Тема: П.П. Бажов. Слово о писателе. «Медной горы хозяйка». Честность, добросовестность, трудолюбие и талант Степана-мастера
Цель:знакомство с писателем, дать понятие сказа, определить отличие сказа от сказки, характер главного героя сказа как народный характер.
Ход урока. 1 Знакомство с жизнью и творчеством П.П. Бажова (см. стр.53-54 (уч.)+ стр. 229-232 (см. метод. пособие Ерёмина 5 кл.) 2 Чтение сказа учителем. 3 Отличие сказа от сказки. А) определение сказа и сказки на стр. 65. б) Беседа. - Похож ли сказ на сказку? Чем он отличается от неё? (В сказке речь идёт о вымышленных героях и событиях. Реальны в ней некоторые детали быта и жизни людей. Необыкновенны говорящие животные, волшебные предметы и помощники, в сказке действуют фантастические персонажи: Баба-Яга, Змей Горыныч, Кощей Бессмертный. Сказ похож на сказку, в нём тоже есть необыкновенные персонажи: Хозяйка Медной горы; с героями происходят необыкновенные события. И всё же сказ отличается от сказки.) В основе сказа лежат события, которые реально происходили когда-то давно. Поэтому в сказе картины жизни и быта людей сочетаются с фантастическими событиями. - Как говорится о месте действия в сказах и сказках? (В сказке место неопределённо, а в сказах точно: «за Северушкой где-то», «на Гумёшках то есть», «с Красногорки». - Какие предания лежат в основе сказов Бажова? (Уральские) - Как вы представляете себе рассказчика? (Это старый опытный человек, который хорошо знает рудное дело, всю жизнь живёт и работает на том месте, где живут его герои. Он любит и уважает своих товарищей, с вниманием относится к природе, к чувствам и жизни других людей). 4 Народный характер главного героя сказа. - Что предложила сделать Малахитчица Степану? ( Хозяйка предложила парню передать своё повеление приказчику, который распределял горняков на работу. Высказать такие слова, даже от имени Хозяйки, мог решиться только смелый человек.) - Что понравилось Хозяйке в Степане? ( что он не показал виду, что он испугался, когда увидел Хозяйку, смело разговаривал с ней. Ему было «стыдно перед девкой хвастуном себя оказать», и он выполнил обещание. Когда Хозяйка привела его свои богатства показывать, он «не обзарился» на эти богатства, «не променял свою Настеньку на камену девку». - Как исполнила Хозяйка свои обещания? (Когда Степана приковали в забое, она подбрасывала ему хороший малахит, помогла освободится из крепостного состояния, затем помогла найти нужные глыбы для столбов. - Как закончилась жизнь Степана? (Степан выдержал первые два испытания, но не выдержал третье – забыть Хозяйку. Он начал болеть, купил ружьё, чтобы ходить будто бы на охоту, и стал ходить к тому месту, где первый раз встретил Хозяйку. Однажды осенью он ушёл и не вернулся. Потом его нашли мёртвого). - Какими словами вы можете охарактеризовать Степана? (Честный, смелый, трудолюбивый, гордый, верный, хороший мастер, человек с чистой душой) - Присущи ли эти качества героям устного народного творчества? (да) 5 Д/з. перечитать сказ, задание 9(письменно в тетради)
Тема: К.Г. Паустовский. Слово о писателе. Герои и их поступки в сказке «Тёплый хлеб». Нравственные уроки сказки «Тёплый хлеб». Реальные и фантастические события и персонажи сказки. Цель:знакомство с писателем, нравственные уроки сказки: добро, отзывчивость, сострадание; расширение знаний о литературной сказке: реальные и фантастические персонажи и события.
Ход урока. 1 Проверка д/з. (задание 9 в тетради). 2 Знакомство с жизнью и творчеством К.Г. Паустовского (см. метод. пособие Ерёмина 5 кл. стр. 238-240.) 3 Чтение сказки учениками. 4 Беседа. - Назовите главных героев сказки. В какой части сказки мы узнаём о главных героях? (в экспозиции). - Какие слова и выражения помогают нам представить Фильку и Панкрата? (Филька: Ну тебя, отвечал сердитым басом, бабка выговаривала ему за неласковость, встал нехотя, ударил коня по губам, заплакал от страха. Панкрат: быстрые глаза, мучная пыль навеки въелась в Панкрата, вылечил коня, починил мельницу.) - Коротко перескажите сюжет сказки. - Выразительно прочитаем по ролям эпизод «Разговор бабки с Филькой»(от слов: «Метель начала затихать к вечеру…» до слов: «- Да ну его, Панкрата! – сказал Филька и затих.») - Какая фраза является ключевой в этом разговоре? ( мороз стрясся «от злобы людской», мужик, обидевший солдата, помер «от охлаждения сердца») - Как вы понимаете выражение «охлаждение сердца»? - Почему поступок Фильки бабка называет «злодейством»? На что решился Филька, чтобы исправить «злодейство»? - Как меняется интонация, с которой Филька произносит фразу «Ну тебя»? О каких изменениях в душе Фильки мы узнаём с помощью интонации? 1) Филька был молчаливый, недоверчивый, и любимым его выражением было: «Да ну тебя!» (начало сказки). 2) Да ну тебя! Дьявол! – крикнул Филька и наотмашь ударил коня по губам. 3) Филька вскочил наконец в избу, припёр дверь, сказал: «Да ну тебя!» - и прислушался. 4) «Да ну вас! Проклятые!» - кричал он на мышей, но мыши всё лезли из подпола. 5) – Да ну его, Панкрата! – сказал Филька и затих. 6) – Да ну его! – сказал Филька. – Пробьём мы, ребята, и такой лёд! - Почему в конце сказки Филька не произносит эту фразу? (изменилось его отношение к жизни) Читаем сцену прощения Фильки от слов: «На следующее утро Филька пришёл с ребятами к мельнице» до конца. - Почему конь простил его? - Кто помог Фильке заслужить прощение коня?(все, но первый шаг сделал он сам, добравшись до Панкрата). - Как менялась погода на протяжении происходящих в сказке событий? ( В начале сказки: «Зима в этот год стояла тёплая». Когда Филька обидел коня, «засвистел пронзительный ветер, поднялась метель. Когда метель затихла, «колючий мороз пошёл по деревне». Люди начали долбить лёд около мельницы, и к полудню задул «ровный, тёплый ветер». С каждым часом становилось теплее.) - В зависимости от чего меняется погода в деревне? - Как можно было назвать сказку? Почему автор назвал её «Тёплый хлеб»? ( «Раненый конь», «Сказка о чуде, которое случилось в деревне Бережки». Тёплый хлеб – значит добрый, сделанный с любовью.). - Чему учит нас эта сказка? (доброте, милосердию, ответственности за свои слова и поступки, уважению к хлебу, труду и настойчивости). - Что реального в сказке, а что фантастичного? 5 Д/з. читать «Заячьи лапы»
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1530)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |