1. Зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое, обонятельное
2. Восприятие времени, движения, пространства
Сочетание вербально-
логического материала с
образным, текстового
изложения с графическим представлением, зрительного
восприятия с практическими
действиями.
Воображение
Психический процесс, заключающийся в создании новых образов путем переработки материала восприятий и представлений
Дети младшего школьного возраста существенно различаются по уровню психологического развития. Эти различия, прежде всего, проявляются в том, что дети отличаются друг от друга по интеллектуальному, моральному, межперсональному развитию. Они, следовательно, уже могут по-разному, реагировать на одни и те же инструкции и психодиагностические ситуации.
Поэтому прежде, чем применять ту или иную психодиагностическую методику к детям младшего школьного возраста, необходимо удостовериться в том, что она им интеллектуально доступна и не слишком проста для того, чтобы оценить реальный уровень психологического развития, достигнутый ребёнком.
Психодиагностической оценке в рамках данного комплекса подлежат:
1) внимание;
2) память;
3) мышление;
4) речь;
5) восприятие;
6) воображение.
Предлагаемая программа, включающая в себя систему психодиагностических методик, имеет своей целью - комплексную оценку уровня психологического развития младших школьников (сферу познавательных процессов).
Психодиагностика детей, проводимая с помощью представленного далее комплекса методик, должна решать следующие задачи:
1. Выяснить, на каком уровне развития находятся познавательные психические процессы ребёнка;
2. Выявить имеющиеся у него задатки и способности;
3. Выработка рекомендаций.
Результаты, полученные в ходе проведения предлагаемых методик, в виде практических рекомендаций будут представлять собой весьма ценную информацию для педагога дополнительного образования, которая позволит создать правильные представления об уровне развития познавательных способностеймладших школьников и применить на занятиях в учреждении дополнительного образования на основе этих представлений соответствующие игры.
Основная суть измерительного подхода познавательных процессов младших школьников - в процедуре и содержании тестовых задач.