х гг. «Ньюкомы». Теккерей в руских переводах.     лекция-визуализация    
Немецкая революционно-демократическая литература: Г. Гейне, Г. Веерт, Ф. Фрейлиграт. Эволюция творчества Генриха Гейне (1797 – 1856) в 30-х - 40-х гг. Гейне в эмиграции. Интерес к утопическому социализму. Литературно-­критическая деятельность Гейне. Расцвет политической поэзии Гейне. «Современные стихотворения». Социалистические мотивы в поэзии Г. Гейне. Поэма «Германия. Зимняя сказка» как политическая сатира; отражение в поэме социалистических идей; стиль и композиция поэмы, авторская позиция в поэме. Творчество Г. Гейне после 1848 г. Рост противоречий в мировоззрении поэта. Творчество Г. Гейне в России. Поэзия гражданского романтизма Творчество Георга Гервега (1817 – 1876), Фердинанда Фрейлиграта (1810 – 1876), Георга Веерта (1822 – 1856).     лекция-беседа  
Идеи трансцендентализма и аболиционизма в литературе США. Философские, эстетические истоки трансцендентализма и его значение для развития национальной культуры Америки. Роль Ралфа Уолдо Эмерсона(1803 – 1882). Генри Дэвид Торо (1817 – 1862) «Уолден, или Жизнь в лесу» (1851). Восприятие творчества трансценденталистов Л.Н. Толстым. Аболиционистская литература 50-х - 60-х гг. Романы Г. Бичер-Стоу (1811 – 1896) «Хижина дяди Тома» (1852) как наиболее значительные образцы аболиционистской литературы. Особенности творческого метода Бичер-Стоу. Оценка ее творчества Л.Н. Толстым. Творчество Германа Мелвилла (1819 – 1891). Аллегорическое изображение Америки в роман «Моби Дик, или Белый Кит» (1851) как выражение романтического бута. Философская символика в романе. Своеобразие творческого метода Г. Мелвилла. Уолт Уитмен (1819 – 1892). Влияние событий 50-х - 60-х гг. на формирование его мировоззрения; Сборник «Листья травы» (1855), тема созидательного труда. Особенности творческого метода поэта. Новаторство У. Уитмена, восприятие и оценка поэзии У. Уитмена в России.   проблемная лекция    
Французская литература после 1848 г.: Парнасская школа; Ш. Бодлер. Французская литература после революционных событий 1848 г. Социальные, исторические и эстетические предпосылки для утверждения принципа «чистое искусство», «искусство для искусства». Парнасская группа поэтов: Теофиль Готье (1811 – 1872), Шарль Леконт де Лиль (1818 – 1894), Жозе-Мария де Эредиа (1842 – 1905), Теодор де Банвиль (1823 – 1891), Жерар де Нерваль (1808 – 1855). Противоречия в эстетике парнасцев. Характерные черты поэзии Т. Готье и Леконта де Лиля. Основные теоретические положения литературной теории И.Тэна. Творчество Шарля Бодлера (1821 – 1867). Влияние творчества Э.А. По на эстетические воззрения Ш. Бодлера. Сборник «Цветы Зла», интерпретация заглавия, место в развитии французской поэзии. Композиционная структура, основные темы (роль и функции искусства, философские основы феномена красоты, прекрасного, противостояние поэзии и действительности) сборника. Поэзия Ш. Бодлера в русских переводах.   лекция вдвоем    
Творчество Г. Флобера как новый этап в развитии французского реализма. Гюстав Флобер (1821 – 1880). Философские и эстетические взгляды Г. Флобера. Противоречия в творчестве («башня из слоновой кости»), борьба за «точное слово». «Объективная манера», самоустранение всезнаю­щего автора, новый этап в эволюции техники повествования и ху­дожественного психологизма. Путь Флобера к созданию романа «Госпожа Бовари» (1856). Мир «цвета плесени» в романе; образ Эммы Бовари и отношение автора к персонажу. Проблема «объективной манеры» Флобера; «муки слова». Эволюция творчества Флобера в 60-х гг. Тема «утраченных иллюзий» в романе «Воспитание чувств» (1869); реализм в новеллах Флобера («Простое сердце» (1876). Восприятие творчества Г. Флобера в России.   лекция-визуализация, лекция-беседа    
  Итого за 5 семестр  
  Итого  

8. Наименование, содержание и интерактивные формы проведения
лабораторных работ

Наименование разделов и тем дисциплины, их краткое содержание Использование интерактивных форм Зачетные единицы (часы)
  _ семестр    
     
     
  Итого за _семестр    
  _ семестр    
     
     
  Итого за _ семестр    
  Итого    

9. Наименование, содержание и интерактивные формы проведения
практических (семинарских) занятий

Наименование разделов и тем дисциплины, их краткое содержание Использование интерактивных форм Зачетные единицы (часы)
  4 семестр    
Тема 2. Романтизм как творческий метод, направление, мировосприятие, стиль.   Социальные, философско-эстетические предпосылки возникновения романтизма. Сущностные принципы романтизма; своеобразие романтического героя. Роль творческой личности и искусства в романтизме. Эстетические достижения и новаторстворомантизма.       занятие-дискуссия    
Тема 3. Сказка Э.Т.А. Гофмана «Крошка Цахес по прозванию Циннобер»: объекты сатиры и романтическая мифологизация.   Народная и литературная сказка как явление культуры. Принцип романтической иронии Фр. Шлегеля и свобода творческого субъекта.Философская основа сказки «Крошка Цахес по прозванию Циннобер».Особенности хронотопа сказки «Крошка Цахес по прозванию Циннобер».Сатирическая трактовка эпохи Просвещения в сказке. Художественные средства характеристики персонажей (авторская характеристика,портрет, характеристика, самохарактеристика). Оценка творчества Э.Т.А Гофмана в России XIX века.       семинар-круглый стол  
Тема 3. Идейно-художественной и структурно-композиционное своеобразие «Книги Песен» Г. Гейне.   История создания «Книги Песен»; восприятие Г. Гейне романтических традиций и творческая полемика с романтизмом. Проявление принципов народной поэзии «Лорелея». Творчество Г. Гейне в России.   семинар-круглый стол
Тема 4. Жанровое своебразие поэмы Д.Г. Байрона «Паломничество Чайльд-Гарольда»: проблематика и поэтика. История создания и замысел поэмы. Проблемно-тематическое единство. Своеобразие структуры, «свободной» композиции поэмы и ее жанра. Проблема «байронического героя». Чайльд - Гарольд как романтический вариант «лишнего человека». Герой и борющийся народ. Образ романтического героя и образ автора. Лирический герой как способ выявления авторского сознания. «Байронизм», «байронический герой» и творчество русских поэтов.     занятие-дискуссия      
  Тема 4. Взаимодействие художественных систем Д.Г. Байрона и А.С. Пушкина. Влияние «Восточных поэм» Байрона на формирования жанра русской романтической поэмы. занятие-дискуссия  
Тема 4. В. Скотт как создатель жанра исторического романа (жанровая специфика и поэтика). Исторический роман как жанр: а) понятия «художественный метод», «жанр», «хронотоп»; б) основные типы конфликтов в романе В. Скотта «Айвенго»; в) тип сюжета в романе; г) специфика композиции романа; д) способы создания художественных образов в романе: портрет, характеристика, самохарактеристика; е) идейно-композиционная роль заглавного героя; ж) форма и функции эпиграфов в романе «Айвенго». Авторская позиция в романе; реалистические и романтические компоненты романной структуры. Художественное новаторство В.Скотта. Оценка творчества В. Скотта русскими писателями XIX века. А.С. Пушкин, П.А. Вяземский, В.Г. Белинский о творчестве В. Скотта.     аналитическая беседа по вопросам занятия    
Тема 5. Художественно-эстетическое своеобразие исторического романтического романа В. Гюго «Собор Парижской богоматери». Предисловие к драме «Кромвель» как манифест французского романтизма. Воплощение теретических положений в романе. Принцип «местного колорита», приемы когтраста и гротеска в романе. Роль предметного мира. Оценка творчества В. Гюго в России.   аналитическая беседа по плану занятия  
Тема 6. Художественное своеобразие пенталогии о Кожаном Чулке Д.Ф. Купера. Специфические эстетические черты американского романтизма. Влияние поэтики исторического романа В. Скотта на роман Купера. Идейная проблематика и образ Натти Бумпо. Авторская оценка идеи буржуазного прогресса в пенталогии. занятие-дискуссия    
Тема 6. Национально-художественное своеобразие новеллистики Э.А. По. Новеллы логического мышления: прекрасное и ужасное как психологические доминанты; ум и воля персонажа в противостоянии со стихией. Оценка творчества Э.А. По в России. семинар-круглый стол    
  Итого за 4 семестр  
  5 семестр    
Реализм как творческий метод. Социальные, философско-эстетические предпосылки формирования реализма; уровни взаимодействия и противоречий с романтизмом; содержание и стуктура понятий типические характеры и типические обстоятельства; новаторство реализма. аналитическая беседа по плану занятия
Новелла О. Бальзака «Гобсек» (проблема социально-временной детерминированности характера). «Предисловие к «Человеческой комедии» О.Бальзака как эстетический манифест французского реализма. Структурность общества и структура художественного целого: единство «Человеческой комедии» и понятие цикла. Принципы создания характера Гобсека: (типизация, индивидуализация, «монументальность» стиля – соединение романтического и реалистического, анализа и синтеза). семинар-круглый стол
Новелла Стендаля «Ванина Ванини»: романтический герой и реалистические обстоятельства. Проблема национального характера в творчестве Стендаля; Сравнительная характеристика образов Пьетро и Ванины; демократический пафос новеллы и романа «Красное и черное»; психологизм художественной прозы Стендаля. занятие-дискуссия
Новелла П. Мериме «Кармен»: проблема художественного метода и жанровое своеобразие. «Экзотические новеллы»: «Таманго», «Матео Фальконе», «Кармен». Тип героя, сюжет, авторское повествовани


2015-11-11 558 Обсуждений (0)
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (558)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)