Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Потенциала игр в социально-культурной деятельности в России



2015-11-12 713 Обсуждений (0)
Потенциала игр в социально-культурной деятельности в России 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Если анализировать ситуацию, характерную для социокультурной жизни российского общества в целом, то обнаруживается ее многосложность и противоречивость.

Исчезает чувство культурной изоляции, в культурную память возвращаются многие художественные ценности, несправедливо преданные забвению. Востребуется и во многом заново осваивается огромный гуманитарный потенциал русской культуры — философская, культурологическая, социологическая, психологическая, экономическая мысль. Активизация национально-культурного самосознания различных этнических групп и социальных общностей способствует формированию исторической памяти, воспитанию чувства «малой родины», любви и привязанности человека к территории исконного проживания, возрождению культа предков и родственников, бытовых обрядов, традиционных форм хозяйствования, быта, верований.

Сегодня на уровне государственной политики наблюдается недооценка культуры как консолидирующего и смыслообразующего фактора, как важднейшего ресурса духовного преображения России. Основной акцент в государственной культурной политике сделан на развитии массовой коммерческой культуры, которая рассматривается как необходимый компонент демократического общественного устройства и рыночной экономики, основа гражданского общества и правового государства. С одной стороны, рыночные принципы организации культуры ослабляют управленческий диктат, подключают население (потребителей) к участию в культурной политике, устраняют идеологическое воздействие, расширяют возможности культурно-досуговых учреждений за счет новых источников финансирования, позволяют увеличить фонд заработной платы и т.д. С другой стороны, происходит коммерциализация культуры, вымывание бесплатных форм культурно-досуговой деятельности, смещение приоритетов культуры с содержания деятельности на извлечение прибыли [112].

В последнее время специалисты в области раннего развития все чаще отмечают, что российские дети занимаются активными физическими упражнениями или играми в два раза меньше, чем это необходимо их возрастной группе. Причин для этого существует множество: и наша загруженность на работе, и детские площадки ненадлежащего качества, да и опасности, о которых мы не должны забывать.

Ни для кого не секрет, что дворовые игры почти исчезли из жизни современных ребятишек. Те самые игры, в которые играли не только мы, а и наши предшественники. Те самые игры, которые учили детей находить общий язык, помогали решать споры и конфликты, были самым действенным и гармоничным способом социализации.

В России, в среднем, дети проводят сидя дома от 3 до 6 часов в день.

Чем же они занимаются это время? Вы, наверное, знаете на собственном опыте, что, к сожалению, большую часть времени дети проводят сидя перед телевизором, абсолютно не реализовывая свою естественную потребность в движении и игре. Хотя всем родителям хорошо известно, что такие игры очень важны для укрепления здоровья детей, их всестороннего психического, физического и социального развития, а так же стимулирования познавательной и творческой активности.

Так, журналист «Российской газеты» Т.И. Владыкина, в своей статье:

«В какие игры играют российские дети и взрослые», указывает, что по данным социологов Фонда «Общественное мнение» большинство россиян помнят, какая игрушка в детстве у них была любимой. Любопытно, что женщины зрелого возраста с удовольствием вспоминали пупсиков, ходячих кукол и мечту любой советской девчонки - немецкую куклу. Мужские воспоминания о любимых игрушках детства связаны с оловянными солдатиками, кубиками из Риги и железными танчиками. У современных родителей есть возможность осуществить игрушечную мечту, как детей, так и свою собственную. Большинство наших соотечественников уверены-нынешние игрушки лучше, чем игрушки их детства. Их больше, они более технологичны и больше ориентированы на развитие. Так ли это на самом деле и во что сегодня играют дети и их родители, выяснял наш корреспондент на международной выставке «Игрушки и игры» [136].

Отрадно заметить тот факт, что на сегодняшний день различными организациями и ведомствами запускается множество социально-культурных проектов, ориентированных на игровую составляющую.

Так в городе Обнинск, Калужская область стартовал исследовательский проект «Путешествие в Игромир», который увлекает детей в мир народной игрушки. Во время проекта ребята познакомятся с видами народных игрушек своих регионов и не только. Научатся делать игрушки своими руками и сделают первые шаги в освоении ИКТ [143].

С поступлением в школу ребёнок впервые начинает заниматься социально значимой, общественно оцениваемой учебной деятельностью. Все отношения учащегося с внешним миром определяются теперь его новой социальной позицией – ролью ученика, школьника. Но, не смотря на это, для школьника этого возраста весьма актуальными остаются дошкольные виды деятельности. Слишком быстрое их замещение занятиями учебного типа не может в полной мере создать благоприятные условия для адаптации ребёнка к школе. Именно сюжетно-ролевая игра и художественно–эстетические занятия помогут вчерашнему дошкольнику избежать трудностей в адаптационный период.

Исследовательский проект "Путешествие в Игромир" может быть реализован в рамках предмета "Технология".

Тематика данного проекта соответствует возрасту учащихся. Является стартовым проектом для учащихся 1 класса.

Форма проведения: дети переходят от улицы к улице, перемещаясь таким образом по карте города, его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур.

Данный проект превосходно подходит для ребят с разной подготовкой к школе. Слабый ученик в данном проекте может быть собирателем информации, выполнять функции по оформлению проекта в команде, быть фотографом.

В прошлом году стартовала национальная образовательная программа: «Эрудиты России». Посредством которой, реализуются различные игровые турниры и состязания. По итогам программы участникам присваиваются номинации. Например, игра «Тайны фонетики» в городе Ливны, г. Энгельс, игра "Мы победили!", д. Большие Бикшихи, игра "Машина времени" (приложение 10).

Проект "Эрудиты России" включает в себя:

Конкурс «Смекалки»

Это соревнование предполагает выполнение детьми заданий интеллектуально-творческих олимпиад в рамках индивидуального зачета. Конкурс может проводиться в двух вариантах: экспресс-олимпиада и олимпиада-марафон. Подобные олимпиады всесторонне развивают детей, учат их нестандартно мыслить и помогают организовать интеллектуальный досуг.

Командные конкурсы

Многолетний опыт работы нашей организации подтверждает, что командные конкурсы – прекрасное средство сплочения ребят любого возраста. Такие испытания можно проводить во время тематических недель, по итогам четверти и года, в честь праздников и юбилеев. Такие соревнования – прекрасный вариант сплотить детей и взрослых. В конкурсе может участвовать от одной до 10 команд!

В рамках проекта "Эрудиты России" можно подобрать конкурс для любой возрастной категории – от начальной школы до старших классов.

Также в России открыт всероссийский заочный проект на основе конкурса-олимпиады "Интеллектуально-творческий марафон".

Марафон - это новый эксклюзивный проект для тех, кто стремится к успеху, к высоким достижениям. Это познавательный «забег» на серьезные дистанции, предусматривающий выполнение цикла оригинальных интеллектуально-творческих заданий.

Новизна конкурса заключается в том, что по результатам конкурса участники получают звание, подтверждающее уровень интеллектуально-творческого развития.

Необычность конкурса – в его универсальности. При выполнении заданий развиваются практически все стороны интеллектуальной сферы личности: гибкость, образность, креативность мышления, логика, воображение, гуманитарные, математические, естественно-научные способности.

Участвуя в этом конкурсе, можно:

проверить себя в разных сферах познания;

реализовать себя в творчестве;

сделать серьезный шаг на пути к интеллектуальному и личностному росту.

В этом проекте могут принять участие школьники любых образовательных учреждений, учащиеся с 1-го по 11-й класс. Итоги подводятся по возрастным группам.

Следует отметить, что такого типа игры способствуют развитию ребенка, формируют его понятийный аппарат, повышают мотивацию и запас знаний, развивают логического и образное мышление, способствуют развитию социальных навыков.

Кроме того, необходимо отметить национальную образовательную программу «Интеллектуально-творческий потенциал России» в г. Обнинске.

В ней с успехом проводятся летние турниры

Уже более 10 лет организация "Интеллект будущего" организует летние Турниры. Меняется место проведения - Сочи, Геленджик, Туапсе, Новороссийск, Варна, Севастополь, но не меняется конечный результат: СЧАСТЛИВЫЕ ДЕТИ И ВЗРОСЛЫЕ!

Турниры открывают в каждом источник вдохновения, дарят новых друзей, наполняют здоровьем и жаждой жизни.

Лето – пора отдыха и накопления здоровья, творческих идей, встреч с новыми друзьями.

Летние турниры "Интеллекта будущего" - лучшее место для осуществления ваших планов.

Летние турниры Общероссийская Малая академия наук "Интеллект будущего" проводит совместно с Центром развития образования, науки и культуры "Обнинский полис" и другими организациями. Турниры организуются, как правило, на Чёрном море, иногда на Азовском, иногда на Балтийском море.

Традиционными стали:

Российский турнир-конференция ущащихся "Юность, Наука, Культура - Юг";

Всероссийский Форум "Созвездие талантов";

III Международный творческий фестиваль-конкурс "Музыка моря";

Российские летние оздоровительные интеллектуально-творческие турниры "ЭВРИКА!";

"VIVAT, ЭРУДИТЫ!" учащиеся 1–4 и 5–6 классов – Лауреаты заочных конкурсов «Созидание и творчество», «Юный исследователь», «Познание и творчество», «Интеллект-экспресс».

Летняя юношеская бизнес-школа «Юность. Бизнес. Успех».

Всероссийский форум "Педагогический Олимп - 2012" - педагоги, занимающиеся исследовательской деятельностью учащихся; директора и заместители директоров общеобразовательных учреждений основного и дополнительного образования, представители структур управления образованием; участники Всероссийского заочного конкурса «Образовательный потенциал России», «Образование: взгляд в будущее», Всероссийского заочного форума «Перспективы образования», «Педагогический олимп», проекта «Педагогическое наследие».

Одновременно для руководителей делегаций проводятся педагогические семинары.

Языкознание кажется многим школьникам сводом сухих и скучных правил. Чтобы преодолеть это заблуждение, открыть детям красоту науки о языке, Кировский Центр дополнительного образования одаренных школьников совместно с учеными из Института лингвистики РГГУ с 2000 года ежегодно проводит международную игру-конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех». В 2009 году она привлекла 2 524 570 участников из России, Казахстана, Украины, Латвии, Молдовы, Кыргызстана, Узбекистана, Израиля, Японии, США и ряда других стран.

Причины популярности «Русского медвежонка» те же, что и у его «старшего брата» — международного конкурса «Кенгуру – математика для всех». Игра проводится прямо в школах, не требует от учителя особых усилий, а задания веселы, занимательны и в большинстве доступны не только «одаренным», но и самым обычным детям (что не мешает их содержательности). Даже те участники, которые не слишком увлекаются языкознанием, верно решают хотя бы несколько задач, и никто не уходит обиженным.

Участвовать могут все желающие учащиеся 2-11 классов, без всякого предварительного отбора. Игра проходит по пяти возрастным группам: 2-3, 4-5, 6-7, 8-9 и 10-11 классы. Каждой из них будет предложен свой вариант (2-3 классам — из 28, а остальным — из 30) заданий по русскому языку и лингвистике, большинство из которых по силам обычному школьнику. При желании могут попробовать свои силы (по вариантам 2-3 классов) и первоклассники. Решений писать не нужно: достаточно выбрать из пяти предложенных вариантов ответа правильный и отметить его номер на специальном бланке. На работу отводится 1 час 15 минут, так что устать никто не успеет. Итоги конкурса подводятся отдельно по классам. До 1 февраля в школы будут направлены ведомости с результатами своих участников и местом каждого в общероссийском списке своей параллели, все участники игры — соответствующие сертификаты, а лучшие — призы.

В качестве еще одного примера, представим вниманию Всероссийские конкурсы-игры по различным дисциплинам. Конкурс проводится Центром "Снейл" совместно с ФГБОУ ВПО "Омский государственный педагогический университет". Конкурс-игра по математике "Слон"

Игра-конкурс по естествознанию «Человек и природа». Игра-конкурс по естествознанию «Человек и природа» (ЧИП). Всероссийский конкурс-игра по физической культуре "Орленок", которые проводятся с 29 февраля 2012 по 12 апреля 2012 года. Конкурс-игра «Орлёнок» - это конкурс для дистанционных спортсменов. Состязание спортивных теоретиков, практиков и спортивных судей. Чтобы стать дистанционным спортсменом, вам не нужно быть мастером спорта, нужно просто любить физкультуру.

Конкурс-игра «Золотое Руно» проводится с 2003 года. Ориентирован на учащихся интересующихся вопросами истории мировой художественной культуры. В России он проводится с 2003 года Институтом Продуктивного Обучения Российской Академии Образования (ИПО РАО) [141].

Ежегодно выбирается новая тема конкурса, а семейный формат конкурса позволяет участникам и их родителям получить новые знания и сформировать свое собственное представление по предложенной теме.

Преимущество на наш взгляд видится в том, что данного типа игры способствуют взаимодействию поколений. На сегодняшний день связь взрослых и детских поколений разорвана (разновозрастные детские коллективы можно встретить лишь как исключение). Дети растут рядом со взрослыми, а взрослые не умеют играть, у них нет на это времени и они не считают игру важной. Если взрослые проводят время с детьми, они начинают проводить с ними обучающие занятия, а не игру. Выше описанные игры наоборот способствуют взаимодействию поколений, сохраняя эту невидимую, но очень важную преемственную связь.

Так, в городе Ноябрьске осенью прошлого года была проведена военно-спортивная игра «Рубеж» (приложение 11).

Организатором этого мероприятия выступил Центр развития творчества детей и юношества «Факел». В игре приняли участие три команды, состоящие из учеников 7-8 классов. Тренерами – инструкторами на рубежах стали их старшие товарищи, ребята 17 – 18 лет, уже имеющие большой опыт участия в подобных мероприятиях и взявшие на себя подготовку участников к игре.

Игра «Рубеж» проводится уже несколько лет подряд. Основной целью данной игры является воспитание у детей и подростков гражданской сознательности и патриотизма, обучение прикладным навыкам военного дела, воспитание командного духа, атмосферы взаимовыручки и товарищества, а так же подготовка к предстоящей службе в армии.

Участники соревновались в ловкости, смекалке, меткости и физической выносливости. В ходе военно-спортивной игры команды преодолели несколько этапов – рубежей. Ребята метали гранаты и соревновались в умении разобрать и собрать автомат, преодолевали полосу препятствий и разгадывали зашифрованное донесение и, конечно же, демонстрировали свою строевую подготовку. Это весёлое и полезное мероприятие обошлось без травм, а участники «Рубежа» опробовали на себе жгут для остановки крови и шину, накладываемую во время перелома.

Несмотря на ветреную и холодную погоду, за участников команд пришли поболеть их родители, друзья, а так же все неравнодушные жители микрорайона.

Преимущества и значение военно-спортивных игр очень велико на сегодняшний день, особенно в нашей стране, так как в молодежной среде мало полезно-значимой деятельности, которая бы пользовалась успехом. В военно-спортивных играх в доступной для подростков форме отражаются социальные и политические отношения и в упрощенном виде подается обстановка, характерная для военных занятий, боевых действий. В этом заключается и функция игр как для военно-патриотического воспитания, для развития интереса ребят к этим играм, так и для серьезного и творческого отношения к своей стране, и своему городу в частности.

Что касается игр среди взрослого поколения, то помимо деловых игр можно отметить в нашем регионе такую набирающую игру как битва барменов.

Так в Екатеринбурге в прошлом году состоялась битва барменов (приложение 12).

Уральские бармены в Екатеринбурге соревновались во флейринге. Это слово означает приготовление коктейлей свободным стилем, с использованием жонглирования, акробатики, различных "игр с огнем", фокусов и даже элементов йоги [142].

В этапе всероссийского конкурса приняли участие 14 барменов из Перми, Уфы, Нижнего Тагила, Ижевска, Тюмени и Екатеринбурга. В финальном всероссийском состязании, которое состоится в ноябре в Египте, примут участие 10 человек из 5 городов России. Екатеринбург будет представлять Дмитрий Широких.

Флейринг-движение набирает популярность в России. Однако, чтобы эффектно "кидать бутылки", необходимо обучение. Тренеры рекомендуют оттачивать движения по 4-5 часов ежедневно. Начав с одной-двух бутылок, постепенно освоить комбинации "бутылка - шейкер" или "три бутылки", "три - четыре - пять лимонов" и так далее.

Во флейринге, как в фигурном катании, жюри оценивает техническую сложность комбинаций наряду со стилем и привлекательностью работы бармена.

Соревнование в Екатеринбурге прошло по системе "боев": двое участников работали одновременно, чтобы жюри получило возможность сравнить их.

Также хотелось бы отметить разновидности русских народных игр, в которые играют дети и взрослые, посей день.

Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития. Вместе с тем, на игры можно посмотреть, и с точки зрения педагогики и психологии, как средства образования и воспитания. В дополнении ко всему, это и отличный способ укрепить свой дух, свое тело, развить процессы мышления, фантазерства, эмоциональную составляющую нашей жизни. Русский народ многие процессы своей жизнедеятельности отражал именно таким образом, через игру.

Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технократический век. Далее мы приводим ряд игр, которые с большим удовольствием и пользой можно использовать как в учебном процессе в школе, детском оздоровительном лагере, так и в свободное время в кругу семьи [144].

Удар по веревочке

Для игры необходима замкнутая в круг веревочка. Игроки берутся обеими руками за веревочку с внешней стороны. Выбирается один водящий, который должен находиться в центре круга, образованного веревочкой.

Цель водящего – посалить, т.е. ударить по руке одного из играющих находящихся с внешней стороны круга. Те, кто находятся с внешней стороны круга, во время атаки водящего могут отпустить от веревочки только одну руку. Если играющий отпускает от веревочки две руки или по одной из них попадает водящий, то уже именно он становится в круг и игра продолжается дальше.

Большой мяч

Игра, в которой необходимо образовать круг. Дети берутся за руки, и выбирается один водящий, который становится в центр круга и около его ног находится большой мяч. Задача игрока, находящегося в центре, ударом ноги по мячу вытолкнуть его за пределы круга. Тот игрок, который пропускает мяч, выходит за пределы круга, а тот, кто попал, становится на его место. При этом все поворачиваются спиной к центру круга и стараются не пропустить мяч уже в центр круга. Важным условием является то, что мяч в течение всей игры нельзя брать в руки.

Шаром в лунке

Игра, имеющая множество разновидностей. Для игры в земле вырывают неглубокую ямку, в которую кладут шар. Все играющие должны иметь при себе прямые палки длиной около метра. Путем жребия выбирается исполник – игрок, который будет охранять шар. Все остальные игроки отходят за условную черту, на определенное расстояние от лунки и начинают в порядке установленной очереди метать палки, стараясь попасть в шар. У всех бросивших мимо, палки остаются лежать на месте.

Если никто не попадает, то исполник катит мяч своей палкой в сторону ближней к нему, стараясь в нее попасть. Если это ему удается, то он бежит за исходную для бросков линию, также называемой домом. Исполником становится тот, в чью палку попал шар. Если же в процессе игры кому-либо удается выбить шар из лунки, в тот же самый момент, те игроки, чьи палки находятся в поле бегут их забирать, а исполник должен установить шар на место. Таким образом, игроки получают возможность произвести дополнительный бросок. Во время метания палок, исполнику рекомендуется находиться чуть в стороне от шара, чтобы избежать попадания палки в него.

Зайки

Игра проводиться на открытом пространстве. Из всех игроков выбирается один охотник, все остальные изображают зайцев, стараясь прыгать га двух ногах. Задача охотника поймать самого не проворного зайца, осалив его рукой. Но в игре существует одно немаловажное условие, охотник не имеет права ловить зайца, если тот находится на "дереве". В контексте данной игры деревом будет являться любая щепочка или же пенек. Это условие сильно усложняет охотнику жизнь, что часто во время игры приводи его в негодование. Однако, как только удается осалить одного из зайцев, он тут же становится охотником, принимая на себя незавидную обязанность – ловить зайцев.

Прыганье со связанными ногами

Всем участникам завязываются ноги плотной широкой веревкой или платком. После чего все становятся около исходной линии и по сигналу начинают прыгать в сторону финишной черты. Победителем является тот, кто быстрее всех преодолел расстояние. Расстояние не должно быть слишком большим, так как прыгать с завязанными ногами достаточно тяжело.

Растеряхи

Дети, принимающие участие в этот игре, становятся в один ряд, берутся за руки, образуя тем самым цепочку. По правую сторону цепочки назначается вожак, который по команде начинает бег со сменой направления и вся цепочка начинает движение за ним. Однако никто кроме вожака не знает направления движения, поэтому достаточно сложно удержать равновесие и не рассоединить цепочку. Чем дальше игрок находится от вожака, тем ему сложнее удержать равновесие, не упасть или не разорвать цепь.

Гуси

Дети делятся на 2-ве команды. В центре площадки чертится круг. Игроки, по одному от команды, выходят в круг, поднимают левую ногу назад, берутся за нее рукой, а правую руку вытягивают вперед. По сигналу игроки начинают толкаться ладонями вытянутых рук. Побеждает игрок, которому удастся вытолкнуть соперника за пределы круга или же если соперник встанет на обе ноги. Побеждает команда, набравшая большее количество индивидуальных побед.

Таким образом, в нашей стране уделяется в последние годы большое значение игровым методам педагогического воздействия на ребенка в процессе его обучения и воспитания. Набирающая темпы всемирная паутина интернета также внесла посильный вклад для развития игрового потенциала системы СКД. Практика внедрения различных проектов нацеленных на развитие подрастающего поколения в России также показала положительный результат. Дети с удовольствием участвуют в различного рода конкурсах, спартакиадах, дидактических играх. Эти мероприятия обогащают интеллектуальный уровень российских детей, способствует обмену опытом поколений, помогает развитию коммуникативной стороны личности. Кроме того, характер национальных игр в нашей стране, служит важным средством приобщения детей к народным традициям, что, в свою очередь, представляет важнейший аспект социально-нравственного воспитания.

Таким образом, потенциал российских игровой культуры включает возможности социально-нравственного совершенствования и диагностические возможности игры, позволяющие отслеживать динамику социально-нравственных качеств ребенка.
Так национальные народные игры позволяют обеспечить функцию переноса содержания и форм нравственного поведения ребенка из игры в реальную жизнь, в конкретные обстоятельства его социального бытия, закрепить устойчивые навыки социально ценного поведения и отношений.

 

 



2015-11-12 713 Обсуждений (0)
Потенциала игр в социально-культурной деятельности в России 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Потенциала игр в социально-культурной деятельности в России

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (713)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)