Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Гипотеза исследования



2015-11-12 981 Обсуждений (0)
Гипотеза исследования 0.00 из 5.00 0 оценок




Оформление компонентов научно-педагогического исследования

Тема исследования.

Работа начинается с выбора темы. Основной критерий выбора темы – научный интерес студента, стремление расширить свои знания в определенной области. Она должна быть актуальной, достаточно новой, практически значимой, проблемной, важной, может быть недостаточно изученной, реально выполнимой. Выбор темы исследования, ее четкая и ясная формулировка – непременное условие начала исследовательской деятельности. Важно в теме вычленить проблему. Тема исследования – это часть, одна из сторон, проблем темы дипломной работы. Не следует выбирать масштабные и сложные темы. Она должна быть сформулирована лаконично, используемые при ее формулировке понятия должны быть логически взаимосвязаны. Тема должна быть понятна студенту, для этого следует обратиться к словарям и справочной литературе.

Актуальность темы.

Она определяется на основе анализа научно-педагогической, психологической, методической и специальной литературы, исходя из требований психолого-педагогической науки и практики. Актуализируя тему, важно отразить:

- требования социального заказа общества, представленные в нормативных документах Министерства образования и науки РФ, в документах регионального и муниципального уровней;

- значимость проблемы в психолого-педагогической науке и практике со ссылкой на ученых, разрабатывающих ее;

- наличие противоречий и проблем по изучаемому вопросу;

- состояние изучаемого вопроса в практике современной системы образования.

Обосновать актуальность темы – значит объяснить необходимость ее изучения в контексте процесса обучения и воспитания. Освещение актуальности не должно быть многословным, не нужно начинать издалека. Достаточно показать главное: причины, проблемы, противоречия.

Проблема исследования - это вопрос, который возникает, на который надо ответить, это формулирование того, что ещё неизвестно в изучаемом явлении.

Цель исследования.

Цель исследования – конечный желаемый результат исследования. Наиболее типичны следующие цели:

- определить характеристики явлений, не изученных ранее. малоизученных, противоречиво изученных;

- выявить взаимосвязи педагогических явлений и процессов;

- изучить динамику явлений;

- описать новую методику, технологию и т.д.;

- обобщить, выявить общие закономерности;

- провести классификацию, типологию педагогических явлений;

- установить, создать, разработать и т.д.

Задачи исследования.

Это выбор путей и средств достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Постановка задач основывается на дроблении целей исследования на подцели. В работе может быть поставлено несколько задач (оптимально 3 - 4). Задачи – это те конкретные вопросы, на которые требуется получить ответ в процессе выполнения научной работы. Задачи лучше всего формулировать в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута. Их перечисление строится по принципу от менее сложных к более сложным.

Наиболее типичны следующие задачи:

- изучить состояние проблемы,

- актуализировать проблему,

- проанализировать теоретические основы…;

- выявить недостатки, проблемы в …;

- изучить передовой педагогический опыт;

- накопить педагогические факты,

- накопить методический материал;

- отобрать материал по…, для…;

- дать характеристику;

- сделать системный анализ, систематизировать;

- определить условия, требования…;

- апробировать, реализовать на практике…;

- исследовать уровень, особенности…;

- разработать, спроектировать модель, систему.

Формулировка цели исследования должна исходить из темы работы, задачи должны отражать содержание оглавления.

Объект исследования.

Объект исследования - это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию, т.е. та крупная, относительно самостоятельная область педагогической науки и практики, в которой находится предмет исследования. Это та часть объективной педагогической реальности, которая включается в орбиту поиска. Объект и предмет исследования – это «система координат» исследования. Объект – это своеобразный носитель проблемы. Наиболее типичны следующие формулировки объекта исследования:

- процесс воспитания, процесс образования, обучения;

- процесс развития;

- процесс формирования;

- процесс мониторинга;

- процесс диагностики;

- инновационный процесс;

- педагогическая система школы;

- учебно-воспитательный процесс;

- процесс управления и т.д.

Предмет исследования.

Предмет исследования это то, что находится в границах объекта, определенные свойства объекта, их соотношения, зависимость объекта и свойств от каких либо условий, то есть конкретная часть объекта: методы, формы, содержание, средства, приемы, условия организации педагогических процессов обучения и воспитания. То есть, это избранные для анализа и изучения некоторые свойства, стороны, особенности объекта. Между объектом и предметом исследования существует отношение соподчинения сверху вниз. Причем сужение происходит за счет более детального рассмотрения, изучения проблемы. Границы между предметом и объектом исследования условны, подвижны. То, что в одном случае является объектом, в другом может быть предметом исследования.

Типична следующая формулировка предмета исследования:

условия, при которых…….

Гипотеза исследования.

Это предположение, предположительное суждение о причинной, закономерной связи явлений, при которой на основе ряда фактов делается вывод о наличии, состоянии, отсутствии, причинах того или иного явления. Она должна удовлетворять ряду требований:

- быть проверяемой;

- содержать предположение;

- быть логически непротиворечивой;

- соответствовать фактам.

Формулы гипотезы:

- Если…, то…

- Чем…, тем…

- Если сделать то-то, то такие изменения произойдут.

- Это будет выглядеть так:…, если будут соблюдены следующие условия:…

- При условии, что…, изменится следующее…

Гипотеза в процессе работы может изменяться, уточняться.

Методы исследования.

Это «инструмент» для решения поставленных задач. Их выбор зависит от цели, задач и гипотезы исследования. Необходимо выбрать такой диагностический инструментарий, который обеспечил бы максимальный эффект и давал бы надежный результат. Причем следует учитывать, что для каждого этапа и части исследования, а также для каждого объекта, предмета, задач исследования чаще всего выбирают наиболее адекватные методы, чтобы, в конечном счете, они соответствовали современным принципам научного исследования; соответствовали логической структуре исследования; находились в гармоничной взаимосвязи с другими методами в единой методической схеме. В педагогике на сегодняшний день существуют разные подходы к классификации методов исследования.

И.П.Подласый предлагает следующую классификацию методов исследования:

1. Традиционно – педагогические:

- педагогическое наблюдение;

- метод исследовательской беседы;

- изучение опыта работы учителей;

- анализ школьной документации и творческих работ учащихся;

- педагогический эксперимент.

2. Методы изучения коллективных явлений:

- анкетирование;

- тестирование;

- опрос;

- интервьюирование;

- метод социометрии.

3. Количественные методы исследования:

- регистрация;

- ранжирование;

- шкалирование;

- моделирование.

Методы исследования также классифицируются на теоретические и эмпирические методы.. К теоретическим методам исследования относятся: анализ и синтез, классификация, типологизация, абстрагирование, обобщение, сравнение, систематизация, резюмирование, проектирование, прогнозирование, анализ понятийно-терминологической системы, построение мыслительного эксперимента и т.д.

К эмпирическим методам исследования относятся: изучение литературы, анализ школьной учительской и ученической документации, изучение нормативных актов, педагогическое наблюдение, опросы, интервью, анкетирование, тестирование, определение рейтинга и др.

Этапы исследования.

 

I этап - подготовка к исследованию:

- изучение теории и истории исследуемого вопроса;

- определение методологических основ проблемы исследования;

- подготовка к организации и проведению исследования.

 

2 этап - подготовка и проведение опытно-экспериментальной работы:

- планирование опытно-экспериментальной работы;

- проведение опытно-экспериментальной работы;

- анализ получэтапы работы и сроки ее выполнения, планируемые в логическоенных результатов.

 

3 этап - оформление выпускной квалификационной работы:

- компоновка подготовленных текстов, написание введения, выводов, заключения;

- составление списка литературы;

- составление приложений;

- составление оглавления;

- оформление титульного листа.

 

4 этап — подготовка к защите выпускной квалификационной работы:

- сдача работы научному руководителю для получения отзыва и рецензии;

- подготовка автореферата для публичной защиты.



2015-11-12 981 Обсуждений (0)
Гипотеза исследования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Гипотеза исследования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (981)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)