Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Театральный музыка спектакль



2015-11-12 1155 Обсуждений (0)
Театральный музыка спектакль 0.00 из 5.00 0 оценок




Разбирая особенности сюжетной и условной музыки мы в каждом случае рассматривали какое-либо одно из ее назначений. Чаще всего, однако, музыка в спектакле выполняетнесколько функций одновременно. Выражая, например, переживания героя, музыка может в то же время эмоционально предвосхищать последующий этап действия; воплощая идею спектакля, она одновременно героя или ситуацию и т. д.

Можно наметить некоторые функции, которые присущи театральной музыке вообще. Одна из таких функций музыки в спектакле -- иллюстративность. Под иллюстративностью понимают прямую связь музыки со сценическим действием. Степень художественной выразительности музыки в этом случае во многом зависит от момента и места ее включения и от самой музыки, в конечном счете от художественного вкуса, творческого чутья постановщика.

При творческом решении вопроса музыка в этой функций может помочь зрителю полнее прочувствовать сценическое действие, дополнить и разнообразить его впечатления отувиденного на сцене.

Как известно, наиболее общий драматургический принцип, свойственный всем видам искусства, состоит в использовании контрастных, полярных сопоставлений: света и тени, форте и пиано, взлета и падения, напряжения, стремительности-действия и задержки его.

Контрастный принцип художественного оформления, в том числе и музыкального, получил в драматическом театре самое широкое распространение. Применение музыки по принципу контраста заключается в раскрытии внутренней линии подтекста, линии психологического содержания сцены. Использование контрастирующей музыки -- наиболее острый и сильный прием включения ее в действие, музыка в этом качестве способна показать самую суть вещей.

Для контрапункта обычно используется условная музыка, но иногда и сюжетная может выступать в этой функции. Контраст с действием может выражаться через песню, которую исполняет герой. Именно так музыкально решена сцена смерти Глобы в спектакле К. Симонова «Русские люди». Вот как объясняет сам автор введение старинной русской песни «Соловей, соловей, пташечка» в эту сцену: «Это старая солдатская озорная песня. Ее пели еще при Суворове, ее пели в мировую войну. Глоба поет эту песню, потому что он любит жизнь, эта песня перед смертью, по-моему, есть жизнеутверждение, сила жизни, в то время как что-то другое, более серьезное, торжественно пропетое перед смертью, звучало бы похоронным маршем».

Прямая и контрастная зависимость -- это, так сказать, крайне противоположные пределы. Музыка может быть и не иллюстративной и не явно контрастной. Такое ее соотношение с действием, которое можно назвать ассоциативным, нередко оказывается наиболее плодотворным. Не совпадая прямо с характером действия, скрытые стороны, и в этом случае она требует от зрителя ассоциативного домысливания и обобщения, а значит, усиливает его внимание и соучастие в происходящем.

Обладая гораздо большими обобщающими возможностями, чем сценическое действие и даже словесная речь, музыка способна ярче и полнее выявить и донести главную мысль сценического действия, и тем самым помочь зрителю глубже осмыслить происходящее на сцене. Придавая частному, единичному явлению обобщающее значение, музыка помогает идейно-эмоциональному восприятию не только отдельной сцены, но иногда и всего спектакля. Чаще всего -- это финальные сцены, в которых звучание оркестра или песни как бы «подытоживает» основную идею произведения.

Музыке принадлежит важная роль как темпоритмическому фактору сценического действия. Особенно ярко это проявляется при сопровождении сцен, имеющих четко выраженный ритм сценического движения: походы, марши, танцевальные номера. В другом случае музыка выявляет не столько ритмическое свойство движения, сколько усиливает динамическую напряженность сцены. Можно сказать, что в подавляющем случае вся музыка так или иначе связана с темпом и ритмом или данного действия, или всего спектакля в целом.

Великолепным примером этому может служить спектакль Театра имени Е. Вахтангова «Принцесса Турандот». Режиссер и композитор нашли соответствующий спектаклю ритм и мелодический рисунок, ставший как бы стержнем этого яркого сценического действия.

Музыка может ритмически организовывать и придавать эмоциональную окраску не только действиям персонажей на сцене, но и движению неодушевленных предметов: автомашин, поездов и пр., а также и животных, сочетаясь с звучанием соответствующих шумов или же «изображая» их с помощью выразительных средств самой музыки.

Широко распространен в драматическом театре простой и эффективный прием, когда одна и та же музыкальная тема, мотив проходит через весь спектакль, изменяясь в зависимости от сценической ситуации. Эту тему, мотив обычно называют -- лейттема, лейтмотив.

Лейтмотив-- (ведущий мотив) в широком смысле--повторяющийся по ходу действия музыкальный образ, который связан с определенным персонажем, идеей, явлением, сюжетной линией и т. д.

Обычно связь между определенными персонажами или определенной ситуацией и сопровождающим их музыкальным мотивом устанавливается с момента появления данного персонажа или возникновения данной ситуации. Так, режиссер, вызывает определенные, желательные для него ассоциации зрителя. Каждое последующее повторение такого мотива, пусть даже в измененном виде, закрепляет эту связь и усиливает у зрителя чувство образного «смысла» данного мотива. Причем характер изменения мелодии (тональное, ритмическое, тембровое) выражает изменения настроения, поведения персонажей или смену ситуации.

В комедии Островского «Доходное место» Полина, скучая, напевает песню Гурилева «Матушка-голубушка». В начале акта в песне звучит задумчивость, грусть, одиночество человека, не знающего, куда себя девать. Появляется сестра Полины Юлия и уходит, оставив ей в подарок шляпку. Обрадованная подарком молодая женщина, стоя перед зеркалом и примеряя шляпку, бессознательно напевает ту же песенку в более быстром темпе, кокетливо поворачиваясь. Теперь песенка звучит совсем иначе.

В приведенном примере музыкальная тема следует за действующим лицом, и каждый раз звучание ее меняется в зависимости от происходящих событий и соответствующей перемены настроения у действующего лица.

Лейтмотив может прозвучать уже в увертюре, как бы определяя общее направление развития действия. В спектакле «Шторм», поставленном Театром имени Моссовета в 1967 году, лейтмотивом всего спектакля явилась мелодия песни гражданской войны «Смело мы в бой пойдем». Прозвучав в увертюре, эта тема проходит через весь спектакль, ее исполняет самодеятельный оркестрик, участвующий в сцене «Субботник», мелодия слышна сквозь грохот боя и топот казацкой сотни, ее исполняют на рояле, который открыто стоит на сцене, эта же мелодия торжественно звучит в финале. Здесь музыка, основанная: на лейтмотиве, как бы идейно цементирует спектакль.

В спектакле может быть не один лейтмотив, а несколько, хотя их общее количество обычно стараются ограничить, чтобы неоднократное звучание и преобразование их не мешали, а помогали выделить главные линии действия. В этих преобразованиях лейтмотивы нередко получают определенное драматургическое развитие, сплетаются, вырастают в качественно новые образы.

Так, лейтмотив не только указывает на развитие определенного образа или ситуацию, но и раскрывает их более глубокий смысл. Именно, лейтмотив позволяет соединить отдельные музыкальные моменты в единое композиционное целое.

И наконец, следует сказать, что любая музыка, включенная в спектакль, несомненно выражает авторское отношение (драматурга, режиссера, композитора) к отдельному персонажу, группе персонажей, к сценическому действию, с которым эта музыка связана.

В зависимости от авторского отношения музыка может определенным образом повлиять не только на зрительское восприятие данного сценического действия или отдельного героя, но нередко и на идейный вывод всего спектакля.

Конечно, рассмотренные функции далеко не исчерпывают всего многообразия приемов использования сюжетной и условной музыки в современном драматическом спектакле. К этому следует еще добавить, что как частные, так и общие функции музыки в спектакле могут наслаиваться, изменяться, сочетаться, переходить из одной в другую, и в каждом конкретном случае это происходит по законам драматургического развития данного спектакля.



2015-11-12 1155 Обсуждений (0)
Театральный музыка спектакль 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Театральный музыка спектакль

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1155)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)