Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методические рекомендации. Рассматривая первый вопрос, выявите сущность государственного кризиса в Смутное



2015-11-12 651 Обсуждений (0)
Методические рекомендации. Рассматривая первый вопрос, выявите сущность государственного кризиса в Смутное 0.00 из 5.00 0 оценок




Рассматривая первый вопрос, выявите сущность государственного кризиса в Смутное время. Раскройте причины Смуты; проанализируйте роль внутренних и внешних факторов (интервенция) в ее возникновении; проследите основные этапы Смуты. Проанализируйте особенности системы государственного управления в период Смутного времени. Изучите процесс борьбы за национальную независимость и восстановление российской государственности; отразите роль в нем политической элиты (боярства), русской православной церкви и народа. Проанализируйте субъективную основу данного периода: содержание духовного кризиса, сущность феномена самозванства, подъем национального самосознания. Проследите изменение роли народа в истории государства, процесс эволюции вотчинного сознания власти в государственное. Проанализируйте влияние Смуты на дальнейшее развитие российской государственности.

При изучении второго вопроса проследите эволюционный процесс развития сословно-представительной монархии на протяжении XVII в. Выявите причины ее расцвета. Раскройте особенности государственного управления в данный период. Проследите изменения в положении Боярской думы и ее роли в управлении государством. Проанализируйте изменения в полномочиях и роли Земских соборов и местных земских органов в первые годы правления Романовых. Рассмотрите причины и проявления усиления роли церкви. Выявите кризисные явления в развитии сословно-представительной монархии в Московском государстве, определите их причины и последствия.

При подготовке третьего вопроса выявите условия и основные тенденции становления абсолютизма. Определите роль Соборного уложения в укреплении правовых основ и самодержавных черт российской власти. Раскройте особенности преобразований в высших органах власти. Проанализируйте изменения в отношениях церкви и государства. Отразите расцвет приказной системы управления государством в XVII в. Изучите структуру приказной системы (группы приказов), ее полномочия, состав и функции должностных лиц, систему делопроизводства. Выявите достоинства и недостатки приказной системы и оцените ее эффективность к концу XVII в. Проследите процесс бюрократизации государственного управления и начало формирования в России государственной гражданской службы как особого вида профессиональной деятельности. Раскройте понятие «полицеистика»; рассмотрите процесс формирования органов полиции в системе государственного управления и становление полицейского права. Выявите изменения в системе местного управления, отразите особенности воеводского управления; изучите особенности управления Украиной и Сибирью. Сделайте вывод о кризисе сословной модели государственного управления в конце XVII в.

Базовые понятия темы: Смута (Смутное время), государственный кризис, династический кризис, десакрализация власти, самозванство, Семибоярщина, независимость, интервенция, национально-освободительное движение, I и II Народные ополчения, Совет всея Земли, сословно-представительная монархия, абсолютная монархия (самодержавие), Соборное уложение, юридическое оформление крепостного права, «служилое» государство, расцвет приказной системы управления, бюрократизация государственного управления, профессиональное чиновничество, воеводская система управления, полиция (полицейские органы), полицейское право, полицеистика.

Контрольные вопросы

1. Раскройте сущность кризиса российской государственности в период Смутного времени. Как еще Вы могли бы назвать данный период? Согласны ли Вы с трактовкой Смуты как первой гражданской войны в истории России?

2. Сколь велика была роль субъективного фактора в инициировании «смутного процесса» на рубеже XVI–XVII вв.?

3. Почему, на Ваш взгляд, стали возможными предательство властвующей элиты и иностранная интервенция в конце XVI – начале XVII вв.?

4. Как проявили себя в экстремальных условиях затяжной внутриполитической дестабилизации и иностранной интервенции «управляющие» и «управляемые» России?

5. Чем объяснить феномен самозванства в России в начале XVII в.? Каких самозванцев вы знаете? В чем заключались особенности «самозванства» каждого из них?

6. Дайте характеристику национальному освободительному движению. Кто его возглавлял? Какие органы управления были созданы Вторым ополчением?

7. В чем заключались особенности государственного управления в Смутное время?

8. Как повлияло Смутное время на эволюцию российской государственности?

9. Расскажите о Земских соборах, их роли в организации государственного управления и законотворчестве в XVII в.

10. Какое отражение нашел процесс укрепления самодержавия в Соборном уложении 1649 г.? Как в соответствии с ним изменилось положение сословий?

11. Какие изменения происходили в системе местного управления на протяжении XVII в.? Охарактеризуйте цели и эффективность института воеводства.

12. В чем состояли предпосылки возникновения и особенности российского абсолютизма?

13. Покажите на примерах, как сословная монархия эволюционировала в XVII в. в абсолютную.

14. Какие изменения в системе государственного управления свидетельствовали о его дальнейшей централизации и бюрократизации во второй половине XVII в.?

15. Каким образом происходило начало формирования государственной службы в России?

16. Какой смысл вкладывался в понятие «полицеистика» в конце XVII в.? Почему полицейская деятельность обозначалась терминами «благочиние» и «благоустройство»?

17. Расскажите о зарождении общественно-политической мысли в сфере государственного управления в XVII в.

Темы докладов и рефератов

1. Феномен самозванства и «смутное сознание» (историко-психологический анализ).

2. Расцвет приказной системы управления в XVII в.

3. Смоленская земля в XVII в.

4. Формирование государственной службы и служилой бюрократии в XVII в.

Литература

Основная: 31, 37, 56, 78.

Дополнительная: 2, 12, 15, 18, 41, 50, 69, 79, 127.

Хронология

1598 г. – избрание Бориса Годунова царем на Земском соборе. Прекращение династии Рюриковичей.

1598–1613 гг.. – период Смуты в России.

1598–1605 гг. – правление Бориса Годунова.

1605-1606 гг. –Лжедмитрий I. Правил под именем царевича Дмитрия.

1606 г. – избрание Василия Шуйского царем на Земском соборе.

1606–1610 гг. – правление Василия Шуйского.

1610–1612 гг. – Семибоярщина.

февраль 1610 г. – от имени тушинской Боярской думы с польским королем Сигизмундом III заключен договор о приглашении на русский престол польского коро­левича Владислава (прообраз первой российской конституции).

август 1610 г. – договор подтвержден Семибоярщиной: Владислав избран Земским собором на царство.

1609–1618 гг. – польская интервенция.

1611–1612 – Первое и Второе народные ополчения. Земское правительство – Совет всея Земли. Освобождение Москвы от польских интервентов.

1613 г. –избрание Михаила Романова царем на Земском соборе. Начало правления династии Романовых.

1649 г. – Соборное уложение.

1666 г. – «Дело патриарха Никона»: смещение с патриаршего престола.

1682 г. – отмена местничества.

1613–1645 гг. – правление Михаила Федоровича Романова.

1645–1676 гг. – правление Алексея Михайловича Романова.

1676–1682 гг. – правление Федора Алексеевича Романова.

1682–1689 гг. – Софья Алексеевна – правительница при Иване V и Петре I.

XVII в. – окончательное присоединение Сибири (создание Сибирского приказа – 1637 г.) и Левобережной Украины (мартовские статьи об управлении Украиной – 1654 г.).

1-я половина XVII в. – расцвет сословно-представительной монархии.

2-я половина XVII в. – становление абсолютизма в России.

XVII в. – расцвет приказной системы.

XVII в. – формирование профессиональной государственной службы и служилой бюрократии, начинается процесс формирования органов полиции в системе государственного управления и становление полицейского права.

1596–1602 гг. – строительство Смоленской крепостной стены.

1609–1611 гг. – оборона Смоленска. Присоединение Смоленских земель к Речи Посполитой.

1632–1634 гг. – Смоленская война.

1654 г. – возвращение Смоленской земли в состав Российского государства.

Раздел IV. Имперская модель российской государственности в XVIII – первой половине XIX века



2015-11-12 651 Обсуждений (0)
Методические рекомендации. Рассматривая первый вопрос, выявите сущность государственного кризиса в Смутное 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методические рекомендации. Рассматривая первый вопрос, выявите сущность государственного кризиса в Смутное

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (651)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)