ПЕРИОДИЧНОСТЬ ДЕФЕКТОСКОПИИ СТАЛЬНЫХ КАНАТОВ
КОНТРОЛЬ СТАЛЬНЫХ КАНАТОВ ПОДЪЕМНЫХ СООРУЖЕНИЙ 1.1. Периодичность контроля стальных канатов
1.1.1. Независимо от типов подъемных сооружений, где используются стальные канаты, они подвергаются ежесменным, периодическим и специальным осмотрам. Персонал, осуществляющий ремонт и обслуживание подъемных сооружений, проводит осмотры канатов в соответствии с инструкцией по эксплуатации. 1.1.2. Ежесменные осмотры стальных канатов осуществляются крановщиками, лифтерами, машинистами, слесарями, электромонтерами, электромеханиками и т.д. перед началом работы и включают в себя: - ознакомление с записями в журнале (вахтенном для грузоподъемного крана; журнале ежесменного осмотра лифта; сменном журнале - для подвесных канатных дорог и др.); - осмотр состояния каната, его участков, навитых на барабан, канатоведущий шкив, блок, опирающихся на башмаки, закрепленных в муфтах, коушах и зажимах. Результаты осмотров записываются в журнале, находящемся у оператора подъемного сооружения. 1.1.3. Периодические осмотры выполняются инженерно-техническими работниками, ответственными за содержание подъемного сооружения в исправном состоянии, каждые десять дней с записью результатов в журнале <*>. -------------------------------- <*> Для редкоиспользуемых подъемных сооружений (редкоиспользуемые грузоподъемные краны, сезонные канатные дороги и т.д.) периодические осмотры производятся перед началом эксплуатации.
Содержание периодических осмотров: - визуальный осмотр состояния каната по его длине при движении от начального к конечному положению; - контроль с помощью мерительного инструмента диаметра каната по его длине. 1.1.4. Специальные осмотры канатов проводятся при технических освидетельствованиях с помощью дефектоскопов, позволяющих контролировать обрывы проволок по всей длине каната, наличие коррозии, износа внутренних и наружных проволок, потерю сечения. Периодичность осмотров стальных канатов для подъемных сооружений различных типов с помощью дефектоскопов приведена в табл. 1.
Таблица 1
ПЕРИОДИЧНОСТЬ ДЕФЕКТОСКОПИИ СТАЛЬНЫХ КАНАТОВ ----+--------------+------------------+------------------+------------- ¦ N ¦ Наименование ¦ Назначение ¦ Периодичность ¦ Примечание ¦ ¦п/п¦ подъемного ¦ стального каната ¦ дефектоскопии ¦ ¦ ¦ ¦ сооружения ¦ ¦ (месяц) ¦ ¦ +---+--------------+------------------+------------------+------------+ ¦1 ¦Краны грузо- ¦грузовой ¦12 ¦<*> ¦ ¦ ¦подъемные ¦стреловой ¦12 ¦<**> ¦ ¦ ¦ ¦тяговый ¦12 ¦<*> ¦ ¦ ¦ ¦оттяжка ¦36 ¦<**> ¦ +---+--------------+------------------+------------------+------------+ ¦2 ¦Краны ¦несущий ¦последующая каждые¦первая при ¦ ¦ ¦кабельные ¦ ¦24 ¦пуске в экс-¦ ¦ ¦ ¦тяговый ¦12 ¦плуатацию ¦ ¦ ¦ ¦грузовой ¦12 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦оттяжка ¦36 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦канаты поддержек ¦не подвергаются ¦ ¦ ¦ ¦ ¦подвески кабелей ¦не подвергаются ¦ ¦ ¦ ¦ ¦удержание крана ¦не подвергаются ¦ ¦ ¦ ¦ ¦(опоры) ¦ ¦ ¦ +---+--------------+------------------+------------------+------------+ ¦3 ¦Подъемники и ¦грузовой ¦6 ¦ ¦ ¦ ¦лебедки для ¦тяговый ¦12 ¦ ¦ ¦ ¦подъема людей ¦ ¦ ¦ ¦ +---+--------------+------------------+------------------+------------+ ¦4 ¦Сменные грузо-¦ ¦не подвергаются ¦ ¦ ¦ ¦захватные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦органы ¦ ¦ ¦ ¦ +---+--------------+------------------+------------------+------------+ ¦5 ¦Съемные грузо-¦ ¦не подвергаются ¦ ¦ ¦ ¦захватные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦приспособления¦ ¦ ¦ ¦ +---+--------------+------------------+------------------+------------+ ¦6 ¦Тали электри- ¦грузовой ¦12 ¦<*> ¦ ¦ ¦ческие ¦ ¦ ¦ ¦ +---+--------------+------------------+------------------+------------+ ¦7 ¦Лифты ¦тяговый ¦6 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦хвостовой ¦не подвергаются ¦ ¦ ¦ ¦ ¦(уравновешивающий)¦ ¦ ¦ +---+--------------+------------------+------------------+------------+ ¦8 ¦Подъемники ¦ ¦не подвергаются ¦ ¦ ¦ ¦(вышки) ¦ ¦ ¦ ¦ +---+--------------+------------------+------------------+------------+ ¦9 ¦Подвесные ¦несущий, тяговый, ¦вторая - через 36,¦первая при ¦ ¦ ¦пассажирские ¦тягово-несущий ¦последующая каждые¦пуске в экс-¦ ¦ ¦(грузовые) ¦ ¦12 ¦плуатацию ¦ ¦ ¦канатные ¦натяжной ¦не подвергаются ¦ ¦ ¦ ¦дороги ¦ ¦ ¦ ¦ +---+--------------+------------------+------------------+------------+ ¦10 ¦Наклонные ¦тяговый ¦вторая - через 36,¦первая при ¦ ¦ ¦рельсово- ¦ ¦последующая каждые¦пуске в экс-¦ ¦ ¦канатные ¦ ¦12 ¦плуатацию ¦ ¦ ¦подъемники ¦натяжной ¦не подвергаются ¦ ¦ ¦ ¦(фуникулеры) ¦(хвостовой) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦предохранительный ¦не подвергаются ¦ ¦ ----+--------------+------------------+------------------+-------------
-------------------------------- <*> При интенсивной эксплуатации в условиях агрессивной среды и повышенной температуры. <**> Для канатов, эксплуатирующихся без замены на кранах с истекшим сроком службы.
Примечание: малокрутящиеся канаты, независимо от назначения, подлежат дефектоскопии с периодичностью 12 месяцев.
1.1.5. Особое внимание при всех видах осмотра следует обращать на участки каната: - проходящие через подвижные, неподвижные и уравнительные блоки (особенно на тот отрезок, который попадает на подвижный блок в нагруженном состоянии); - у заделки концов каната (с проверкой правильности установки зажимов); - крепления на барабане, кабине и противовесе; - подверженные истиранию от соприкосновения с выступающими частями подъемной установки и нагреву; - внутреннюю часть на участках интенсивного износа, коррозии или обрывов проволок. У заделки канаты осматриваются с целью обнаружения обрывов и коррозии проволок. Заделки в виде опрессованных втулок проверяются на наличие трещин в материале и проскальзывания каната во втулке. Для неподвижных канатов (типа вант или оттяжек) особое внимание необходимо обращать на участки каната с заделкой. Клиновые втулки и зажимы следует проверять на наличие обрывов проволок вблизи заделки, плотность посадки клиньев и затяжки зажимов. Внутренний контроль каната производится механическим способом для частичной оценки состояния его внутренних проволок (наличие обрывов и коррозии). При внутреннем контроле на ненагруженном канате закрепляются два зажима (рис. 1, а - здесь и далее рисунки не приводятся) на расстоянии 0,2 - 0,4 м (для канатов, соответственно, диаметром 20 - 40 мм), фиксируя положение одного зажима, второй вращают в направлении, противоположном направлению свивки каната, при этом наружные пряди раскрываются и отходят от сердечника. Проскальзывание зажимов по канату и деформирование прядей каната при его раскручивании не допускается. При внутреннем контроле необходимо обращать внимание на состояние смазки внутренних проволок каната и сердечника, степень коррозии и смятие внутренних проволок от действия контактных нагрузок, обрывы проволок. После внутреннего контроля необходимо ввести защитную смазку в раскрытую часть каната и с небольшим усилием произвести обратный поворот вторым зажимом. После снятия зажимов наружную часть каната следует смазать канатной смазкой. Для внутреннего контроля участков каната рядом с заделкой достаточно установить один зажим (рис. 1, б). 1.1.6. Участки каната, рекомендуемые выборочному внутреннему контролю: - участки, взаимодействующие с ручьями уравнительных блоков при нагруженном состоянии; - участки, расположенные рядом с барабаном подъемной лебедки, стреловыми блоками; - участки, подверженные атмосферным воздействиям; - участки неподвижных канатов (растяжки, оттяжки) вблизи их заделки. При эксплуатации каната (после нескольких месяцев работы) вследствие механического износа и внутренней коррозии происходит уменьшение площади поперечного сечения металла его проволок, что резко снижает прочность каната и безопасность подъемного сооружения в целом. При этом внешнее состояние каната может оставаться без изменения - обрывы наружных проволок отсутствуют. Проверку внутреннего сечения каната можно осуществлять при специальных осмотрах методами неразрушающего контроля. Периодичность проверки каната дефектоскопом указана в табл. 1, а после появления зафиксированной потери сечения более 15% - каждые 10 дней с записью показаний дефектоскопа в журнале.
1.2. Методы и средства контроля стальных канатов
1.2.1. Методы контроля стальных канатов
При оценке технического состояния стальных канатов применяются следующие методы контроля: а) визуальный; б) инструментальный; в) деформационный (косвенный); г) дефектоскопия. Визуальный метод контроля состоит в осмотре каната по его длине и в местах его заделки на предмет наличия дефектов, определяемых глазом человека либо с помощью оптических средств. Инструментальный метод контроля представляет собой замеры параметров стального каната (диаметра, износа наружных проволок, геометрических отклонений от прямолинейности и т.д.) с помощью мерительного инструмента. Деформационный (косвенный) метод контроля состоит в интегральной оценке технического состояния каната по линейным и угловым деформациям в процессе его эксплуатации при циклическом нагружении. Дефектоскопический контроль (дефектоскопия) состоит в определении дефекта в канатах по его длине с применением специальных дефектоскопов, основанных на магнито-, рентгено-, ультразвукоскопии.
1.2.2. Средства контроля стальных канатов
Для визуального контроля применяются оптические приборы с кратностью увеличения не менее 5. Инструментальный контроль производят с помощью микрометра 1-го класса точности, штангенциркуля, металлической линейки. Замер линейных и угловых деформаций осуществляют с помощью специальных приборов с точностью 0,1%. Дефектоскопию проводят с применением специальных дефектоскопов. Организация, проводящая дефектоскопию несущих, тяговых и тягово-несущих канатов, лифтов, кабельных кранов, ПКД, фуникулеров, должна иметь лицензию на этот вид работ. Дефектоскопию канатов подъемных сооружений должен проводить аттестованный дефектоскопист.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1090)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |