Практика четырех бесконечных состояния сознания
Четыре Бесконечных Состояния Сознания это Бесконечная Любовь, Бесконечное Сострадание, Бесконечная Радость и Бесконечное Беспристрастие. Ученик практикует созерцание самого себя посреди бесконечного пространства и порождает возвышенное состояние величия и Божественной гордости. На начальном этапе это можно выполнять с использованием визуализации. Однако правильно выполнять такую практику, настраиваясь на божественное ощущение самого себя, и затем, представляя, как это ощущение самого себя расширяется до пределов зала, города, затем всей Вселенной. Нужно представить себя настолько большим, насколько хватит воображения, так, словно из пор тела излучаются звезды, планеты и галактики. После такой подготовки зарождаются последовательно Бесконечные Божественные Любовь, Сострадание, Радость и Беспристрастие. По завершению практики ученик стремится поддерживать такое состояние чистого видения постоянно.
В период изучения Учения, когда йогин соприкасается с первоисточниками, в которые просветленные мастера и святые вложили свое мироощущение, свою любовь к Богу и радость Пути, он «напитывается» этой бхавой, которая постепенно проникает в его тонкое тело. При этом может проявиться неожидаемый всплеск осознавания мира в чистом видении, быстрое продвижение в практике.
Помните ли вы себя в возрасте 4-6 лет? Тогда окружающий мир был сказкой, существовал Дед Мороз, феи, волшебники. В каждом предмете нам легко было увидеть нечто необычное, сказочное. Наверное каждый думает - как же хорошо было в детстве. Забот не было, а волшебство было. И мы жили с определенным чувством, которое достаточно сложно поддается описанию, в ожидании новых сказочных событий в своей бесконечной (как нам казалось) жизни. Чистое видение подразумевает, что мы пытаемся вернуть себе примерно такое же мироощущение. Мир не такой, каким он кажется. Все, что нас окружает – сказочно или божественно, загадочно и интересно. Нас окружают невидимые божества, которые помогают и оберегают нас. Мир любит нас!
Мир в своей основе божественен и не имеет значения признаем мы это или нет, нравится нам это или нет. Этому нет объяснений, это нельзя обосновать, но в это можно поверить, затем усвоить и, наконец, пережить. Для этого ученик привыкает видеть все глубоким, непостижимым, чистым и совершенным, как божественное пространство, созданное нашим сознанием, людей - как божеств, а все происходящее - как творческие божественные игры (лилы) энергий проявленного Абсолюта.
94. "Если человек не способен постичь это чистое состояние, тогда он должен поклоняться Богу в той конкретной форме, которая наиболее приемлема для него; таким образом, он так же несомненно достигнет цели, хоть и постепенно. 95. "Сколько бы ни пытался человек в миллионах рождений, он не сможет продвинуться вперёд, если он не будет идти по одному из этих двух путей" [2, Глава VII]. Обожествление – это конкретный метод, присущий пути тантризма и описанный во множестве индийских, буддийских и джайнских текстах. Это способ увидеть мир как проявление единого божественного первопринципа. Этот метод приносит пользу прежде всего самому ученику и применяется ради блага самого же ученика, поскольку это весьма действенное средство устранить рамки в сознании и выйти на другой уровень восприятия – в так называемое «чистое видение»2. Практика чистого видения – это не просто практика – попрактиковал и забыл. Начал другую практику. Чистое видение – это, можно сказать, навсегда. По крайней мере, до тех пор, пока мы считаем, что занимаемся йогой. Чистое видение, как практика, является промежуточным состоянием к абсолютному, божественному видению. На первых порах бывает довольно трудно сразу ощутить все божественным. Тогда начинаем с малого, с соблюдения винайя и самайя, с контроля за чистотой речи, мыслей, еды, поведения, действий и т.д. Далее замечаем, что у окружающих нас людей есть не только недостатки, но и достоинства. У них есть свои проблемы. И, по сути, между нами нет никакой разницы. Для того, чтобы это почувствовать, перевоплощаемся, например, в бездомного в переходе, пытаемся ощутить как ему холодно, одиноко и тд. Если возникает какая-нибудь негативная или нейтральная оценка ситуации, то внутренний наблюдатель замечает это и сразу заменяет ее позитивной оценкой. Важно, чтобы период времени от момента, когда такая негативная оценка сформировалась, и до момента, когда она была заменена на позитивную, постоянно уменьшался. То есть «взлеты» чистого видения должны становиться выше и длительнее, а падения – неглубокими и короткими. Почему так популярно кино и телевидение? Потому, что человек, который видит фильм, отождествляет себя с тем или иным героем, переживает так же и тд. То есть на что мы смотрим, тем мы и становимся. Для воспитания чистого видения нужно смотреть фильмы, где герои – святые, просветленные или боги. Или хотя бы знать и иногда перечитывать истории, с ними связанные. При этом мы можем запомнить ощущения, которые вызывали в нас эти истории, связав их с изображением и с именем конкретного божества или святого. Далее остается только при необходимости вспоминать эти, присущие божествам и святым, ощущения, окрашивая ими те или иные проявления внешнего мира. Услышав мирскую музыку, йогин понимает, что то, о чем поют мирские существа, - это чистая Дхарма. Вот замечательный пример всем известной песни Юрия Лозы. На маленьком плоту сквозь бури, дождь и грозы. И уж конечно нам не составляет труда заметить, что чистое видение лежит в основе большинства практик, используемых в Учении. Например, это очищение пищи, посвящение заслуг, начитывание мантры ОМ, простирания и тд. Такая простая практика, как очищение пищи, когда вся пища, которую мы едим, является прасадом, то есть освященной, а вся вода, которую мы пьем, является святой, если она выполняется регулярно, большое благо как для роста самосознания, так и просто для здоровья. В какой-то момент может прийти понимание, что за действиями монахов, Гуру, обычных людей стоят более высокие силы, которые подчинены Абсолюту и являются его энергией. Мы находимся в чистом видении и нас толкнули. Отлично. Это был тест на глубину созерцания и чистое видение. Все вокруг, так или иначе, стараются помочь нам освободиться от двойственного восприятия, выработать определенные качества. И, в один, прекрасный момент, все встанет на свои места, - к нам придет осознание, что происходит грандиозный божественный спектакль, в котором все играют роли, а режиссер этого спектакля сам Абсолют. Тогда у нас возникнет ощущение святости и благоговения к каждому акту творения, к каждому участнику (Из лекций Гуру). Внезапно мы понимаем, что за любыми проявлениями стоят тончайшие виды энергий, эти энергии абсолютны и чисты. Нечист только наш теперешний способ восприятия, но когда мы становимся истинными йогинами, все в нашем восприятии видится как чистота и волшебство, каждое действие имеет сакральный смысл, каждый взгляд, улыбка, слово - посвящение, каждая капля дождя, дуновение ветра, шелест листвы, луч солнца, прикосновение - благословение. Один из методов, как практиковать чистое видение, это оставить все «как есть» и увидеть в этом сакральный смысл. «Все» это не только внешний мир с его объектами и обстоятельствами, но внутренний: мысли, чувства и эмоции - являющиеся равнозначными объектами для внутреннего наблюдателя. Другой метод - взгляд на любую ситуацию со стороны, в безэговости, позволит увидеть ее в чистом видении. Можно даже представить себя в иллюзорном или тонком теле, отделенным от физического тела, наблюдающим за своим физическим телом и его взаимоотношениями с проявленным миром. Метод замещения заключается в том, что мы по возможности замещаем сильные воздействия внешнего мира, сбивающие праны, более слабыми воздействиями или вообще воздействиями благоприятными для практики. Например, в транспорте можно слушать плеер с мантрами или лекциями Гуру. В начале нашей практики желательно как можно дольше оставаться в местах чистого видения, где мы имеем минимум сбивающих пран, но максимум чистых отношений, впечатлений и соответствующих чистых мыслей. К местам чистого видения можно отнести Дивья Локу в целом, храмы, посвященные святым, места ритритов и совместных практик, общество Гуру и монахов и др. Это совсем не означает, что нужно стремиться создать идеальные условия, однако запастись соответствующими ощущениями, которые мы испытываем в таких местах, крайне полезно. В последующем можно использовать этот опыт, воспроизводя бхаву чистого видения в любых условиях.
Рассмотрим Путь с точки зрения накопления энергии. В нашем проявленном мире практикующий может, по своей сути, накапливать только энергию, которая при необходимом уровне Веры и позволяет достичь Просветления. Здесь подразумевается, что такая Вера формируется на основе священных писаний и наставлений Гуру. Под энергией здесь подразумевается совокупность энергий как физического, так и других тонких тел. Как йогин может накопить энергию физического тела? Выполнением асан, пранаям, крий и мудр. Как йогин может накопить энергию тонких тел? С помощью практик концентрации, визуализации и медитации. С помощью практик мантр и Бхаджанов. Поднять уровень энергии могут правильное питание и места силы. Поднять уровень энергии может Любовь, Радость и Сострадание, а то есть производные от них Бхавы. Например, сострадание к существам, которые не имеют по тем или иным причинам возможностей практиковать и понять Учение, иногда может привести к мысли, что может мне дан такой шанс именно потому, что других его нет. Если это так, то достаточно ли усилий прикладывается в практике? Поднять энергию опытного практика может и желание, которое он взял под контроль. Однако наше поведение в проявленном мире является определяющим при накоплении энергии. При этом мы или разбазариваем энергию, накопленную в практиках, или сохраняем и добавляем новую. Все, что отвлекает наше внимание без нашего на то разрешения, забирает энергию. Будь то реклама в метро, кино или статья в газете. Если созерцание прекратилось и ум захватился внешним объектом, энергия утекает. Если же внешний объект при своем воздействии вызывает нашу эмоциональную реакцию: раздражение, страх, ненависть, зависть, ревность и тд., то энергия утекает с огромной скоростью. Наверное каждому известно чувство некоторого опустошения после споров, которые, как правило, никогда не завершаются. Если учесть, что практикам йоги мы можем уделять в день в лучшем случае 10-15% своего времени, то что происходит с нашей энергией в остальное время? Поэтому практика созерцания в Лайя-йоге является центральной. Ее цель – научиться контролировать энергию в 100% времени. И чистое видение здесь используется в качестве санкальпы, то есть установки или намерения видеть мир чистым в 100% времени. В этом случае никакие внешние объекты не могут завладеть нашим вниманием настолько, чтобы вывести нас из равностного отношения к предметам и явлениям проявленного мира. Следовательно, чистое видение – это страж, который сохраняет, бережет от разбазаривания нашу энергию и приумножает ее. Заключение
В состоянии неведения научиться чисто видеть непросто. Даже при задании соответствующих установок в практике. Это связано с постоянной деятельностью нашего неусмиренного ума, его постоянными оценками окружающего мира, домысливанием, попытками исправить и дополнить. Продукты ума (манаса) в их первоначальном виде всегда в той или иной степени вносят искажения в чистоту видения. Степень такого искажения зависит от кармических предрасположенностей йогина и текущей ситуации. Однако главным препятствием к чистому видению является отсутствие Веры или слабая Вера на начальных стадиях обучения. Чистое видение это непреступная стена Веры, которой окружает себя практикующий, не позволяя проникнуть внутрь своего сознания нечистым мыслям. В нашем человеческом мире чистого видения не хватает. Часто чистого видения не хватает тем, кто только начинает изучать учение. Иногда практикующий не понимает того факта, что чистота видения в определенной степени является вполне адекватной оценкой уровня его духовного развития. В этом узком смысле чистое видение может рассматриваться как цель или Плод практики. А методы, которыми достигается чистое видение, могут рассматриваться как Путь, по которому следует практикующий. Практика чистого видения позволяет:
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1085)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |