Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методические рекомендации. Рассматривая первый вопрос, выявите особенности утверждения и типичные признаки



2015-11-12 689 Обсуждений (0)
Методические рекомендации. Рассматривая первый вопрос, выявите особенности утверждения и типичные признаки 0.00 из 5.00 0 оценок




Рассматривая первый вопрос, выявите особенности утверждения и типичные признаки абсолютной монархии в России к концу первой четверти XVIII в. Раскройте сущность политической борьбы в конце XVII в. и проанализируйте условия воцарения Петра I. Выявите сущность петровского регулярного (идеального, правомерного) государства, проследите процесс формирования рациональной модели государственного управления. Определите приоритетные идеи и принципы, которые легли в основу преобразований Петра I. Рассмотрите новые принципы построения (модернизации) государственного аппарата. Отразите военно-бюрократический и полицейско-патерналистский характер государства. Выявите особенности и противоречия политической модернизации при Петре I.

При изучении второго вопроса проследите процессы преобразований в системе государственного управления при Петре I. Определите изменения в положении верховной власти, особое внимание уделите законодательному оформлению абсолютной власти. Рассмотрите преобразования в высших органах власти. Проанализируйте причины учреждения, функции и состав новых высших органов (Кабинет его величества, Сенат, Синод), определите их значение для системы государственного управления. Раскройте причины и содержание реформирования центрального управления; оцените преимущества и недостатки коллежской системы управления. Раскройте причины введения, содержание Табели о рангах. Рассмотрите классные чины (ранги) и новый порядок прохождения службы (в том числе принцип выслуги как основу карьерного роста). Определите рычаги государственного контроля над деятельностью чиновников. Проанализируйте положение и роль дворянства в развитии государственной службы. Оцените значение Табели о рангах для становления новой системы государственной службы.

При подготовке третьего вопроса раскройте основные изменения в системе местного управления. Проанализируйте причины и содержание областных (губернских) реформ. Оцените целесообразность новой трехзвенной системы административно-территориального деления государства. Определите полномочия губернаторов, воевод и земских комиссаров. Объясните причины введения института ландратов и ландрихтеров. Проанализируйте цели и содержание городских реформ Петра I, рассмотрите новое городское устройство. Определите полномочия и реальную роль выборных городских органов: бурмистерских (земских) изб и городовых магистратов. Выявите, насколько эти преобразования привели к созданию городского самоуправления в России. Сделайте вывод об эффективности петровской перестройки местного управления.

При изучении четвертого вопроса рассмотрите политику Петра I в различных сферах общественной жизни: проанализируйте изменения в социальной сфере, сословные преобразования Петра I, приведшие к новой социальной структуре российского общества; определите основные меры экономической политики; рассмотрите содержание преобразований в культурной сфере; раскройте суть изменений в военной сфере и отразите основные внешнеполитические достижения Петра I. Оцените государственные преобразования Петра I, выявите их «плюсы» и «минусы». Проанализируйте, насколько основные идеи государственной политики Петра I нашли свое реальное воплощение. Определите роль петровских реформ для дальнейшего развития российского государства, в первую очередь его системы государственного управления. Сделайте вывод об особенностях и итогах модернизации российской системы государственного управления в Петровскую эпоху.

Базовые понятия темы: абсолютная монархия (абсолютизм), император, империя, европеизация, регулярное государство, рациональная модель государственного управления, камерализм, модернизация государственного аппарата, рационализация, централизация, бюрократизация, милитаризация, институционализация, унификация, специализация государственного управления, Воинский устав, Сенат, фискал, генерал-прокурор, прокуратура, Синод, обер-прокурор, Кабинет его величества, коллегия, коллегиальный принцип принятия решений, присутствие, канцелярия, президент коллегии, Юстиц-коллегия, Преображенский приказ, Тайная канцелярия, губерния, губернатор, провинция, воевода, ландрат, ландрихтер, дистрикт, земские комиссары, бурмистерская (земская) изба, бурмистр, Бурмистерская палата, городовой магистрат, Главный магистрат, полиция, Табель о рангах, классный чин, чинопочитание, принцип выслуги, сословие, посессионные, приписные и государственные крестьяне, купеческие гильдии, регулярное и нерегулярное городское сословие, регулярная армия и флот, рекрутская повинность, государственная монополия, меркантилизм, протекционизм, мануфактура, подушная подать, экспансия.

Контрольные вопросы

1. Раскройте сущность и основные признаки абсолютной монархии. Какие особенности имело утверждение абсолютизма в России? Какие опоры абсолютизма были построены Петром I?

2. Что такое камерализм? Какие новые подходы к деятельности государственного аппарата он включает?

3. Раскройте сущность петровской модели регулярного государства. Насколько она получила свое реальное воплощение при Петре I?

4. В чем выражалось законодательное оформление принципа абсолютной власти при Петре I?

5. Сопоставьте роль Сената и Боярской Думы в Московском государстве.

6. Какие функциональные изменения претерпел Сенат на протяжении первой четверти XVIII в.?

7. Для чего был создан Синод? Как Вы оцениваете церковную политику Петра I?

8. Чем были вызваны изменения в системе центральных органов управления (замена приказов коллегиями)? Какой принцип принятия решений Вы считаете более эффективным: единоличный или коллегиальный?

9. Как трансформировалось территориальное деление России при Петре I?

10. Какие цели преследовало создание выборных органов городского самоуправления?

11. Почему система местных государственных органов оказалась самым слабым звеном в государственном аппарате?

12. Охарактеризуйте судебную систему страны первой половины XVIII в.

13. Почему петровское государство называют военно-бюрократическим и полицейским?

14. Как Вы считаете, какой принцип карьерного роста чиновничества эффективнее – принцип заслуг или выслуги?

15. Удалось ли Петру I в результате реформ в системе государственного управления выстроить жесткую вертикаль власти?

16. Считаете ли Вы, что в результате петровских реформ произошла европеизация России?

17. Какие преобразования Петра I в сфере государственного управления Вы «довели бы до ума», исходя из целей повышения эффективности российского государства?

 



2015-11-12 689 Обсуждений (0)
Методические рекомендации. Рассматривая первый вопрос, выявите особенности утверждения и типичные признаки 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методические рекомендации. Рассматривая первый вопрос, выявите особенности утверждения и типичные признаки

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (689)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)