Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методические рекомендации. При подготовке первого вопроса изучите процесс политико-идеологической борьбы 1920-х



2015-11-12 578 Обсуждений (0)
Методические рекомендации. При подготовке первого вопроса изучите процесс политико-идеологической борьбы 1920-х 0.00 из 5.00 0 оценок




При подготовке первого вопроса изучите процесс политико-идеологической борьбы 1920-х гг. и альтернативные программы построения социализма. Проанализируйте причины провала «бухаринской» альтернативы и победы И.В. Сталина. Дайте оценку политическому перевороту 1929 г. и рассмотрите переход к политике «большого скачка». Проанализируйте политику коллективизации и индустриализации. Изучите содержание и систему управления плановой экономикой, отразите сочетание функционального и отраслевого принципов управления. Рассмотрите национально-государственное развитие СССР в 30-е гг. Раскройте содержание административно-территориальной реформы и проследите процесс усиления центральной власти. Изучите основные положения Конституции 1936 г. и проанализируйте изменения в структуре государственных органов. Уделите внимание анализу системы контрольных и репрессивно-карательных органов.

При ответе на второй вопрос раскройте характерные черты административно-командной системы управления (АКСУ). Выявите причины и проследите процесс утверждения АКСУ в советском государстве. Определите предпосылки формализации роли Советов в системе управления. Рассмотрите причины и проявления сращивания партийного и государственного аппарата. Изучите номенклатурный принцип назначения на руководящие посты и выявите особенности советской номенклатуры. Проследите процесс роста и бюрократизации гос.аппарата. Проанализируйте особенности методов АКСУ. Дайте характеристику тоталитарному политическому режиму. Выявите предпосылки его утверждения в советском государстве. Рассмотрите черты советской модели тоталитаризма в различных сферах общественной жизни. Проанализируйте предпосылки и последствия культа личности И.В. Сталина. Дайте оценку эффективности административно-командной и тоталитарной моделей управления и определите их значение для дальнейшего развития национальной государственности.

При подготовке третьего вопроса, проанализируйте изменения в характере власти и управления в конце 30-х гг. («смягчение» режима), в организации управления и комплектовании армии накануне войны. Изучите реорганизацию советской системе государственного управления в годы Великой Отечественной войны. Раскройте сущность процессов централизации и милитаризации государственного управления, ужесточения командно-административных методов. Изучите полномочия чрезвычайных органов управления страной, изменения в управлении экономикой. Проанализируйте усиление репрессивно-карательных органов. Рассмотрите особенности сталинской национально-государственной политики. Выявите причины и проявления нормализации государственно-церковных отношений в годы войны. Отразите процесс «демократизации» политической системы в военное время и изменения в общественном сознании. Дайте оценку эффективности советской системы государственного управления в годы войны. Проанализируйте альтернативы послевоенного государственного развития, причины возврата к довоенной модели управления и усиление тоталитарных черт в послевоенный период; отразите изменения в государственном аппарате. Охарактеризуйте политику Сталина в последние годы нахождения у власти. Подведите итоги сталинского периода развития государства и дайте оценку созданной им системе государственного управления.

Базовые понятия темы: внутриполитическая борьба, «бухаринская» альтернатива построения социализма, «казарменный коммунизм», политический переворот 1929 г., политика «большого скачка», «наступление социализма по всему фронту», сталинизм, «сталинская гвардия», административно-командная система управления, сращивание партийного и государственного аппарата, однопартийная система, тоталитаризм, диктатура, персонификация власти, культ личности, харизма, вождь, государственная идеология, идеологический контроль, номенклатурный принцип назначения на руководящие посты, советская номенклатура, изоляция страны, «загнивающий Запад», «железный занавес», «холодная война», «чистки», репрессии, инакомыслие, враги народа, репрессивно-карательные органы, фальсификация, коллективизация, кулачество, раскулачивание, колхоз, МТС, форсированная индустриализация, ВПК, государственная монополия, плановая экономика, пятилетний план (пятилетка), ударничество, трудовой энтузиазм, соц.соревнование, стахановское движение, Госплан, ГОЭЛРО, разукрупнение наркоматов, ведомства, административно-территориальная реформа, край, область, округ, район, районирование, разукрупнение, «сталинская» Конституция 1936 г., социалистическое государство, всеобщее, прямое и равное избирательное право, Верховный Совет СССР, Президиум Верховного Совета, Совет Союза, Совет Национальностей, Советы депутатов трудящихся, Комиссия партийного контроля при ЦК ВКП(б) и Комиссия советского контроля, Прокуратура СССР, Генеральный прокурор, НКВД, Особое совещание НКВД, НКГБ, ОГПУ (ГУГБ), ОБХСС, ГУЛАГ, политические отделы и институт парторгов ЦК, Верховный Суд, Высший арбитражный суд, народные суды, трибуналы, «тройки», милитаризация, мобилизация, ГКО, Ставка Верховного главнокомандования, Генеральный штаб, Центральный штаб партизанского движения, Совет по эвакуации, «Ни шагу назад!», штрафные батальоны, заградительные отряды, ликвидация автономных республик, депортация народов, нормализация государственно-церковных отношений, восстановление патриаршества, демократическая альтернатива, Совет министров, министерства, борьба с «космополитизмом», КПСС.

Контрольные вопросы

1. Почему 1929 год И.В. Сталин назвал «годом великого перелома»?

2. В чем отличие ленинской и сталинской концепций построения социализма?

3. Какие изменения произошли внутри правящей партии на рубеже 20–30-х годов?

4. Почему не реализовалась «бухаринская» альтернатива развития социализма?

5. Покажите сходства и отличия основных положений Конституции
1936 г. и Конституции 1924 г.

6. «Задержать темпы - это значит отстать. А отсталых бьют. Но мы не хотим быть битыми. История старой России состояла, между прочим, в том, что ее непрерывно били за отсталость. За отсталость военную, за отсталость культурную, за отсталость государственную, за отсталость промышленную, за отсталость сельскохозяйственную. Мы отстали от передовых стран на 50-100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в 10 лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут». О каком событии идет речь в документе? Ответ аргументируйте.

7. Что представляло собой новое административно-территориальное деление РСФСР и союзных республик?

8. Назовите преимущества и недостатки административно-командной системы управления.

9. Какие причины обусловили возникновение тоталитарного государства в СССР?

10. В чем проявлялся культ личности И.В. Сталина? Существуют ли, на Ваш взгляд, проявления культа личности в современной России?

11. Раскройте сущность номенклатурного принципа в государственном управлении. Есть ли у него преимущества?

12. Какую роль играли контрольные и репрессивно-карательные органы в советской системе власти и управления?

13. Расскажите о политических репрессиях и системе ГУЛАГа. Почему, по Вашему мнению, стали возможны массовые репрессии?

14. В чем заключалась национальная политика И.В. Сталина в годы войны? Каковы ее последствия?

15. С чем связано расширение прав союзных республик в годы войны?

16. В чем проявилось «смягчение» политического режима в предвоенные и военные годы?

17. Была ли оправдана, на Ваш взгляд, практика создания чрезвычайных органов в годы войны?

18. Почему стала возможной, но не реализовалась демократическая альтернатива развития СССР в послевоенные годы?

19. Какие изменения произошли в органах исполнительной власти после войны?

20. В чем заключались сильные и слабые стороны руководства И.В. Сталина?



2015-11-12 578 Обсуждений (0)
Методические рекомендации. При подготовке первого вопроса изучите процесс политико-идеологической борьбы 1920-х 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методические рекомендации. При подготовке первого вопроса изучите процесс политико-идеологической борьбы 1920-х

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (578)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)