Гипотеза исследования
Оформление компонентов научно-педагогического исследования Тема исследования. Работа начинается с выбора темы. Основной критерий выбора темы – научный интерес студента, стремление расширить свои знания в определенной области. Она должна быть актуальной, достаточно новой, практически значимой, проблемной, важной, может быть недостаточно изученной, реально выполнимой. Выбор темы исследования, ее четкая и ясная формулировка – непременное условие начала исследовательской деятельности. Важно в теме вычленить проблему. Тема исследования – это часть, одна из сторон, проблем темы дипломной работы. Не следует выбирать масштабные и сложные темы. Она должна быть сформулирована лаконично, используемые при ее формулировке понятия должны быть логически взаимосвязаны. Тема должна быть понятна студенту, для этого следует обратиться к словарям и справочной литературе. Актуальность темы. Она определяется на основе анализа научно-педагогической, психологической, методической и специальной литературы, исходя из требований психолого-педагогической науки и практики. Актуализируя тему, важно отразить: - требования социального заказа общества, представленные в нормативных документах Министерства образования и науки РФ, в документах регионального и муниципального уровней; - значимость проблемы в психолого-педагогической науке и практике со ссылкой на ученых, разрабатывающих ее; - наличие противоречий и проблем по изучаемому вопросу; - состояние изучаемого вопроса в практике современной системы образования. Обосновать актуальность темы – значит объяснить необходимость ее изучения в контексте процесса обучения и воспитания. Освещение актуальности не должно быть многословным, не нужно начинать издалека. Достаточно показать главное: причины, проблемы, противоречия. Проблема исследования - это вопрос, который возникает, на который надо ответить, это формулирование того, что ещё неизвестно в изучаемом явлении. Цель исследования. Цель исследования – конечный желаемый результат исследования. Наиболее типичны следующие цели: - определить характеристики явлений, не изученных ранее. малоизученных, противоречиво изученных; - выявить взаимосвязи педагогических явлений и процессов; - изучить динамику явлений; - описать новую методику, технологию и т.д.; - обобщить, выявить общие закономерности; - провести классификацию, типологию педагогических явлений; - установить, создать, разработать и т.д. Задачи исследования. Это выбор путей и средств достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Постановка задач основывается на дроблении целей исследования на подцели. В работе может быть поставлено несколько задач (оптимально 3 - 4). Задачи – это те конкретные вопросы, на которые требуется получить ответ в процессе выполнения научной работы. Задачи лучше всего формулировать в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута. Их перечисление строится по принципу от менее сложных к более сложным. Наиболее типичны следующие задачи: - изучить состояние проблемы, - актуализировать проблему, - проанализировать теоретические основы…; - выявить недостатки, проблемы в …; - изучить передовой педагогический опыт; - накопить педагогические факты, - накопить методический материал; - отобрать материал по…, для…; - дать характеристику; - сделать системный анализ, систематизировать; - определить условия, требования…; - апробировать, реализовать на практике…; - исследовать уровень, особенности…; - разработать, спроектировать модель, систему. Формулировка цели исследования должна исходить из темы работы, задачи должны отражать содержание оглавления. Объект исследования. Объект исследования - это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию, т.е. та крупная, относительно самостоятельная область педагогической науки и практики, в которой находится предмет исследования. Это та часть объективной педагогической реальности, которая включается в орбиту поиска. Объект и предмет исследования – это «система координат» исследования. Объект – это своеобразный носитель проблемы. Наиболее типичны следующие формулировки объекта исследования: - процесс воспитания, процесс образования, обучения; - процесс развития; - процесс формирования; - процесс мониторинга; - процесс диагностики; - инновационный процесс; - педагогическая система школы; - учебно-воспитательный процесс; - процесс управления и т.д. Предмет исследования. Предмет исследования это то, что находится в границах объекта, определенные свойства объекта, их соотношения, зависимость объекта и свойств от каких либо условий, то есть конкретная часть объекта: методы, формы, содержание, средства, приемы, условия организации педагогических процессов обучения и воспитания. То есть, это избранные для анализа и изучения некоторые свойства, стороны, особенности объекта. Между объектом и предметом исследования существует отношение соподчинения сверху вниз. Причем сужение происходит за счет более детального рассмотрения, изучения проблемы. Границы между предметом и объектом исследования условны, подвижны. То, что в одном случае является объектом, в другом может быть предметом исследования. Типична следующая формулировка предмета исследования: условия, при которых……. Гипотеза исследования. Это предположение, предположительное суждение о причинной, закономерной связи явлений, при которой на основе ряда фактов делается вывод о наличии, состоянии, отсутствии, причинах того или иного явления. Она должна удовлетворять ряду требований: - быть проверяемой; - содержать предположение; - быть логически непротиворечивой; - соответствовать фактам. Формулы гипотезы: - Если…, то… - Чем…, тем… - Если сделать то-то, то такие изменения произойдут. - Это будет выглядеть так:…, если будут соблюдены следующие условия:… - При условии, что…, изменится следующее… Гипотеза в процессе работы может изменяться, уточняться. Методы исследования. Это «инструмент» для решения поставленных задач. Их выбор зависит от цели, задач и гипотезы исследования. Необходимо выбрать такой диагностический инструментарий, который обеспечил бы максимальный эффект и давал бы надежный результат. Причем следует учитывать, что для каждого этапа и части исследования, а также для каждого объекта, предмета, задач исследования чаще всего выбирают наиболее адекватные методы, чтобы, в конечном счете, они соответствовали современным принципам научного исследования; соответствовали логической структуре исследования; находились в гармоничной взаимосвязи с другими методами в единой методической схеме. В педагогике на сегодняшний день существуют разные подходы к классификации методов исследования. И.П.Подласый предлагает следующую классификацию методов исследования: 1. Традиционно – педагогические: - педагогическое наблюдение; - метод исследовательской беседы; - изучение опыта работы учителей; - анализ школьной документации и творческих работ учащихся; - педагогический эксперимент. 2. Методы изучения коллективных явлений: - анкетирование; - тестирование; - опрос; - интервьюирование; - метод социометрии. 3. Количественные методы исследования: - регистрация; - ранжирование; - шкалирование; - моделирование. Методы исследования также классифицируются на теоретические и эмпирические методы.. К теоретическим методам исследования относятся: анализ и синтез, классификация, типологизация, абстрагирование, обобщение, сравнение, систематизация, резюмирование, проектирование, прогнозирование, анализ понятийно-терминологической системы, построение мыслительного эксперимента и т.д. К эмпирическим методам исследования относятся: изучение литературы, анализ школьной учительской и ученической документации, изучение нормативных актов, педагогическое наблюдение, опросы, интервью, анкетирование, тестирование, определение рейтинга и др. Этапы исследования.
I этап - подготовка к исследованию: - изучение теории и истории исследуемого вопроса; - определение методологических основ проблемы исследования; - подготовка к организации и проведению исследования.
2 этап - подготовка и проведение опытно-экспериментальной работы: - планирование опытно-экспериментальной работы; - проведение опытно-экспериментальной работы; - анализ получэтапы работы и сроки ее выполнения, планируемые в логическоенных результатов.
3 этап - оформление выпускной квалификационной работы: - компоновка подготовленных текстов, написание введения, выводов, заключения; - составление списка литературы; - составление приложений; - составление оглавления; - оформление титульного листа.
4 этап — подготовка к защите выпускной квалификационной работы: - сдача работы научному руководителю для получения отзыва и рецензии; - подготовка автореферата для публичной защиты.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (981)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |