Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методические рекомендации. При рассмотрении первого вопроса проследите развитие русских земель в XIV в.: выявите



2015-11-12 624 Обсуждений (0)
Методические рекомендации. При рассмотрении первого вопроса проследите развитие русских земель в XIV в.: выявите 0.00 из 5.00 0 оценок




При рассмотрении первого вопроса проследите развитие русских земель в XIV в.: выявите условия и причины возвышения Московского княжества (особое внимание уделите политическим причинам). Проанализируйте деятельность московских князей в рамках основных этапов объединения. Определите особенности российской централизации; факторы, определившие соответствующий характер централизации; сопоставьте процессы централизации в России и Западной Европе.

При подготовке второго вопроса раскройте сущность основных моделей региональной политики в процессе централизации: конфедеративно-вотчинной, удельно-уездной и земской. Определите основную единицу административно-территориального деления в XIV–XVI вв. Проследите эволюцию формы правления на протяжении XIV–XVI вв. Выявите причины перехода от княжеской монархии к сословно-представительной, затем к абсолютной и определите основные тенденции преобразований. Проанализируйте изменения в правовом статусе и гocударственно-политической идеологии верховной власти, ее социальной опоре. Выявите изменения в роли церкви и ее отношениях с государством. Рассмотрите эволюцию системы органов государственного управления русскими землями в процессе централизации XIV–XVI вв.: определите причины и сущность преобразований в системе высшего, центрального (переход от дворцово-вотчинной к отраслевой системе управления) и местного управления; отследите формирование элементов местного самоуправления в результате реформ середины XVI в.

При изучении третьего вопроса проанализируйте причины и содержание реформ Избранной рады. Рассмотрите систему управления сословно-представительной монархии в России в середине XVI в. Изучите состав, функции, порядок формирования высших (Освященный собор, Боярская дума, Земский собор), центральных (приказы) и местных органов власти. Проанализируйте роль Боярской думы и Земских соборов в системе государственного управления. Раскройте этапы формирования отраслевой (приказной) системы управления, оцените ее роль в системе государственного управления. Рассмотрите процесс формирования первого в истории России профессионального чиновничества. Проследите процесс вытеснения родового начала служилым, замену принципа местничества в назначении на государственные должности. Проанализируйте роль органов местного управления. Дайте комплексную оценку реформам Избранной рады. Проанализируйте факторы и особенности становления неограниченного самодержавия с 60-х гг. XVI в. Определите причины, содержание, последствия опричной политики Ивана Грозного и ее роль в дальнейшем развитии российского государственного управления.

Базовые понятия темы: централизация, централизованное государство, сословно-представительная монархия, сословно-представительные учреждения (органы), абсолютная монархия (самодержавие), сословное государство, удел, уезд, волость, доктрина «Москва – третий Рим», Судебник, царь, Государев двор, Избранная рада, Боярская дума, думные чины, функционально-отраслевая система управления, Дворец, Казна, путь, изба, приказ, чиновничество, присутствие, судья, дьяк, подьячий, Земский собор, местное самоуправление, городовой приказчик, губная изба, земская изба, воевода, местничество, служилый принцип назначения на государственные должности, дворянство, автокефалия церкви, патриарх, Освященный собор, Стоглав, опричнина, земщина, опричный террор, деспотизм.

Контрольные вопросы

1. Почему именно Москва добилась первенства среди русских земель? Какие альтернативные центры объединения русских земель Вы знаете?

2. В чем заключаются особенности российской централизации по сравнению с государствами Западной Европы?

3. Почему Московское государство называют сословной монархией?

4. Почему княжеская средневековая монархия не переросла сразу в абсолютную, а пережила сословно-представительный этап в своем развитии?

5. В чем заключалась идеологическая основа российской верховной власти?

6. Расскажите об изменениях в положении русской церкви и о ее взаимоотношениях с государством в XIV–XVI вв.

7. Какие основные противоречия политической жизни Московского государства являлись следствием сложности процесса централизации власти и управления?

8. Как повлияло «боярское правление» в годы малолетства Ивана Грозного на развитие российской государственности?

9. Что такое Избранная рада? Какую роль она играла в государственном управлении?

10. Какие цели преследовали реформы Избранной рады и к каким сущностным изменениям в системе государственного управления они привели?

11. Раскройте сущность сословной политики Ивана Грозного. Какую цель она преследовала? Почему и каким образом изменилась социальная опора власти?

12. Чем была вызвана необходимость созыва Земских соборов? Оцените их реальную роль в управлении государством. Чем отличались Земские соборы в Московском государстве от сословно-представительных учреждений в Западной Европе?

13. Сравните роль Боярской думы и Земских соборов в государственном управлении России в XVI в. Проследите эволюцию этих органов в системе государственного управления.

14. Охарактеризуйте особенности приказной системы управления. Назовите их достоинства и недостатки.

15. Что такое местничество? Какие изменения оно претерпевает во второй половине XVI в.?

16. Можно ли считать земские органы (губные и земские избы) органами местного самоуправления?

17. В чем заключались особенности управления новыми землями (Казань, Астрахань, Сибирь)?

18. Приведите различные точки зрения на сущность опричнины. Какую из них Вы принимаете? Аргументируйте свой выбор. Являлась ли опричнина антигосударственным репрессивным институтом?

19. Какие факторы способствовали утверждению неограниченной самодержавной власти в Российском государстве во второй половине XVI века?

20. Согласны ли Вы с мнением исследователей, которые рассматривают реформы Избранной рады как реальную альтернативу складывавшемуся в России деспотическому самодержавию и как шанс развития российской системы государственного управления и политики по европейскому пути?



2015-11-12 624 Обсуждений (0)
Методические рекомендации. При рассмотрении первого вопроса проследите развитие русских земель в XIV в.: выявите 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методические рекомендации. При рассмотрении первого вопроса проследите развитие русских земель в XIV в.: выявите

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (624)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)