Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методические рекомендации. Рассматривая первый вопрос, определите задачи и возможные пути государственного



2015-11-12 533 Обсуждений (0)
Методические рекомендации. Рассматривая первый вопрос, определите задачи и возможные пути государственного 0.00 из 5.00 0 оценок




Рассматривая первый вопрос, определите задачи и возможные пути государственного развития России в условиях отставания от передовых европейских государств в середине XIX в. Выявите сущностные черты и основные тенденции государственного управления во второй половине XIX в., определите противоречивый характер политики данного периода (сочетание либеральных и консервативных тенденций, реформы и контрреформы). Выявите причины проведения великих реформ 60–70-х гг. XIX в., определите политическую и социальную опору реформирования. Обоснуйте роль крестьянской реформы 1861 г. как основного двигателя процесса реформирования. Отразите процесс общественного подъема, либерализации различных сфер общественной жизни, зарождения элементов гражданского общества. Проследите суть происходящих изменений в системе государственного управления в результате реформ Александра II. Дайте оценку преобразований Александра II, определите их плюсы и минусы, покажите значение для дальнейшего развития российской системы государственного управления.

При подготовке второго вопроса определите основные противоречия модернизации 60–70-х гг. XIX в., приведшие к нарастанию кризисных явлений в государстве. Обоснуйте целесообразность проводимой Александром III политики контрреформ, выявите ее причины и сущность. Рассмотрите процесс усиления контроля со стороны государства над всеми сферами общественной жизни. Проанализируйте изменения в системе государственного управления, отражающие усиление консервативных явлений при Александре III. Проследите развитие государственной службы во второй половине XIX в. Проанализируйте экономические реформы С.Ю.Витте, процесс капиталистической модернизации и промышленный подъем России в 80–90-е гг. XIX в. Сделайте вывод об эффективности политики Александра III и охарактеризуйте состояние страны к концу XIX в.

При изучении третьего вопроса раскройте причины и содержание преобразований местного управления и суда во второй половине XIX в. Дайте характеристику системы крестьянского самоуправления, созданной в результате реформы 1861 г., отразите и оцените ее изменения, произошедшие в 1889 г. Раскройте содержание земской реформы, отразите ее противоречивый характер. Проанализируйте избирательную систему и полномочия земских органов. Оцените роль земств в российской системе государственного управления. Отразите изменения в положении земств вследствие контрреформы 1890 г. Изучите эволюцию городского самоуправления во второй половине XIX в. Раскройте суть преобразований судебной системы по реформе Александра II и ее ограничения в 80-х гг. XIX в. Охарактеризуйте особенности управления национальными окраинами в XIX в. Сделайте вывод об эффективности местного управления к концу XIX в.

Базовые понятия темы: индустриальное общество, капитализм, рыночная экономика, Великие реформы, контрреформы, либерализм, консерватизм, общественный подъем, конституционные проекты, конституционная (буржуазная) монархия, либеральная бюрократия, буржуазия, демократизация, гражданские права и свободы, гражданское общество, отмена крепостного права, свободный сельский обыватель, «временнообязанные», выкупные платежи, Совет министров, Департамент полиции, Устав о службе, земства, всесословные выборные органы местного самоуправления, сельское общество, сельский и волостной сход, волостной старшина, сельский староста, волостное правление, волостной суд, мировой посредник, курии (избирательные собрания), гласные (депутаты), уездное и губернское земское собрание, уездный и губернский предводитель дворянства, уездная и губернская земская управа, городские думы и управы, городской голова, буржуаз­но-демократические принципы судоустройства и судопроизводства, судебные округа, мировые и общие (коронные) судебные органы, мировой судья, съезд мировых судей, окружной суд, судебная палата, присяжные заседатели, судебный следователь, институт адвокатуры, всеобщая воинская повинность, университетская автономия, народовольцы, революционный террор, Манифест о незыблемости самодержавия, неоабсолютизм, «конституция Лорис-Меликова», земские начальники,присутствия по земским и городским делам, капиталистическая модернизация, реформы С.Ю. Витте, промышленный подъем.

Контрольные вопросы

1. Почему Александр II решился на модернизацию общества «сверху»?

2. Почему реформы 60–70-х гг. XIX в. называют «великими»?

3. Согласны ли Вы с тем, что модернизация 60–70-х гг. XIX в. носила противоречивый характер? Аргументируйте свой ответ.

4. Почему время правления Александра II современники называли «эпохой великих мечтаний и больших надежд»?

5. Считаете ли Вы возможным установление в России конституционной монархии в данный период?

6. Благодаря консенсусу каких общественно-политических сил стало возможным проведение реформ?

7. Определите место реформ 60–70-х гг. XIX в. в истории российского государственного управления.

8. Сравните реформы местного самоуправления, осуществленные Екатериной II и Александром II, и покажите, в чем их принципиальное различие.

9. В чем проявилась незавершенность и противоречивость земской реформы?

10. Почему судебная реформа считается самой прогрессивной по сравнению с остальными?

11. В чем проявилась незавершенность и ограниченность преобразований Александра II?

12. Почему реформы Александра II сравнивают с преобразованиями периода «перестройки» М.С. Горбачева?

13. Докажите, что основным итогом великих реформ стала демократизация общественного строя и системы государственного управления в России.

14. В чем заключались изменения в сфере государственного управления по «конституции Лорис-Меликова»? Почему данный проект не был осуществлен?

15. Чем можно объяснить смену «реформаторской волны» контрреформаторским «откатом»?

16. Дайте оценку «Положению о мерах к охранению государственного порядка…» 1881 г.

17. Почему стабилизация государственного и общественного строя, осуществленная на основе политики контрреформ, оказалась недолговечной?

18. Дайте общую характеристику модели капиталистической модернизации России в конце XIX в.

Темы докладов и рефератов

1. Российское реформаторство второй половины XIX в.: проблема либерально-консервативного синтеза.

2. Результативность Великих реформ и эффект контрреформ в сфере государственного управления во второй половине XIX в.

Литература

Основная: 25, 41, 42, 60, 68, 71, 72.

Дополнительная:3, 22, 43, 69, 83, 85, 99, 103, 135.

Хронология

1861 г. – отмена крепостного права; создание органов крестьянского самоуправления.

1861–1882 гг. – Совет министров.

1863 г.университетская реформа.

1864 г. – земская и судебная реформы.

1865 г. – реформа печати.

1870 г. – городская реформа.

1874 г. –военная реформа, введение всеобщей воинской повинности.

1860–1870-е гг. – присоединение Средней Азии к России.

1867 г. – продажа Аляски США.

1875 г. – поземельный налог.

1880 г. ликвидация III отделения Собственной его императорского величества канцелярии; образование Департамента полиции.

1880-е – начало 1890- х гг. – контрреформы Александра III.

1881 г. – Манифест о незыблемости самодержавия. Положение о мерах к охранению государствен­ного порядка и общественного спокойствия.

1882 г. – принятие новых временных правил о печати.

1884 г. – ликвидация университетской автономии.

1886 г. – Устав о службе.

1887 г. – циркуляр о «кухаркиных детях».

1887, 1889 гг. – судебная контрреформа.

1889 г. – введение института земских начальников (контрреформа крестьянского самоуправления).

1890 г.земская контрреформа.

1892 г. – городская контрреформа.



2015-11-12 533 Обсуждений (0)
Методические рекомендации. Рассматривая первый вопрос, определите задачи и возможные пути государственного 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методические рекомендации. Рассматривая первый вопрос, определите задачи и возможные пути государственного

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (533)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)